Автор: Данилкова Елена Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МОУ ДО ШИ 24
Населённый пункт: Новокузнецкий район, п. Загорский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности работы пианиста–концертмейстера над вокальной миниатюрой "Кот Матрос" из цикла "Детская" М. П. Мусоргского
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка.
Особенности работы пианиста-концертмейстера
над вокальной миниатюрой «Кот Матрос»
из цикла «Детская» М. П. Мусоргского
Автор-составитель
Данилкова Елена Александровна
МОУ ДО ШИ 24
В репертуаре пианиста-концертмейстера, работающего с вокалистами,
должны присутствовать произведения русских, зарубежных, современных
отечественных композиторов. Такое разнообразие
репертуара
позволяет
концертмейстеру
знать
особенности
фортепианной
фактуры
изложения,
владеть
различными
приёмами
игры,
помогающими
в
создании
единого
художественного образа.
Вокальный
цикл
М.
Мусоргского
«Детская»
необычен.
Его
составляющие – не песни и не романсы, это шесть вокальных сценок-
миниатюр,
в
которых
удивительно
правдиво,
реалистично
и
любовно
раскрывается вся гамма детских чувств, настроений и переживаний.
Прежде чем затронуть проблему интерпретации
миниатюры «Кот
Матрос», следует вспомнить, что сам автор – М. П. Мусоргский - был
талантливым пианистом и замечательным концертмейстером. Аккомпанируя
многим
певцам
в
концертах,
он
сумел
достичь
высшей
ступени
совершенства в создании единого художественного исполнения.
«Кот Матрос» - шестая сценка из цикла «Детская» - образец детского
юмора, рассказ о маленьком домашнем происшествии. На протяжении всей
миниатюры чувствуется сильное
эмоциональное возбуждение, внутренняя
активность, отсутствие какой-либо сентиментальности и приглаженности,
позволяющее
передать
всё
разнообразие
настроений
происходящего.
Концертмейстер
вместе
с
солистом
переживает
ситуацию
разнообразием
исполнительских приёмов: пальцевое стаккато, секундовые подлигованные
интонации,
передающие
осторожность
и
вкрадчивость,
выразительный
пунктирный
ритм,
ассоциирующийся
со
страхом
снегиря.
Задача
концертмейстера-пианиста
передать музыкой детскую непосредственность,
простодушие и наивность, слившись с солистом в единое целое и используя
при этом разнообразные исполнительские приёмы.
В произведении «Кот Матрос» автор музыки и слов М. П. Мусоргский
использует мелодизированный речитатив. Это почти проза, близкая живой,
разговорной
речи,
а
в
целом
забавная
сценка
из
жизни
ребёнка.
Для
вокалиста
этот
приём
исполнения
совсем
не
прост.
Роль
голоса
и
фортепианной партии одинаково важны и взаимно дополняют друг друга.
2
В самом начале внутреннее состояние героини, её волнение, сильное
возбуждение
передаёт
партии
фортепиано,
представленная
синхронными
фигурациями восьмых в подвижном темпе.
Оживлённо-болтливо
Темповое обозначение органично сочетается со скороговоркой солиста
и накладывается на музыку вступления сразу, без паузы.
Это непростая задача
для
вокалиста, так как нужно сразу войти в
тональность, чисто взять первый звук.
Концертмейстер
в данном случае
поможет солисту чувствовать себя уверенней, дублируя в партии фортепиано
вокальную строчку. Небольшое вступление с нисходящей мелодией к первой
ступени и смысловым акцентом на слове «мама» отделяется от основного
раздела выразительной ферматой.
Сквозная форма миниатюры «Кот Матрос» позволяет выделить разделы
А, В и С, соответственно, проследив разнообразие чувств, настроений и
переживаний в каждом из них.
В
начальном
разделе
(рассказ
девочки
о
зонтике)
присутствует
возбуждение и нетерпение. Скороговорка требует от вокалиста чёткой дикции
в
произнесении
слов,
а
пианист-концертмейстер
дополняет
речитатив
активным
сопровождением восьмых длительностей, дублирующих мелодию
пальцевым
staccato.
В
исполнении
присутствует
внутреннее
движение,
подсказанное текстом - «побежала», «шарила», «второпях».
Центральная
часть
миниатюры
«Кот
Матрос»
-
это
рассказ
об
увиденном
на
окне
коте,
крадущемся
к
клетке
с
птицей.
Возбуждение
уступает место яркой театральности и артистизму.
Очень выразительна
партия
фортепиано,
изображающая
то
скребущего
по
клетке
кота,
то
испуганного снегиря. Концертмейстер должен суметь передать контрастные
особенности
фактуры
от
унисонных
четвертей
к
форшлагированным
аккордам, имитирующим скрежет по клетке. Переданный в партии голоса
малыми
секундами
испуг
снегиря
искусно
дополняется
форшлагами
в
верхнем регистре в партии фортепиано.
3
Все
разделы
сценки
«Кот
Матрос»
чётко
обозначены,
разделяясь
ферматой.
В следующем эпизоде изменяется
темп – Медленнее, постепенно
ускоряя, это выразительный речитатив:
Негодование и возмущение мастерски выражено композитором динамикой
forte, широкими нисходящими скачками на неустойчивые диссонирующие
интервалы,
членением
мелодии
на
короткие
мотивы,
сосредоточением
внимания на мелодии, в отличие от аккомпанемента, выписанного паузами и
выдержанными аккордами.
Исполнительского
внимания
заслуживанет
эпизод
«Кот
спокойно
в
глаза мне смотрит». Речитация уступает место сказовой интонации, своего
рода
распевности,
снова
меняется
тональность
и
темп.
Но
самая
выразительная
находка
М.
П.
Мусоргского
–
это
контрастное
сочетание
мелодии и сопровождения в партии фортепиано: ровность восьмых на фоне
октав
с
форшлагами
на
слабой
доле.
Этот
контраст
подчёркивает
двойственность ситуации.
4
Спокойный вначале темп ускоряется, волнение нарастает, переходит снова в
скороговорку и заканчивается выразительным восклицанием: «А я его хлоп!»
и акцентом с изображением жеста в партии фортепиано.
На протяжении всего
произведения ощущается ладовая переменность, основной тон постоянно
меняется.
Смысловые акценты произносимой фразы формируют наиболее
выразительные
и
индивидуальные
гармонии,
имеющие
характер
колористической краски, пятна (это напоминает брошенные диссонансы в
мелодии декламационной фразы).
Заключительный раздел выдержан в манере жалобы и плача. Боль в
пальцах от жесткой клетки передаёт хроматическое движение мелодии с
задержаниями с дублированием в партии фортепиано.
5
Миниатюра
«Кот
Матрос»
заканчивается
фразой
«Нет,
каков
кот-то,
мама….а?», выражающей возмущение, негодование и повисающей у солиста
вопросительной интонацией:
Таким
образом,
художественное
проникновение
в
мир
детства
во
многом способствовало новым нестандартным решениям М. П. Мусоргского,
касающимся
разных
областей
его
стиля:
интонационной
и
жанровой
системы, принципов композиции,
музыкальной поэтики.
Композитор
запечатлел изначально содержащийся в душе ребенка огромный спектр не
детских страстей с нераздельным смешением добра и зла, раскрыв при этом
некоторые основные законы психологии. Все это позволяет говорить о том,
что Мусоргский был большим знатоком детской психологии, показавшим,
как через душу ребенка можно увидеть картину мира.
Литература:
1.Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века / Б.В. Асафьев. - Л.:
Музыка, 1968. - 323 с.
2. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века / В.А.
Васина-Гроссман. - М.: Академия наук СССР, 1956.- 351с.
3. Дурандина Е.Е. Вокальное творчество Мусоргского / Е.Е. Дурандина. - М.:
Музыка, 1985. - 200 с.
4. История русской литературы XIX века (вторая половина) / С.М. Петров. -
М.: Просвещение, 1978. - 608 с.
5. Мусоргский М.П. Литературное наследие / сост. А.А. Орлова, М.С.
Пекелис. - М.: Музыка, 1972. - 230 с.
6. Фрид Э.Л. М.П. Мусоргский. Проблемы творчества / Э.Л. Фрид. - Л.:
Музыка, 1981. -184 с.