Напоминание

Особенности работы пианиста–концертмейстера над вокальной миниатюрой "Кот Матрос" из цикла "Детская" М. П. Мусоргского


Автор: Данилкова Елена Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МОУ ДО ШИ 24
Населённый пункт: Новокузнецкий район, п. Загорский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности работы пианиста–концертмейстера над вокальной миниатюрой "Кот Матрос" из цикла "Детская" М. П. Мусоргского
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка.

Особенности работы пианиста-концертмейстера

над вокальной миниатюрой «Кот Матрос»

из цикла «Детская» М. П. Мусоргского

Автор-составитель

Данилкова Елена Александровна

МОУ ДО ШИ 24

В репертуаре пианиста-концертмейстера, работающего с вокалистами,

должны присутствовать произведения русских, зарубежных, современных

отечественных композиторов. Такое разнообразие

репертуара

позволяет

концертмейстеру

знать

особенности

фортепианной

фактуры

изложения,

владеть

различными

приёмами

игры,

помогающими

в

создании

единого

художественного образа.

Вокальный

цикл

М.

Мусоргского

«Детская»

необычен.

Его

составляющие – не песни и не романсы, это шесть вокальных сценок-

миниатюр,

в

которых

удивительно

правдиво,

реалистично

и

любовно

раскрывается вся гамма детских чувств, настроений и переживаний.

Прежде чем затронуть проблему интерпретации

миниатюры «Кот

Матрос», следует вспомнить, что сам автор – М. П. Мусоргский - был

талантливым пианистом и замечательным концертмейстером. Аккомпанируя

многим

певцам

в

концертах,

он

сумел

достичь

высшей

ступени

совершенства в создании единого художественного исполнения.

«Кот Матрос» - шестая сценка из цикла «Детская» - образец детского

юмора, рассказ о маленьком домашнем происшествии. На протяжении всей

миниатюры чувствуется сильное

эмоциональное возбуждение, внутренняя

активность, отсутствие какой-либо сентиментальности и приглаженности,

позволяющее

передать

всё

разнообразие

настроений

происходящего.

Концертмейстер

вместе

с

солистом

переживает

ситуацию

разнообразием

исполнительских приёмов: пальцевое стаккато, секундовые подлигованные

интонации,

передающие

осторожность

и

вкрадчивость,

выразительный

пунктирный

ритм,

ассоциирующийся

со

страхом

снегиря.

Задача

концертмейстера-пианиста

передать музыкой детскую непосредственность,

простодушие и наивность, слившись с солистом в единое целое и используя

при этом разнообразные исполнительские приёмы.

В произведении «Кот Матрос» автор музыки и слов М. П. Мусоргский

использует мелодизированный речитатив. Это почти проза, близкая живой,

разговорной

речи,

а

в

целом

забавная

сценка

из

жизни

ребёнка.

Для

вокалиста

этот

приём

исполнения

совсем

не

прост.

Роль

голоса

и

фортепианной партии одинаково важны и взаимно дополняют друг друга.

2

В самом начале внутреннее состояние героини, её волнение, сильное

возбуждение

передаёт

партии

фортепиано,

представленная

синхронными

фигурациями восьмых в подвижном темпе.

Оживлённо-болтливо

Темповое обозначение органично сочетается со скороговоркой солиста

и накладывается на музыку вступления сразу, без паузы.

Это непростая задача

для

вокалиста, так как нужно сразу войти в

тональность, чисто взять первый звук.

Концертмейстер

в данном случае

поможет солисту чувствовать себя уверенней, дублируя в партии фортепиано

вокальную строчку. Небольшое вступление с нисходящей мелодией к первой

ступени и смысловым акцентом на слове «мама» отделяется от основного

раздела выразительной ферматой.

Сквозная форма миниатюры «Кот Матрос» позволяет выделить разделы

А, В и С, соответственно, проследив разнообразие чувств, настроений и

переживаний в каждом из них.

В

начальном

разделе

(рассказ

девочки

о

зонтике)

присутствует

возбуждение и нетерпение. Скороговорка требует от вокалиста чёткой дикции

в

произнесении

слов,

а

пианист-концертмейстер

дополняет

речитатив

активным

сопровождением восьмых длительностей, дублирующих мелодию

пальцевым

staccato.

В

исполнении

присутствует

внутреннее

движение,

подсказанное текстом - «побежала», «шарила», «второпях».

Центральная

часть

миниатюры

«Кот

Матрос»

-

это

рассказ

об

увиденном

на

окне

коте,

крадущемся

к

клетке

с

птицей.

Возбуждение

уступает место яркой театральности и артистизму.

Очень выразительна

партия

фортепиано,

изображающая

то

скребущего

по

клетке

кота,

то

испуганного снегиря. Концертмейстер должен суметь передать контрастные

особенности

фактуры

от

унисонных

четвертей

к

форшлагированным

аккордам, имитирующим скрежет по клетке. Переданный в партии голоса

малыми

секундами

испуг

снегиря

искусно

дополняется

форшлагами

в

верхнем регистре в партии фортепиано.

3

Все

разделы

сценки

«Кот

Матрос»

чётко

обозначены,

разделяясь

ферматой.

В следующем эпизоде изменяется

темп – Медленнее, постепенно

ускоряя, это выразительный речитатив:

Негодование и возмущение мастерски выражено композитором динамикой

forte, широкими нисходящими скачками на неустойчивые диссонирующие

интервалы,

членением

мелодии

на

короткие

мотивы,

сосредоточением

внимания на мелодии, в отличие от аккомпанемента, выписанного паузами и

выдержанными аккордами.

Исполнительского

внимания

заслуживанет

эпизод

«Кот

спокойно

в

глаза мне смотрит». Речитация уступает место сказовой интонации, своего

рода

распевности,

снова

меняется

тональность

и

темп.

Но

самая

выразительная

находка

М.

П.

Мусоргского

это

контрастное

сочетание

мелодии и сопровождения в партии фортепиано: ровность восьмых на фоне

октав

с

форшлагами

на

слабой

доле.

Этот

контраст

подчёркивает

двойственность ситуации.

4

Спокойный вначале темп ускоряется, волнение нарастает, переходит снова в

скороговорку и заканчивается выразительным восклицанием: «А я его хлоп!»

и акцентом с изображением жеста в партии фортепиано.

На протяжении всего

произведения ощущается ладовая переменность, основной тон постоянно

меняется.

Смысловые акценты произносимой фразы формируют наиболее

выразительные

и

индивидуальные

гармонии,

имеющие

характер

колористической краски, пятна (это напоминает брошенные диссонансы в

мелодии декламационной фразы).

Заключительный раздел выдержан в манере жалобы и плача. Боль в

пальцах от жесткой клетки передаёт хроматическое движение мелодии с

задержаниями с дублированием в партии фортепиано.

5

Миниатюра

«Кот

Матрос»

заканчивается

фразой

«Нет,

каков

кот-то,

мама….а?», выражающей возмущение, негодование и повисающей у солиста

вопросительной интонацией:

Таким

образом,

художественное

проникновение

в

мир

детства

во

многом способствовало новым нестандартным решениям М. П. Мусоргского,

касающимся

разных

областей

его

стиля:

интонационной

и

жанровой

системы, принципов композиции,

музыкальной поэтики.

Композитор

запечатлел изначально содержащийся в душе ребенка огромный спектр не

детских страстей с нераздельным смешением добра и зла, раскрыв при этом

некоторые основные законы психологии. Все это позволяет говорить о том,

что Мусоргский был большим знатоком детской психологии, показавшим,

как через душу ребенка можно увидеть картину мира.

Литература:

1.Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века / Б.В. Асафьев. - Л.:

Музыка, 1968. - 323 с.

2. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века / В.А.

Васина-Гроссман. - М.: Академия наук СССР, 1956.- 351с.

3. Дурандина Е.Е. Вокальное творчество Мусоргского / Е.Е. Дурандина. - М.:

Музыка, 1985. - 200 с.

4. История русской литературы XIX века (вторая половина) / С.М. Петров. -

М.: Просвещение, 1978. - 608 с.

5. Мусоргский М.П. Литературное наследие / сост. А.А. Орлова, М.С.

Пекелис. - М.: Музыка, 1972. - 230 с.

6. Фрид Э.Л. М.П. Мусоргский. Проблемы творчества / Э.Л. Фрид. - Л.:

Музыка, 1981. -184 с.



В раздел образования