Автор: Лупенчук Елена Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №162"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Театр как средство развития творческих способностей детей"
Раздел: дошкольное образование
Е.В. Лупенчук, музыкальный руководитель МБ ДОУ «Детский сад № 162»
г. Новокузнецк Кемеровской области
Театр как средство развития творческих способностей детей.
С самых ранних лет ребёнок стремиться проявить творчество. Поэтому так
важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения
чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других,
разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их
способности.
Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный
феномен человеческой активности. Если проанализировать своё
состояние, когда мы находимся «внутри» неё как исполнители
определённых ролей, а не только как зрители, получится, возможно,
ощущение переживания другой реальности, другого опыта. Действительно,
воображение как волшебная палочка, переносит нас в другую плоскость
бытия, иное пространство и время, наделяет нас новыми, часто
недостижимыми в реальной жизни, возможностями.
Известна огромная сила воздействия театральной игры, которая может
развивать, воспитывать многие положительные качества личности.
Театрализованную деятельность можно рассматривать, как, - мощный
инструмент открытия и шлифовки различных человеческих способностей
и, в первую очередь способностей познавать себя, окружающий мир.
Театральные игры формируют навыки взаимодействия с другими людьми,
способствуют коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.
Использование театрализованной деятельности в работе с детьми
предъявляет к воспитателю ряд требований, прежде всего развитого
профессионального мышления, педагогической рефлексии, осмысленной
жизненной позиции, которая включает осознание себя, детей и той
работы, которой он занимается. Важно, чтобы педагог понимал
глубинный смысл своей деятельности и (во внутреннем плане) мог сам себе
ответить на вопросы: зачем, с какой целью я это делаю? Что я могу дать
ребёнку? Чему дети могут научить меня?
Безусловно, ответы на эти вопросы базируются на мировоззрении
взрослого человека, а оно, как известно, у разных людей разное. И какой
бы совершенной ни была технология, результат. эффект педагогического
воздействия во многом будет определяться именно методологической
позицией и отношением педагога к себе и детям, к людям, к окружающему
миру.
От чего зависит успех использования любой технологии в детском саду?
Конечно, от увлечённости, искреннего интереса к данной деятельности,
как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Но одного интереса
взрослых недостаточно. Важно, чтобы педагог осознавал, что
театрализованная игра, прежде всего, направлена на развитие ребёнка, а не
доказательство профессиональной компетенции творческой одарённости
самого педагога.
Важно также, чтобы в процессе творческого взаимодействии я с ребёнком,
педагог был озабочен процессом воспитания, а не обучения. При этом
театрализованная игра (как и любая) должна быть направлена не только на
приобретение положительного опыта, удовлетворения желаний. Не следует
бояться неудачи – эти ситуации прекрасно закаляют характер ребёнка,
учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать
другому. А это так важно в нашей жизни.
Театрализованные игры можно рассматривать и как моделирование
жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его
участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и
физически. Именно в условиях таких игр, тренируется способность
взаимодействия с людьми, находить выход в различных ситуациях,
умения делать выбор.
Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена
на развитие его участников (детей и взрослых) ощущений, чувств и эмоций,
мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также
многих умений и навыков: речевых, коммуникативных, организаторских,
двигательных и т.д.
Данное положение уже является аксиомой и, пожалуй, не требует
обоснования и доказательств. Поэтому, очевидно, что на основе
театрализованной деятельности можно реализовать, практически, все
задачи воспитания, развития и обучения детей. И поэтому, не случайно в
практике музыкального воспитания детей театрализация используется как
основная форма творческого взаимодействия.
А сейчас, рассмотрим возможности кукольного театра, как средства
социально – эмоционального развития ребёнка – дошкольника.
Писатель М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что» из всех, существующих в
мире, тайн, тайна куклы - самая загадочная». Может быть, это и
преувеличение, но, во всяком случае, к театральным куклам важно
относиться серьёзно, с полной ответственностью и пониманием, что в
кукольном , сокрыто какое-то важное сокровище, тот «золотой
ключик», который мы до сих пор ищем и никак не можем найти.
Борис Голдовский (кандидат искусствоведения, театральный критик,
руководитель одного из самых больших музеев театральных кукол имени
С.В. Образцова) писал: «Люди смотрят на кукол и видят в них отражения
самих себя и если меняются люди, то меняются куклы. Но, с другой
стороны, люди тоже - отражение кукол.
А, значит, если меняются куклы, то изменяются и люди. В этом
утверждении, - особая философия отношения к куклам и к жизни!
Может, в этом направлении и нужно искать «золотой ключик», столь
необходимый в воспитании детей?
Начнём с подбора кукол для театрализованных игр с дошкольниками,
поскольку это особая тема для разговора. В настоящее время педагоги,
в основном подбирают для игровых уголков то, что можно купить в
магазине: наборы кукол «би-ба-бо», пальчиковые и др. Надо сказать, что
дети с удовольствием играют с театральными куклами, разыгрывая
сценки знакомых сказок, сочиняя диалоги, обыгрывая знакомые песенки
и стихотворения. Безусловно, всё это приносит известную пользу: у детей
развивается речь, память, коммуникативные навыки. Однако , понимая,
какой воспитательный потенциал скрывается в театральных куклах,
можно утверждать, что в массовой, педагогической практике «золотой
ключик» используется не в полную меру своих волшебных качеств.
Куклы: цветы, варежковые, штоковые, платковые, марионетки,
куклы для двоих, говорунчики и т. д.
Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир
прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и
сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а
главное, - раскрепощают его творческие возможности и помогают
психологической адаптации ребёнка в коллективе.