Автор: Копасова Любовь Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №120"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Проект урока математики 2 класс
Тема: "Частные случаи сложения и вычитания вида 262,26-2, 2610,26-10"
Раздел: начальное образование
Проект урока
Общие сведения о проекте
- название учебного предмета: математика
- класс: 2
- система или УМК начального образования: «Начальная школа XXI века»
- программа по учебному предмету: Рудницкая В.Н. Программа четырехлетней начальной школы по математике:
проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2015.; Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика: 2
класс:
учебник
для
учащихся
общеобразовательных
учреждений:
в
2
ч.
М.:
Вентана-Граф,2016.;
Кочурова
Е.Э.
Математика: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: №1, №2. М.: Вентана-Граф,2016.
- фрагмент календарно-тематического планирования учителя по изучаемой теме:
Раздел
Количе
ство
часов
№
урока
в
разделе
Тема
урока
Содержание, методические
приемы
Требования к уровню
подготовленности
учащихся
Числа 10, 20,
30…100.
Двузначные
числа и их
запись.
4 ч.
1
Числа 10, 20, 30 …и т.д.
Чтение и запись цифрами двузначных
чисел. Изображение двузначных чисел с
помощью цветных палочек
Уметь считать предметы десятками. Читать
названия чисел и составлять запись каждого
числа
2
Числа 10, 20, 30 …и т.д.
3
Двузначные числа и их
запись.
Уметь читать и записывать цифрами любые
двузначные числа.
4
Двузначные числа и их
запись.
Уметь изображать графы соотношений
«больше», «меньше», «равно»
5
Диагностическое
обследование.
Луч и его
обозначение
3 ч.
6
Луч и его обозначение.
Ознакомление с понятием луча как
бесконечной фигуры. Показ луча с по-
мощью указки. Изображение луча с по-
мощью линейки и обозначение луча
буквами
Уметь чертить луч, обозначать начало и
бесконечность, называть луч латинскими
буквами.
Уметь читать задание и самостоятельно
выполнять его
7, 8
Луч и его обозначение.
Числовой луч.
3 ч.
9
Числовой луч.
Понятие о единичном отрезке на чис-
ловом луче. Координата точки на луче.
Построение точек с заданными коор-
динатами
Уметь чертить луч, выбирать единичный
отрезок, находить точку по заданной
координате
10
Числовой луч.
11
Числовой луч.
Метр.
Соотношение
между
единицами
длины.
3 ч.
12
Метр. Соотношение
между единицами длины.
Измерение длин и расстояний с по-
мощью различных измерительных
инструментов: линейки, метровой ли-
нейки, рулетки. Соотношения между
единицами длины: метром, дециметром
и сантиметром
Уметь воспроизводить по памяти
соотношения между единицами длины: 1 м =
100 см;
1 дм = 10 см;
1 м = 10 дм
13
Метр. Соотношение
между единицами длины.
14
Метр. Соотношение
между единицами длины.
15
Контрольная работа.
Проверка знаний и умений по теме
«Запись и сравнение двузначных чисел.
Луч»
Уметь самостоятельно разбирать задание и
выполнять в тетради, соблюдая
орфографический режим
16
Работа над ошибками.
Анализ ошибок, допущенных в работе.
Повторение и закрепление пройденного
Уметь правильно исправлять ошибки,
подбирать аналогичные примеры
Многоугольни
к и его
элементы.
3 ч.
17
Многоугольник и его
элементы.
Введение понятий о многоугольнике,
его вершинах, сторонах и углах. Обо-
значение многоугольника буквами
Уметь распознавать и изображать
многоугольник, называть многоугольник и
различать элементы многоугольника:
вершину, сторону, угол
18
Многоугольник и его
элементы.
19
Многоугольник и его
элементы.
Сложение и
вычитание
вида 26+2,
2 ч.
20
Сложение и вычитание
вида 26+2, 26+10.
Выполнять
устные
и
письменные
вычисления в пределах 100, основанные
на поразрядном сложении и вычитании.
Уметь применять правила поразрядного
сложения и вычитания чисел при
выполнении письменных вычислений
2
26+10
Диагностический блок
Описание исходного уровня УУД: учащиеся с помощью учителя и без помощи анализируют, сравнивают, обобщают.
Под
руководством
учителя
моделируют.
С
помощью
учителя
составляют
план
действий.
Навыки
учебного
сотрудничества, самоконтроля, самооценки находятся в стадии развития.
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков: знают состав двузначных чисел, умеют выполнять сложение
и вычитание до 20, сравнивать числа, умеют решать простые текстовые арифметические задачи с помощью фишек и
записывать решение с помощью математических знаков, умеют составлять задачи по рисунку и схемам, усвоили смысл
умножения, умеют измерять длину предмета (отрезка), записывать результаты измерений в сантиметрах, дециметрах.
Проект урока
Тема урока: Частные случаи сложения и вычитания вида 26+2,26-2,26+10,26-10.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель
урока: Познакомить
учащихся
с
правилами
поразрядного
сложения
и
вычитания
чисел
в
пределах
100;
рассмотреть
практическое
выполнение
действий
с
помощью
цветных
палочек;
совершенствовать
вычислительные
навыки.
3
Планируемые результаты
Предметные:
1.умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, моделировать алгоритмы сложения и
вычитания с помощью счетных палочек,
умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие
алгоритмы, знать алгоритм поразрядного сложения и вычитания двузначных чисел, решать текстовые задачи, составлять
краткую запись к задаче, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Личностные:
1.Принятие социальной роли обучающегося.
2.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные:
1.
уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
2.
уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
3.
Умение планировать и регулировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
4.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
4
5.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
6.
Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера
сделанных ошибок.
7.
Умение оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
2.Умение вступать в диалог.
3.Принятие решения и его реализация;
4.Умение
с
достаточной
полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли
в
соответствии
с
задачами
и
условиями
коммуникации.
Познавательные:
1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
4. Умение анализировать.
Оборудование урока: Карточки с числами дл устного счета, листы для рефлексии с напечатанным материалом.
5
План урока с хронометражем
1.Организационный момент. (1 мин.)
2. Самопределение к деятельности (2 мин.)
3. Актуализация знаний обучающихся (5 мин.)
4. Открытие нового знания (9 мин)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин)
6.Физминутка. (3 мин.)
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону или самопроверка (6 мин)
8.
Включение в систему знаний и повторение (8 мин)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Теоретическое
обоснование
1
2
3
4
1.
Организационн
Проверьте свою готовность к уроку. Все
Проверяют свою
Регулятивные УУД:
6
ый момент
необходимое должно лежать на столах.
готовность к уроку.
организация своего
рабочего места.
2.
Самопределен
ие к
деятельности
(включение
детей в
деятельность
на личностно-
значимом
уровне)
На доске у меня записана русская поговорка
«Каковы труды, таковы и плоды». Как вы
понимаете ее? В каких случаях ее люди
говорят?
Рассуждают о
значении
поговорки.
Отвечают на вопрос
учителя.
Смыслообразова
ние: установление
связи между целью
учебной деятельности
и её мотивом (через
анализ содержания
поговорки)
3.
Актуализация
знаний
обучающихся
Устный счет.
На столах у вас лежат карточки с числами, по
моему описанию, вам нужно определить число
и зачеркнуть его на карточке.
Найдите число, состоящее из 6 десятков и 8 единиц, 2
Обучающиеся
работают с
карточками, по
составу числа
находят его на
карточке и
Познавательные
УУД: анализ, синтез
Предметные: знание
поразрядного состава
чисел
7
десятков и 6 единиц, 1 десятка и 0 единиц, 1 десятка и 7
единиц, из 8 десятков и 2 единиц, 6 десятков и 3 единиц, из
9 единиц, 3 десятков и 4 единиц, 5 десятков и 5 единиц.
26
17
28
68
10
18
82
63
96
82
34
45
13
55
9
Назовите числа, которые вы не зачеркнули.
Определите, сколько десятков и единиц
содержится в этих числах?
зачеркивают.
Проверяют
правильность
выполнения
задания.
Выполняют
обратное задание:
определяют
количество
десятков и единиц в
оставшихся числах.
4.
Открытие
нового знания
(построение
проекта выхода
из
затруднения)
На доске записаны примеры:
1 столбик
2столбик
4+5
26+2
20+30
26-2
26+10
11-3
10-8
26-10
Решите примеры. Какие примеры вы решили
быстро? Почему?
Решают примеры.
Отвечают на
вопросы учителя:
Регулятивные УУД:
8
Выявление места и
причины
затруднения
При решении каких примеров у вас возникли
трудности? Почему?
Как вы думаете, что сегодня будем делать на
уроке? Предложите тему урока.
Как же решаются такого вида примеры?
Давайте попробуем найти способ или способы
их решения. Что (какие средства) можно
использовать при поиске решения примеров?
(счетные палочки).
Работать будем в парах.
Возьмем пример: 26+2. Предложите
варианты, как его решить?
Используя цветные палочки, попробуйте найти
способ сложения чисел 26 и 2.
Давайте подведем итог: суммой чисел 26 и 2
является какое число, состоящее из …? (2
десятков и 6 единиц и еще 2 единиц). Что это за
примеры на
табличное
сложение и
вычитание
изучены, а другие -
не изучали, как
решать такие
примеры.
Учиться решать
примеры нового
типа.
Тема – решение
примеров нового
типа.
Дети предлагают
варианты решения
примера:
целеполагание –
постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно (через
анализ затруднений,
возникших при
решении примеров)
Коммуникативные
УУД: умение
работать в парах,
сотрудничать друг с
другом, уметь слушать
и вступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении
9
число? (28)
Теперь с помощью палочек вычтите из числа
26 число 2.
Какое число получается результатом
вычитания чисел 26 и 2? Из каких разрядов оно
состоит? (2 десятка и 4 единицы) Назовите это
число. (24)
Теперь к 26 прибавим 10. Снова работаем со
счетными палочками. Как называется 10
единиц по-другому? (1 десяток). Суммой чисел
26 и 10 является какое число? (которое состоит
из 3 десятков и 6 единиц). Назовите это число.
(36).
А теперь попробуйте найти разность чисел 26
и 10 с помощью счетных палочек.
Какое число получили? Из чего оно состоит?
(из 1 десятка и 6 единиц). Назовите его. (16)
представить число
26 в виде
разрядных
слагаемых: 2 дес и
6 ед. и к 6 ед.
прибавить 2 ед.
С помощью
счетных палочек
выкладывают числа
и пытаются
определить способ
их сложения.
Учащиеся
выкладывают с
помощью счетных
палочек число 26,
затем откладывают
Познавательные
УУД:
- строить рассуждения
в форме связи простых
суждений об объекте;
- обобщать;
- строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей;
Коммуникативн
ыеУУ
Д
:
- использовать речь
для регуляции своего
10
Обобщение: Какие же выводы мы можем
сделать? Как к двузначному числу прибавить
единицы? Десятки? Как из двузначного числа
вычесть единицы? Десятки? Попробуйте
сформулировать правило. Вспомните, как мы
действовали, когда использовали палочки.
Теперь давайте проверим правильность ваших
выводов по учебнику. Откройте с.49,
прочитайте правила.
Правы вы в своих выводах?
2 палочки.
С помощью
счетных палочек
дети выкладывают
число числа 26 и 1
десяток.
Обучающиеся
формулируют
правила
поразрядного
сложения и
вычитания на
основе своих
практических
действия (через
вопросы учителя,
сопровождающие
процесс открытия
новых правил)
Познавательные
УУД: синтез
(через обобщение
своих наблюдений в
процессе
практической работы
со счетными
палочками, которые
делают обучающиеся)
11
действий с
числами.
Проверяют
правильность своих
выводов по
учебнику.
5.
Первичное
закрепление с
проговаривани
ем во внешней
речи
Теперь давайте проверим действие этих правил
на практике.
- Выполним
№2
с.49
(1
и
2
столбик). Дети
работают
в
тетради,
выполняют
сложение
и
вычитание
двузначных
чисел
у
доски
с
хоровым
проговариванием.
(42+7:
при
сложении
чисел
единицы
складываются
с
единицами, десятки с десятками.
В числе 42
четыре десятка и 2 единицы, а в числе 7 – семь
единиц. Складываем 2 ед. +7 ед., получаем 9 ед.
Значит, в результате будет в числе 4 дес и 9 ед.,
обучающиеся
решают типовые
задания на новый
способ действий,
проговаривая
алгоритм решения
вслух.
Регулятивные:
- различать способ и
результат действия;
контролировать
процесс и результаты
деятельности;
- вносить
необходимые
коррективы в действие
после его завершения,
на основе его оценки
и учета характера
сделанных ошибок;
- выполнять учебные
12
т.е.49.; 27-20: при вычитании чисел из десятков
вычитаются десятки. В числе 27 –два дес. И 7
ед.,
а
в
20-2
дес.
Вычитаем,
2
де с.-2
дес.,получаем 0 десятков. Значит, в результате
будет 7 ед., число 7.)
Аналогично дети рассуждают в других случаях.
Обобщение:
какие
правила
применяли
при
решении примеров?
действия в
материализованной,
громкоречевой и
умственной форме;
- самостоятельно
адекватно оценивать
правильность
выполнения действия
и вносить
необходимые
коррективы в
исполнение как по
ходу его реализации,
так и в конце действия
(через решение
примеров на
изученные новые
правила с
проговариванием
алгоритма)
6.
Физкультминут
ка
Встанем из-за парт и немного отдохнем.
Обучающиеся
выполняют
Регулятивные УУД:
самоорганизация
13
движения, которые
показывает одни из
учеников
отдыха на уроке
7.
Самостоятельн
ая работа с
проверкой по
эталону или
самопроверка.
А теперь попробуем самостоятельно решить
несколько примеров, используя правила
поразрядного сложения и вычитания. Спишите
с доски и решите 4 примера.
46+3, 17+30, 18-6, 55-30.
Дифференцированный подход:
Для слабых детей карточки с примерами, где
есть подсказка: черным цветом выделены
десятки, а красным - единицы.
46+3, 17+30, 18-6, 55-30
Проверьте свои ответы с ответами на доске.
Поднимите руки те, у кого нет ошибок, у кого 1
ошибка, 2, 3? В чем причины ошибок?
Обучающиеся уже
самостоятельно
выполняют задания
нового типа и сами
проверяют
правильность
решения, сравнивая
с эталоном. После
этого обсуждаются
результаты.
Ответы даны на
доске с обратной
стороны, после
решения подходят и
Регулятивные
УУД: принимать и
сохранять учебную
задачу, планировать
свое действие в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями ее
реализации
- вносить
необходимые
коррективы в действие
после его завершения,
на основе его оценки
и учета характера
сделанных ошибок;
- самостоятельно
учитывать выделенные
14
проверяют
учителем ориентиры
действия в новом
учебном материале;
- самостоятельно
адекватно оценивать
правильность
выполнения действия
и вносить
необходимые
коррективы в
исполнение как по
ходу его реализации,
так и в конце действия
(через проверку
ребенком своих
результатов
сам.работы с
представленными
результатами на
доске)
Предметные:
Уметь выполнять
15
поразрядное сложение
и вычитание
двузначных чисел с
использованием
алгоритма (через
выполнение
сам.работы по теме
урока)
8.
Включение в
систему
знаний и
повторение
Работа над
задачей
А где нам могут пригодиться новые знания, как
решать такие примеры?
В учебнике на стр. 51 №9.
Прочитайте задачу про себя. 1 ученик еще раз
читает задачу вслух.
О ком или о чем задача?
Что собирала Ира в лесу?
Что обозначает число 22 в задаче? 4? 30?
Прочитайте еще раз вопрос задачи? Что
необходимо найти?
Какие данные в задаче не нужны нам для ответа
Отвечают на
вопросы учителя:
при решении задач,
других примеров,
выражений, в
жизни (в магазине и
т.п.)
Анализируют
задачу, отвечая на
вопросы учителя.
Предметные: уметь
решать задачи, делать
краткую запись к
задаче, используя
прием составления
схемы
Познавательные
УУД:
Умение анализировать,
выделять
необходимую
16
на вопрос задачи? (данные о количестве ягод)
Составьте краткую запись к задаче:
Опята -22 шт.
?
Сыроежки – 4 шт.
Как ответить на вопрос задачи? Что нужно
сделать? (количество опят сложить с
количеством сыроежек, получим общее
количество грибов)
Запишите решение в тетради. Сколько же
грибов принесла Ира из леса? Запишите ответ
после решения.
Как изменить вопрос задачи, чтобы
использовались все данные задачи?
Что надо добавить тогда в краткую запись?
(количество ягод)
Опята -22 шт.
Сыроежки – 4 шт. ?
Составляют
краткую запись к
задаче.
Предлагают другой
вопрос к задаче
информацию для
решения задачи
(через систему
вопросов учителя
идет анализ, поиск
данных в тексте
задачи)
17
Земляника -30 ягод
Как ответить на вопрос задачи?
Запишите решение задачи в тетрадь.
Сколько же всего грибов и ягод принесла
девочка из леса? (56 грибов и ягод). При
нахождении ответа на вопрос задачи (при
записи решения) какими правилами вы
пользовались? (правилами поразрядного
сложения и вычитания двузначных чисел)
Запишите ответ к задаче.
(сколько грибов и
ягод принесла Ира
из леса?)
1 обучающийся
записывает
решение у доски.
9.
Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке.
Какую цель урока мы сегодня ставили перед
собой? Чему вы хотели научиться? (научиться
решать примеры нового типа) Достигли ли вы
поставленной цели?
Какие правила вы сложения и вычитания
двузначных чисел вы открыли?
Вспомните, какая пословица была в начале
Ученики
напоминают
себе
новое
содержание,
изученное на уроке.
Организуется
с а м о а н а л и з
и
самооценка
учениками
своей
учебной
деятельности.
Личностные
УУД: осознают
важность полученных
знаний,
соотносить результат
действия с
поставленной целью;
18
урока? Вот давайте и оценим наши труды на
уроке: отметьте на листочке то высказывание,
которое вы бы соотнесли со своей работой на
уроке:
Оцени себя сам:
- я работал сам, быстро и аккуратно;
- я работал медленно, но правильно;
- я не понял, мне помогали;
- я работал, но отвлекался и поэтому у меня не
получилось.
Делаются выводы о
достижении
п о с т а вл е н н о й
в
начале урока цели.
Регулятивные:
- адекватно оценивать
свои достижения,
осознавать
возникающие
трудности и искать
способы их
преодоления;
10.
Информация о
домашнем
задании,
инструктаж по
его
выполнению
Для тренировки новых правил вычисления
необходимо что сделать? Откройте учебники
на странице 50. Посмотрите на задания,
которые предстоит выполнить дома. Задайте
вопросы. Запишите домашнее задание: с.49 №4,
с.50 №8.
Отвечают на вопрос
учителя, открывают
учебник и
знакомятся с
домашним
заданием,
записывают в
дневники домашнее
задание
19
№ п\п
Порядковый
№ в схеме,
Параметр оценки
Балл (3,2,1)
Самооценка
учителя
Оценка
преподавателя
НИРО
1
1
Сложность
содержания,
его
соответствие
возможностям
учащихся
2
2
2
Реализация компетентностного подхода
2
3
3
Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их
целесообразность и обоснованность
2
4
4
Развивающая направленность заданий
3
5
6
Логика построения урока
2
6
7.
Формы
учебной
работы,
их
разнообразие
и
оптимальность
выбора
2
7
8
Методы обучения и методические приемы, целесообразность их
выбора
2
8
9
Характер используемой наглядности
3
9
10
Целесообразность
и
функциональность
используемых
средств
обучения
3
10
12
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет
их индивидуальных особенностей
2
11
13
Формирование
мотивационного
компонента
у ч е б н о й
деятельности
2
12
14
Постановка учебных задач. Организация целеполагания
3
20
13
15
Формирование познавательных УУД
3
14
16
Формирование регулятивных УУД
2
15
17
Формирование коммуникативных УУД
2
Всего баллов
35
Максимальная сумма – 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная – 15 баллов (урок является
традиционным).
Для самооценки и оценки проекта урока необходимо выполнить анализ соответствия структурных частей проекта требованиям,
рассмотренным выше. Для оценивания используется следующая шкала: 3 – соответствует требованиям, 2 – частично соответствует, 1 -
минимально соответствует, 0 – полностью не соответствует.
№ п/п
Структурные части проекта и параметры их оценки
Балл (3,2,1)
Самооценка
учителя
Оценка
преподавателя
НИРО
1
Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной
работы
3
2
Качество диагностического блока проекта
0
3
Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании
урока
2
4
Соблюдение требований к плану урока
3
5
Качество теоретического обоснования
2
6
Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за
свой конспект)
2
Максимальная сумма – 18 баллов, минимальная – 6 баллов.
21
Таким образом, оценка урока и структурных частей проекта в сумме может составить 63 балла максимально.
Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:
•
менее 31 балла – не зачтено
•
32 – 45 – зачтено с замечаниями
•
46 - 63 - зачтено
22
23
24
25