Автор: Юнкман Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 110"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Учимся писать разделительный твердый знак."
Раздел: начальное образование
Тема: «Учимся писать разделительный твердый знак»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Создание
условий
для
открытия
нового
знания
(написание
разделительного ъ знака в словах, умение применять правило на
письме).
Развитие
умений
наблюдать
(орфографическая
зоркость),
сравнивать, делать выводы.
Воспитание
познавательного
интереса
средствами
речевой
деятельности, формирование навыков сотрудничества.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II. Актуализация ЗУ.
-
Запишите
слова
под
диктовку: вьюга,
платье,
семья,
муравьи,
обезьянка, ручьи.
- Какое правило вы применили при написании этих слов?
Дети воспроизводят правило написания разделительного мягкого знака.
(Разделительный мягкий знак пишется в корне перед буквами е, ё, ю, я
– модель правила).
- Вы знаете правило правописания разделительного мягкого знака и
умеете грамотно записывать слова с разделительным мягким знаком.
- Подтвердите свои знания. Выполните следующее задание.
-
Запишите еще несколько слов под диктовку (2 ученика работают у
доски: сильный и слабый): съел, жильё, подъём, вьёт, вьюн, объявление.
-
Давайте
посмотрим,
что
получилось
у
ребят.
Они
по-разному
написали слова.
-
Давайте
разбираться
почему.
Написание
каких
слов
не
вызвало
затруднения? (жильё, вьёт, вьюн)
-
Написание
каких
слов
вызвало
затруднение?
(съел,
подъём,
объявление)
- Посмотрите, отличаются ли эти слова по составу от тех, что не
вызвали затруднений в написании? (есть приставка)
-Почему в этих словах нельзя написать разделительный мягкий знак?
(Разделительный мягкий знак пишется в корне перед буквами е, ё, ю, я)
- Какой вопрос возникает? Чего мы еще не знаем? Сформулируйте
вопрос. (Какая буква пишется после приставки и перед корнем?)
III. Формулирование учебной задачи
- Перед нами проблема. Давайте ее решать. Какую задачу поставим
перед собой?
(Узнать какую букву писать после приставки и перед корнем)
IV. Открытие нового знания
Запись на доске: Выезд, переезд, проезд.
Объезд, подъезд, въезд.
-Спишите и разберите слова по составу.
-Сравните приставки в словах первой и второй строчек.
-На какую букву оканчиваются приставки: гласную или согласную?
-После каких приставок пишется разделительный твердый знак?
(Учащиеся вспоминают из каких частей состоит слово. Высказывают
свои предположения. Замечают, когда пишется разделительный твердый
знак)
-Давайте составим алгоритм и сформулируем правило
Рассмотреть слово.
Разобрать слово по составу.
Определить, есть ли в слове приставка.
На какую букву оканчивается?
С какой буквы начинается корень?
Сформулируйте правило
(Формулируют
правило:
если
приставка
оканчивается
на
буквы,
обозначающие согласные звуки, а корень начинается с буквы: е, ё, ю, я, после
приставки пишем разделительный твердый знак)
- Какая модель у нас получится, если записать правило графически?
(модель правила)
- Как же напишем слова: съел, подъём, объявление, которые встретились
в начале урока?
-Ребята, вы открыли новое правило. А теперь как проверить свое
открытие?
(Прочитать правило в учебнике)
-Правильно, прочитаем правило в учебнике.
(Сравнивают свою формулировку с правилом в учебнике стр.158)
V. Физминутка
VI. Первичное закрепление c комментированием
Работа с учебником (стр.158-159)
«Учимся применять правило».
- Выполните упражнение № 2 на странице 159, самостоятельно.
(Выделяем
приставку,
подчёркивае м
бу к в ы
п е р е д
и
п о с л е
разделительного твердого знака)
-Ребята! Кто понял, как работать с алгоритмом применения правила
Поставьте в тетради на полях «+»;
Кто совсем не понял «-»;
У кого есть вопросы поставьте «?»
VII. Контроль
-Какую задачу мы ставили перед собой?
(Узнать правило написания слов, в которых есть приставка и корень
начинается на буквы
е, ё, ю,
я).
-Давайте проверим, как мы научились применять это правило.
Работа в тетради «Пишем грамотно № 1», стр. 86, упр. № 3 самостоятельно.
Вставьте где надо разделительный твердый знак.
-Потом, поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга, подчеркните
там, где допустили ошибку. (взаимопроверка).
VIII. Домашнее задание
Тетрадь «Пишем грамотно № 1», стр. 86, упр. № 2.
VII. Рефлексия.
-Что вы не знали в начале урока?
-А как вы узнали?
-Нарисуйте в тетради на полях смайлик.
желтый – я все понял и справился с заданиями;
фиолетовый – я все понял, но было трудно, выполнять задания;
голубой – у меня не все получилось.