Напоминание

Повышение качества образования в начальной школе


Автор: Иванова Таисия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Михайловка муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: село Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: Повышение качества образования в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Михайловка

муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан

Повышение качества

образования

в начальной школе

(из опыта работы)

Иванова Т.Н.

Повышение качества образования

в начальной школе

Желаемые результаты — это достижение правильно поставленных

целей, среди которых главная — повышение качества образования...

В.С.Аванесов

Качество образования – это одна из основных проблем современной школы.

Это процесс постоянного совершенствования.

Из чего же оно складывается?

Из высокого уровня профессионализма педагогов

Из создания комфортности в обучении школьников

Прочности знаний учащихся

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Из материально-технического обеспечения школы.

Для повышения качества образования необходимо определить основные

цели и задачи его повышения.

Целевые направления:

совершенствование

организации

учебного

процесса

и

повышение

результатов обучения;

создание

условий

для

повышения

мотивации

к

обучению,

саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;

обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;

создание условий для удовлетворения образовательных потребностей

ребенка;

совершенствование

системы

воспитательной

работы

как

средства

повышения качества образования;

обеспечение

физического

развития

учащихся,

использование

здоровьесберегающих технологий;

совершенствование материально-технической базы школы.

Задачи:

обобщение

и

внедрение

в

практику

достижений

передового

педагогического опыта;

формирование

установок

на

освоение

современных

педагогических

технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового

младшего школьника;

создание

единой

системы

урочной

и

внеурочной

деятельности

учителей

и

учеников,

направленной

на

разностороннее

развитие

образовательного процесса;

организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога,

логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных

способностей обучающихся.

Качество образования-

это соответствие образования требованиям

образовательного

стандарта,

учебно-программной

документации

соответствующей образовательной программы.

Составляющими качества образования являются:

качество обученности школьников по образовательным областям;

качество

сформированности

общеучебных

умений

школьников

(умение

работать

с

учебником,

текстом,

составить

план,

умение

анализировать, делать вывод и т. п.);

качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным

методикам);

качество

развития

личности

школьников

(эмоциональность,

воля,

познавательный интерес, мотивация и т. д.);

качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в

обществе).

Начальное

образование

особая

ступень

в

развитии

ребенка.

Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной

школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу

так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время,

чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом,

осваивая новые знания.

Для этого нужно:

повышать уровень компетентности;

осваивать и внедрять в работу новейшие информационные

технологии;

определять причины типичных затруднений школьников и их

коррекция;

выявлять уровень сформированности системы качества знаний

учащихся;

фиксировать индивидуальные достижения школьников путём

оформления портфолио;

организовать проектную деятельность, позволяющую развивать

творческие способности учащихся.

Особая

роль

отводится

учителю,

так

как

он

является

главной

движущей

силой

качественного

образования

и

он

должен

обладать

определенными качествами, такими, как:

владение современными образовательными технологиями;

способность делать учебный материал доступным пониманию;

творческое применение методов обучения;

способность организовать детский коллектив;

интерес к детям;

яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.

«Настоящее образование есть только самообразование.»

Д.М.Писарев

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую

зависит от уровня подготовки педагогов, поэтому от педагога требуется

постоянная работа над повышением своей квалификации. Также принимать

участие Интернет педсоветах,

семинарах. вебинарах ,посещать уроки коллег, участвовать в работе

методических объединений, заниматься самообразованием: читать

методическую литературу, изучать и использовать в своей работе новые

различные технологии и методики.

В своей работе использую различные технологии:

Технологию развивающего обучения использую с целью высокого

общего развития личности, создания основы для развития познавательных и

творческих способностей. Одной из основных ценностей такого обучения

является

умственная,

интеллектуальная

деятельность,

связанная

с

самостоятельным добыванием знаний; у ребенка возникает потребность в

познании.

Также применяю технологии проблемного обучения, особенно они

актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового

знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти

к теме урока.

Стараюсь строить урок так, чтобы новые знания и способы деятельности

школьники открывали в результате решения проблемных ситуаций,

нахождения вариантов правильных решений.

Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию

исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её. Моя

задача как учителя – находить полезные для познавательного процесса

противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Технологию личностно-ориентированного образования использую с

целью повышения качества обученности.

Для

предупреждения

неуспеваемости

применяю технологии

уровневой дифференциации.

Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и

дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух

одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои

особенности, направленность и специфику поведения. Это все учитываю при

отборе заданий для учащихся.

Без

оценивания

работы

ученика

невозможен

никакой

процесс

усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к

предмету,

учителю,

школе

и

окружающему

миру

в

целом.

Поэтому

к

процессу

оценивания

качества

знаний

учащихся

предъявляю

достаточно

серьезные требования. Создаю ситуацию успеха на уроке, что является одним

из направлений повышения качества образования.

Для развития исследовательских навыков обучающихся в процессе

обучения применяю проектные методы по созданию презентаций.

Это также является средством повышения качества образования –

учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников.

Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет

происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий

характер;

деятельность

детей

предполагает

создание

нового

объекта

внешнего или внутреннего мира.

Большое

внимание

уделяю

сохранению

здоровья

обучающихся,

применяя

с

этой

целью здоровьесберегающие

технологии.

Результатами

применения

этих

технологий

являются:

снижение

утомляемости

обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и

органов зрения.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над

тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность

на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений,

подготовки личности информационного общества в течение последних лет

активно

применяю информационно-коммуникационные технологии

как

средство

повышения

качества

образования. Считаю,

что

если

процесс

обучения

построить

на

основе

использования

информационно-

коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность

учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности,

что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Применение

компьютерных

программных

средств

на

уроках

позволяет

решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность

обучения,

обеспечить

его

дифференциацию,

облегчить

контроль

знаний

учащихся,

повысить

интерес

к

предмету,

познавательную

активность

школьников.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

использование готовых обучающих программ;

Для обеспечения наглядности обучения эффективно использую самое

простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться

каждый учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность

самостоятельно скомпоновать учебный материал

исходя из особенностей

конкретного

класса,

темы,

предмета,

что

позволяет

построить

урок

так,

чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Использую созданные мною презентации на всех этапах урока.

Работая, над новым материалом использую:

схемы, для моделирования учебного материала;

таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание;

Работая,

таким

образом,

учащиеся

с

интересом

самостоятельно

анализируют, делают выводы. Кроме, всего перечисленного, такая работа

развивает мышление, формирует умение пользоваться таблицей, схемой, то

есть формируется информационная компетентность.

На

уроке

трудового

обучения

показываю

слайды

с

изображением

поделок, а также показываю последовательность изготовления поделки. Так

как эти картинки были перед детьми постоянно, то ребятам легче было делать

поделку.

Для

закрепления,

полученных

знаний,

использую слайд-шоу

и

видеофильмы.

Ну и конечно же надо сказать об использовании Интернет ресурсов,

там можно взять очень много информации для уроков: портреты писателей,

фотографии,

шедевры

русского

искусства,

русские

народные

костюмы,

фотографии для уроков окружающего мира и литературного чтения, музыку,

ауди-пособия,

фильмы.

Это

является

ярким

наглядным

пособием

и

источником вдохновения.

Применение таких форм проведения уроков позволяет стимулировать

разнообразие

творческой

деятельности

обучающихся,

дает

возможность

увеличить

на

уроке

объем

информации,

позволяет

воспитывать

навыки

самоконтроля, повышает интерес к предмету у учащихся.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

помогает

и

реализовать

личностно-ориентированный

подход,

учитывать

особенности детей, уровня их обученности, интересов и склонностей.

Таким образом, применение информационных технологий:

способствуют повышению интереса у учеников к обучению:

позволяют наглядно представлять материал;

интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

регулировать

объем

и

скорость

выводимой

информации

посредством анимации;

повышать познавательную активность обучающихся.

Для достижения качества знаний недостаточно одного желания педагога.

Здесь важно привить любовь к изучаемому предмету. Эту любовь можно

привить через игровую технологию, особенно на внеурочных

занимательных занятиях по данному предмету, где мы проводим различные

занятия: готовимся к олимпиадам, КВН, проводим предметные утренники,

используем загадки - шутки. Игровые элементы активизируют учебную

деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и

инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное

средство повышения у учащихся интереса к учению. На своих уроках часто

использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки,

ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка,

урок-путешествие, урок-исследование и т.д.Также игра – одно из важнейших

средств умственного и нравственного воспитания детей.

Работа над ошибками на уроках русского языка – залог повышения

качества образования

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками,

которая является не только средством закрепления орфограмм, но и

средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная

работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость,

ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли

грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы,

на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания.

Систематическая работа над словом способствует развитию умственной

деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных

операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и

различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм

правописания, прививает интерес и желание решать орфографические

задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Во-первых, мы отрабатываем само понятие орфограммы как слабой позиции

в слове.

Во-вторых, мы заводим тетради-памятки для правил, куда заносим название

орфограмм, их краткое содержание. Памятка заполняется по ходу обучения.

Орфограммы чаще всего записываем кратко, схематично, понятным языком

для ребенка.

В-третьих, нужно завести словарик, куда после работы над ошибками в

тетради записывать свое слово, в котором была допущена ошибка.

И, наконец, самое важное – научить правильно выполнять работу над

ошибками.

Эффективность работы над ошибками зависит от:

-систематичности её проведения;

-разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо

усвоенных орфограмм;

-от максимальной для данной категории детей их активности в процессе

самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний;

-от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.

Работа над ошибками даст заметные результаты лишь в том случае, если

будет проводиться систематически, самыми разнообразными методами и не

только на специально отведённых для этого уроках, но и во время проверки

домашнего задания, изучения нового материала и его закреплении.

Практика показывает, что упорная, систематическая работа над ошибками

даёт положительные результаты.

Работу над ошибками можно проводить индивидуально, в парах , в группе и

коллективно, используя памятку «Работа над ошибками»

"Каждый человек обязан (я подчеркиваю - обязан) заботиться о своем

интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в

котором он живет, и перед самим собой. Основной способ

интеллектуального развития - чтение."

Д.С.Лихачёв .

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей

научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному,

выразительному чтению - одна из главных задач начального обучения. И эта

задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в

образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это окошко, через

которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему

обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и

развивают. Уверенное владение навыками чтения и письма является одним из

основных условий успешности детей в учении. Поэтому на уроках

литературного чтения мной ведётся целенаправленная работа по

формированию техники чтения, основанная на опыте педагогов-новаторов.

На каждом уроке использую приём жужжащего чтения, разработанный

В.А.Сухомлинским, а также приём ежеурочного пятиминутного чтения.В

своей работе применяю:

1.Упражнения для развития техники чтения.

2. Упражнения для понимания смысла текста.

3. Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

4.Приёмы формирования читательской грамотности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте

международного тестирования в 1991 г. «читательская грамотность —

способность человека понимать и использовать письменные тексты,

размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих

целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной

жизни».

5. Технологические приемы из технология критического мышления.

Приемы этой технологии позволяют формировать ученика, мыслящего

критически,

т.е.

способного

к

активной

самостоятельной

деятельности,

выполняющего разные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение,

классификация.

Учебное

занятие,

проводимое

по

этой

технологии,

строится

в

соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.

Таким образом, для повышения качества образования необходимо:

использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные

методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;

продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их

профессионализма; активнее и шире использовать на уроках

современные

Ø

педагогические технологии, возможности информационно-

коммуникационных технологий, сети Интернет.



В раздел образования