Автор: Рузыбаева Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №31
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Консультация.
Тема: Виды дидактических игр. Методика их проведения.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 31
Консультация для воспитателей
Виды дидактических игр для дошкольников.
Методика их проведения.
Выполнила: воспитатель Рузыбаева Ирина Васильевна
Основные виды дидактических игр для детей дошкольного возраста
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся
сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их
помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой,
качеством.
В
играх
решаются
задачи
на
сравнение,
классификацию,
установление
последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной
среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо
одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и
др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества,
скажем, заботливое отношение к партнеру по игре — кукле, которое переносится затем и на своих
сверстников, старших ребят.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки,
ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?»,
«От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает
узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей
величине». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с
природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются
знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ,
синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам:
парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их
использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных
картинок двух совершенно одинаковых. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки
не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два
самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по
форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду
предметов.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение,
установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»
дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их
произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети
подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных
действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и
с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить
содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра
направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей
знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на
столе
(справа,
слева,
вверху,
внизу,
сбоку,
впереди
и
др.),
умение
рассказать
связно
о
тех
изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр — учить детей логическому
мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением
в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета
картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2 — 4 части, то в средней и старших
группах целое делят на 8 — 10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке
изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей
на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений.
Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям.
Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо
давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить
целую картинку из ее частей.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит
обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок,
для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений,
скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. В этих играх формируются
такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому
поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся,
опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх
требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети
самостоятельно
решают
разнообразные
мыслительные
задачи;
описывают
предметы,
выделяя
характерные
их
признаки;
отгадывают
по
описанию;
находят
признаки
сходства
и
различия;
группируют
предметы
по
различным
свойствам,
признакам;
находят
алогизмы
в
суждениях и др.
В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи,
воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря,
развитие правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое
мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности,
самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных
группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста,
так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно
слушать
педагога,
быстро
находить
нужный
ответ
на
поставленный
вопрос,
точно
и
четко
формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре
сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает
легко, не замечая, что его учат.
Методика их проведения.
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх
основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры,
её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
– выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
– определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;
– установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно –
образовательной работы;
– подготовка игрового оборудования;
– определение времени игры в режиме дня.
Проведения дидактических игр включает:
– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который
будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе
которой уточняются наличные знания и представления детей);
– объяснение хода и правил игры, во время которого воспитатель обращает внимание
на необходимость чёткого выполнения правил;
– показ игровых действий воспитателем;
– определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего,
болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей,
уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил).
– определение количества играющих;
– выработка у детей игрового настроения, желания играть;
– руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи
нуждающимся;
– подведение итогов игры.
Анализ игры направлен:
– на выявление приёмов её подготовки и проведения;
– на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;
– усложнение игры и обогащение новым материалом.
При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста
воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:
– чётко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
– занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и
эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого
ребёнка;
– вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд,
поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
– давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего
игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно
перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
– осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через
вариативность игровых заданий и правил;
– средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует
рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
– используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.
Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, активное участие
ребёнка в них. Иногда в практике проведение игр сводится к тому, что воспитатель
играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не
должен делать в игре за ребёнка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить
в непринуждённой, игровой форме и быть незаметным. Необходимо создавать условия
для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические
игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки,
чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игры.