Напоминание

Использование бально–рейтинговой системы на уроках математики в СПО


Автор: Мелешкина Светлана Евгеньевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Белоярский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: Свердловская обл, п. Белоярский
Наименование материала: статья
Тема: Использование бально–рейтинговой системы на уроках математики в СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование бально-рейтинговой системы на уроках математики в СПО

ГАПОУ СО «Белоярский

многопрофильный техникум»

преподаватель математики:

Мелешкина Светлана Евгеньевна

Каждый девятиклассник встаёт перед выбором: продолжить обучение в школе или

уйти в колледж, в техникум.

В техникум поступают учиться студенты, одни из которых хотят скорее овладеть

специальностью

и

идти

работать,

а

другие «кто

не тянет

11

классов»

или

«еле-еле

заканчивает девятый».

Студент,

который

пришел

получать

специальность,

скорее

хочет

изучать

спецпредметы, а не

общеобразовательные дисциплины, но что делать, это первый этап

который они должны пройти.

На

сегодняшний

день

основной

задачей,

стоящей

перед

колледжами,

является

повышение качества образования.

Одним из ключевых направлений в ее решении считается

необходимость перехода на новые стандарты. В соответствии с ними устанавливается

четкое соотношение количества часов на самостоятельную и аудиторную работу. Это, в

свою очередь, потребовало пересмотра и создания новых форм обеспечения контроля

качества образования. Одним из нововведений стала балльно-рейтинговая система оценки

знаний студентов.

Как

организовать

активную

учебную

деятельность

студентов?

Как

повысить

качество? А как организовать самостоятельную работу?

Возникает ряд учебных проблем. Как, за короткий период времени, сделать так, чтоб

студент хотел изучать математику? Как без проблем сдал экзамены в зимнюю и летнюю

сессии. Привычная традиционная система почти совсем не учитывает то, что называется

текущей учебной работой студента.

Некоторых студентов пугают оценки, т.к. в школе он больше тройки с минусом не

получал. И он думает, что будет все-то же самое, и преподаватели не знакомые, и коллектив

новый, хотел бы начать все заново, но пробелы в знаниях назад тянут.

Бально-

рейтинговая система позволяет завуалировать все традиционные оценки по пятибалльной

системе.

Суть

балльно-рейтинговой

системы

заключается

в

определении

успешности

и

качества

освоения

дисциплины

через

определенные

показатели.

За определенные виды

работ, выполняемые студентами на протяжении всего месяца, выставляются баллы, затем

все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот

балл переводится в традиционную систему оценок.

1. Бально-рейтинговая система позволяет студентам:

- понимать систему формирования оценок по дисциплине;

- осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана

на

основании

знания

своей

текущей

рейтинговой

оценки

и

ее

изменение

из-за

несвоевременного освоение материала;

- в течение месяца вносить коррективы по организации своей работы.

2. Бально-рейтинговая технологиясистема дает возможность преподавателям:

-планировать

(подробно)

учебный

процесс

по

конкретной

дисциплине

и

стимулировать работу студентов за систематическую работу;

-своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам

текущего рейтингового контроля;

- объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической

работы;

-обеспечить

градацию

оценки

уровня

знаний

по

сравнению

с

традиционной

системой.

1

3. Бально-рейтинговая система позволяет обеспечить непрерывность контроля и

оценки качества знаний, на протяжении семестра.

В

своей

педагогической

деятельности

время

от

времени

использую

бально-

рейтинговую систему. С каждым годом

ее изменяю, совершенствую, пробую разные

формы, варианты. Рассматриваю разные критерии оценивания.

Пример 1.

Начала свою работу с отслеживания домашних, самостоятельных и контрольных

работ по традиционной система оценивания.

Месяц, дата

Ф.И. студента

24.11.17

Дом.зад

Сам раб.

Дом. зад.

Опрос

Дом.зад.

Тест

Дом.за

д

Письм

опрос

Отслеживала эти контрольные точки в разных группах и на разных курсах.

По таблице видна наглядность деятельности студентов и для преподавателя и для

каждого

студента

в

отдельности.

Отслеживание

контрольных

точек

дисциплинирует

студентов и каждый не хочет быть отстающим. Посмотрев таблицу, они

«закрывают»

пустые клеточки.

Работая далее по этим критериям, ввела сроки пересдачи самостоятельных работ

(опрос, тест, индивидуальные карточки), но и домашние задания сдаются без опоздания, в

противном случае студен только получает «удовлетворительно» .

Вывод:

мотивация

студентов

в

изучении

предмета

повысилась,

и

повысилось

качество. Особенно это повлияло на студентов, которые испытывают сложность в изучении

дисциплины.

Пример 2.

Заменила традиционную систему оценивания на баллы.

Месяц, дата

Ф.И. студента

24.11.17

Дом.зад

Сам раб.

Дом. зад.

Опрос

Дом.зад.

Тест

Дом.за

д

Письм

опрос

0-3

0-3

0-3

0-3

0-3

0-3

0-3

0-3

При

введении

баллов

студенты

оживились,

т.к.

если

перевести

баллы

в

пятибалльную систему, то 1б – «3», 2б – «4», 3б –«5», ноль никто не хотел получать

стремились к 2б.

Вывод: интерес к результатам стал еще больше, студенты стали считать баллы после

каждого

урока

и

определять,

у

кого

больше.

Возникла

необходимость

раз

в

неделю

предоставлять рейтинг студентов, помогали в этом мне студенты. Вывешивала и таблицу с

полученными баллами за урок, в некоторых группах, где качество выше, результаты были

лучше. После каждой пары студентами стали самостоятельно проставлять баллы.

Пример 3.

Сами студенты подсказали мне, что надо ввести систему штрафов. И первое, что

было предложено студентами-отличниками снимать баллы за нарушения дисциплины на

парах. (да, такое случается на первых курсах, особенно в первом полугодии).

Тогда с моей стороны было предложена система штрафов:

0-2б нарушение дисциплины на уроке

0-2 б опоздания на пары (это проблема студентов первых курсов)

Месяц, дата

Ф.И. студента

24.11.17

Дом.зад

Сам раб.

Дом. зад.

Опрос

Дом.зад.

Тест

Дом.за

д

Письм

опрос

0-3

0-3

0-3

0-3

0-3

0-3

0-3

0-3

2

Появилась необходимость для подсчета баллов привлечь студентов.

Вывод: интерес к такому оцениванию у студентов не пропал.

Пример 4.

Формирование общих компетенций — длительный процесс, который должен носить

поэтапный и системный характер. Следовательно, для того, чтобы получить данные о

степени

сформированности

ОК,

недостаточно

использовать

разовую

контрольную

процедуру (например, на этапе итоговой аттестации). Необходим длительный мониторинг

динамики персональных достижений студента на протяжении всего периода обучения, что

требует больших временных и организационных затрат.

Общие

компетенции

характеризуют

уровень

квалификации

выпускников

в

соответствии с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации. Инвариантный

перечень

общих

компетенций

в

рамках

ФГОС

СПО

для

всех

специальностей

(исключениями

являются

педагогика

и

образование,

медицина,

культура

и

искусство)

представлен следующими компетенциями: ОК-1 – ОК -9.

ОК-2

(уметь

организовывать

собственную

деятельность,

выбирать

типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и

качество);

ОК-4

(осуществлять

поиск

и

использование

информации,

необходимой

для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного

развития);

ОК-8

(самостоятельно

определять

задачи

профессионального

и

личностного

развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать

повышение

квалификации).

Одним

из

основных

направлением

в

обучении

это

развитие

учебно-

коммуникативных умений и навыков.

Учебно-коммуникативные умения—это умения, которые проявляются во время

учебной

деятельности

через

общение,

диалог.

К

учебно-коммуникативным

умениям

относятся следующие умения:

- слушать,

- слушать и записывать.

- Слушать и вносить изменения в текст,

-излагать свои мысли на бумаге и вслух,

- аргументировать и доказывать,

- выступать перед аудиторией,

- вести диалог,

- высказывать своё мнение,

- формулировать вопросы,

- анализировать, обобщать и т.д.

В

практике

методами

и

приёмами

формирования

умений

обычно

являются

упражнения

на

составление

устных

связных

высказываний

с

элементами

творчества,

составление диалогов и монологов по заданной теме, составление вопросов к тексту,

составление ответов на вопросы в точном соответствии с заданием, соблюдение речевого

этикета

при

общении,

употребление

усвоенной

учебной

терминологии

в

связных

высказываниях.

Поэтому в критерии оценивания внесла изменения.

Ф.И. студентов

балл

ы

Количество

в месяц

Ответ у доски

0-3б

3раза

Комментирование решения (по тетради)

0-3б

3раза

Дополнительные ответы (устно, комментирование)

0-2б

5раз

3

Выступление перед аудиторией (сообщение по

заданной теме)

0-4б

1 раз

Представление презентации(индив задание)

0-4б

1 раз

Формулирование вопросов (к своему

сообщению,презентации)

0-3б

2 раз

Обобщение по прослушанному тексту

0-3б

4 раз

20-34баллов - «3»

35-47баллов -«4»

48- 54 балла - «5»

Пример 5.

"Отлично"

А

Студент показывает блестящие результаты с несущественными недочетами.

"Очень хорошо"

В

Показатели обучающегося выше среднего, присутствуют некоторые недочеты.

"Хорошо"

С

Работа студента, в целом, серьезная, однако есть ряд замечаний.

"Удовлетвори

тельно"

D

Студен показывает неплохие результаты, но есть серьезные недочеты.

"Посредственно"

Е

Показатели соответствуют минимальным требованиям.

"Условно

неудовлетворительно"

X

Для получения "кредита" необходимо выполнить некоторую дополнительную

работу.

"Безусловно

неудовлетворительно"

F

Студенту необходимо выполнить большой объем работы. В противном случае

он может быть не допущен до экзамена.

Ф.И. студента_______________________________ месяц_______________

ДАТА

Итог

Наличие

справочника

Наличие лекций

Качественное

написание

лекций

Работа у доски

Выполнение

домашней

работы

Практические

работы

Самостоятельны

е работы

Контрольные

работы

Внеаудиторная

Самостоятельная

работа

Снятие баллов

П р о пу с ки

б е з

уважительной

причины

Отсутствие

тетради

Опоздание на

пару

Нарушение

дисциплины

Оценка за месяц: преобладание какой-либо буквы

Признак нарушения проявился:

Х – частично, С – средне, А – очень часто.

4

Вывод: выставление баллов с помощью букв внесло у студентов затруднения, т.к.

каждая буква сопровождается пояснением, а это для некоторых студентов трудно. Результат

мониторинга не заставил себя ждать, студенты начали накапливать баллы.

Вывод по проделанной работе. Балльно-рейтинговая система позволяет объективно

контролировать

различную

учебную

деятельность

студентов,

стимулирует

их

познавательную активность и помогает планировать учебное время. Как и любая система,

БАРС имеет как ряд существенных преимуществ, так и ряд значительных недостатков.

Таким

образом,

основными

преимуществами

исследуемой

системы

учебных

результатов студентов являются:

- возможность организовывать и поддерживать систематическую работу студентов в

течение всего срока обучения;

- повышение посещаемости и уровня сознательной дисциплины на занятиях;

-

стимулирование

творческого

отношения

к

работе,

как

студентов,

так

и

преподавателей;

- стимулирование научного поиска, значительный выход познавательной активности

студентов за пределы учебной программы.

Наряду

с

выявленными

преимуществами

балльно-рейтинговой

системы

можно

выделить следующие недостатки:

-

балльно-рейтинговая

система

требует

от

студента

набрать

максимальное

количество баллов в течение месяца, но она оставляет за ним свободу, какими путями

набирать баллы и как распределить силы в течение месяц;

- полученные данные не будут представлять действительное соотношение сил, если

значительная часть студентов не будет работать регулярно;

-

балльно-рейтинговая

система

создаёт

много

дополнительной

работы

для

преподавателя. Он должен рассчитать параметры данной системы – сколько баллов даётся

за каждое задание и критерии оценки, довести это до сведения студентов.

В заключении можно отметить,

использование бально-рейтинговой системы у

студентов

1

курса

повышает

мотивацию,

к

изучению

предмета,

можно

отследить

динамику успеваемости студента, можно внести в процесс обучения момент соревнования.

Использование бально-рейтинговой системы одновременно на всех первых курсах

осложняет работу преподавателя.

Результаты

бально-рейтинговой

системы

на

усмотрение

преподавателя

можно

использовать по разному: бонус на экзамене, автоматическая сдача экзамена. Студента

имеющего максимальные баллы по каждому критерию можно сделать консультантом.

5

6



В раздел образования