Напоминание

Значение сенсорного развития в раннем возрасте


Автор: Горбунова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10
Населённый пункт: Нижегородская область г. Бор
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Значение сенсорного развития в раннем возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Значение сенсорного развития в раннем возрасте.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде

всего,

функции

мозга.

Ранний

возраст

самое

благоприятное

время

для

сенсорного

воспитания,

без

которого

невозможно

нормальное

формирование

умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования

деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире,

распознавания творческих способностей.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования

психических

функций,

имеющих

первостепенное

значение

для

возможности

дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового,

тактильного,

кинетического,

кинестетического

и

других

видов

ощущений

и

восприятий.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к

тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится

благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего

воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его

жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со

свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов

называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Задача родителей – как можно полнее развивать сенсорный потенциал своих

детей, так как чувственный опыт является основой умственного, нравственного,

эстетического, физического развития личности. Если полнее отобразить задачи,

которые

выполняет

сенсорное

воспитание

и

развитие

детей,

то

получится

следующая последовательность.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

• закладывает основы для интеллектуального развития;

• упорядочивает нагромождение представлений ребенка, появившееся в

результате его взаимодействия с окружающей действительностью;

• способствует развитию хорошей наблюдательности;

• облегчает его вход в реальную жизнь;

• с раннего возраста развивает эстетическое чувство у детей;

• закладывает основы развитого, богатого воображения;

• обостряет внимание;

• позволяет ребенку познакомиться с новыми видами предметно-

познавательной деятельности;

• знакомит и дает усвоить сенсорные эталоны;

• закладывает фундамент навыков учебной деятельности;

• способствует расширению словарного запаса детей;

• создает базис всех видов памяти.

При

развитии

сенсорного

восприятия

окружающего

мира

важно

учитывать

особенности каждого возрастного периода детей. Во-первых, методы и способы

работы с детьми разного возраста должны отличаться друг от друга, а во-вторых,

каждый новый период жизни сенсорное воспитание предыдущего периода будет

являться основой для формирования последующего.

Так,

развитие

сенсорики

детей

до

года

заключается

в

наблюдении

за

передвижением

объектов,

знакомством

со

свойствами

собственных

рук,

начинающих осязанием исследовать окружающий мир, прослушивание музыки

или отдельных звуков и их сочетаний. Исследование запахов и вкусов в уже

о т н о с и т с я

к

б о л е е

с т а р ш е м у

в о з р а с т у .

С

года

до

четырех

лет

происходит

особенно

активное

сенсорное

познание

действительности

малышом.

На

этом

возрастном

этапе

оно

претерпевает

усложнение методов, потому что расширяются возможности ребенка.

С помощью всех органов чувств дети получают более полное ознакомление с

различными формами и цветовым спектром, обилием вкусов и запахов. В период

четырех

лет

закрепляются

сформированные

прежде

сенсорные

эталоны

и

закладываются основы для аналитического мышления детей.

Сенсорные эталоны детей раннего возраста

К их числу принадлежат основные:

• цвета спектра (обычно – девять);

• геометрические формы;

• размеры (величины);

• звуки музыки и родного языка;

• вкусы (обычно – четыре);

• температурные определения – два;

• пять запахов.

Когда начинать развитие сенсорной культуры ребенка

Ученые провели ряд исследовательских опытов с детьми и определили, что

развитие сенсорики в раннем возрасте влияет на формирование интеллекта. А

потому

приучать

малыша

к

сенсорной

культуре

необходимо

с

годовалого

возраста. Именно в этом возрасте ребенок начинает живо интересоваться миром,

узнавать, каков он на вкус, прикосновение, вид. Любознательность у деток такого

возраста

становится

неотъемлемой

частью

всего

существа.

И

родителям

обязательно нужно использовать это качество!

Но лучше всего кроха воспринимает информацию об окружающем мире через

игры, которые должны длиться ровно столько, сколько будет интересно малышу.

Обычно это время ограничивается интервалом от пяти минут до пятнадцати.

Поскольку

восприятие

в

этом

возрасте

очень

цепкое,

то

такого

короткого

промежутка времени хватает, чтобы ребенок мог вынести из занятий для себя

максимум пользы.

Не

нужно

заставлять

малыша

играть:

из-за

этого

дети

попросту

перестают

воспринимать подаваемый материал даже в форме игры. Развитие сенсорики

должно происходить ненавязчиво.

С детьми можно проводить занятия следующего типа. На развитие понятий

формы и цвета – устроить игру с разноцветными кубиками, шариками, частями

пирамидки или другими формами, показывая и называя их по цвету и форме.

Занятия можно проводить на развитие наблюдательности и логики. Сначала

показать

сложенную

пирамидку,

потом

разобрать

ее,

сложить

снова

перед

глазами ребенка. Дать малышу возможность сложить разобранную пирамидку

самому.

Для

развития

познаний

о

свойствах

разных

предметов

по

осязательным

ощущениям

показать

малышу

несколько

предметов,

отличных

по

своей

структуре и форме: игрушка, варежка, перо, щетка, камень и т.п. Позволить

потрогать ребенку все предметы, а потом попросить малыша закрыть глаза и

потрогать предметы снова. Пусть он угадает их на ощупь.

Знакомство с эмоциями можно начинать, корча рожицы и объясняя гримасы под

разными

названиями.

Так,

улыбнувшись,

произносите

малышу

слова

«радостный», «добрый», «веселый». А изобразив на лице злость или грусть,

обозначьте их соответствующими словами. Можно после попросить ребенка

повторить движения лица в ответ на слова.

Игра «Чудесный мешочек» позволит малышу быстро развить понимание форм

и предметно-образную память.

В

непрозрачный

пакет

следует

положить

несколько знакомых ребенку предметов и попросить на ощупь определить, что

лежит

внутри.

Если

ребенок

правильно

называет

предмет,

пусть

сначала

расскажет вам о нем и только потом вытащит.

Собирая пазлы, сначала вместе с ребенком, а потом побуждая его делать это

самостоятельно,

вы

сможете

поработать

не

только

над

формированием

правильных сенсорных эталонов малыша, но и над зарождением логического

мышления, наблюдательности и внимательности.

Игра со словами позволит ребенку развивать слух и внимательность, память и

способность

подбирать

ассоциации.

Назвав

какое-нибудь

понятие,

например

«лето», нужно попросить ребенка, чтобы он придумал несколько слов, которые

характерны этой поре года. Также можно поступать с любым фруктом, временем

дня и т.п.

Сенсорное развитие детей открывает перед ними много возможностей, а ваши

занятия помогут им понять, как использовать эти возможности.

Родители

проводники

детей

в

этом

мире.

Ведите

своего

карапуза

по

правильным дорожкам, и он обязательно достигнет вершин мироздания. Но

только при вашем непосредственном участии!



В раздел образования