Автор: Пентюк Дина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №49 "Росинка"
Населённый пункт: г.Канск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка конспекта занятия по ФЭМП в старшей группе
Тема: «Путешествие в математическую страну».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида №49 "Росинка"
Математическое развитие.
Тема занятия: «Путешествие в математическую страну».
Составила:
Пентюк Дина Николаевна
.
г. Канск
2018г.
1
Цель: Закрепление элементарных математических представлений
посредством игры-путешествия.
Задачи:
Образовательные
Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной
ориентировке и ориентировке на листе бумаги, упорядочении полосок по
длине.
Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10.
Развивающие
Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.
Воспитывающие
Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим
знаниям.
Тип занятия: интегрированное
Форма занятия: занятие- путешествие
Продолжительность: 25 минут
Участники: дети старшей группы
Возраст: 5-6 лет
Оборудование: буквы: М; О; Л; О; Д; Ц; Ы; мост, геометрические фигуры,
таблица с картинками: лист, ягода, ромашка, гриб, елка. Раздаточный
материал: - 5 цветных полосок: белая, оранжевая, голубая, красная, желтая;
Предварительная подготовка: дидактические игры: «Составление
геометрических фигур из счетных полочек», «Цепочка примеров», «Помоги
Чебурашке найти и справить ошибку», «Назови число».
Методы и приемы:
Практический метод позволяет детям отработать полученный навык на
практике.
Словесный метод стимулирует речевое развитие.
Наглядный метод активизирует зрительную память.
Структура занятия:
2
Этап занятия
Содержание
Время
1. Вводная часть
2. Основная часть
3.Заключительная
часть
Организация детей,
освежить впечатления.
Сформулировать тему
занятия, мотивировать
ее выбор. Создание
интереса к занятию
(сюрпризность,
загадочность).
Использование
вопросов –
напоминаний,
художественного слова.
Организация детского
внимания, постановка
образовательно -
воспитательной задачи.
Использование
художественного слова,
показ наглядного
материала, приемы
словарной работы.
Самостоятельная работа
с дидактическим
материалом.
использование
пальчиковой
гимнастики.
Подведение итога.
Рефлексия.
2-3 мин.
15-20мин
2-3мин
Ход занятия:
3
Вводная часть
(Воспитатель читает детям письмо.)
Воспитатель: «- Здравствуйте ребята. Я, королева математики услышала, что
вы знаете цифры, фигуры, любите заниматься математикой. Поэтому я
приготовила для вас подарок сюрприз. Но чтобы получить его, вам
необходимо совершить путешествие и выполнить мои задания. Если вы
смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда отправляйтесь в путь.
Счастливого пути».
- Уверены в своих силах и знаниях? (Ответ ты детей.)
Воспитатель: - Тогда отправляемся в математическую страну!
Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать?
- Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня.
Воспитатель: - В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд.)
Воспитатель: - Как вы догадались, что это поезд? Ну что же, давайте,
приготовим свои поезда – и в путь-дорогу…
Основная часть
Воспитатель: - У вас на столе лежат карточки с изображением поезда и
полоски. Составьте поезд из полосок от самой короткой до самой длинной.
Воспитатель: - Составили? Поехали…
(Звучит музыка «Поезд»)
Воспитатель: - А в пути поиграем.
- Сколько всего вагонов у поезда? (Пять.)
- Каким по порядку стоит голубой вагон? (Третьим.)
- Вагон, какого цвета стоит четвертым? (Красный вагон.)
- Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?
(Вторым.)
- Какого цвета вагон левее желтого? (Красного.)
- Какого цвета вагон правее красного? (Желтого.)
4
Воспитатель: - За правильное выполненное задания я вам дарю букву…
(«М»).
Воспитатель: - Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будите
получать по букве. В конце путешествия посмотрим, что из этих букв можно
составить.
2.
Воспитатель: - Вот наш поезд прибыл, на первую станцию называется она
«Лесная».
Воспитатель: - На этой станции вы должны быть внимательными и
наблюдательными. Посмотрите на картинку и перечислите, что растет в
лесу?
Воспитатель: - Запомните расположение и выложите на своих листах точно
такое же изображение.
Вос-ль: - Хорошо справились с моим заданием. За это я вам дарю букву…
(«О»).
3.
Воспитатель: - Мы с вами продолжаем наше путешествие к следующей
станции.
(Звучит музыка)
Воспитатель: - Пока мы едем, давайте немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».
Кулачки мы вместе сложим –
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться.
И друг с другом повстречаться
Снова кулачки прижмем
Разгибаем, загибаем
Снова в кулачки сжимаем.
Заниматься продолжаем.
Воспитатель: - Вот и доехали до следующей. Станция «Отгадай-ка»!
5
4.
Воспитатель: - На этой станции нас ждут с вами загадки:
- Сколько спинок у трех свинок? (3)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Сколько рогов у двух быков? (4)
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
- Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
- Сколько домишек у ста муравьишек? (1)
Воспитатель: - Отлично справились с моими загадками. Постарались. За это
я вам дарю букву… («Л»).
Воспитатель: - Отправляемся дальше в путь к следующей станции.
(Звучит музыка.)
5.
Ребята дальше поезд двигаться не может, впереди разрушен мост и пока мы
его не починим, мы не сможем ехать дальше. Посмотрите, что же случилось.
Выходите из-за столов.
Воспитатель: - Что вы видите? Как вы думаете? Из чего сделан мост?
Воспитатель: - Правильно, из геометрических фигур, но нескольких фигур
не хватает, они лежат рядом с мостом их нужно вставить на место, чтобы он
был целым. Давайте посмотрим, все ли фигуры одинаковые по форме?
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: - Мы починили мост, за это я вам дарю букву…(«О»), поезд
может наш двигаться дальше, отправляемся, занимайте свои места.
(Звучит музыка.)
6.
Воспитатель: - Вот и еще с одним заданием справились. Чтобы вы не
скучали, пока мы едем на поезде, послушайте такую задачу:
- У бабушки 2 правых тапочка и два левых. Сколько тапочек она наденет на
правую ногу? (1) Почему? А как думаешь ты?
Воспитатель: - А вот и следующая. Станция «Веселые знаки и цифры».
6
Воспитатель: - На этой станции мы будем ставить знак =.
- А когда мы ставим знак ровно?
- А что нужно сделать, чтобы поставить знак =?
- Добавьте те предметы, которых мало и поставьте правильно знак. (Дети
выполняют задание.)
- Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
Воспитатель: - Нужно выстроить числовой ряд от 1 до 9.
Воспитатель: - Сейчас поиграем в игру: «Угадай числа».
Игра «Угадай числа».
Воспитатель: - Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с
цифрами, покажите какое число больше (меньше) названного на 1.
- Какое число стоит до 7? После 7?
- Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7?
- Какое число стоит до 9? После 9?
Воспитатель: - Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше
внимание, сообразительность я дарю вам букву… («Д»).
7.
Воспитатель: - Наше путешествие продолжается.
(Звучит музыка.)
Воспитатель: - Следующая остановка. Станция «Задачкино»!
Воспитатель: - На этой станции нам предстоит решать следующие задачи:
7
- В саду росло четыре яблони. Одну из них сломало бурей. Сколько яблонь
осталось в целости?
- Один мальчик пас пять овец, а другой – на одну овцу больше. Сколько овец
пас другой мальчик?
- В пруду плавают старая утка и семь молодых уток. Сколько всего уток в
пруду?
- Рыбак поймал четыре щуки и два карася. Сколько всего рыб поймал рыбак?
- У мухи шесть ног, а у паука на две больше. Сколько ног у паука?
Воспитатель: - Я довольна вашими знаниями и умениями решение задач. И
дарю вам буквы… («Ц, Ы»).
8.
Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше путешествие в страну
«Математика». Давайте вернемся с вами в наш детский сад.
(Звучит музыка.)
Заключительная часть
Воспитатель: - А кто скажет, где мы с вами побывали? Что вам понравилось?
Что запомнили больше?
- Что вы расскажите о нашем путешествии своим родителям, друзьям?
-На этом наше путешествие закончилось.
Литература:
1.
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических
представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2.
Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском
саду, 2003. № 4. с.
3.
Корепанова, М.В. Моя математика. Пособие по познавательному
развитию для детей 5-7 лет. В 3 ч. Ч. 1 / М.В. Корепанова, С.А. Козлова,
О.В. Пронина. - М.: Баласс, 2014. - 80 c.
4.
Маханева, М.Д. Математика от 0 до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-7
лет / М.Д. Маханева, Г.И. Ширяева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 48 c.
8
5.
Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
6.
Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических
представлений // Дошкольное воспитание, 2005. № 8. с. 42-54.
7.
Петерсон, Л.Г. Раз - ступенька, два ступенька. В 2-х т. Т. 1. Раз -
ступенька, два ступенька...Математика для детей 5-6 лет / Л.Г.
Петерсон. - М.: Ювента, 2013. - 64 c.
9