Автор: Рахматова Гузалия Мухаметмударисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" имени братьев Глубоковых
Населённый пункт: с.Лопатино м.р. Волжский Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие вербальных способностей учащихся на уроках русского языка в 5 классе"
Раздел: среднее образование
Рахматова Гузалия Мухаметмударисовна
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Лопатино м.р. Волжский
Самарской области
РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы у школьников были развиты
некоторые психологические качества, соответствующие специфике литературы как искусства
слова. Они должны уметь воспроизводить в сознании образы и картины, изображенные
писателем, научиться видеть за ними определенный жизненный процесс, осмысливать идею
произведения,
заражаться
чувствами
автора
и
давать
свои
собственные
эмоциональные
оценки. Свои мысли и чувства учащиеся должны уметь свободно, логично и аргументировано
излагать в сочинениях, раскрывая при этом художественные особенности. Таким образом, они
должны обладать и эмоциональной восприимчивостью, и легкостью словесного оформления
своих мыслей и чувств, то есть определенными вербальными способностями.
В современной литературе, в многочисленных статьях, публикуемых в периодических
изданиях,
большое
значение
придается
усилению
непосредственного
эмоционального
воздействия
на
учащихся,
повышению
ее
роли
в
эстетическом
воспитании,
а
также
повышению творческой активности школьников.
Ученики в силу ряда возрастных особенностей и в силу недостаточной разработанности
методики развития вербальных способностей на уроках не всегда представляют себе те образы
и картины, которые описываются в произведении, многого не понимают, нередко остаются
эмоционально безучастными. Развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости
учащихся и их воображения в процессе обучения литературе и русского языка происходит
замедленно.
В
результате
к
началу
изучения
систематического
курса
в
5
классе
многие
учащиеся
приходят
недостаточно
эмоционально
и
эстетически
отзывчивыми,
со
слаборазвитым
воображением
и
образным
мышлением,
с
неумением
использовать
изобразительных
средств
языка
в
целях
индивидуализации
описываемых
предметов
и
явлений, что отрицательно сказывается на усвоении ими литературы и русского языка, а
отсюда и другими гуманитарными предметами во всем их идейном и эстетическом богатстве.
В области усвоения языка наилучшим образом прослеживаются отдельные компоненты
языковых способностей (аспекты языка и аспекты речи). Наряду с этим имеются и четко
обозначенные
водоразделы
между
направлениями
методов
обучения
-
традиционные
и
интенсивные,
аналитические
и
смешанные,
коммуникативно-ориентированные
или
когнитивно-ориентированные и т.д.
Основы проявления вербальных способностей на уроках русского языка.
Обучение
на
уроках
русского
языка
должно
строиться
с
учетом
необходимости
формирования у учащихся различных вербальных умений и навыков: умений понять тему
сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично),
проникнуть
в
смысл
высказывания
—
слушание;
навыков
изучающего
чтения;
умений
ведения
диалога
и
построения
монологического
высказывания
—
говорение;
уме ний,
осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать
материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в
определенном
стиле,
отбирать
языковые
средства,
совершенствовать
высказывание
—
письмо, говорение.
Перечисленные умения и навыки возможно формировать, опираясь на теорию речевой
деятельности, с точки зрения которой речь — «деятельность человека, использующего язык в
целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружа ющего мира, для
планирования
своих
действий
и
проч.
Под
речью
понимают
как
сам
процесс
(речевая
деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные)».
Различают
два
вида
речи:
внутреннюю
и
внешнюю
(она
может
быть
устной
и
письменной).
Ряд
исследователей
подразделяет
речь
также
на
рецептивную
(слушание,
чтение) и продуктивную (говорение, письмо). Такое деление условно, так как восприятие
речи (слушание, чтение) и ее понимание — процесс активный.
Результативность
уроков
словесности
находится
в
прямой
зависимости
от
того,
насколько
рационально
организована
сменяемость
устных
и
письменных
заданий,
как
продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для пре-
одоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к
мысли.
Специальные
психолого-педагогические
исследования
показали,
что
наиболее
эффективным
является
комплексное
обучение
речи,
при
котором
умения
воспринимать
устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями
строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой
деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения,
общие для всех видов деятельности, в частности такое базисное, исходное умение, как
понимание информации, — умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.
По мнению психологов, между мышлением и речью нет тождества. Будучи тесно
взаимосвязанными, мышление и речь различаются своими механизмами: говорим мы при
2
помощи слов, мыслим же более крупными единицами — «сгустками смысла». Внутренняя
речь
характеризуется
сжатостью,
сокращенностью,
а
на
глубинных
уровнях
—
грамматической неоформленностью, использованием наряду с языковым материалом иных
кодовых единиц — «образов и схем». Как показывают исследования психологов, программа
речевого высказывания формируется во внутренней речи и существует обычно в «предметно-
изобразительном коде» — в виде «образов-мыслей». На этом этапе мысль еще не расчленена,
не выражена в словах.
Переход
от
мысли
к
речи
и
от
речи
к
мысли
требует
преобразования,
или
перекодирования, информации. Переход от внутренней речи к внешней часто сопряжен с
определенными трудностями. Во внутренней речи мысль понятна самому человеку, но когда
он пытается выразить ее для других, оказывается, что его не понимают, и он сам чувствует
иногда, что сказал не то или не так, как хотел. Эти трудности связаны с тем, что нужно
перейти от свернутых, сжатых, понятных для себя мыслей к развернутым грамматическим и
логическим формам, доступным пониманию других. Поэтому в обучении речи большое
значение имеет вооружение учащихся приемами преобразования внутренней речи в струк-
турные формы, присущие внешней речи.
Опираясь на характерные особенности внутренней речи, приведем примеры основных
приемов и видов работы, помогающих преобразованию внутренней речи во внешнюю.
Различные виды речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
На уроке развития речи можно предложить учащимся следующую работу:
к опорному слову или словосочетанию, связанным с темой сочинения, подобрать слова,
сходные с ними по смыслу, или те, которые рождаются по ассоциации. Как показывает
практика, учащиеся быстро справляются с подобным заданием. Так, на уроке-подготовке к
сочинению
—
описанию
интерьера
в
VI
классе
ученики
выстроили
следующий
ряд
словесных ассоциаций к словосочетанию новогодняя елка: праздник, веселье, подарки, запах
мандаринов, бенгальские огни, восхищение, сказочные, добрые, мороз, красота, счастье и т.
д. Закрепив мысленный образ в словах и опираясь на них при построении устных и пись-
менных высказываний, учащиеся свободнее и ярче смогут выразить свои мысли.
Преодолению
сложностей
перехода
от
свернутых
мыслей
к
развернутым
грамматическим и логическим формам способствует также такой прием, как выстраивание
предложений
на
основе
одного
слова
или
грамматической
основы.
Опорное
слово
(грамматическая основа) записывается учителем на доске и по мере поступления предло-
жений учеников превращается в сложную синтаксическую конструкцию. Например: цветок
3
— цветок благоухал — цветок благоухал на весь сад — нежный, белый, только что рас -
крывшийся цветок благоухал на весь сад ранним весенним утром.
Полезной видится также работа по преобразованию простого плана в сложный.
Внутренней речи свойствен предикативный характер ее компонентов. В связи с этим
свойством внутренней речи можно предложить учащимся определить сюжетную линию
будущего высказывания (если речь идет о таком типе речи, как повествование) с помощью
построения цепочки из глаголов в определенной форме. Этот вид работы полезен также для
предупреждения довольно распространенной ошибки учащихся — неоправданной замены
категорий вида и времени у глаголов-сказуемых в сочинениях.
Важную
роль
в
обеспечении
«перекодирования»
внутренней
речи
во
внешнюю
и
предупреждении речевых ошибок играет широко известный и применяемый на уроках прием
подбора синонимического ряда к глаголам говорения, движения, состояния, местоположения
и т.п.
Компонентам
внутренней
речи
свойственна
большая
степень
ситуативной
контекстуальной обусловленности. «Схемы-образы» рождаются как ответ на определенный
момент речевой ситуации, созданной с помощью реализации межпредметных связей на
уроках русского языка и литературы. Чтобы «запеленговать» эти мимолетные картины,
можно
использовать
приемы
из
методик
преподавания
других
предметов
гуманитарно-
эстетического цикла.
Например,
учитель
просит
учащихся
зафиксировать
их
впечатления,
ощущения,
настроения или состояния после восприятия текста или другого произведения искусства с
помощью красок на бумаге. Следующий этап этой работы — «разгадывание» уловленных и
отраженных в цвете и линиях чувств, оценок и вербальное их выражение.
Устная
и
письменная
речь
как
типы
речевой
деятельности
реализуются
во
взаимосвязанных
речемыслительных
процессах
—
восприятии
и
воспроизведении
высказывания,
обусловленных
ситуацией
общения.
Созданная
на
уроке
при
активном
привлечении межпредметных связей речевая среда становится стимулом для порождения
речевой
деятельности
разных
типов
и
видов.
В
этой
деятельности,
макси мально
приближенной
к
условиям
протекания
естественной
коммуникации,
формируются
коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание высказываний.
Коммуникативный подход к преподаванию русского языка определил поиск новых
методов обучения. Наряду с традиционным для школы имитационным методом усвоения
родной речи, с такими его ведущими приемами обучения, как изложение и сочинение по
4
образцу, все большее значение приобретает стимулятивно-мотивационный метод, который
реализуется
в
различного
вида
ситуативных
упражнениях,
основанных
на
зависимости
содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации. Из форм работы,
стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках
русского языка, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии по выставочным
залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько
учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов), устное или пись-
менное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...», составление
вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером, обоснование выбора
подарка (ролевая игра «В магазине»: диалог ведут «покупатель» и «консультант торгового
зала») и т.п.
Эти
упражнения,
развивая
у
учащихся
умение
соотносить
содержание
и
форму
высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка,
приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как по -
вышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
Следует
отметить,
что
организация
на
уроке
речевых
ситуаций
и
выполнение
учащимися
различных
видов
ситуативных
упражнений
не
самоцель,
а
средство
формирования
коммуникативных
умений
и
навыков
школьников,
способ
накопления
материалов для сочинения. Так как письменная речь развивается, если она сопоставляется с
уже усвоенной устной речью, мы считаем возможным и необходимым разумное чередование
устной и письменной форм речи на уроках русского языка, в частности на уроках развития
речи.
В
предлагаемой
нами
структуре
урока
—
подготовки
к
написанию
сочинения
предусматривается
время,
необходимое
для
выполнения
письменных
заданий
разного
характера в сочетании с устными выступлениями учащихся. Наблюдения школьников, их
состояние,
оценка,
мотивы,
интересные
находки
способов
словесного
выражения
возникающих
воспоминаний,
мыслей,
чувств
отражаются
учениками
в
черновиках
на
каждом этапе урока. Индивидуальная и групповая работа по карточкам, комплексный анализ
текста, этимологический и словообразовательный анализы, составление цепочек слов по
ассоциации,
словосочетаний
по
образцу,
построение
на
их
основе
предложений
и
т.п.
чередуются
с
устным
комментарием
(защитой)
выполненного
задания.
Письменно
фиксируются также найденные в результате монологических выступлений, обсуждений или
дискуссий подходы к осуществлению темы сочинения, выразительные средства. Материал,
5
подготовленный, отобранный в результате устной работы и отраженный на письме в ходе
урока, находит затем воплощение в сочинениях учащихся.
Необходимо как можно полнее использовать работающие на развитие и воспитание
стимулятивно-мотивационные
методы,
приемы
и
формы,
осуществляя
их
в
историко-
культурном
и
словесно-образном
контекстах,
создаваемых
благодаря
интегрированному
осуществлению межпредметных связей на уроках русского языка и ориенти рованных на
формирование
коммуникативной
компетенции
учащихся,
реализацию
творческого
потенциала личности каждого ученика и возрождение национального самосознания.
Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку
Основной дидактической единицей на уроках русского языка является слово. Освоение
слова учащимися — процесс достаточно сложный и длительный, требующий от учителя
определенной филологической, психолого-педагогической и методической подготовки.
Первый этап освоения слова как лексико-грамматической единицы выстроен давно и
описывается весьма традиционно во всех учебниках по русскому языку. Второй же этап, свя -
занный
с
функционированием
слова,
требует
разработки
непосредственного
выхода
в
речетворческую деятельность учащихся. Вот почему так важно рассматривать слово прежде
всего как речетворческую единицу, выявляя его речетворческие способности, ибо слово
является и «исходным ростком возникновения текста», и материалом для создания текста.
Речетворческое
осмысление
слова
вырабатывает
у
учащихся
«установку»
на
речетворчество. Но чтобы привести языковую систему учащегося «в состояние речевой
готовности»,
необходима
многоплановая,
разносторонняя
работа
со
словом,
которая
начинается с определения его глубины и перспективы.
Речетворческая
глубина
слова
измеряется
прежде
всего
его
значениями,
которые
представлены в словарях. Обращение к словарям разных типов на речетворческих уроках —
обязательная часть работы учащихся, потому что словари не только «ключи к тайнам духа
поэтов», но и ключи к тайнам собственного духа.
Покажем, как на одном из речетворческих уроков учащиеся (гуманитарного) класса
рассматривают слово ветер во всем многообразии его значений, измеряя таким образом его
речетворческую глубину и определяя речетворческую перспективу.
6
Лексическое значение слова проверяется учащимися по толковому словарю:
ВЕТЕР. Движение потока воздуха в горизонтальном направлении.
фразеология. Ветер в голове. Какой ветер занес или каким ветром занесло. Ветер свистит в
карманах. Бросать (или кидать, швырять) деньги на ветер. Бросать слова на ветер; говорить на
ветер. Держать нос по ветру. Пустить по ветру. Куда ветер дует. Откуда ветер дует. Ищи (или
догоняй) ветра в поле. Подбитый ветром. Как (словно, точно) ветром сдуло.
Анализ данной словарной статьи помогает учащимся определить суть ветра — движение
(действие, динамика).
Перцептивное
значение
слова
—
значение,
связанное
с
субъективным,
конкретно-
чувственным восприятием того, что обозначает слово; значение, связанное с отражением вещей
в сознании через органы чувств.
На речетворческом уроке учащимся предлагается «наполнить» слово цветом,
звуком,
запахом, охарактеризовать предмет, который обозначен данным словом, т. е. определить перцеп-
тивное значение слова.
ВЕТЕР (из ученических работ)
Цвет — прозрачный, невидимый, розовый, голубой, черный, белый, бесцветный, серый,
желтый, яркий, цвет далеких гор, цвет холодного неба.
Звук — скрежет, гул, шорох, шелест, шум сердца, музыка танца, свист, стучащие ставни,
шепот, стон, мольба, убаюкивание, звук колокольчиков, звон, эхо.
Запах - цветочный, легкий, запах свободы, горный, пьянящий, свежий, запах моря, дождя,
запах воли, запах пыли, свежесть.
Характер — вольный, сумасшедший, сильный, порывистый, обволакивающий, очаро-
вывающий, волнующий, захватывающий, неугомонный, безжалостный, дикий, необузданный,
игривый, бесшабашный, энергичный, беспокойный, безумный, беспечный, свободный, разгуль-
ный, шальной, неудержимый, невыносимый.
Перцептивное значение слова определяет его образный потенциал.
Индивидуально-авторское (ученическое), образное значение слова выявляется благодаря
перцептивному значению. ВЕТЕР (из ученических работ)
хвастливый;
мертвый;
старый и одинокий;
ветер летает по свету и, как копилка, собирает запахи, звуки, стоны, плач, смех, — все;
суровый старик с длинной седой бородой;
наивный мальчишка;
ветер, как юноша, спешит на первое свидание и боится опоздать, лихач;
синий ветер моего детства (легкий, тихий, успокаивающей);
черный ветер — страх (громкий, раздирающий);
белый ветер — моя юность (трепетный, быстрый, стремительный).
Ассоциативное значение слова определяется значениями слов-реакций на данное слово.
ВЕТЕР (из ученических работ)
легкость, радость, стремление, надежда;
листва, холодно, ураган, дом;
страх, крик души, моя жизнь, стремление вперед;
свобода, простор, холод, облака, пропасть, солнце;
дорога, даль, прошлое, глаза, сон;
чистота, сила, прозрачность;
окно, форточка, друг, приветствие, помощь;
шторм, движение, холод;
пыль, сильный, дикий, холодный;
море, шторм, одинокий корабль.
Этимологическое значение слова определяется по словарю.
ВЕТЕР. — Общеславянское... Образовано с помощью суф. -трь от той же основы, что и
веять. Первоначально было названием бога ветров... Ср. суховей - «сухой вей, т. е. ветер.
Символическое значение слова определяется по словарю.
ВЕТЕР — поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть, услышать,
но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом
символизме. Ветры выступают как божественные посланники и как силы, управляющие направ-
лениями космоса. Отсюда происхождение голов с раздутыми щеками, изображающих ветер...
Ветры часто персонифицировались как неистовые и непредсказуемые силы.
В более общем смысле ветер - мощный символ изменений, непостоянства, пустого бах-
вальства и эфемерности — таковы его основные значения в XX столетии.
Мифологическое значение слова определяется по словарю.
ВЕТЕР.
В
народных
представлениях
наделяется
свойствами
демонического
существа.
Могущество ветра, его разрушительная... или благотворная сила... вызывают необходимость
задабривать ветер: ласково с ним разговаривать. «кормить» и лаже приносить ему жертву.
Характерно
и
деление
ветров
на
«добрые»
(например,
такие,
как
«святой
воздух»
—
благоприятный, попутный ветер) и на «злые», наиболее ярким воплощением которых является
вихрь.
Художественное
(образное)
значение
слова
определяется
в
художественном
тексте.
Значения слов в художественных текстах преобразуются и осложняются. «Художественное
обобщение, реализуемое в значении слова, - пишет Д. М. Потебня, — предположительно можно
рассматривать как смешанную единицу процесса сознания и мышления: отбор существенных
признаков, формирующих понятие, предопределен прежде всего мировоззрением автора как
художника,
а
конкретно-чувственная
реализация
понятия
в
образной
форме
сопряжена
с
актуализацией
ассоциативных
связей,
эмоционально-оценочного
элемента,
модальности,
которые приобретают эстетическую значимость».
На
речетворческом
уроке
наблюдения
и
выводов
требует
поведение
слова
ветер
в
художественных
текстах.
Художественное
(образное)
значение
слова
ветер
учащиеся
определяют в процессе анализа текстов.
Было начало осени, бежал по опустевшей Волге пароход «Гончаров». Завернули ранние
холода, туго и быстро дул навстречу, по серым разливам ее азиатского простора, с ее восточных,
уже порыжевших берегов, студеный ветер, трепавший флаг на корме, шляпы, картузы и одежды
ходивших по палубе, морщинивший им лица, бивший в рукава и полы. И бесцельно и скучно
провожала пароход единственная чайка — то летела, выпукло кренясь на острых крыльях, за
самой кормой, то косо смывалась вдаль, в сторону, точно не зная, что с собой делать в этой
пустыне великой реки и осеннего серого неба. (И. А. Бунин).
Студеный ветер; ветер, трепавший флаг на корме, шляпы, картузы и одежды ходивших по
палубе, морщинивший им липа, бивший в рукава и полы.
С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто меня лась.
Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру
между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого
солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою,
между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло
на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно
выплывали
хребты
снеговых
гор-облаков.
Стоишь
у
окна
и
думаешь:
«Авось,
бог
даст,
распогодится». Но ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы
людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и
быстро — и скоро, точно дым, затуманивали солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в
голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь... сперва
тихо, осторожно, потом гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала
долгая, тревожная ночь... (И. А. Бунин).
Ветер рвал и трепал деревья; ветер не унимался; волновал сад, рвал непрерывно бегущую
из трубы людской струю дыма; нагонял зловещие космы пепельных облаков.
Наступила осень, такая же сырая и грязная, как и прошлогодняя. На дворе стояло серое,
слезливое утро. Темно-серые, точно вымазанные, облака всплошную заволакивали небо и своею
неподвижностью наводили тоску. Казалось, не существовало солнца; оно в продолжение целой
недели ни разу не взглянуло на землю, как бы боясь опачкать свои лучи в жидкой грязи...
Дождевые капли барабанили в окна с особенной силой, ветер плакал в трубах и выл, как
собака, потерявшая хозяина... Не видно было ни одной физиономии, на которой нельзя было бы
прочесть отчаянной скуки. (А. П. Чехов).
Ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина.
Время было близко к ночи.
В кабаке дяди Тихона сидела компания извозчиков и богомольцев. Их загнал в кабак
осенний ливень и неистовый мокрый ветер, хлеставший по лицам, как плетью. Промокшие И
уставшие путники сидели у стен на скамьях и, прислушиваясь к ветру, дремали. На лицах была
написана скука. У одного извозчика, малого с рябым, исцарапанным лицом, лежала на коленях
мокрая гармонийка: играл и машинально перестал.
Над дверью, вокруг тусклого, засаленного фонарика, летали дождевые брызги. Ветер выл
волком, визжал и, видимо, старался сорвать с петель кабацкую дверь. Со двора слышалось
фырканье лошадей и шлепанье по грязи. Было сыро и холодно. (А. П. Чехов).
Неистовый мокрый ветер, хлеставший что лицам, как плетью; ветер выл волком, визжал и,
видимо, старался сорвать с петель кабацкую дверь.
Текст
По дороге из дома.
Люблю ветер. Больше всего на свете. Как воет ветер! Как стонет ветер! Как может ветер
выть и стонать! Как может ветер за себя постоять!
О ветер, ветер! Как стонет в уши! Как выражает живую душу! Что сам не можешь, то
может ветер Сказать о жизни на целом свете.
Спасибо, ветер! Твой слышу стон. Как облегчает, как мучит он! Спасибо, ветер! Я слышу,
слышу! Я сам покинул родную крышу...
Душа ведь может, как ты, стонать. Но так ли может за себя постоять? Безжизнен, скучен и
ровен путь. Но стонет ветер! Не отдохнуть...
(Н. М.Рубцов).
Ветер воет; ветер стонет; ветер может за себя постоять; стонет в уши, выражает живую
душу; может ветер сказать о жизни на белом свете; стон (ветра) облегчает и мучит.
Результативность речетворческого осмысления слова значительно повышается, если на
уроке используются не только произведения художественной литературы, но и произведения
живописи,
музыки.
Они
помогают
учащимся
почувствовать
живописное
и
музыкальное
значение и звучание слова. Так, в процессе освоения слова ветер предлагаются следующие
творческие задания:
• Нарисуйте (словесно) ветер (в лесу, на море, в поле, на лугу и т. д.). Как вы сможете это
изобразить?
• Перед вами пейзажи (И. С. Остроухов. «Сиверко»; Н. М. Ромадин. «Ветер на Укш-
озере»). Как бы вы назвали эти картины? Обоснуйте свой ответ.
•
Представьте
себе,
что
вы
композитор.
Вас
просят
подготовить
музыкальное
со -
провождение к тексту 2. Расскажите о созданном вами музыкальном произведении, навеянном
данным текстом.
В
процессе
определения
речетворческой
глубины
и
перспективы
слова
у
учащихся
рождаются замыслы собственных текстов. Таким образом, речетворческое осмысление слова —
это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову свое му, собственному:
«...всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не
принадлежащее
слово
языка,
как
чужое
слово
других
людей,
полное
отзвуков
чужих
высказываний, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я имею с ним дело в определенной
ситуации, с определенным речевым намерением, оно уже проникается моей экспрессией.
Заключение
Вербальные
способности
относят
к
категории
специальных
способностей,
то
есть
к
"системе свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо
области
деятельности"
(по
Л.Д.Столяренко),
в
данном
случае,
в
языковой
деятельности.
Ведущими свойствами этих способностей являются: особенности творческого воображения и
мышления, - яркие, наглядные образы памяти, - чувство языка, - развитие эстетических чувств.
Выделяют следующие компоненты способностей: поэтическое восприятие действительности,
эмоциональная
впечатлительность,
художественная
наблюдательность,
хорошая
образная
и
эмоциональная
память,
образное
мышление
и
творческое
воображение,
богатство
языка,
обеспечивающее относительную легкость словесного оформления образов.
Развитие речи школьников в процессе изучения русского языка и литературы связано с
расширением и обогащением их художественного восприятия, с формированием способности
мыслить
словесно-художественными
образами,
с
развитием
воссоздающего
воображения,
широкой сферы чувств, наблюдательности. Художественное восприятие осуществляется на
основе понимания языка литературного произведения. Углубление художественного восприятия
ведет к обогащению речи самого учащегося, его пассивного и активного словаря, способности
к образному воспроизведению жизненных явлений и фактов, употреблению точных языковых
ассоциаций,
сравнений,
метафор
и
других
художественных
тропов
в
связной
устной
и
письменной речи.