Автор: Мугалимова Ирина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 7 "Колокольчик."
Населённый пункт: г.Янаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Дошкольный возраст – это период активного развития и формирования личности, еѐ становления,
психологического и интеллектуального. Именно на этот возраст приходится главный этап
интеллектуального развития. Основа интеллекта, заложенная в дошкольном возрасте, имеет
влияние на умственные способности ребенка на протяжении всей жизни. Воспитателям и
Родителям важно понимать значимость интеллектуального развития именно в дошкольном
возрасте, и не стараться перекладывать еѐ на дошкольные учебные заведения. Интеллект – это
важное качество психики человека, которое отвечает абсолютно за все сферы деятельности.
Именно поэтому развивать его нужно с раннего возраста. Интеллект ребенка начинает
формироваться с первых дней жизни, с каждым новым приобретенным опытом, увиденным
явлением, услышанным словом. Интеллект дошкольника уже развит до определенной степени, но
именно в этот период он нуждается в помощи извне, в дополнительных стимулах и заданиях.
Ведущую роль у дошкольника в его интеллектуальной жизни играет практическое взаимодействие
с предметами. Этот опыт дополняется зрительными представлениями, направляя слово - речевое
развитие. Тем не менее, развитие интеллекта осуществляется по мере овладения всеми тремя
формами представления информации: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. То
есть подача информации должна осуществляться разными способами (визуально-
пространственными, чувственно-сенсорными, словесно-символическими). Предпочтение одного
из способов подачи информации ведет к формированию поверхностного представления о мире.
Для становления объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его
индивидуальных особенностей восприятия нужно ознакомить дошкольника с несколькими
вариантами имеющейся действительности. Ребенок осознаѐт значение вещей, слов, жестов,
событий и т.п., но эти значения не разрознены, а объединены в определѐнные структуры.
Индивидуальная система значений характеризует содержательный строй интеллекта отдельного
субъекта. Для его развития необходимо расширять кругозор ребѐнка, обучать закономерностям и
связям в окружающем мире. Интеллектуальное развитие ребёнка характеризуется комплексом
познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.[1]
Известный психолог Н.Ф. Добрынин писал, что, когда ребѐнок следует быстро проходящим
интересами, когда его внимание в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия
концентрируется то на том, то на другом предмете, когда это сопутствует тому, что мы называем
интересом, и содержит характер игры, мы тогда говорим о непроизвольном внимании. Такое
внимание, возникающее без определѐнной установленной цели, доминирует у шестилетнего
ребѐнка. К завершению дошкольного периода начинают проявляться задатки произвольного,
активного внимания, связанного с осознанно установленной целью, с волевым усилием. Его
возникновение - важное новообразование в психике ребѐнка. Произвольное внимание не
появляется само собой из непроизвольного, только лишь при взаимодействии ребѐнка с
взрослым[2]. Каждый из нас, общаясь друг с другом, развивается и усваивает исторически
сложившиеся варианты организации своего индивидуального внимания. Первые этапы такого
освоения приходятся как раз на дошкольный возраст. Основные виды внимания - непроизвольное
и произвольное. При их тесной взаимосвязи, они часто переходят один в другой. Зачастую
внимание шести - семи летнего ребѐнка конкретизируется непроизвольностью. В дошкольном
возрасте он ещѐ не может определить и направлять своѐ внимание и невольно оказывается во
власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлечѐнности, невозможности
сосредоточиться на чѐм-то одном, в постоянной смене деятельности. Деятельность родителя и
воспитателя должна быть ориентирована на постепенное становление произвольного внимания
дошкольника, которое напрямую связано с развитием ответственности. Это предполагает
тщательное выполнение ребенком любого задания - как интересного, так и не очень интересного.
Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость, как способность к более
длительному сохранению концентрации; переключение внимания, как способность быстро
ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой; распределение
внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух и большем числе различных
объектов. Также на развитие внимания оказывают влияние эмоциональные факторы,
мыслительные и волевые процессы. Абсолютно все свойства внимания положительно
развиваются в результате применения развивающих упражнений. Восприятие у детей развито
буквально с первых месяцев жизни. К дошкольному возрасту ребѐнок, как правило, различает
цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребѐнок отлично
ориентируется в пространстве и правильно использует многообразие обозначения
пространственных отношений. Но есть и некоторые затруднения, одно из которых - восприятие
времени, ориентирование во времени суток, в оценке разных промежутков времени. Ребѐнку в
этом возрасте ещѐ трудно представить себе длительность какого-либо дела. Мышление зависит от
багажа имеющихся у ребенка знаний, и к шести годам его умственный кругозор уже достаточно
велик. В исследованиях, проведѐнных Н.Н. Поддьяковым, выявлены интересные данные
относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте[3]. В результате этих
исследований мы можем увидеть две противоречивые тенденции. Первая - в процессе
мыслительной деятельности происходит расширение объѐма и углубление чѐтких, ясных знаний
об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребѐнка.
Вторая - в процессе мыслительной деятельности возникает и растѐт круг неопределѐнных, не
совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти
развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе
взаимодействия этих тенденций неопределѐнность знаний уменьшается - они уточняются,
проясняются и переходят в определѐнные знания. На протяжении дошкольного возраста получают
развитие и формы мыслительной деятельности: понятие, суждение, умозаключение. Развитию
мышления шестилетнего ребѐнка могут способствовать все доступные ему виды деятельности.
При этом необходимо организовать условия, способствующие углубленному познанию того или
иного объекта. В исследованиях НИИ дошкольного воспитания были установлены попытки
определения у ребѐнка начальных форм, так называемых методологических знаний, в которых
одновременно отражены и наиболее существенные отношения предметов, познаваемых
ребѐнком, и организация его познавательного опыта, формирование новых полученных знаний.
Эти методологические знания определяют в наиболее простой форме взаимосвязь предметов и
явлений, их движение, изменение и развитие, возможность их качественного преобразования.
Так, например, у детей формировали знания о том, что предметы и явления следует
рассматривать не сами по себе, а при взаимодействии с другими предметами. Что характерно для
такого познания ребѐнком того или иного предмета? Оно предполагает выход за рамки этого
предмета и рассмотрение его в более общей совокупности предметов и явлений. При этом
ребѐнок постоянно сталкивается с другими малоизвестными ему предметами, знания о которых
выступают для него вначале как неизвестные, неясные. Таким образом, углубляющийся процесс
познания предметов и явлений неизбежно ведѐт к появлению и росту неопределѐнных,
неотчѐтливых знаний. Напомним, что эти знания, опреде- ляющиеся в форме догадок,
предположений, являются главным стимулом умственной активности ребѐнка. Развитие у
дошкольников мыслительных операций происходит при помощи различных игр, конструирования,
лепки, рисования, чтения. Систематические занятия с ребѐнком могут повысить показатели
мышления в три, четыре раза[4]. Память у дошкольников является непроизвольной, основанной
на эмоциях, интересе, т.е. ребѐнок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но механизмы
памяти дошкольника не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в
психике появляется важное новообразование - дети овладевают собственно мнемической
деятельностью, в них возникает произвольная память. Шести-семилетний возраст очень важен
для развития многих двигательный способностей. Двигательная память детей этого возраста даѐт
им возможность не только усвоить, понять и повторить достаточно сложные движения, но и
выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять
освоенные движения. Высокой степени развития достигает у дошкольника эмоциональная память.
Но ребѐнок запоминает не само чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. его
эмоциональная память неразделима с образной, наглядной. Этот вид памяти очень развит у
дошкольников и составляет его основу. Еѐ развитие проявляется не только в значительном
расширении и углублении круга представлений, но и в переходе от единичных и конкретных
образов к обобщѐнным представлениям. Когда речь идѐт о памяти дошкольников и еѐ
формировании, то нельзя упускать из виду еѐ особенности, связанные с полом ребѐнка.
Исследования последних лет говорят о том, что у мальчиков и девочек скорость созревания
различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого
полушарий, которые существенно различаются по своим функциям. Установлено, в частности, что
у девочек значительно быстрее осуществляется развитие функций левого полушария, чем у
мальчиков. Зато у последних, напротив, именно правое полушарие головного мозга является
более действенным в связи с более ранним созреванием его функций. Следует развивать все
виды памяти, стремиться к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на
понимание[5]. Образование понятий, по мнению учѐных, играет ключевую роль в процессе
интеллектуального развития, а также подразумевает включение чувственно-сенсорных
впечатлений, образных представлений, словесно-речевых (знаковых) определений. Наиболее
активное формирование понятий происходит в подростковом возрасте, но начало этого процесса
можно увидеть уже в раннем детстве. Например, овладение речью, способностью к общению.
Кроме того, изображение предметов, явлений обыденной жизни, также свидетельствует о
развитии понятийного мышления. Знакомясь с миром, ребѐнок активно усваивает признаки
объектов, их свойства, связи с другими объектами, обобщает полученные знания. Воображение
ребѐнка, возникнув на границе раннего и дошкольного возраста, претерпевает серьѐзные
изменения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного
воображения появляется качественно новый тип воображения - произвольное воображение. Его
появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с
возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм
общения ребѐнка с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Важную роль в развитии
воображения ребѐнка играет внешняя опора. На первых этапах, в период своего зарождения,
воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с игровым
материалом, и определяется характером игрушек, атрибутами роли, сходством предметов -
заменителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет такой зависимости игры от
игрового материала, и воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не
похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуща особая яркость,
наглядность, подвижность и изменчи- вость. Воображение дошкольника часто носит
воссоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чѐм говорит педагог,
что написано в книге, чего ещѐ не было в непосредственном опыте, памяти ребѐнка (события
истории и будущее, дальние страны, удивительные, редкие животные, растения и т.п.). Речь
теснейшим образом связана с мышлением ребѐнка. Дошкольный возраст - период чрезвычайно
интенсивного еѐ развития. Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью
является игра. В процессе разыгрывания ситуаций и ролей владение функциями и формами речи
становится для него очень важным. При этом физическая сторона речевого развития уходит на
задний план, заслоняясь задачей усвоения многообразных функций речи и форм их выражения.
Акцент перемещается на смысловую сторону речи. Значительное расширение круга общения
ребѐнка к шести годам ведѐт к развитию его свободной речи [6]. К моменту поступления в школу
он практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарѐм, звуковым составом,
грамматическим строем. Овладение понятиями и их значениями позволяет дошкольнику
применять обобщение в речи и развивает его мышление. Развитие интеллектуальных
способностей старших дошкольников тесно связано с воспитанием определенных личностных
качеств [7]. Условно их можно разделить на 4 группы: - познавательные: инициативность,
любознательность, самостоятельность, -самооценочные: уверенность в себе, чувство
интеллектуальной состоятельности. - коммуникативные: доброжелательность, умение учитывать
точку зрения другого человека, критичность в оценке «бесспорных» истин, способность к
интеллектуальному диалогу. -эмоциональные: характеризуют отношение к жизненным явлениям,
окружающей действительности, искусству, творчеству, познанию, интеллектуальной деятельности.
Воспитание выше перечисленных личностных качеств - условия развития интеллекта старшего
дошкольника. Развитый интеллект, в свою очередь, способствует формированию данных качеств
личности.