Автор: Глухова Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 110"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Урок литературного чтения
Тема: «Мир басен дедушки Крылова» «Волк и журавль».
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения «Мир басен дедушки Крылова»
«Волк и журавль»
(в рамках экспериментальной работы в проекте
«Синтез слова и музыки как средство эстетического воспитания»)
Личностные УУД:
1) умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом
учебника;
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) умение прогнозировать предстоящую работу ;
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
I.Орг.момент.
II. Повторение.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с ещё одной басней Ивана Андреевича
Крылова. Но сначала давайте вспомним те басни, с которыми мы познакомились
на предыдущих уроках.
( На доске иллюстрации с изображениями героев басен Крылова: стрекозы,
муравья, вороны, лисицы, щуки, рака, лебедя, мартышки, обезьяны; предметов:
очков, зеркала.)
- Соедините иллюстрации так, чтобы получились названия басен.
(Дети выходят к доске, соединяют иллюстрации, называют басню.)
- Вы справились с заданием. А теперь дайте определение басни.
- Сейчас вы прослушаете отрывки из басен в исполнении Станислава
Коренблита. У каждого из вас есть карточка с названиями басен. В зависимости
от того, которым по счёту будет звучать отрывок, поставьте около названия
басни порядковый номер.
«Лебедь, Щука и Рак»
«Зеркало и Обезьяна»
«Стрекоза и Муравей»
«Мартышка и очки»
«Ворона и Лисица»
- Молодцы, вы хорошо знаете тексты басен. Сегодня мы познакомимся с ещё
одной басней Крылова. Чтобы узнать о ком пойдёт речь в этой басне, отгадайте
загадки.
Длинноногий, длинношеий,
Длиннокрылый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль.)
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк.)
III. Изучение нового материала.
- Вы познакомитесь с басней «Волк и Журавль». О чём может пойти речь в этой
басне?
(Дети высказывают свои предположения.)
- Проверим ваши предположения.
(Учитель читает басню, дети слушают.)
-Кто же из вас наиболее близко угадал, о чём речь пойдёт в этой басне?
А теперь давайте нарисуем словами все картинки к басне, которые можно
представить. Какая будет первой?
- Волк сидит и что-то ест.
- Кости грызёт.
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
- Что потом случилось с Волком?
- Он подавился.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
- Как об этом сказано в тексте?
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
- А что значит: пришло хоть ноги протянуть. Как вы это понимаете?
(Пришло хоть ноги протянуть – пришло время умереть.)
- Волку так плохо, что он чуть-чуть ещё и умрёт, если ему не помочь.
- Кто же оказался рядом?
По счастью близко тут журавль случился.
(Случился – появился.)
- Волк мог позвать Журавля – что-то ему сказать или крикнуть? Что сказано в
тексте?
Вот кой-как знаками стал Волк его манить…
(Кой-как – с большим трудом, еле-еле.)
- Покажите, как Волк стал манить Журавля. (Лапой машет или мордой машет.)
- Зачем Волк манить Журавля?
Прочитайте следующую строчку.
И просит горю пособить.
(Пособить – помочь.)
- А как Волк просит? Он же говорить не может.
- Волк может сделать жалостливое выражение глаз, а потом лапой на свою пасть
показать.
(Постановка живой картины: дети показывают, что Волк делает, какие движения
совершает, какое у него выражение морды.)
- Какую мы видим картину дальше?
- Волк сидит с раскрытой пастью, а Журавль ему в пасть свой клюв засунул.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть…
- А что произошло потом?
- Журавль «кость вытащил и стал за труд просить».
- А как вы думаете, что можно попросить в награду за труд?
- Что сделал Волк?
- Прогнал Журавля.
- Прочитаем, как об этом сказано в тексте.
"Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, -
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся".
(Коварный – со злыми намерениями, прикрытыми показной
доброжелательностью.)
- Как изменилась картина? Каким был Волк до того, как Журавль вытащил
кость? Каким Волк стал потом?
- Волк сначала смотрел жалостливыми глазами, а потом со злостью стал кричать
на Журавля.
- Правильно ли повёл себя Волк?
- Волк повёл себя неправильно, Журавль ему помог, а он злом ответил.
- Охарактеризуем Волка. Какой он?
(На доске карточки со словами, характеризующими героев басни.)
ЗЛОЙ (кричал на Журавля)
ЖАДНЫЙ (Что Волки жадны всякий знает…)
НЕБЛАГОДАРНЫЙ (не поблагодарил Журавля)
КОВАРНЫЙ (так пишет автор: « … зверь вскричал коварный…»)
- А Журавль какой?
ДОВЕРЧИВЫЙ (поверил Волку)
ДОБРЫЙ (спас Волка)
- Чем отличаются характеристики героев? А есть ли у них что-то общее?
- И Волку, и Журавлю не хватает совести. (Волк не поблагодарил Журавля.
Журавль сделал доброе дело и стал просить награду.)
- Какой поучительный вывод можно сделать? ( Какова мораль этой басни?)
-За доброе дело награды просить нельзя.
ДОБРОЕ ДЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ БЕСКОРЫСТНЫМ.
(Бескорыстный – без выгоды, материальной пользы.)
IV. Восприятие басни с музыкальным сопровождением.
- Чтобы ваше представление о басне было более полным и ярким, послушаем её
в исполнении Станислава Коренблита.
(У каждого на парте карточка с признаками характера звучания музыкального
произведения.)
РАДОСТНО
НЕЖНО
СУРОВО
НАПЕВНО
ГРОЗНО
ШУТЛИВО
- Как вы думаете, каким будет характер звучания музыкального произведения?
- Подтвердились ли ваши предположения? ( Вопрос задаём после
прослушивания.)
- Прочитайте те строки, которые звучали грозно. А есть ли строки, которые
звучали радостно?
- Каким образом исполнитель раскрывает черты характера Волка?
V. Инсценировка басни.
- Прочитайте басню.
- Выберите отрывок, инсценируйте его (без слов).
VI. Работа в парах.
( На каждой парте комплект иллюстраций.)
-Расположите иллюстрации по порядку – в соответствии с сюжетом басни.
- Какая иллюстрация будет первой? Почему? Какая второй? И т.д.
VII. Итог урока.
- С какой басней мы сегодня познакомились на уроке?
-Кто-нибудь из вас или ваших знакомых попадал в похожую ситуацию?
Приведите пример из жизни.
- Вы хотели бы быть похожими на Волка? На Журавля? Почему?
VIII. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни.