Автор: Мелешкина Светлана Евгеньевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Белоярский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: Свердловская обл, п. Белоярский
Наименование материала: статья
Тема: Использование бально–рейтинговой системы на уроках математики в СПО
Раздел: среднее профессиональное
Использование бально-рейтинговой системы на уроках математики в СПО
ГАПОУ СО «Белоярский
многопрофильный техникум»
преподаватель математики:
Мелешкина Светлана Евгеньевна
Каждый девятиклассник встаёт перед выбором: продолжить обучение в школе или
уйти в колледж, в техникум.
В техникум поступают учиться студенты, одни из которых хотят скорее овладеть
специальностью
и
идти
работать,
а
другие «кто
не тянет
11
классов»
или
«еле-еле
заканчивает девятый».
Студент,
который
пришел
получать
специальность,
скорее
хочет
изучать
спецпредметы, а не
общеобразовательные дисциплины, но что делать, это первый этап
который они должны пройти.
На
сегодняшний
день
основной
задачей,
стоящей
перед
колледжами,
является
повышение качества образования.
Одним из ключевых направлений в ее решении считается
необходимость перехода на новые стандарты. В соответствии с ними устанавливается
четкое соотношение количества часов на самостоятельную и аудиторную работу. Это, в
свою очередь, потребовало пересмотра и создания новых форм обеспечения контроля
качества образования. Одним из нововведений стала балльно-рейтинговая система оценки
знаний студентов.
Как
организовать
активную
учебную
деятельность
студентов?
Как
повысить
качество? А как организовать самостоятельную работу?
Возникает ряд учебных проблем. Как, за короткий период времени, сделать так, чтоб
студент хотел изучать математику? Как без проблем сдал экзамены в зимнюю и летнюю
сессии. Привычная традиционная система почти совсем не учитывает то, что называется
текущей учебной работой студента.
Некоторых студентов пугают оценки, т.к. в школе он больше тройки с минусом не
получал. И он думает, что будет все-то же самое, и преподаватели не знакомые, и коллектив
новый, хотел бы начать все заново, но пробелы в знаниях назад тянут.
Бально-
рейтинговая система позволяет завуалировать все традиционные оценки по пятибалльной
системе.
Суть
балльно-рейтинговой
системы
заключается
в
определении
успешности
и
качества
освоения
дисциплины
через
определенные
показатели.
За определенные виды
работ, выполняемые студентами на протяжении всего месяца, выставляются баллы, затем
все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот
балл переводится в традиционную систему оценок.
1. Бально-рейтинговая система позволяет студентам:
- понимать систему формирования оценок по дисциплине;
- осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана
на
основании
знания
своей
текущей
рейтинговой
оценки
и
ее
изменение
из-за
несвоевременного освоение материала;
- в течение месяца вносить коррективы по организации своей работы.
2. Бально-рейтинговая технологиясистема дает возможность преподавателям:
-планировать
(подробно)
учебный
процесс
по
конкретной
дисциплине
и
стимулировать работу студентов за систематическую работу;
-своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам
текущего рейтингового контроля;
- объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической
работы;
-обеспечить
градацию
оценки
уровня
знаний
по
сравнению
с
традиционной
системой.
1
3. Бально-рейтинговая система позволяет обеспечить непрерывность контроля и
оценки качества знаний, на протяжении семестра.
В
своей
педагогической
деятельности
время
от
времени
использую
бально-
рейтинговую систему. С каждым годом
ее изменяю, совершенствую, пробую разные
формы, варианты. Рассматриваю разные критерии оценивания.
Пример 1.
Начала свою работу с отслеживания домашних, самостоятельных и контрольных
работ по традиционной система оценивания.
Месяц, дата
Ф.И. студента
24.11.17
Дом.зад
Сам раб.
Дом. зад.
Опрос
Дом.зад.
Тест
Дом.за
д
Письм
опрос
…
Отслеживала эти контрольные точки в разных группах и на разных курсах.
По таблице видна наглядность деятельности студентов и для преподавателя и для
каждого
студента
в
отдельности.
Отслеживание
контрольных
точек
дисциплинирует
студентов и каждый не хочет быть отстающим. Посмотрев таблицу, они
«закрывают»
пустые клеточки.
Работая далее по этим критериям, ввела сроки пересдачи самостоятельных работ
(опрос, тест, индивидуальные карточки), но и домашние задания сдаются без опоздания, в
противном случае студен только получает «удовлетворительно» .
Вывод:
мотивация
студентов
в
изучении
предмета
повысилась,
и
повысилось
качество. Особенно это повлияло на студентов, которые испытывают сложность в изучении
дисциплины.
Пример 2.
Заменила традиционную систему оценивания на баллы.
Месяц, дата
Ф.И. студента
24.11.17
Дом.зад
Сам раб.
Дом. зад.
Опрос
Дом.зад.
Тест
Дом.за
д
Письм
опрос
0-3
0-3
0-3
0-3
0-3
0-3
0-3
0-3
…
При
введении
баллов
студенты
оживились,
т.к.
если
перевести
баллы
в
пятибалльную систему, то 1б – «3», 2б – «4», 3б –«5», ноль никто не хотел получать
стремились к 2б.
Вывод: интерес к результатам стал еще больше, студенты стали считать баллы после
каждого
урока
и
определять,
у
кого
больше.
Возникла
необходимость
раз
в
неделю
предоставлять рейтинг студентов, помогали в этом мне студенты. Вывешивала и таблицу с
полученными баллами за урок, в некоторых группах, где качество выше, результаты были
лучше. После каждой пары студентами стали самостоятельно проставлять баллы.
Пример 3.
Сами студенты подсказали мне, что надо ввести систему штрафов. И первое, что
было предложено студентами-отличниками снимать баллы за нарушения дисциплины на
парах. (да, такое случается на первых курсах, особенно в первом полугодии).
Тогда с моей стороны было предложена система штрафов:
0-2б нарушение дисциплины на уроке
0-2 б опоздания на пары (это проблема студентов первых курсов)
Месяц, дата
Ф.И. студента
24.11.17
Дом.зад
Сам раб.
Дом. зад.
Опрос
Дом.зад.
Тест
Дом.за
д
Письм
опрос
0-3
0-3
0-3
0-3
0-3
0-3
0-3
0-3
…
2
Появилась необходимость для подсчета баллов привлечь студентов.
Вывод: интерес к такому оцениванию у студентов не пропал.
Пример 4.
Формирование общих компетенций — длительный процесс, который должен носить
поэтапный и системный характер. Следовательно, для того, чтобы получить данные о
степени
сформированности
ОК,
недостаточно
использовать
разовую
контрольную
процедуру (например, на этапе итоговой аттестации). Необходим длительный мониторинг
динамики персональных достижений студента на протяжении всего периода обучения, что
требует больших временных и организационных затрат.
Общие
компетенции
характеризуют
уровень
квалификации
выпускников
в
соответствии с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации. Инвариантный
перечень
общих
компетенций
в
рамках
ФГОС
СПО
для
всех
специальностей
(исключениями
являются
педагогика
и
образование,
медицина,
культура
и
искусство)
представлен следующими компетенциями: ОК-1 – ОК -9.
—
ОК-2
(уметь
организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество);
—
ОК-4
(осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития);
—
ОК-8
(самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации).
Одним
из
основных
направлением
в
обучении
это
развитие
учебно-
коммуникативных умений и навыков.
Учебно-коммуникативные умения—это умения, которые проявляются во время
учебной
деятельности
через
общение,
диалог.
К
учебно-коммуникативным
умениям
относятся следующие умения:
- слушать,
- слушать и записывать.
- Слушать и вносить изменения в текст,
-излагать свои мысли на бумаге и вслух,
- аргументировать и доказывать,
- выступать перед аудиторией,
- вести диалог,
- высказывать своё мнение,
- формулировать вопросы,
- анализировать, обобщать и т.д.
В
практике
методами
и
приёмами
формирования
умений
обычно
являются
упражнения
на
составление
устных
связных
высказываний
с
элементами
творчества,
составление диалогов и монологов по заданной теме, составление вопросов к тексту,
составление ответов на вопросы в точном соответствии с заданием, соблюдение речевого
этикета
при
общении,
употребление
усвоенной
учебной
терминологии
в
связных
высказываниях.
Поэтому в критерии оценивания внесла изменения.
Ф.И. студентов
балл
ы
Количество
в месяц
Ответ у доски
0-3б
3раза
…
…
…
…
Комментирование решения (по тетради)
0-3б
3раза
Дополнительные ответы (устно, комментирование)
0-2б
5раз
3
Выступление перед аудиторией (сообщение по
заданной теме)
0-4б
1 раз
Представление презентации(индив задание)
0-4б
1 раз
Формулирование вопросов (к своему
сообщению,презентации)
0-3б
2 раз
Обобщение по прослушанному тексту
0-3б
4 раз
20-34баллов - «3»
35-47баллов -«4»
48- 54 балла - «5»
Пример 5.
"Отлично"
А
Студент показывает блестящие результаты с несущественными недочетами.
"Очень хорошо"
В
Показатели обучающегося выше среднего, присутствуют некоторые недочеты.
"Хорошо"
С
Работа студента, в целом, серьезная, однако есть ряд замечаний.
"Удовлетвори
тельно"
D
Студен показывает неплохие результаты, но есть серьезные недочеты.
"Посредственно"
Е
Показатели соответствуют минимальным требованиям.
"Условно
неудовлетворительно"
X
Для получения "кредита" необходимо выполнить некоторую дополнительную
работу.
"Безусловно
неудовлетворительно"
F
Студенту необходимо выполнить большой объем работы. В противном случае
он может быть не допущен до экзамена.
Ф.И. студента_______________________________ месяц_______________
ДАТА
Итог
Наличие
справочника
Наличие лекций
Качественное
написание
лекций
Работа у доски
Выполнение
домашней
работы
Практические
работы
Самостоятельны
е работы
Контрольные
работы
Внеаудиторная
Самостоятельная
работа
Снятие баллов
П р о пу с ки
б е з
уважительной
причины
Отсутствие
тетради
Опоздание на
пару
Нарушение
дисциплины
Оценка за месяц: преобладание какой-либо буквы
Признак нарушения проявился:
Х – частично, С – средне, А – очень часто.
4
Вывод: выставление баллов с помощью букв внесло у студентов затруднения, т.к.
каждая буква сопровождается пояснением, а это для некоторых студентов трудно. Результат
мониторинга не заставил себя ждать, студенты начали накапливать баллы.
Вывод по проделанной работе. Балльно-рейтинговая система позволяет объективно
контролировать
различную
учебную
деятельность
студентов,
стимулирует
их
познавательную активность и помогает планировать учебное время. Как и любая система,
БАРС имеет как ряд существенных преимуществ, так и ряд значительных недостатков.
Таким
образом,
основными
преимуществами
исследуемой
системы
учебных
результатов студентов являются:
- возможность организовывать и поддерживать систематическую работу студентов в
течение всего срока обучения;
- повышение посещаемости и уровня сознательной дисциплины на занятиях;
-
стимулирование
творческого
отношения
к
работе,
как
студентов,
так
и
преподавателей;
- стимулирование научного поиска, значительный выход познавательной активности
студентов за пределы учебной программы.
Наряду
с
выявленными
преимуществами
балльно-рейтинговой
системы
можно
выделить следующие недостатки:
-
балльно-рейтинговая
система
требует
от
студента
набрать
максимальное
количество баллов в течение месяца, но она оставляет за ним свободу, какими путями
набирать баллы и как распределить силы в течение месяц;
- полученные данные не будут представлять действительное соотношение сил, если
значительная часть студентов не будет работать регулярно;
-
балльно-рейтинговая
система
создаёт
много
дополнительной
работы
для
преподавателя. Он должен рассчитать параметры данной системы – сколько баллов даётся
за каждое задание и критерии оценки, довести это до сведения студентов.
В заключении можно отметить,
использование бально-рейтинговой системы у
студентов
1
курса
повышает
мотивацию,
к
изучению
предмета,
можно
отследить
динамику успеваемости студента, можно внести в процесс обучения момент соревнования.
Использование бально-рейтинговой системы одновременно на всех первых курсах
осложняет работу преподавателя.
Результаты
бально-рейтинговой
системы
на
усмотрение
преподавателя
можно
использовать по разному: бонус на экзамене, автоматическая сдача экзамена. Студента
имеющего максимальные баллы по каждому критерию можно сделать консультантом.
5
6