Автор: Сайфуллина Римма Наильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 39"
Населённый пункт: города Тюмени
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Поможем Незнайке" (Эксперименты с воздухом)
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности
«Поможем Незнайке»
(Эксперименты с воздухом)
Выполнили: Усламина Л. А.
Сайфуллина Р. Н.
Тюмень 2018
Задачи:
1.
Образовательная область «Познание»:
- создавать условия для расширения представлений об окружающем мире;
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- закреплять и расширять представления детей о воздухе, его свойствах;
- упражнять в наблюдательности;
- развивать умение делать выводы на основе практического опыта.
2. Образовательная область «Речевое развитие»:
- совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, задавать
их;
- ввести в словарь детей слово «эксперимент»;
- пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о
ближайшем окружении;
- совершенствовать интонационную выразительность речи.
3. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
- способствовать формированию доброжелательных отношений в ходе
совместной работы, чувства уважения к своим товарищам, чувства
взаимопомощи;
- способствовать воспитанию самостоятельности;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание
исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование: письмо и посылка от Незнайки, открытка с загадкой, полиэтиленовые
пакеты - по количеству детей; бутылка пустая, таз с водой, стаканы одноразовые
(0, 5 л) – по количеству детей, трубочки коктейльные – по количеству детей, кораблик
с парусом.
Ход занятия:
(Дети входят в группу)
Воспитатель: Дети, поздоровайтесь с нашими гостями.
Психодиагностика (встают в круг): Здравствуй, правая рука!
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
В.: Ребята, сегодня утром нам пришла посылка и письмо, от кого, мы сейчас
посмотрим.
- Давайте, сначала прочтем письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам
Незнайка. Я хожу в школу, в первый класс. И мне учитель задал домашнее задание
узнать и рассказать о том, что находится в посылке. Помогите, пожалуйста. Скоро
буду. Ваш Незнайка»
- Ребята, поможем Незнайке?
Дети: Да.
В.: Давайте откроем посылку, и узнаем, что же там находится. (Ничего нет)
- Ой, пусто. Посмотрите, а вот на крышке прикреплен листок бумаги.
- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
- Что же нам прислал Незнайка?
Дети: Воздух.
В.: Значит, мы должны собрать информацию для Незнайки о воздухе.
- Ребята, а вы видите воздух?
Дети: Нет.
В.: А хотите узнать, как можно увидеть воздух?
Дети: Да.
В.: Давайте проведем эксперимент с бутылкой и водой.
- Что в бутылке?
Дети: Ничего.
В.: Опускаем ее в воду – из нее выходят пузыри.
- Что это за пузыри?
Дети: Воздух.
В.: Правильно. Когда в бутылку поступает вода, из нее выходит воздух. Значит, что
было в бутылке?
Дети: Воздух.
В.: А его было видно в бутылке?
Дети: Нет.
В.: Значит, воздух какой?
Вывод: НЕВИДИМЫЙ.
Стук в дверь, заходит Незнайка с сумкой, в которой лежат мыльные пузыри на
каждого ребенка, здоровается с детьми.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети: Да, ты Незнайка.
Незнайка: Я к вам пришел за помощью.
В.: Да, Незнайка, мы тебе поможем узнать много нового о воздухе.
- Ребята, а что мы уже узнали о воздухе?
Дети: Воздух невидимый.
Незнайка: Здорово, ребята. А я знаю, как можно поймать воздух?
- А вы можете? Хотите научу вас?
Дети: Да.
Эксперимент «Поймай невидимку» (с полиэтиленовым пакетом) (достает из своей
сумки Незнайка).
Н.: Возьмем полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Пустой.
Н.: Какой он тоненький, его можно свернуть в комочек.
- Давайте откроем его и поймаем в него воздух. (Незнайка показывает, дети
повторяют). Теперь, чтоб воздух не улетел, закручиваем пакет. Какой стал пакет?
Дети: Полный, похож на подушку.
Н.: Воздух занял все место в пакете. А теперь мы отпустим воздух (дети открывают
пакет и выпускают воздух).
- Пакет стал пустым и снова его можно свернуть в комочек. Какого цвета был воздух в
пакете?
Дети: Бесцветный.
В.: Вывод: Чтобы увидеть воздух, надо поймать его в пакет. ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ,
БЕСЦВЕТНЫЙ.
В.: Незнайка, ребята, давайте поиграем. Физминутка «Дует ветер нам в лицо»
В.: Ребята, Незнайка, а я приготовила еще один интересный эксперимент.
Эксперимент с коктейльными трубочками и стаканом воды.
В.: Возьмите трубочку в рот и подуйте на ладошку.
- Что чувствуете?
Дети: ветер дует в ладошку.
В.: А теперь опустите трубочку в стакан с водой и подуйте.
- Что происходит?
Дети, Н.: образуются пузыри в стакане.
В.: Значит, где есть воздух?
Дети, Н.: Внутри нас.
В.: Откуда он берется?
Дети, Н.: Мы его выдыхаем.
В.: Но, чтобы его выдохнуть, мы должны воздух сначала вдохнуть. Давайте вдохнем,
выдохнем. Эксперимент «Не дыши»: сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
Не дышите кто сколько сможет.
- Как вы себя чувствуете без воздуха?
Дети: Плохо.
В.: Правильно, ребята. Не дышать мы не можем. Воздух, а точнее кислород необходим
нам.
- Кому еще нужен воздух, как вы считаете, дети?
Дети, Н.: Животным, птицам, насекомым, всем живым существам.
В.: Вывод: Воздух необходим для всего живого на Земле.
Незнайка: Ребята, вы, наверное, устали уже выполнять эксперименты с воздухом,
давайте немного отдохнем, выполним вместе со мной дыхательные упражнения:
«Задуйте свечу» (сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечку.
Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя
порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На
нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как
можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов)
«Бегемотики»:
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
- Молодцы, ребята! Вот и отдохнули немножко.
- Для вас, ребята, я принес кораблик, но он у меня почему то не плывет, а стоит на
месте. (опускаем кораблик в воду).
В.: Ребята, что же надо сделать, чтобы кораблик поплыл?
Дети: Подуть на парус. (дети дуют)
В.: Ого, какой ветер! Когда воздух движется, получается ветер.
В.: Ну что, Незнайка, ты понял, что такое воздух и какой он?
Н.: Да, ребята, теперь я все знаю про воздух.
В.: Давайте все вспомним: 1) воздух не видно – невидимый, прозрачный;
2) воздух необходим для жизни всего живого, для дыхания;
3) воздух движется – образуется ветер.
Н.: Спасибо вам, ребята. А у меня для вас сюрприз – мыльные пузыри. Для того, чтобы
их надуть, тоже нужен воздух. (Незнайка раздает детям мыльные пузыри)
- А мне пора бежать в школу, там меня ждут мои друзья. До свидания! До новых
встреч!
В.: Дети вам понравилось экспериментировать с воздухом?
Дети: Да.
В.: А мне понравилось работать с вами и Незнайкой. Вы молодцы! Спасибо всем!