Напоминание

Слова-названия предметов разного рода


Автор: Рубцова Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 110"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Слова-названия предметов разного рода
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Слова-названия предметов разного рода

Форма организации урока:

Цели урока:

1.

Достижение предметных результатов:

1.

различать изменяемые и неизменяемые слова;

2.

находить значимые части слова (окончание);

1.

Организационный момент

-Прозвенел звонок весёлый.

Тише: ротик на замок-

Начинается урок.

-Скажите, какой девиз у нас, ребята.

-Мы умные, мы дружные,

Мы внимательные, мы старательные,

Мы отлично учимся-

Всё у нас получится!

2.

Актуализации

-Найдите рабочую страницу в учебнике. (с.60)

-Какой это урок: продолжение начатой темы или открытие новых знаний?

-Ребята, вот месяц осени хозяйничает вокруг. Он заглянул к нам на урок в виде

игристого ветерка и оставил свои следы. Например, в этом задании слова

разлетелись и легли вот так. Найдите, какое слово лишнее в каждой группе и

обоснуйте свой ответ:

2.

1.

Озеро, масло, мыло, слово, лапа

2.

Ложка, зима, поле, будка, утка

3.

Директор, берёза, бокал, сад, уж

-Догадались ли вы, что будем повторять на уроке? (Род существительных и их

окончания). Это и есть тема нашего урока

1.Умение следовать инструкции

2.Умение удерживать учебную задачу

3.

Постановка цели урока

- Какую цель поставит каждый из вас для себя на уроке?

4.

Минутка чистописания

-С чего начинаем каждый урок русского языка?

-А для чего нам нужно чистописание?

На доске: он она оно

-Напишите слова до конца рабочей строки.

5.

Словарная работа

Словарная работа:

-Что следует после минутки чистописания?

-Ветерок также разбросал слова и здесь, нам нужно расположить их в

определённом порядке.

-Какое бы вы дали задание себе и товарищам? (Расположить слова по алфавиту)

-Расположите слова в алфавитном порядке, подчеркни все опасные места -

орфограммы. Будьте внимательны:

На доске:Арбуз, газета, блюдце, вокзал, девочка, пальто.(работа в тетради)

- Где нам нужен алфавит? (В словарях). Пригодится сегодня.

- Одинакового ли рода все слова? (Слова разного рода)

- Какие слова помощники мы используем для определения рода

существительных? (ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЁ)- (памятка на доске):

-Обозначьте род существительных простым карандашом над словами.

-Назовите слова женского рода (газета, девочка)

-Слова среднего рода (блюдце, пальто)

-Слова мужского рода (арбуз, скворечник)

6.

Работа с предложением

- Маша считает, что среди этих слов есть лишнее. А как вы думаете? (Да,

пальто)

-Почему? ( Оно неизменяемое - слово-иностранец, нет окончания)

-Придумайте предложение со словом пальто (ответы детей)

-А Маша придумала вот такие предложения: Маша надела новое пальто. Я

пошёл гулять без пальто. Два пальто висят на вешалке.

8.

Динамическая пауза

Смена видов деятельности

Карточка:

Ребята 1 варианта выпишут неизменяемые слова, а ребята 2 варианта - все

остальные:

Эскимо, желе, молоко, топор, лото, метро, мороз, шимпанзе, лопата, линейка.

Как можно назвать по–другому слова, которые выписал ты?

-Как показать это письменно? (подчеркнуть основы и окончания)

2.Называю слова разного рода. 1ряд хлопки на слова Ж.Р., 2 ряд –М.Р., 3 ряд-

Ср.Р.

Россия, сердце, солнце, урок, учебник, мама, папа, дитё, тетрадь, полотенце,

Валя, золото, Женя.

9.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Смена видов деятельности

Откройте учебник

- Сравните в упр. 37 слова в парах.

-У слов женского рода тоже могут быть нулевые окончания! Если в других

формах появляются окончания, значит в самой первой (начальной) форме у

этих слов нулевое окончание.

10.

Применение теоретических положений в условиях выполнения

упражнений и решения задач

Воспроизведение учащимися способов выполнения заданий, выполнение

упражнений по образцу

Упражнение 38 с 61- пошаговое выполнение:

-Запиши первые 8 слов в 2 столбика, как это указано на стр.62

-Что получилось? (По 4 слова в каждом столбике)

-Докажи письменно, что у этих слов нулевые окончания, воспользуйтесь

словами: нет, дам, любуюсь.

-Теперь запишите слова полностью буквами и покажите, какие у них окончания.

-Какие окончания вы выделили?

1.Планирование как способность самостоятельно определить

последовательность выполнения действий при решении учебных задач.

2. Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные

результаты своих действий, а также возможные ошибки

11.

Самостоятельное использование сформированных

a.

умений и навыков

Творческое применение умений и навыков

Упражнение 39 выполняется самостоятельно аналогично предыдущему.

После распределения слов, получится по 5 в каждом столбике. Все слова с

нулевыми окончаниями. Возле каждого выписанного слова поставили пустые

квадратики нулевых окончаний.

-Вернитесь к плакату Летучей Мыши на странице 59. Перечитайте пункт.

-Вы соглашаетесь с ним?

-Запишите его в тетрадь и подтвердите своими примерами.

( на –а- :красавица, сказка, радуга;

на –я- :тётя, фантазия, яблоня;

нулевое окончание: сирень, метель, постель)

-Подведём итог урока.

-Какова была цель урока?

-Мы её выполнили?

-Чему мы учились сегодня на уроке? (Определять родовые окончания,

определять нулевое окончание слов-названий предметов, заканчивающихся на

– ь - )

Что нового узнали на уроке? (Если в других формах появляются окончания,

значит в самой первой (начальной) форме у этих слов нулевое окончание)

Красный - всё было интересно и легко на уроке

Жёлтый - иногда были трудности, сомнения

Зелёный - не разобрался в теме, нужна помощь



В раздел образования