Напоминание

"Роль духового оркестра в становлении и воспитании музыканта"


Автор: Зарипова Любовь Николаевна
Должность: преподаватель по классу духовых инструментов
Учебное заведение: МКОУДО "Катав–Ивановская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Катав–Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Роль духового оркестра в становлении и воспитании музыканта"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Катав – Ивановская детская школа искусств Катав-Ивановского муниципального района»

Методическое сообщение на тему

«Роль духового оркестра в становлении и

воспитании музыканта»

Выполнила преподаватель

по классу духовых инструментов

Зарипова Л.Н.

Катав-Ивановск – 2018г.

Вступление.

Творческая биография коллектива

Время неумолимо пролистывает даты, и уже не годами, а юбилеями

мы измеряем его стремительные шаги. В 2018 году духовому

оркестру детской школы искусств г. Катав-Ивановска исполняется

уже 38 лет. Три года назад коллектив очень широко отмечал свой

юбилей - 35 лет, и на день рождения к артистам приходили друзья,

коллеги – с кем пройден немалый творческий путь.

На сегодняшний день в составе оркестра 14 человек - это учащиеся

оркестрового отделения, класс духовых и ударных инструментов,

но также в коллективе постоянно играют бывшие выпускники

отделения, в этом году их 8 человек, и даже есть семейные

династии (отец и сын Королёвы).

В своей творческой биографии оркестр добился значительных

успехов в концертной и исполнительской деятельности.

Духовой оркестр ДШИ г. Катав-Ивановска активный участник

многих городских и районных мероприятий концертно-

просветительской и воспитательной работы и имеет свои

издавна сложившиеся традиции выступлений: 9 мая, день города,

городские торжественные праздники. Оркестр приглашают

участвовать в областных фестивалях, таких как «Стрит – парад»,

«По главной улице с оркестром». Коллектив является постоянным

участником Всероссийского фестиваля «Уральские фанфары», и не

раз становился лауреатом этого фестиваля.

Моя деятельность в качестве руководителя школьного оркестра

началась в далёком 1999 году, когда я пришла работать в ДШИ в

качестве преподавателя по классу духовых инструментов. Сначала у

коллектива были два руководителя: я вела ученический состав, а

основатель нашей школы Кандалов Ю.Т., заслуженный работник

культуры РФ, вёл сводный оркестр.

Оркестр - лучший в городе, и не только потому, что он

единственный, а потому что в нём играют дети нашего города.

Все они ученики общеобразовательных школ, каждый старается

закрыть четверть без троек, а обучение в ДШИ даёт им

возможность развить и усовершенствовать в себе музыкальные

способности, стать артистом.

Деятельность духового оркестра в ДШИ.

Концертно-просветительская работа оркестра духовых

инструментов в ДШИ является основополагающей и способствует

популяризации духового искусства, приобщению молодого

поколения к инструментальному исполнительству.

Концерт - это подведение итогов, праздник, пришедший на смену

кропотливой репетиционной работе. Концертные выступления

сплачивают коллектив, повышают уровень музыкально-

эмоционального состояния учащихся, обостряют чувство

взаимозависимости, внимания, приносят ощущение радости от

общения с музыкой, общения друг с другом, со слушателями, от

самого процесса игры.

Успех концерта зависит, прежде всего, от степени подготовки,

уровня мастерства дирижера и всего коллектива. В то же время

концертное выступление позволяет выявить недоработки не только

художественного, но и организационно-воспитательного порядка.

Каждый концерт для ребенка, это не только праздник, но и

ответственное испытание на организованность, выдержку,

собранность и силу воли. Очень важно перед концертом создать

хорошее настроение, успокоить ребят, настроить на общение с

музыкой. Учащиеся -оркестранты любят концерты, любят делать

людям добро, создавать для них праздник в будний день. Чаще

всего наши зрители – это наши родители, младшие или старшие

братишки и сестрёнки, дедушки, бабушки, соседи, и все они с

благодарностью относятся к нашим выступлениям. Наши

концерты всегда доброжелательно принимаются публикой,

приносят людям счастье и улыбки. Только одно может удержать в

коллективе – это выступления.

Похвала за честный и добросовестный труд всегда приятна.

Всем оркестрантам важна оценка их выступления и слова

благодарности. Успех - приятный и важный стимул для

творчества, он развивает способность относиться к своей работе,

к своему искусству объективно и самокритично.

Впечатления от встреч со зрителем дают участникам

коллектива возможность сравнивать, сопоставлять, думать, а

главное - вызывают желание стать лучше, оправдать ожидания

слушателей и руководителя.

В состав оркестра входят все учащиеся класса духовых

инструментов. Работа в оркестре ведётся по группам. Занятия

проходят 2 раза в неделю, что позволяет работать с оркестром,

как по группам, так и в полном составе. Если оркестровые

(ансамблевые) партии сложны, для исполнения их можно

упростить.

Участие младших школьников в оркестре всегда стимулирует их

занятия на инструменте, а участие в концертах повышает

самооценку учащихся и придает значимость их занятиям.

Благодаря коллективному музицированию, дети соприкасаются со

сложными для их периода произведениями.

Человек в любом возрасте, особенно в детском, любит выступать на

сцене.

Не каждый может выступить как солист, а очутившись в оркестре, у

учащихся исчезают музыкальные «неудобства» имеющие место в

сольной игре.

Сегодня репертуар оркестра духовых инструментов ДШИ г. Катав-

Ивановска насчитывает от 25 до 30 музыкальных произведений,

различных по характеру, жанру, стилистике.

Коллективные упражнения и настройка инструментов.

Для того чтобы достичь более высокой слаженности оркестра,

улучшить его ансамблевые, интонационные, динамические и

тембровые качества, необходимо на каждом занятии в составе

оркестра работать над коллективными упражнениями. Обычно

сюда входят: унисонные упражнения в звуках продолжительной

длительности, исполняемые в различных динамических оттенках и

ритмических рисунках; упражнения в гаммах, арпеджио для

овладения штрихами, развития беглости и т.п., а также другие

упражнения, предназначенные для определённых учебных целей.

В систему коллективных упражнений рекомендуется включать

исполнение

гамм,

которыми

учащиеся

овладели

в

период

индивидуальных занятий на инструментах.

По времени коллективные упражнения должны занимать не

более

30

минут,

включая

сюда

и

5-10

минут

для

настройки

оркестра.

Естественно,

что

в

отведённое

время

невозможно

исполнить

все

рекомендуемые

упражнения.

Поэтому

в

систему

коллективных упражнений желательно включать одно упражнение

в звуках продолжительной длительности, два-четыре трезвучия из

упражнения

В.М.

Блажевича

и

одну

гамму.

Коллективные

упражнения рекомендуется исполнять перед занятиями в составе

всего оркестра.

Необходимым условием для качественного звучания оркестра

конечно

является

правильная

настройка

инструментов.

На

состояние духовых инструментов, а следовательно, и всего оркестра

оказывают

влияние

разные

факторы:

температурные

условия,

способы настройки инструмента, оркестровых групп и оркестра в

целом;

качество

звука

у

отдельных

исполнителей;

соблюдение

правил эксплуатации инструментов.

Все духовые инструменты имеют свойство при охлаждении

понижать строй, а при нагревании – повышать. Во время игры на

инструмент оказывает влияние температура окружающей среды и

температура

воздуха,

посылаемого

исполнителем

в

инструмент.

Поэтому настраивать инструмент следует только после того, как он

будет немного согрет, т.е. его температура станет примерно такой,

как во время игры.

Точность

настройки

оркестра

необходимо

проверить

различными вариантами в нюансах меццо-форте, пиано и форте.

Желательно

проверить

чистоту

строя

оркестра

по

звукам

тонического

трезвучия

тональностей,

в

которых

написаны

произведения,

предназначенные

для

разучивания

на

данной

репетиции.

Это

способствует

и

своеобразной

«настройке»

учащихся на восприятие определённой тональности.

Однако, как бы ни был настроен оркестр, его интонационная

устойчивость

зависит

от

внимания

и

навыков

исполнителей.

Чистота интонирования и строя во многом определяется качеством

звука.

Резкий

и

крикливый

звук

производит

неприятное

впечатление, вызывает ощущение интонационной неустойчивости.

Поэтому

первым

условием

является

приобретение

красивого,

характерного для каждого инструмента тембра звука.

Работа над художественными произведениями.

Юные исполнители должны при разучивании произведения

понять не только его сюжет, внешнюю сторону происходящего

в музыке, но и внутреннее содержание произведения. Образное

художественное слово не только раскрывает содержание музыки,

но и создает у детей определенное настроение, вызывает желание

активно действовать, сопереживать. Музыка воссоздает образы

реальной жизни. Музыка -

неиссякаемый источник широких жизненных ассоциаций, на

которых нужно воспитывать ребенка, учить его размышлять.

Работу над художественными произведениями можно разделить

на три этапа:

первый этап – ознакомление с произведением, в процессе которого

у

исполнителей

создаётся

общее

впечатление

обо

всём

произведении, выявляются наиболее трудные музыкальные места,

требующие особого внимания;

второй этап – работа над отдельными деталями в составе всего

оркестра, по голосам и группам однородных инструментов;

третий

этап

выгрывание

в

произведение

и

доведение

его

до

необходимого уровня исполнительской выразительности.

Ознакомление с произведением не рекомендуется начинать

сразу

с

проигрывания.

Желательно,

чтобы

каждый

исполнитель

предварительно

посмотрел

свою

партию,

а

затем

проиграть

произведение всем оркестром. Для того, чтобы у исполнителей

сложилось

более

цельное

представление

о

произведении,

его

следует проиграть несколько раз.

Необходимо также, чтобы руководитель рассказал музыкантам

о

тональном

плане

произведения,

его

главных,

побочных

и

связующих элементах.

Второй этап работы более трудоёмкий. Исполнитель только в

том случае сможет выразительно сыграть произведение, если его

внимание

не

будут

отвлекать

технические

трудности.

Поэтому

каждый

музыкант

обязан

хорошо

выучить

свою

оркестровую

партию. В этот период главное внимание следует уделить работе

над фразировкой, динамикой, штрихами отдельных мелодических

оборотов и частей произведения в составе оркестра, по голосам и

оркестровым группам.

Третий этап работы предполагает доведение исполнения

произведения

всем

оркестром

до

необходимого

художественно-

выразительного уровня.

Мы стараемся, чтобы дети чаще посещали концерты

сольных исполнителей и коллективов разного уровня. После

концерта беседуем, рассуждаем, каждый имеет возможность

высказать свое мнение, впечатления. Задача педагога - создать

комфортную обстановку, творческую атмосферу, благодаря

которой у его учеников происходит накопление музыкального

опыта. Только в этом случае можно говорить о музыкальном

развитии, о желании творить. Для того чтобы приобщить

учащихся к творческому процессу, на самой репетиции

целесообразно обращаться к ним с предложением дать оценку

услышанного какого-либо эпизода, определить насколько

убедительно сыграна та или иная партия. Творчество также

проявляется в оформлении оркестровых папок, оформлении

костюмов. После успешной репетиции или выступления, мы

предлагаем ребятам выразить свои чувства, эмоциональные

переживания от услышанного. И если у ребенка возникла эта

потребность - это замечательно.

Воспитательная работа

Главная цель воспитательной работы - создать сплочённый

музыкальный коллектив. Оркестр - это не только группа

музыкантов, играющих вместе, а такая форма коллективного

исполнительства, где каждый, сохранив индивидуальность,

вместе с тем подчиняется общим задачам в воплощении авторского

замысла. Оркестр не подавляет индивидуальность музыканта,

каждая индивидуальность получает что-то новое для своего

развития и совершенствования. Задача состоит в том, чтобы на базе

индивидуальных возможностей каждого, укрепилось единство

всего коллектива; нужно стремиться суммировать эти

личностные проявления, образовав на их основе общее -

творческую индивидуальность оркестра, с единым видением и

восприятием музыки. Оркестровые занятия обязывают учеников

согласовывать свои действия с действиями других оркестрантов,

и не только в творческом направлении, но и по таким

вопросам, как подчинение законам коллектива, правилам

дисциплины. С данной точки зрения игра в оркестре несёт в себе не

малый воспитательный заряд. Одним из вспомогательных средств в

создании сплочённого коллектива является работа с родителями.

Единственно-верная форма взаимоотношений руководителя

коллектива и родителей - это взаимоуважение. Главный принцип

организации работы с родителями - это единство целей и задач,

которые призваны решать руководитель оркестра и родители.

И в заключении хочется сказать, что на практике, работая с детьми,

сложно, а иногда и невозможно сказать, где обучение, где

творчество, где воспитание.

Главное, что ученики все замечательные, и я стараюсь стать для

них в жизни нужным человеком. Лишь некоторые из них

станут профессиональными музыкантами, однако хочется, чтобы

все они стали профессиональными любителями музыки,

состоявшимися личностями, любящими и умеющими творить

вокруг себя прекрасное.

И значит труд, педагога ДШИ имеет своё место в воспитании

учащихся, и проходит время, а бывшие твои воспитанники при

встрече кланяются в знак благодарности.

Список

литературы:

1.Аксёнов Е., Браславский, В., Суровцев С., Михайлов Н., Халилов

В.

Школа игры для духового оркестра. - М., «Советский композитор»,

1989.

2.Блажевич В. Школа коллективной игры на духовых инструментах

(часть 1-2) - Л., - М., «Музгиз», 1948.

3. Бухаров В., Иванов-Радкевич Н., Лысань Г., Мальтер Л. . Школа

коллективной игры на духовых инструментах. - М., «Музгиз»,

1960.

4.Васильев Е., Зырянов Я. Курс обучения игре в духовом оркестре.

Вып. 1-12. – У., «Украйна музична», 1978.

5. Губарев И. Духовой оркестр. Краткий очерк.



В раздел образования