Автор: Дудина Зоя Иннокентьевна
Должность: учитель физической культуры и ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Зырянская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Зырянка Верхнеколымский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Представление собственного инновационного педагогического опыта
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
Опыт работы
учителя физической культуры и ОБЖ
МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа»
Республики Саха (Якутия)
Дудиной Зои Иннокентьевны
У истоков любого урока стоит учитель. Многое зависит от его профессионализма,
педагогического
мастерства.
Сегодня
задачи
учителя-
не
поучать,
а
побудить
к
учению. Поэтому любой урок сводится к организации мыслительной деятельности
обучающихся. Интеллект реагирует только на интеллектуальный вызов, а значит,
нужен не просто вопрос, не просто проблема, а значимая проблема. На уроках
физического воспитания, ОБЖ я использую следующие методы и приемы:
Интегрированные
уроки
физического
воспитания
и
ОБЖ,
физического
воспитания и русского языка, физического воспитания и биологии. Активность
обучающихся
на
таких
уроках
превосходит
все
ожидания.
И
это
понятно:
необычная
форма
урока,
присутствие
сразу
двух
учителей,
нестандартная
подача материала и т. д. делают подобные уроки яркими и запоминающимися, а
главное – эффективными. Кроме этого, интегрированные уроки показывают
совместную деятельность учителя и ученика.
На своих уроках физической культуры использую ИКТ. Данная технология
способствует
повышению
качества
образования,
развитию
личности,
повышению эффективности контроля знаний. На уроках учащиеся выполняют
домашние задания в виде презентаций, сообщений, кроссвордов.
В
среднем
звене
для
повышения
мотивации
применяю
разновидности
групповых
технологий,
индивидуальные
задания
для
спецгруппы
по
физической культуре, беседу как метод обучения и воспитания. На уроках
ученики делятся на небольшие группы и обсуждают проблему, поставленную
учителем, а затем представляют итоги работы всем участникам. Этот метод
работы
в
небольших
группах
активизирует
всех
участников.
В
групповой
работе обучающиеся умеют воспринимать проблему, добывать информацию в
соответствующей
литературе,
пользоваться
справочниками,
выступать
с
сообщениями, оценивать устное высказывание одноклассников. На уроках
физической культуры в основном применяю групповой
метод. Для
проведения эстафеты делю класс на 3-4 группы, каждая группа работает по
отделениям
на
разных
снарядах.
В
группе
назначаю
старших,
через
определенное
время
группы
меняются
«станциями»,
рабочими
местами.
Несомненно, групповая работа оправдывает себя, т.к. делает процесс обучения
активным, развивающим и значимым именно для ребенка. Метод беседы один
из
самых
известных
методов
обучения.
Беседа
заставляет
мысль
ученика
следовать за мыслью учителя, в результате чего обучающиеся шаг за шагом
продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы заключаются еще
и
в
том,
что
она
активизирует
мышления,
служит
средством
диагностики
усвоенных
знаний,
умений,
способствует
развитию
познавательных
сил,
создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика
также воспитательная роль беседы, но в то же время, с ее помощью нельзя
достичь всех педагогических целей. Если у учеников нет определенного запаса
представлений и понятий, то и беседа оказывается малоэффективной. Данный
метод должен сочетаться с изложением, другими методами, формирующими
систему знаний.
Здоровьесберегающие технологии должны присутсвовать на каждом уроке.
Данная технология направлена на разработку принципиально новых подходов в
решении многих задач с учетом состояния здоровья обучающихся. В свои уроки
включаю элементы закаливания, провожу мероприятия по здоровому образу
жизни. Для формирования правильной осанки в подготовительную часть урока
использую
разнообразные
упражнения
с
различной
дозировкой
нагрузки
учитывая физическое развитие и состояние здоровья обучающихся. Использую
методику
соответстующую
возрасту
и
возможностям
детей.
Стараюсь
правильно организовать двигательный режим и физкультурно-оздоровительную
работу.
Из всего многообразия современных образовательных технологий
предпочтение
отдаю игровым технологиям. Тема моего самообразования: «Привитие интереса к
физической
культуре
через
разнообразие
форм
работы».
В
ходе
поисков
инновационных подходов к организации учебных занятий все больше учитывается
особая
значимость
и
привлекательность
для
детей
игровой
деятельности.
Игры
позволяют решить важнейшие задачи работы с детьми и подростками: удовлетворить
их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом,
развить
не
только
физические
качества,
но
также
умственные
и
творческие
способности, нравственные качества. На уроках физической культуры использую
русские народные игры, игры народов Севера, а также игры разных народов. Считаю,
что
такие
уроки
повышают
интерес
к
физической
культуре
и
ОБЖ,
развивают
двигательную
активность
обучающихся,
формируют
ценностное
отношение
к
здоровью,
воспитывают
потребности
и
умения
самостоятельно
заниматься
физическими
упражнениями,
содействуют
воспитанию
нравственных
и
волевых
качеств. Мне, учителю физической культуры, предоставляется широкая возможность
более
разнообразно
использовать
средства
и
методы,
которые
позволяют
большинство
физически
трудных
упражнений
выполнять
легко,
как
бы
играя
и
соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий. Важным достоинством
данной технологии является так же возможность введения его во все виды учебной
программы и постоянного применения с одинаковым успехом в различных неигровых
видах
физической
подготовки.
Игровой
метод
–
это
метод,
который
исключает
принуждение к учению, где идёт обучение через игру и соревнование. Он вызывает у
детей радость, способствует движению в обучении вперёд; обеспечивает постепенное
развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть
трудности.
Для
детей
с
ОВЗ
задание
даю
проще,
что
позволяет
ученику
последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объёма усвояемого
материала. Форма контроля этого метода - новый подход к успеваемости. Игровой
метод ориентирован на обучении без принуждения, что я считаю немаловажным в
физическом воспитании учащихся. Порой ребёнку приходится победить самого себя,
т.е
проявить
те
лучшие
физические
и
психические
качества,
о
которых
он
и
подозревает
или
стесняется
показать
при
посторонних.
Я
считаю,
что
четкое
объяснение техники выполнения любого упражнения и правильный показ учителем
обязателен (особенно, если урок ведется в начальном и среднем звене). В более
старших
классах
учитель
может
опираться
на
хорошо
подготовленного
ученика,
который
может
правильно
осуществить
показ
упражнения
после
методически
правильного объяснения преподавателя. Стараюсь так преподнести задание ученику,
чтобы
произошло
правильное
его
осмысление.
Затем
идет
распределение
последовательности
выполнения
задания
учащимися,
поэтапное
обучение
от
простого
к
сложному.
Овладев
необходимыми
умениями
и
навыками,
соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Для
того, чтобы повысить внимание в начале урока провожу игру, где учащиеся должны
выполнять строевые команды учителя, когда в начале команды присутствует слово
“класс” или какой либо предварительный жест. Например: поднятие руки вверх. При
выполнении общеразвивающих упражнений команды соревнуются на выполнение
большего количества упражнений за определенный промежуток времени, как на
месте, так и в движении. Например, даю задание: кто раньше выполнит 10 наклонов,
отжиманий,
приседаний,
какая
команда
в
сумме
больше
выполнит
наклонов,
отжиманий
и
т.д.
Общеразвивающие
упражнения
включаю
в
эстафеты.
После
к
судейству привлекаю самих учащихся, которые освобождены от уроков физкультуры
по состоянию здоровья. Выполняя упражнения на снарядах, учащиеся соревнуются
на лучшее выполнение самих упражнений, а так же оцениваю подход к снарядам и
отход от него. Эффективно применение танцевальных элементов с музыкальным
сопровождением, что я и делаю на своих уроках. В свой тематический план я
включила элементы художественной гимнастики для девочек, думаю,что им будет
лучше и интереснее танцевать под красивую музыку с атласными лентами, чем
прыгать через козла, коня и лазить по канату. На уроке даю учащимся следующее
задание: бег с определением лидера, меняю возрастание объема и интенсивности
физической нагрузки в соревновании или игре; провожу соревнования в условиях,
приближенных к реальным, с обязательной оценкой достигнутого уровня; поощряю
учащихся
в
разнообразии
применения
технических
приемов,
а
так
же
способов
выполнения задания. Регулярно поощряю не только сильных, но и слабых учащихся,
сумевших добиться своих личных результатов. В раздел легкой атлетики включаю
якутские
национальные
прыжки.
В
свои
уроки
включаю
элементы
изучаемой
спортивной игры в соревновательные упражнения, подвижные игры и эстафеты.
Задания усложняю, меняю игры: “не давай мяч водящему”, “борьба за мяч” и т.д. Так
же, изучая каждую спортивную игру в отдельности, подбираю игровые задания,
способствующие развитию определенных умений и навыков. Применение игрового
метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более
высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся, а сами занятия
сделать более интересными. Он помогает оживить уроки, а самое главное: решить
основную проблему двигательной деятельности учащихся любого возраста.