Напоминание

"Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста"


Автор: Мугалимова Ирина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 7 "Колокольчик."
Населённый пункт: г.Янаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольный возраст – это период активного развития и формирования личности, еѐ становления,

психологического и интеллектуального. Именно на этот возраст приходится главный этап

интеллектуального развития. Основа интеллекта, заложенная в дошкольном возрасте, имеет

влияние на умственные способности ребенка на протяжении всей жизни. Воспитателям и

Родителям важно понимать значимость интеллектуального развития именно в дошкольном

возрасте, и не стараться перекладывать еѐ на дошкольные учебные заведения. Интеллект – это

важное качество психики человека, которое отвечает абсолютно за все сферы деятельности.

Именно поэтому развивать его нужно с раннего возраста. Интеллект ребенка начинает

формироваться с первых дней жизни, с каждым новым приобретенным опытом, увиденным

явлением, услышанным словом. Интеллект дошкольника уже развит до определенной степени, но

именно в этот период он нуждается в помощи извне, в дополнительных стимулах и заданиях.

Ведущую роль у дошкольника в его интеллектуальной жизни играет практическое взаимодействие

с предметами. Этот опыт дополняется зрительными представлениями, направляя слово - речевое

развитие. Тем не менее, развитие интеллекта осуществляется по мере овладения всеми тремя

формами представления информации: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. То

есть подача информации должна осуществляться разными способами (визуально-

пространственными, чувственно-сенсорными, словесно-символическими). Предпочтение одного

из способов подачи информации ведет к формированию поверхностного представления о мире.

Для становления объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его

индивидуальных особенностей восприятия нужно ознакомить дошкольника с несколькими

вариантами имеющейся действительности. Ребенок осознаѐт значение вещей, слов, жестов,

событий и т.п., но эти значения не разрознены, а объединены в определѐнные структуры.

Индивидуальная система значений характеризует содержательный строй интеллекта отдельного

субъекта. Для его развития необходимо расширять кругозор ребѐнка, обучать закономерностям и

связям в окружающем мире. Интеллектуальное развитие ребёнка характеризуется комплексом

познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.[1]

Известный психолог Н.Ф. Добрынин писал, что, когда ребѐнок следует быстро проходящим

интересами, когда его внимание в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия

концентрируется то на том, то на другом предмете, когда это сопутствует тому, что мы называем

интересом, и содержит характер игры, мы тогда говорим о непроизвольном внимании. Такое

внимание, возникающее без определѐнной установленной цели, доминирует у шестилетнего

ребѐнка. К завершению дошкольного периода начинают проявляться задатки произвольного,

активного внимания, связанного с осознанно установленной целью, с волевым усилием. Его

возникновение - важное новообразование в психике ребѐнка. Произвольное внимание не

появляется само собой из непроизвольного, только лишь при взаимодействии ребѐнка с

взрослым[2]. Каждый из нас, общаясь друг с другом, развивается и усваивает исторически

сложившиеся варианты организации своего индивидуального внимания. Первые этапы такого

освоения приходятся как раз на дошкольный возраст. Основные виды внимания - непроизвольное

и произвольное. При их тесной взаимосвязи, они часто переходят один в другой. Зачастую

внимание шести - семи летнего ребѐнка конкретизируется непроизвольностью. В дошкольном

возрасте он ещѐ не может определить и направлять своѐ внимание и невольно оказывается во

власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлечѐнности, невозможности

сосредоточиться на чѐм-то одном, в постоянной смене деятельности. Деятельность родителя и

воспитателя должна быть ориентирована на постепенное становление произвольного внимания

дошкольника, которое напрямую связано с развитием ответственности. Это предполагает

тщательное выполнение ребенком любого задания - как интересного, так и не очень интересного.

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость, как способность к более

длительному сохранению концентрации; переключение внимания, как способность быстро

ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой; распределение

внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух и большем числе различных

объектов. Также на развитие внимания оказывают влияние эмоциональные факторы,

мыслительные и волевые процессы. Абсолютно все свойства внимания положительно

развиваются в результате применения развивающих упражнений. Восприятие у детей развито

буквально с первых месяцев жизни. К дошкольному возрасту ребѐнок, как правило, различает

цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребѐнок отлично

ориентируется в пространстве и правильно использует многообразие обозначения

пространственных отношений. Но есть и некоторые затруднения, одно из которых - восприятие

времени, ориентирование во времени суток, в оценке разных промежутков времени. Ребѐнку в

этом возрасте ещѐ трудно представить себе длительность какого-либо дела. Мышление зависит от

багажа имеющихся у ребенка знаний, и к шести годам его умственный кругозор уже достаточно

велик. В исследованиях, проведѐнных Н.Н. Поддьяковым, выявлены интересные данные

относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте[3]. В результате этих

исследований мы можем увидеть две противоречивые тенденции. Первая - в процессе

мыслительной деятельности происходит расширение объѐма и углубление чѐтких, ясных знаний

об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребѐнка.

Вторая - в процессе мыслительной деятельности возникает и растѐт круг неопределѐнных, не

совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти

развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе

взаимодействия этих тенденций неопределѐнность знаний уменьшается - они уточняются,

проясняются и переходят в определѐнные знания. На протяжении дошкольного возраста получают

развитие и формы мыслительной деятельности: понятие, суждение, умозаключение. Развитию

мышления шестилетнего ребѐнка могут способствовать все доступные ему виды деятельности.

При этом необходимо организовать условия, способствующие углубленному познанию того или

иного объекта. В исследованиях НИИ дошкольного воспитания были установлены попытки

определения у ребѐнка начальных форм, так называемых методологических знаний, в которых

одновременно отражены и наиболее существенные отношения предметов, познаваемых

ребѐнком, и организация его познавательного опыта, формирование новых полученных знаний.

Эти методологические знания определяют в наиболее простой форме взаимосвязь предметов и

явлений, их движение, изменение и развитие, возможность их качественного преобразования.

Так, например, у детей формировали знания о том, что предметы и явления следует

рассматривать не сами по себе, а при взаимодействии с другими предметами. Что характерно для

такого познания ребѐнком того или иного предмета? Оно предполагает выход за рамки этого

предмета и рассмотрение его в более общей совокупности предметов и явлений. При этом

ребѐнок постоянно сталкивается с другими малоизвестными ему предметами, знания о которых

выступают для него вначале как неизвестные, неясные. Таким образом, углубляющийся процесс

познания предметов и явлений неизбежно ведѐт к появлению и росту неопределѐнных,

неотчѐтливых знаний. Напомним, что эти знания, опреде- ляющиеся в форме догадок,

предположений, являются главным стимулом умственной активности ребѐнка. Развитие у

дошкольников мыслительных операций происходит при помощи различных игр, конструирования,

лепки, рисования, чтения. Систематические занятия с ребѐнком могут повысить показатели

мышления в три, четыре раза[4]. Память у дошкольников является непроизвольной, основанной

на эмоциях, интересе, т.е. ребѐнок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но механизмы

памяти дошкольника не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в

психике появляется важное новообразование - дети овладевают собственно мнемической

деятельностью, в них возникает произвольная память. Шести-семилетний возраст очень важен

для развития многих двигательный способностей. Двигательная память детей этого возраста даѐт

им возможность не только усвоить, понять и повторить достаточно сложные движения, но и

выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять

освоенные движения. Высокой степени развития достигает у дошкольника эмоциональная память.

Но ребѐнок запоминает не само чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. его

эмоциональная память неразделима с образной, наглядной. Этот вид памяти очень развит у

дошкольников и составляет его основу. Еѐ развитие проявляется не только в значительном

расширении и углублении круга представлений, но и в переходе от единичных и конкретных

образов к обобщѐнным представлениям. Когда речь идѐт о памяти дошкольников и еѐ

формировании, то нельзя упускать из виду еѐ особенности, связанные с полом ребѐнка.

Исследования последних лет говорят о том, что у мальчиков и девочек скорость созревания

различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого

полушарий, которые существенно различаются по своим функциям. Установлено, в частности, что

у девочек значительно быстрее осуществляется развитие функций левого полушария, чем у

мальчиков. Зато у последних, напротив, именно правое полушарие головного мозга является

более действенным в связи с более ранним созреванием его функций. Следует развивать все

виды памяти, стремиться к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на

понимание[5]. Образование понятий, по мнению учѐных, играет ключевую роль в процессе

интеллектуального развития, а также подразумевает включение чувственно-сенсорных

впечатлений, образных представлений, словесно-речевых (знаковых) определений. Наиболее

активное формирование понятий происходит в подростковом возрасте, но начало этого процесса

можно увидеть уже в раннем детстве. Например, овладение речью, способностью к общению.

Кроме того, изображение предметов, явлений обыденной жизни, также свидетельствует о

развитии понятийного мышления. Знакомясь с миром, ребѐнок активно усваивает признаки

объектов, их свойства, связи с другими объектами, обобщает полученные знания. Воображение

ребѐнка, возникнув на границе раннего и дошкольного возраста, претерпевает серьѐзные

изменения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного

воображения появляется качественно новый тип воображения - произвольное воображение. Его

появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с

возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм

общения ребѐнка с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Важную роль в развитии

воображения ребѐнка играет внешняя опора. На первых этапах, в период своего зарождения,

воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с игровым

материалом, и определяется характером игрушек, атрибутами роли, сходством предметов -

заменителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет такой зависимости игры от

игрового материала, и воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не

похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуща особая яркость,

наглядность, подвижность и изменчи- вость. Воображение дошкольника часто носит

воссоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чѐм говорит педагог,

что написано в книге, чего ещѐ не было в непосредственном опыте, памяти ребѐнка (события

истории и будущее, дальние страны, удивительные, редкие животные, растения и т.п.). Речь

теснейшим образом связана с мышлением ребѐнка. Дошкольный возраст - период чрезвычайно

интенсивного еѐ развития. Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью

является игра. В процессе разыгрывания ситуаций и ролей владение функциями и формами речи

становится для него очень важным. При этом физическая сторона речевого развития уходит на

задний план, заслоняясь задачей усвоения многообразных функций речи и форм их выражения.

Акцент перемещается на смысловую сторону речи. Значительное расширение круга общения

ребѐнка к шести годам ведѐт к развитию его свободной речи [6]. К моменту поступления в школу

он практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарѐм, звуковым составом,

грамматическим строем. Овладение понятиями и их значениями позволяет дошкольнику

применять обобщение в речи и развивает его мышление. Развитие интеллектуальных

способностей старших дошкольников тесно связано с воспитанием определенных личностных

качеств [7]. Условно их можно разделить на 4 группы: - познавательные: инициативность,

любознательность, самостоятельность, -самооценочные: уверенность в себе, чувство

интеллектуальной состоятельности. - коммуникативные: доброжелательность, умение учитывать

точку зрения другого человека, критичность в оценке «бесспорных» истин, способность к

интеллектуальному диалогу. -эмоциональные: характеризуют отношение к жизненным явлениям,

окружающей действительности, искусству, творчеству, познанию, интеллектуальной деятельности.

Воспитание выше перечисленных личностных качеств - условия развития интеллекта старшего

дошкольника. Развитый интеллект, в свою очередь, способствует формированию данных качеств

личности.



В раздел образования