Автор: Данилкова Елена Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МОУ ДО ШИ 24
Населённый пункт: Новокузнецкий район, п. Загорский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Чтение с листа в фортепианном классе
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
Преподавателя по классу фортепиано
МОУДО ШИ 24
Данилковой Елены Александровны
«Чтение с листа в фортепианном классе»
п. Загорский 2019 г.
1.
Проблемы самостоятельного разбора учеником нотного текста
2.
Компоненты успешного формирования навыков чтения с листа
3.
Этапы обучения чтению нот с листа
4.
Логика усложнения фактурных задач при развитии навыков чтения нот
5.
Литература
«
Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать»
Иосиф Гофман
Бесспорно, практический опыт – главная предпосылка образования любого
навыка. Не секрет, что за последние десятилетия пианисты, в целом, стали хуже
читать
ноты.
И
это
притом,
что
общий
средний
уровень
фортепианного
исполнительства заметно вырос по сравнению с прошлым, особенно в области
виртуозного мастерства.
Известный упадок искусства чтения нот объясняется, по-видимому, рядом
причин. Здесь и укоренившаяся в ХХ веке практика обязательного исполнения
наизусть всего сольного репертуара, и снижение интереса к самостоятельному
музицированию. А ведь еще 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего
музицирования,
излюбленным
времяпрепровождением
людей
из
разных
слоев
общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в
области искусства. Эти просвещенные любители, как известно, составляли основу
русской интеллигенции.
А
сейчас,
практически
каждый
преподаватель
специальных
дисциплин
в
ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя
разобрать произведение. Более того – без активного участия педагога процесс
разбора растягивается порой на недели! Поэтому на уроке на чтение с листа
зачастую просто не остается времени. В результате выпускник образовательного
учреждения
–
это
нередко
практически
беспомощный
перед
нотным
текстом
ребенок,
который
вряд
ли
когда-нибудь
сядет
за
инструмент.
Это
тем
более
досадно,
поскольку
год
от
года
рынок
нотной
литературы
пополняется
оригинальными
изданиями
–
популярной
классикой,
современными
общественными и зарубежными шлягерами.
Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день
ситуации.
Рушится
выработанная
десятилетиями
образовательная
система,
на
смену ей приходят новые реформы, жизнеспособность которых может проверить
только время. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного
процесса: дети принимаются в ДМШ практически без конкурсного отбора, а
потому некоторые виды работы упрощаются.
Например, снижаются требования к техническому зачету или вовсе исчезают.
Зачастую
часы
по
специальности
приходится
«делить»
с
синтезатором,
инструментом, стремительно входящем в музыкальную практику. На сегодняшний
день факт обостренной конкуренции синтезатора с фортепиано особенно заметен в
ДМШ столичных городов.
Проблема усложняется еще и тем, что здоровье современных детей серьезно
отличается от физических параметров их сверстников 60-80 годов прошлого века.
Добавьте к этому все возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной
школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр,
Интернета и прочее. Как естественный результат – современному ребенку очень
трудно сосредоточиться на определенной задаче. А ведь это качество – умение
продолжительно концентрировать внимание – чтением с листа воспитывается в
первую
очередь.
Для
этой
формы
работы
необходима
способность
быстро
и
синхронно считывать сразу несколько информационных слоев текста: нотный,
ритмический, динамический, агогический и другие.
Что же следует сделать в создавшейся ситуации? Выход только один: навык
чтения должен быть заложен в структуре обучения пианиста, развитие этого
навыка следует сделать неотъемлемой частью учебного процесса, и прежде всего в
классе по специальности. Педагог должен строить свои занятия таким образом,
чтобы
его
ученик
приобрел,
наряду
с
другими
умениями
и
навыками,
необходимыми пианисту, также и навык свободной игры по нотам. Формируя этот
навык, учитель не может не соприкасаться, с целым рядом проблем, на первый
взгляд не имеющих непосредственного отношения к занятиям по специальности и
входящих
в
компетенцию
учителя
по
сольфеджио.
Это
–
развитие
слуха,
воспитание чувства ритма, музыкальной памяти, активного внимания и т.п. Как бы
хорошо ни было поставлено дело на уроках сольфеджио, все же именно в классе
по специальности происходит окончательное объединение всех теоретических и
практических знаний, приобретаемых ребенком в музыкальной школе.
Развивать навыки чтения нот с листа необходимо с раннего детства, тогда к
моменту, когда возникнет потребность в удовлетворении музыкальных запросов,
средства для этого у ребенка уже накопятся.
Для успешного формирования навыков чтения с листа необходимо знать их
компоненты.
В первую очередь это быстрое прочтение нотных знаков.
В
отличие от
книжного
текста
они
расположены
и
по
горизонтали
и
по
вертикали,
что
представляет
дополнительную
трудность
в
процессе
обучения.
Быстрое
прочтение
невозможно
без
умени я различа т ь и
объединять
ряд
знаков
в
комплексы (гаммообразные, арпеджиообразные и др.), быстро ориентироваться в
расстояниях
между
знаками
по
вертикали
(интервалы,
аккорды
),
осознавать
смысловые связи между звуками (мотивы,
фразы и т. п.),
определять
начало и
окончание однородных последовательностей, направление их движения и его
изменения.
Одновременно
необход и м о научиться
быстро и
не
гля д я на
клавиатуру
находить
на
инструменте все
прочитанное
в
нотах.
Следовательно,
знание
клавиатуры
фортеп и а н о , то
есть
изучение
основных
формул
фортепианной
фактур ы , их
расположения
под
рукам и
и аппликатуры,
необходимой
для
их
исполнения, являются важнейшим. условием для развития навыков чтения с листа.
После освоения навыков ориентации в тексте и на клавиатуре наступает
момент,
когда
невозможно
обойтись
без
быстрой
ориентации
в
структуре
музыкального произведения. Для этого необходимы представления о членимости
музыкальной ткани, о признаках завершенности элементов структуры, об опорно-
смысловых
моментах
музыкальных
построений,
разделов
формы
и
формы
в
целом, о пластах фактуры и их значении для выражения образно-смыслового
содержания
произведения
и
тому
подобное.
Таким
образом,
педагог
должен
понимать, что, развивая представления учащегося о том, как и из чего слагается
музыка,
то
есть,
прививая
ему
знания
теории
музыки,
он
также
содействует
быстрому
освоению
текста
музыкального
произведения
и,
в
частности,
его
прочтению с листа.
В основе перспективной методики обучения чтению нотного текста должен
лежать
принцип:
вижу-слышу-исполняю.
Здесь
следует
особенно
подчеркнуть
второе
звено,
без
которого
можно
смотреть,
но
не
видеть,
если
знаковая
информация
не
будет
приводить
к
возникновению
осмысленных
звуковых
символов. Это означает необходимость постоянного обогащения слухового опыта
учащегося.
При таком подходе к процессу чтения нот следует постоянно заботиться о
том, чтобы учащийся видел текст и успевал осознать его звуковой символ впереди
того элемента, который исполняется в данный момент. Развитию этого навыка
способствует тренировка, которую можно назвать «фотографирование». Речь идет
о
следующем
процессе:
ученику
показывается
какой-либо
элемент
текста
на
короткое время, ноты закрываются, и он должен исполнить увиденное наизусть.
Такая кратковременная память является необходимым условием «раздвоенной»
работы мышления при чтении с листа: одновременного осознания дальнейших
задач при исполнении ранее воспринятых элементов «слепым» способом (не глядя
на инструмент).
На
первых
порах
необходимо
предварительное
продумывание
всего
комплекса
действий
с
тем,
чтобы
в
момент
исполнения
процесс
прошел
безошибочно. Должны быть определены следующие моменты:
- тональность произведения;
- размер произведения;
- характерные особенности фактуры;
- ведущий ритмический рисунок;
- особенности звуковысотной организации материала;
- на основе всего этого - характер музыки;
- исполнительские действия (динамика, артикуляция, темп, педализация и
др.);
пианистические действия (аппликатура, степень опоры, активность действия
пальцев, «дыхание» рук и др.).
Намеченные действия должны быть выполнены в необходимом темпе, при
котором может быть выражен характер произведения, и безошибочно. Только в
этом случае у учащегося выработается быстрота реакций, цепкость внимания,
сообразительность. Именно такой постановкой вопроса отличается чтение нот с
листа от разбора при длительном изучении музыкального произведения.
Под
разбором
подразумевается
медленное
проигрывание
пьесы,
допускающее остановки движения для более тщательного изучения текста.
Относительная
простота
разбора
заключается
в
том,
что
задачи,
которые
возникают перед пианистом, читающим ноты, как бы рассредоточены во времени
– в связи с замедленным темпом, с возможностью направить внимание поочередно
на различные элементы текста, повторить ту или иную фразу и т. п.
На всех этапах обучения чтению нот с листа не следует забывать о том, что
осмысление
ритмических
рисунков
без
звуковысотных
соотношений
(как
упрощение задачи), а затем подключение (в случаях большой сложности текста -
поэлементное)
слоев
фактуры
является
целесообразным,
если
стремиться
сохранить способность быстро осознавать интонационное содержание музыки.
Логика усложнения фактурных задач при развитии навыков чтения нот:
-
монодия,
антифонное
изложение,
параллельное
движение
в
октаву,
зеркальное изложение, движение в сексту, дециму, гомофония с выдержанным
звуком (интервалом, аккордом) в левой руке, а потом наоборот, полифоническая
фактура (подголосочная, имитационная), увеличение количества голосов;
- от поступенного движения мелодического рисунка, начиная с двух звуков,
через увеличение их количества переход к гармоническим последовательностям,
ломаным
интервалам,
скачкам,
к
усложнению
ладогармонических
тяготений,
приводящих к появлению случайных знаков;
-
комплексное
прочтение
аккордов
и
гармонических
фигураций
с
постепенным увеличением объема позиционных перемещений (длинные и ло-
маные арпеджио и др.), включением в них неаккордовых звуков;
- изучение принципов построения аппликатуры в различных видах фактуры -
в пределах одной позиции, смена позиций в гаммах и арпеджио, интервалы и
аккорды, двойные ноты;
-
постепенное
усложнение
артикуляционных
и
динамических
заданий
от
смены
различных
характеристик
до
совмещения
контрастных
звучаний
в
различных пластах фактуры;
- усложнение синтаксических построений от простейших фраз с единым
дыханием, к осознанию развития внутри фразы и сопоставлению различных фраз
в процессе развертывания произведения;
- усложнение метрических размеров.
Понимание логики усложнения задач в процессе развития навыков чтения нот
с листа поможет педагогу определить цели в работе на каждом этапе, подобрать
необходимый репертуар.
Быстрота реакций, которая является необходимым условием навыка чтения
нот с листа, требует различных видов тренировки:
- игра «вслепую» - от определения расположения клавишей, ориентируясь на
черные, в различных видах фактуры, к более сложным комбинациям действий,
требующим переноса рук, до приобретения уверенности исполнения без предва-
рительного контакта пальцев с клавиатурой;
- «фотографирование» - стимулирование ускоренного восприятия текста;
- применение «экрана» - концентрация внимания на отдельных элементах
текста;
-
аппликатурные
упражнения
без
звуковысотности,
затем
с
учетом
звуковысотности - мгновенная реакция на целую попевку;
- составление таблицы аппликатуры интервалов;
-
составление
таблицы
аппликатуры
аккордов
(трех
-
а
затем
четырехзвучных);
- прочное выучивание фактурных комплексов в быстром темпе;
- мысленное представление будущего действия;
- исполнение аккордов фигурациями (разложение);
- исполнение фигураций аккордами (сжатие).
Большую
роль
играет
транспонирование
музыки
комплексного
прочтения
музыкальных структур. Значение имеют оба вида: транспонирование по нотам и
по слуху. Такая работа положительно сказывается на усвоении ладотональных
закономерностей музыки, способствует свободной ориентации на клавиатуре в
момент воспроизведения музыкальных представлений.
Чтение нот с листа в процессе формирования музыканта может играть
важную
роль
и
как
средство
контроля
за
степенью
усвоения
приобретенных
учеником знаний и навыков. Работая над той и иной проблемой, преподаватель
информирует
ученика
о
закономерностях
музыкального
языка,
характерных
особенностях
музыкального
произведения,
способе
достижения
качества
исполнения
и
т.д.,
предлагает
ему
применить
их
в
исполнении
конкретного
произведения,
в
каких-то
случаях
в
качестве
подготовительного
этапа
использовать
этюд
и
упражнения.
Таким
образом
происходит
закрепление
получаемых
знаний.
Очень
часто
в
педагогической
практике
случается,
что
ученик, приходя на урок со следующим произведением, повторяет ошибки (старые
привычки оказываются сильнее недавно полученной информации). Это говорит о
том,
что
закрепление
понятий
и
навыков
на
данном
этапе
оказалось
недостаточным для того, чтобы ученик мог применять их в самостоятельной
работе.
Отсюда
вытекает
целесообразность
использования
занятий
по
развитию
навыков чтения с листа как показателя: сможет ли ученик в новых условиях,
работая
над
новым
текстом,
вспомнить
о
тех
или
иных
правилах:
вовремя
применить
знаки,
выбрать
правильную
аппликатуру,
организовать
действия
пианистического аппарата для выразительного исполнения музыки и др.
На протяжении первого года обучения пианиста нотный текст, на котором
формируется навык чтения, одновременно служит для общего пианистического
развития ученика. Пьесы, на которых он учится читать ноты, используются и для
выработки
элементарных
исполнительских
навыков.
В
последующие
годы
возникает необходимость в более дифференцированном материале.
Прежде всего в таком тексте должна быть своя логика расположения и развития,
своя последовательность появления трудностей.
В этом педагогу могут помочь специальные пособия по чтению нот с листа:
1. «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 кл. и 3-4 кл. (составители И.М. Рябов
и С.И. Рябов) издательство «Музычна Украйина» 1989 г.;
2 .
«Чтение с листа на уроках фортепиано» (игровой курс) Т.Ю. Камаева, А.Ф.
Камаев, 2006 г. Издательский дом «Классика – XXI век»;
3.
Пособие по чтению с листа фортепиано. (Составители Ф.Брянская, Л. Ефимова,
С. Ляховицкая, 1964 г.);
4 .
Л.
Баренбойм,
Н.
Перунова
«Путь
к
музыке».
Книжка
с
нотами
для
начинающих обучаться игре на фортепиано. 1988 г. и другие.