Автор: Рубцова Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 110"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Слова-названия предметов разного рода
Раздел: начальное образование
Тема: Слова-названия предметов разного рода
Форма организации урока:
Цели урока:
1.
Достижение предметных результатов:
1.
различать изменяемые и неизменяемые слова;
2.
находить значимые части слова (окончание);
1.
Организационный момент
-Прозвенел звонок весёлый.
Тише: ротик на замок-
Начинается урок.
-Скажите, какой девиз у нас, ребята.
-Мы умные, мы дружные,
Мы внимательные, мы старательные,
Мы отлично учимся-
Всё у нас получится!
2.
Актуализации
-Найдите рабочую страницу в учебнике. (с.60)
-Какой это урок: продолжение начатой темы или открытие новых знаний?
-Ребята, вот месяц осени хозяйничает вокруг. Он заглянул к нам на урок в виде
игристого ветерка и оставил свои следы. Например, в этом задании слова
разлетелись и легли вот так. Найдите, какое слово лишнее в каждой группе и
обоснуйте свой ответ:
2.
1.
Озеро, масло, мыло, слово, лапа
2.
Ложка, зима, поле, будка, утка
3.
Директор, берёза, бокал, сад, уж
-Догадались ли вы, что будем повторять на уроке? (Род существительных и их
окончания). Это и есть тема нашего урока
1.Умение следовать инструкции
2.Умение удерживать учебную задачу
3.
Постановка цели урока
- Какую цель поставит каждый из вас для себя на уроке?
4.
Минутка чистописания
-С чего начинаем каждый урок русского языка?
-А для чего нам нужно чистописание?
На доске: он она оно
-Напишите слова до конца рабочей строки.
5.
Словарная работа
Словарная работа:
-Что следует после минутки чистописания?
-Ветерок также разбросал слова и здесь, нам нужно расположить их в
определённом порядке.
-Какое бы вы дали задание себе и товарищам? (Расположить слова по алфавиту)
-Расположите слова в алфавитном порядке, подчеркни все опасные места -
орфограммы. Будьте внимательны:
На доске:Арбуз, газета, блюдце, вокзал, девочка, пальто.(работа в тетради)
- Где нам нужен алфавит? (В словарях). Пригодится сегодня.
- Одинакового ли рода все слова? (Слова разного рода)
- Какие слова помощники мы используем для определения рода
существительных? (ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЁ)- (памятка на доске):
-Обозначьте род существительных простым карандашом над словами.
-Назовите слова женского рода (газета, девочка)
-Слова среднего рода (блюдце, пальто)
-Слова мужского рода (арбуз, скворечник)
6.
Работа с предложением
- Маша считает, что среди этих слов есть лишнее. А как вы думаете? (Да,
пальто)
-Почему? ( Оно неизменяемое - слово-иностранец, нет окончания)
-Придумайте предложение со словом пальто (ответы детей)
-А Маша придумала вот такие предложения: Маша надела новое пальто. Я
пошёл гулять без пальто. Два пальто висят на вешалке.
8.
Динамическая пауза
Смена видов деятельности
Карточка:
Ребята 1 варианта выпишут неизменяемые слова, а ребята 2 варианта - все
остальные:
Эскимо, желе, молоко, топор, лото, метро, мороз, шимпанзе, лопата, линейка.
Как можно назвать по–другому слова, которые выписал ты?
-Как показать это письменно? (подчеркнуть основы и окончания)
2.Называю слова разного рода. 1ряд хлопки на слова Ж.Р., 2 ряд –М.Р., 3 ряд-
Ср.Р.
Россия, сердце, солнце, урок, учебник, мама, папа, дитё, тетрадь, полотенце,
Валя, золото, Женя.
9.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
Смена видов деятельности
Откройте учебник
- Сравните в упр. 37 слова в парах.
-У слов женского рода тоже могут быть нулевые окончания! Если в других
формах появляются окончания, значит в самой первой (начальной) форме у
этих слов нулевое окончание.
10.
Применение теоретических положений в условиях выполнения
упражнений и решения задач
Воспроизведение учащимися способов выполнения заданий, выполнение
упражнений по образцу
Упражнение 38 с 61- пошаговое выполнение:
-Запиши первые 8 слов в 2 столбика, как это указано на стр.62
-Что получилось? (По 4 слова в каждом столбике)
-Докажи письменно, что у этих слов нулевые окончания, воспользуйтесь
словами: нет, дам, любуюсь.
-Теперь запишите слова полностью буквами и покажите, какие у них окончания.
-Какие окончания вы выделили?
1.Планирование как способность самостоятельно определить
последовательность выполнения действий при решении учебных задач.
2. Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные
результаты своих действий, а также возможные ошибки
11.
Самостоятельное использование сформированных
a.
умений и навыков
Творческое применение умений и навыков
Упражнение 39 выполняется самостоятельно аналогично предыдущему.
После распределения слов, получится по 5 в каждом столбике. Все слова с
нулевыми окончаниями. Возле каждого выписанного слова поставили пустые
квадратики нулевых окончаний.
-Вернитесь к плакату Летучей Мыши на странице 59. Перечитайте пункт.
-Вы соглашаетесь с ним?
-Запишите его в тетрадь и подтвердите своими примерами.
( на –а- :красавица, сказка, радуга;
на –я- :тётя, фантазия, яблоня;
нулевое окончание: сирень, метель, постель)
-Подведём итог урока.
-Какова была цель урока?
-Мы её выполнили?
-Чему мы учились сегодня на уроке? (Определять родовые окончания,
определять нулевое окончание слов-названий предметов, заканчивающихся на
– ь - )
Что нового узнали на уроке? (Если в других формах появляются окончания,
значит в самой первой (начальной) форме у этих слов нулевое окончание)
Красный - всё было интересно и легко на уроке
Жёлтый - иногда были трудности, сомнения
Зелёный - не разобрался в теме, нужна помощь