Автор: Лазарева Светлана Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МНБОУ "Лицей № 76"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Симфоническая музыка" 7 класс
Раздел: среднее образование
Урок по предмету «Музыка» Класс: 7
Авторы программы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Учитель: Лазарева Светлана Александровна; МНБОУ «Лицей №76» ; г. Новокузнецк
Тема урока: Симфоническая музыка
Тип
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Цели
Образовательные:
Познакомиться с симфоническими музыкальными произведениями и их авторами
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД:
формирование нравственно- эстетических ценностей –
Регулятивные УУД:
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит
усвоению
- Коммуникативные УУД:
развитие внимания учащихся - Познавательные УУД:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
Планируемый результат
Предметные:
Знать: Названия музыкальных симфонических произведений и их авторов
Уметь: Узнавать эти произведения и композиторов их написавших .
Личностные: Формирование нравственно – эстетических ценностей
(знакомство с классическими музыкальными произведениями).
Метапредметные: формирование универсальных способностей учащихся.
Деятельность учителя
Технология проведения
Деятельность учеников
Перед вами портреты известных вам композиторов, назовите их.
-Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности(4 мин)
Ответы уч-ся
2. -Актуализация знания
Попробуйте ответить;(2 слайд)
Что такое симфония?
Есть ли в симфониях названия?
Слушаете ли вы симфонии?
Где можно услышать симфонию?
Кто исполняет симфонию?
Кто писал симфонии?
3.-Формулирование темы и цели урока
Давайте попытаемся определить тему нашего урока и задачи которые мы решим в течении
урока. (3слайд)
4. -Изучение нового материала
Запишите в тетрадь что такое симфония(3-5 слайды)
Построение симфонии: (7-11 слайды) Гайдн (12 слайд)-1
Давайте послушаем сообщение об этом композиторе
Сегодня мы послушаем его 103 симфонию (13 -14 слайды)
Предлагаю послушать эту симфонию и записать ее название
Исследование нового материала
Предлагаю поработать в группах, каждая группа отвечает на 1 вопрос
(15 слайд)
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
(3 минуты)
Симфоническая музыка
Что такое симфония
Композиторы, писавшие симфонии
Построение симфоний
1-й композитор о котором мы поговорим -это Гайдн
Проверка индивидуального домашнего задания.
(3 минуты)
Слушанье музыки
Начало симфонии. В чём особенность вступления? Какие инструменты его исполняют?
Гайдн-композитор какой страны? Является ли он представителем венской классической
школы?
Чем навеяны музыкальные образы произведений Гайдна?
Проверка индивидуального домашнего задания.
(3 минуты)
Слушанье музыки
Закрепление материала
Работа в группах: (21 слайд) Какая особенность построения симфонии?
В каком ладу написана главная партия, а в каком – побочная? Можно ли назвать симфонию
инструментальной драмой?
С каким шедевром изобразительного ис-ва можно сравнить 40-ю симфонию?
Проверка индивидуального домашнего задания.
Слушанье музыки
Работа в группах (24 слайд)
Как вы думаете, герой Симфонии живёт в эпоху венских классиков или он наш
современник?
Сохранена ли строгость и логика классической формы 18 века?
Какие особенности музыки выдают музыкальный стиль композитора?
Проверка индивидуального домашнего задания.
Слушанье музыки (видео) (3 мин)
Работа в группах: (28 слайд)
1 я часть Симфонии. Тема судьбы – это вызов? Призыв? Предостережение?
Назовите самые значимые идеи симфонии
Можно эту симфонию назвать этапами борьбы с тяжелым недугом, который терзал
Бетховена?
Проверка индивидуального домашнего задания.
Слушанье музыки
Работа в группах
Почему симфония называется «Неоконченной» ?
Как называется новый тип симфонии, который создал композитор?
Какие инструменты озвучивают основные темы Симфонии №8?
Верно ли, что…
1.Симфония - это созвучие в переводе с греческого?
2. Наивысший расцвет симфонического творчества приходиться на 18 век венских
классиков?
3.Автор неоконченной симфонии-Гайдн?
4.Сороковую симфонию написал Моцарт?
5.Прокофьев –это композитор 20 века?
6.Симфония № 103 - это симфония Гайдна с тремоло литавр?
7.Симфония состоит из 4 частей воплощающих разные стороны жизни человека?
Художественно-творческое задание из учебника
Отвечают на вопросы учителя.
Ответы уч-ся
Запись в тетрадь
Учащийся выступает с сообщением о Гайдне (3 мин)
Второй композитор о котором мы будем говорить -это Моцарт(16 слайд)
Произведение-40 симфония (17-20 слайды)
Послушайте и запишите в тетрадь
Физ.минутка
Следующий композитор-симфонист наш соотечественник-С.Прокофьев
(22 слайд)
Послушаем 1 симфонию, которая называется «Классическая» (23 слайд)
Сергей Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая»
Музыка Сергея Прокофьева, крупнейшего композитора ХХ века разнообразна по
содержанию. Светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор,
острая шутка, яркие и психологически точные характеры - всё это разные стороны
прокофьевской музыки. Композитору удалось передать в звуковых образах радостное
ощущение жизни, дух эпохи, бодрость, мужественность, силу.
Искусство Прокофьева глубоко связано с классическими традициями. Это ярко
национальный композитор, развивавший принципы Мусоргского, Римского-Корсакова,
Глинки, Бородина. В то же время в музыке Прокофьева нашла выражение классическая
линия, идущая от его увлечения жизнерадостным искусством Гайдна, Моцарта, раннего
Бетховена.
Д. Б.Кабалевский так сказал о музыке Прокофьева: «Восторженный певец жизни, солнца
и молодости, она дала людям растревоженного, сурового и жестокого ХХ века ту радость
и свет, которых им так часто недостаёт». Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с В.
Маяковским в поэзии и М. Сарьяном в живописи - так много в его музыке солнца, света,
ярких красок: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и
никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца».
Следующий композитор-Бетховен
(25 слайд)
Легендарная 5 симфония (26-27 слайды)
Судьба - я схвачу тебя за глотку, я не позволю тебе себя задушить
Борьба человека с ударами судьбы
Шуберт- австрийский композитор(29 слайд)
Его 8 симфония называется «Неоконченная» (30 слайд)
Лирико-драматическая симфония
Виолончель скрипка флейта
Вокально-хоровая работа
Рефлексия
Домашнее задание