Напоминание

Чтение с листа в фортепианном классе


Автор: Данилкова Елена Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МОУ ДО ШИ 24
Населённый пункт: Новокузнецкий район, п. Загорский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Чтение с листа в фортепианном классе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

Преподавателя по классу фортепиано

МОУДО ШИ 24

Данилковой Елены Александровны

«Чтение с листа в фортепианном классе»

п. Загорский 2019 г.

1.

Проблемы самостоятельного разбора учеником нотного текста

2.

Компоненты успешного формирования навыков чтения с листа

3.

Этапы обучения чтению нот с листа

4.

Логика усложнения фактурных задач при развитии навыков чтения нот

5.

Литература

«

Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать»

Иосиф Гофман

Бесспорно, практический опыт – главная предпосылка образования любого

навыка. Не секрет, что за последние десятилетия пианисты, в целом, стали хуже

читать

ноты.

И

это

притом,

что

общий

средний

уровень

фортепианного

исполнительства заметно вырос по сравнению с прошлым, особенно в области

виртуозного мастерства.

Известный упадок искусства чтения нот объясняется, по-видимому, рядом

причин. Здесь и укоренившаяся в ХХ веке практика обязательного исполнения

наизусть всего сольного репертуара, и снижение интереса к самостоятельному

музицированию. А ведь еще 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего

музицирования,

излюбленным

времяпрепровождением

людей

из

разных

слоев

общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в

области искусства. Эти просвещенные любители, как известно, составляли основу

русской интеллигенции.

А

сейчас,

практически

каждый

преподаватель

специальных

дисциплин

в

ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя

разобрать произведение. Более того – без активного участия педагога процесс

разбора растягивается порой на недели! Поэтому на уроке на чтение с листа

зачастую просто не остается времени. В результате выпускник образовательного

учреждения

это

нередко

практически

беспомощный

перед

нотным

текстом

ребенок,

который

вряд

ли

когда-нибудь

сядет

за

инструмент.

Это

тем

более

досадно,

поскольку

год

от

года

рынок

нотной

литературы

пополняется

оригинальными

изданиями

популярной

классикой,

современными

общественными и зарубежными шлягерами.

Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день

ситуации.

Рушится

выработанная

десятилетиями

образовательная

система,

на

смену ей приходят новые реформы, жизнеспособность которых может проверить

только время. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного

процесса: дети принимаются в ДМШ практически без конкурсного отбора, а

потому некоторые виды работы упрощаются.

Например, снижаются требования к техническому зачету или вовсе исчезают.

Зачастую

часы

по

специальности

приходится

«делить»

с

синтезатором,

инструментом, стремительно входящем в музыкальную практику. На сегодняшний

день факт обостренной конкуренции синтезатора с фортепиано особенно заметен в

ДМШ столичных городов.

Проблема усложняется еще и тем, что здоровье современных детей серьезно

отличается от физических параметров их сверстников 60-80 годов прошлого века.

Добавьте к этому все возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной

школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр,

Интернета и прочее. Как естественный результат – современному ребенку очень

трудно сосредоточиться на определенной задаче. А ведь это качество – умение

продолжительно концентрировать внимание – чтением с листа воспитывается в

первую

очередь.

Для

этой

формы

работы

необходима

способность

быстро

и

синхронно считывать сразу несколько информационных слоев текста: нотный,

ритмический, динамический, агогический и другие.

Что же следует сделать в создавшейся ситуации? Выход только один: навык

чтения должен быть заложен в структуре обучения пианиста, развитие этого

навыка следует сделать неотъемлемой частью учебного процесса, и прежде всего в

классе по специальности. Педагог должен строить свои занятия таким образом,

чтобы

его

ученик

приобрел,

наряду

с

другими

умениями

и

навыками,

необходимыми пианисту, также и навык свободной игры по нотам. Формируя этот

навык, учитель не может не соприкасаться, с целым рядом проблем, на первый

взгляд не имеющих непосредственного отношения к занятиям по специальности и

входящих

в

компетенцию

учителя

по

сольфеджио.

Это

развитие

слуха,

воспитание чувства ритма, музыкальной памяти, активного внимания и т.п. Как бы

хорошо ни было поставлено дело на уроках сольфеджио, все же именно в классе

по специальности происходит окончательное объединение всех теоретических и

практических знаний, приобретаемых ребенком в музыкальной школе.

Развивать навыки чтения нот с листа необходимо с раннего детства, тогда к

моменту, когда возникнет потребность в удовлетворении музыкальных запросов,

средства для этого у ребенка уже накопятся.

Для успешного формирования навыков чтения с листа необходимо знать их

компоненты.

В первую очередь это быстрое прочтение нотных знаков.

В

отличие от

книжного

текста

они

расположены

и

по

горизонтали

и

по

вертикали,

что

представляет

дополнительную

трудность

в

процессе

обучения.

Быстрое

прочтение

невозможно

без

умени я различа т ь и

объединять

ряд

знаков

в

комплексы (гаммообразные, арпеджиообразные и др.), быстро ориентироваться в

расстояниях

между

знаками

по

вертикали

(интервалы,

аккорды

),

осознавать

смысловые связи между звуками (мотивы,

фразы и т. п.),

определять

начало и

окончание однородных последовательностей, направление их движения и его

изменения.

Одновременно

необход и м о научиться

быстро и

не

гля д я на

клавиатуру

находить

на

инструменте все

прочитанное

в

нотах.

Следовательно,

знание

клавиатуры

фортеп и а н о , то

есть

изучение

основных

формул

фортепианной

фактур ы , их

расположения

под

рукам и

и аппликатуры,

необходимой

для

их

исполнения, являются важнейшим. условием для развития навыков чтения с листа.

После освоения навыков ориентации в тексте и на клавиатуре наступает

момент,

когда

невозможно

обойтись

без

быстрой

ориентации

в

структуре

музыкального произведения. Для этого необходимы представления о членимости

музыкальной ткани, о признаках завершенности элементов структуры, об опорно-

смысловых

моментах

музыкальных

построений,

разделов

формы

и

формы

в

целом, о пластах фактуры и их значении для выражения образно-смыслового

содержания

произведения

и

тому

подобное.

Таким

образом,

педагог

должен

понимать, что, развивая представления учащегося о том, как и из чего слагается

музыка,

то

есть,

прививая

ему

знания

теории

музыки,

он

также

содействует

быстрому

освоению

текста

музыкального

произведения

и,

в

частности,

его

прочтению с листа.

В основе перспективной методики обучения чтению нотного текста должен

лежать

принцип:

вижу-слышу-исполняю.

Здесь

следует

особенно

подчеркнуть

второе

звено,

без

которого

можно

смотреть,

но

не

видеть,

если

знаковая

информация

не

будет

приводить

к

возникновению

осмысленных

звуковых

символов. Это означает необходимость постоянного обогащения слухового опыта

учащегося.

При таком подходе к процессу чтения нот следует постоянно заботиться о

том, чтобы учащийся видел текст и успевал осознать его звуковой символ впереди

того элемента, который исполняется в данный момент. Развитию этого навыка

способствует тренировка, которую можно назвать «фотографирование». Речь идет

о

следующем

процессе:

ученику

показывается

какой-либо

элемент

текста

на

короткое время, ноты закрываются, и он должен исполнить увиденное наизусть.

Такая кратковременная память является необходимым условием «раздвоенной»

работы мышления при чтении с листа: одновременного осознания дальнейших

задач при исполнении ранее воспринятых элементов «слепым» способом (не глядя

на инструмент).

На

первых

порах

необходимо

предварительное

продумывание

всего

комплекса

действий

с

тем,

чтобы

в

момент

исполнения

процесс

прошел

безошибочно. Должны быть определены следующие моменты:

- тональность произведения;

- размер произведения;

- характерные особенности фактуры;

- ведущий ритмический рисунок;

- особенности звуковысотной организации материала;

- на основе всего этого - характер музыки;

- исполнительские действия (динамика, артикуляция, темп, педализация и

др.);

пианистические действия (аппликатура, степень опоры, активность действия

пальцев, «дыхание» рук и др.).

Намеченные действия должны быть выполнены в необходимом темпе, при

котором может быть выражен характер произведения, и безошибочно. Только в

этом случае у учащегося выработается быстрота реакций, цепкость внимания,

сообразительность. Именно такой постановкой вопроса отличается чтение нот с

листа от разбора при длительном изучении музыкального произведения.

Под

разбором

подразумевается

медленное

проигрывание

пьесы,

допускающее остановки движения для более тщательного изучения текста.

Относительная

простота

разбора

заключается

в

том,

что

задачи,

которые

возникают перед пианистом, читающим ноты, как бы рассредоточены во времени

– в связи с замедленным темпом, с возможностью направить внимание поочередно

на различные элементы текста, повторить ту или иную фразу и т. п.

На всех этапах обучения чтению нот с листа не следует забывать о том, что

осмысление

ритмических

рисунков

без

звуковысотных

соотношений

(как

упрощение задачи), а затем подключение (в случаях большой сложности текста -

поэлементное)

слоев

фактуры

является

целесообразным,

если

стремиться

сохранить способность быстро осознавать интонационное содержание музыки.

Логика усложнения фактурных задач при развитии навыков чтения нот:

-

монодия,

антифонное

изложение,

параллельное

движение

в

октаву,

зеркальное изложение, движение в сексту, дециму, гомофония с выдержанным

звуком (интервалом, аккордом) в левой руке, а потом наоборот, полифоническая

фактура (подголосочная, имитационная), увеличение количества голосов;

- от поступенного движения мелодического рисунка, начиная с двух звуков,

через увеличение их количества переход к гармоническим последовательностям,

ломаным

интервалам,

скачкам,

к

усложнению

ладогармонических

тяготений,

приводящих к появлению случайных знаков;

-

комплексное

прочтение

аккордов

и

гармонических

фигураций

с

постепенным увеличением объема позиционных перемещений (длинные и ло-

маные арпеджио и др.), включением в них неаккордовых звуков;

- изучение принципов построения аппликатуры в различных видах фактуры -

в пределах одной позиции, смена позиций в гаммах и арпеджио, интервалы и

аккорды, двойные ноты;

-

постепенное

усложнение

артикуляционных

и

динамических

заданий

от

смены

различных

характеристик

до

совмещения

контрастных

звучаний

в

различных пластах фактуры;

- усложнение синтаксических построений от простейших фраз с единым

дыханием, к осознанию развития внутри фразы и сопоставлению различных фраз

в процессе развертывания произведения;

- усложнение метрических размеров.

Понимание логики усложнения задач в процессе развития навыков чтения нот

с листа поможет педагогу определить цели в работе на каждом этапе, подобрать

необходимый репертуар.

Быстрота реакций, которая является необходимым условием навыка чтения

нот с листа, требует различных видов тренировки:

- игра «вслепую» - от определения расположения клавишей, ориентируясь на

черные, в различных видах фактуры, к более сложным комбинациям действий,

требующим переноса рук, до приобретения уверенности исполнения без предва-

рительного контакта пальцев с клавиатурой;

- «фотографирование» - стимулирование ускоренного восприятия текста;

- применение «экрана» - концентрация внимания на отдельных элементах

текста;

-

аппликатурные

упражнения

без

звуковысотности,

затем

с

учетом

звуковысотности - мгновенная реакция на целую попевку;

- составление таблицы аппликатуры интервалов;

-

составление

таблицы

аппликатуры

аккордов

(трех

-

а

затем

четырехзвучных);

- прочное выучивание фактурных комплексов в быстром темпе;

- мысленное представление будущего действия;

- исполнение аккордов фигурациями (разложение);

- исполнение фигураций аккордами (сжатие).

Большую

роль

играет

транспонирование

музыки

комплексного

прочтения

музыкальных структур. Значение имеют оба вида: транспонирование по нотам и

по слуху. Такая работа положительно сказывается на усвоении ладотональных

закономерностей музыки, способствует свободной ориентации на клавиатуре в

момент воспроизведения музыкальных представлений.

Чтение нот с листа в процессе формирования музыканта может играть

важную

роль

и

как

средство

контроля

за

степенью

усвоения

приобретенных

учеником знаний и навыков. Работая над той и иной проблемой, преподаватель

информирует

ученика

о

закономерностях

музыкального

языка,

характерных

особенностях

музыкального

произведения,

способе

достижения

качества

исполнения

и

т.д.,

предлагает

ему

применить

их

в

исполнении

конкретного

произведения,

в

каких-то

случаях

в

качестве

подготовительного

этапа

использовать

этюд

и

упражнения.

Таким

образом

происходит

закрепление

получаемых

знаний.

Очень

часто

в

педагогической

практике

случается,

что

ученик, приходя на урок со следующим произведением, повторяет ошибки (старые

привычки оказываются сильнее недавно полученной информации). Это говорит о

том,

что

закрепление

понятий

и

навыков

на

данном

этапе

оказалось

недостаточным для того, чтобы ученик мог применять их в самостоятельной

работе.

Отсюда

вытекает

целесообразность

использования

занятий

по

развитию

навыков чтения с листа как показателя: сможет ли ученик в новых условиях,

работая

над

новым

текстом,

вспомнить

о

тех

или

иных

правилах:

вовремя

применить

знаки,

выбрать

правильную

аппликатуру,

организовать

действия

пианистического аппарата для выразительного исполнения музыки и др.

На протяжении первого года обучения пианиста нотный текст, на котором

формируется навык чтения, одновременно служит для общего пианистического

развития ученика. Пьесы, на которых он учится читать ноты, используются и для

выработки

элементарных

исполнительских

навыков.

В

последующие

годы

возникает необходимость в более дифференцированном материале.

Прежде всего в таком тексте должна быть своя логика расположения и развития,

своя последовательность появления трудностей.

В этом педагогу могут помочь специальные пособия по чтению нот с листа:

1. «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 кл. и 3-4 кл. (составители И.М. Рябов

и С.И. Рябов) издательство «Музычна Украйина» 1989 г.;

2 .

«Чтение с листа на уроках фортепиано» (игровой курс) Т.Ю. Камаева, А.Ф.

Камаев, 2006 г. Издательский дом «Классика – XXI век»;

3.

Пособие по чтению с листа фортепиано. (Составители Ф.Брянская, Л. Ефимова,

С. Ляховицкая, 1964 г.);

4 .

Л.

Баренбойм,

Н.

Перунова

«Путь

к

музыке».

Книжка

с

нотами

для

начинающих обучаться игре на фортепиано. 1988 г. и другие.



В раздел образования