Напоминание

«Мир басен дедушки Крылова» «Волк и журавль».


Автор: Глухова Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 110"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Урок литературного чтения
Тема: «Мир басен дедушки Крылова» «Волк и журавль».
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения «Мир басен дедушки Крылова»

«Волк и журавль»

(в рамках экспериментальной работы в проекте

«Синтез слова и музыки как средство эстетического воспитания»)

Личностные УУД:

1) умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом

учебника;

2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) умение прогнозировать предстоящую работу ;

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1) умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

I.Орг.момент.

II. Повторение.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с ещё одной басней Ивана Андреевича

Крылова. Но сначала давайте вспомним те басни, с которыми мы познакомились

на предыдущих уроках.

( На доске иллюстрации с изображениями героев басен Крылова: стрекозы,

муравья, вороны, лисицы, щуки, рака, лебедя, мартышки, обезьяны; предметов:

очков, зеркала.)

- Соедините иллюстрации так, чтобы получились названия басен.

(Дети выходят к доске, соединяют иллюстрации, называют басню.)

- Вы справились с заданием. А теперь дайте определение басни.

- Сейчас вы прослушаете отрывки из басен в исполнении Станислава

Коренблита. У каждого из вас есть карточка с названиями басен. В зависимости

от того, которым по счёту будет звучать отрывок, поставьте около названия

басни порядковый номер.

«Лебедь, Щука и Рак»

«Зеркало и Обезьяна»

«Стрекоза и Муравей»

«Мартышка и очки»

«Ворона и Лисица»

- Молодцы, вы хорошо знаете тексты басен. Сегодня мы познакомимся с ещё

одной басней Крылова. Чтобы узнать о ком пойдёт речь в этой басне, отгадайте

загадки.

Длинноногий, длинношеий,

Длиннокрылый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавль.)

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк.)

III. Изучение нового материала.

- Вы познакомитесь с басней «Волк и Журавль». О чём может пойти речь в этой

басне?

(Дети высказывают свои предположения.)

- Проверим ваши предположения.

(Учитель читает басню, дети слушают.)

-Кто же из вас наиболее близко угадал, о чём речь пойдёт в этой басне?

А теперь давайте нарисуем словами все картинки к басне, которые можно

представить. Какая будет первой?

- Волк сидит и что-то ест.

- Кости грызёт.

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

- Что потом случилось с Волком?

- Он подавился.

Зато на одного из них пришла беда!

Он костью чуть не подавился.

- Как об этом сказано в тексте?

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

- А что значит: пришло хоть ноги протянуть. Как вы это понимаете?

(Пришло хоть ноги протянуть – пришло время умереть.)

- Волку так плохо, что он чуть-чуть ещё и умрёт, если ему не помочь.

- Кто же оказался рядом?

По счастью близко тут журавль случился.

(Случился – появился.)

- Волк мог позвать Журавля – что-то ему сказать или крикнуть? Что сказано в

тексте?

Вот кой-как знаками стал Волк его манить…

(Кой-как – с большим трудом, еле-еле.)

- Покажите, как Волк стал манить Журавля. (Лапой машет или мордой машет.)

- Зачем Волк манить Журавля?

Прочитайте следующую строчку.

И просит горю пособить.

(Пособить – помочь.)

- А как Волк просит? Он же говорить не может.

- Волк может сделать жалостливое выражение глаз, а потом лапой на свою пасть

показать.

(Постановка живой картины: дети показывают, что Волк делает, какие движения

совершает, какое у него выражение морды.)

- Какую мы видим картину дальше?

- Волк сидит с раскрытой пастью, а Журавль ему в пасть свой клюв засунул.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть…

- А что произошло потом?

- Журавль «кость вытащил и стал за труд просить».

- А как вы думаете, что можно попросить в награду за труд?

- Что сделал Волк?

- Прогнал Журавля.

- Прочитаем, как об этом сказано в тексте.

"Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, -

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся".

(Коварный – со злыми намерениями, прикрытыми показной

доброжелательностью.)

- Как изменилась картина? Каким был Волк до того, как Журавль вытащил

кость? Каким Волк стал потом?

- Волк сначала смотрел жалостливыми глазами, а потом со злостью стал кричать

на Журавля.

- Правильно ли повёл себя Волк?

- Волк повёл себя неправильно, Журавль ему помог, а он злом ответил.

- Охарактеризуем Волка. Какой он?

(На доске карточки со словами, характеризующими героев басни.)

ЗЛОЙ (кричал на Журавля)

ЖАДНЫЙ (Что Волки жадны всякий знает…)

НЕБЛАГОДАРНЫЙ (не поблагодарил Журавля)

КОВАРНЫЙ (так пишет автор: « … зверь вскричал коварный…»)

- А Журавль какой?

ДОВЕРЧИВЫЙ (поверил Волку)

ДОБРЫЙ (спас Волка)

- Чем отличаются характеристики героев? А есть ли у них что-то общее?

- И Волку, и Журавлю не хватает совести. (Волк не поблагодарил Журавля.

Журавль сделал доброе дело и стал просить награду.)

- Какой поучительный вывод можно сделать? ( Какова мораль этой басни?)

-За доброе дело награды просить нельзя.

ДОБРОЕ ДЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ БЕСКОРЫСТНЫМ.

(Бескорыстный – без выгоды, материальной пользы.)

IV. Восприятие басни с музыкальным сопровождением.

- Чтобы ваше представление о басне было более полным и ярким, послушаем её

в исполнении Станислава Коренблита.

(У каждого на парте карточка с признаками характера звучания музыкального

произведения.)

РАДОСТНО

НЕЖНО

СУРОВО

НАПЕВНО

ГРОЗНО

ШУТЛИВО

- Как вы думаете, каким будет характер звучания музыкального произведения?

- Подтвердились ли ваши предположения? ( Вопрос задаём после

прослушивания.)

- Прочитайте те строки, которые звучали грозно. А есть ли строки, которые

звучали радостно?

- Каким образом исполнитель раскрывает черты характера Волка?

V. Инсценировка басни.

- Прочитайте басню.

- Выберите отрывок, инсценируйте его (без слов).

VI. Работа в парах.

( На каждой парте комплект иллюстраций.)

-Расположите иллюстрации по порядку – в соответствии с сюжетом басни.

- Какая иллюстрация будет первой? Почему? Какая второй? И т.д.

VII. Итог урока.

- С какой басней мы сегодня познакомились на уроке?

-Кто-нибудь из вас или ваших знакомых попадал в похожую ситуацию?

Приведите пример из жизни.

- Вы хотели бы быть похожими на Волка? На Журавля? Почему?

VIII. Домашнее задание.

Выразительное чтение басни.



В раздел образования