Автор: Давыдовская Ирина Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Добрушинская СШ"
Населённый пункт: село Добрушино, Сакский район, Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные формы и методы формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование
"Инновационные формы и методы формирования коммуникативной
компетенции на уроках английского языка"
Автор: Давыдовская Ирина Васильевна, учитель английского и немецкого
языков.
В связи с модернизацией российского образования актуальным
становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых
компетенций
одним
из
самых
важных
является
коммуникативная
компетенция,
которая
подразумевает
овладение
всеми
видами
речевой
деятельности, культурой письменной и устной речи, а также умениями и
навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Иными
словами,
коммуникативная
компетенция
заключается
в
умении
общаться.
В век стремительного развития информационных технологий -
владение иностранным языком необходимо каждому. На уроках английского
языка
при формировании коммуникативной компетенции подразумевается
постепенное освоение необходимыми знаниями и умениями, которые бы
способствовали
готовности
школьника
вести
иноязычное
общение
с
носителем иностранного языка на уровне понимания и поддержания диалога
или ведения монолога.
При реальном общении различные коммуникативные умения обычно
неразделимы. Для ведения разговора требуются сформированные умения и
аудирования,
и
говорения.
Таким
образом,
работая
над
формированием
коммуникативной компетенции на уроках английского языка, для каждого
учителя сегодня стоит актуальный вопрос: какие методы и формы работы
использовать
в
обучении,
чтобы
они
способствовали
дальнейшей
самореализации и самоопределению личности.
За годы работы, для себя я выделила наиболее эффективные и
инновационные
формы
работы,
которые
позволяют
так
же
повысить
мотивацию детей:
1.
Игровые технологии.
Применяя игровые технологии на занятиях английского языка, я
преследую
комплексную
реализацию
познавательной,
практической,
образовательной,
воспитательной
и
развивающей
целей,
что
является
средством самореализации и самоопределения детей.
Ролевые игры для младших школьников. Особенно успешно проходят по
темам «Еда. Транспорт. В ресторане. Праздники (Хэллоуин, Рождество, День
матери)»
Мини-спектакль
«Венецианский
купец»,
«Оливер
Твист»
Драматизация
помогает
закрепить
и
расширить
изученную
лексику.
Это
всегда происходит ненавязчиво и без монотонной отработки лексического и
грамматического
материала
по
карточкам
или
учебнику.
Практика
показывает, что в условиях эмоционального подъема, репетиций, праздника,
публичного
выступления
фонетические,
грамматические
и
лексические
умения
и
навыки
усваиваются
очень
быстро
и
прочно,
обучающиеся
используют их более осознанно.
2. Технология критического мышления. Критическое мышление
формируется прежде всего в дискуссиях, письменных работах и активной
работе
с
текстом.
Особенно
хорошо
данная
технология
работает
при
обучении чтению на этапе «After-reading», то есть анализ текста. Используя
диаграмму Венна и «Fat and slim questions», то есть толстый и тонкий вопрос,
учитель
не
только
проверят
понимание
прочитанного,
но
и
подводит
обучающегося к глубокому анализу произведения, задействовав при этом
такие
процессы
мышления
как
сравнение, суждение,
умозаключение,
дедукция (А что было бы если бы…? Например…. ). Критическое мышление
способствует развитию мышления, интеллектуальному развитию и процессу
бесед,
вовлечению
учеников
в
совместные
действия
по
достижению
и
познанию английского языка.
3. И К Т. Главным
положительным
результатом
использования
информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка
является в том, что главный объект – это ученик, который тесно сотрудничает
с
учителем.
Он
самостоятельно
находит
необходимую
информацию
на
просторах
сети
Интернет,
перерабатывает
и
анализирует
ее,
находя
правильный ответ на поставленный тот или иной вопрос. Растет сетевое
поколение, которое хочет громко заявлять о себе в сети Интернет, хочет быть
услышанным, хочет признание, лайков. Очень многие ведут странички в
социальных сетях и даже снимают блоги. Я предложила сделать это на
английском языке. Такое видео больше получает лайков на английском языке,
чем на русском. Родственники и знакомые так поддерживают детей в желании
учиться.
Ребята
с
удовольствием
выполняют
такие
задания.
И
главное
создается ситуация успеха, так как все справляются с заданием.
Хочу так же упомянуть об образовательной платформе «Учи.ру», которая
располагает материалами и заданиями для самостоятельного обучения под
контролем
учителя.
Ребята
проходят
карточки
по
темам,
получают
сертификаты
о
достижениях,
учитель
может
полностью
контролировать
процесс обучения он-лайн и видеть результаты.
4. Формирование лингвистических способностей.
Для использования грамматического материала в речи учащимся
необходимо знать лексику, которая употребляется в модели. В этом случае
учитель вводит сначала необходимые слова.
Я использую графические возможности компьютера или плазменного
телевизора. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как
изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на иностранном
языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке.
С этой целью можно использовать программу Power Point.
А для закрепления лексики можно использовать Lap
Book. Блокнот, в
который
ребята
записывают
все
свои
идеи
по
изученной
теме
на
английском языке. Вкладывают выполненные задания, придумывают
свои. Это некая творческая лаборатория, которая особенно подходит
для детей визуалов и кинестетиков, которые очень сложно усваивают
материал, если это информация не проходит «через их руки».
Метод
«Остинато»
- Остина́
то (итал. ostinato,
от
лат. obstinatus
—
упорный,
упрямый)
—
метод
и
техника
музыкальной
композиции,
м н о г о к р а т н о е
п о в т о р е н и е
м е л о д и ч е с к о й
ф р а з ы
(мелодическоеостинато), ритмической фигуры (ритмическое остинато)
или
гармонического
оборота
(гармоническое остинато).
Ученикам
предлагается
многократно
под
музыку
повторять
наиболее
труднопроизносимое слово урока во время динамической паузы.
5.
Проекы.
Такая форма работы, как проект уже давно применяется и на уроках
английского языка. Положительные стороны этого вида работы:
Повышение
общей мотивации учащихся. Проекты – личностно-ориентированный вид
работы, так как учащиеся пишут о своих увлечениях, изучают интересные
для себя темы. Повышение значимости английского языка как средства
общения. Такая форма работы ставит ребенка в центр процесса обучения,
повышает его интерес к иностранному языку, дает чувство комфортности и
удовлетворения
от
работы,
обогащает
его
эмоциональный
опыт.
Образовательная
и
воспитательная
ценность. Межпредметные
связи
способствуют
развитию
у
учащихся
познавательной
активности,
самодисциплины и т.д.
6. Метод визуального плана.
Несколько лет назад я задалась целью помочь ученикам в самом
проблемном по их мнению заданию – пересказе на английском языке, ведь
для выполнения данного вида деятельности требуется много упорства и
глубокое понимание текста. Изучив данный вопрос, я предложила ребятам
технику
визуального
плана,
что
сделало
домашнюю
работу
не
только
эффективной, креативной, но и радостной. Суть в том, что бы выделить
ключевые слова и заменить их символами.
Второй этап работы – это
пробовать
пересказывать
текст
глядя
только
на
схему.
Обычно
бывает
достаточно 8-10 повторений, что бы ребенок отложил листочек и попробовал
пересказать уже наизусть.
Результаты: 6 класс
Без визуального плана 5-8 предложений
С визуальным планом 10-12 предложений
Систематическое использование разных технологий, методов, приемов,
участие
в
различных
конкурсах,
олимпиадах
–
в
целом
приносит
свои
результаты. Можно
сделать
вывод,
что
от
умения
учителя
правильно
организовать
урок
и
грамотно
выбрать
ту
или
иную
форму
проведения
занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.
Литература:
1.Кукушкин
В.С.
Современные
педагогические
технологии
в
начальной
школе: пособие для учителя / В.С.Кукушкин.- Ростов – на – Дону., 2004. –
С.77.
2. Лукьянова Н.В. Игра – источник познавательной деятельности ребенка /
Н . В . Л у к ь я н о в а
/ /
И Я Ш .
–
2 0 0 1 .
–
№ 1 1 .
–
С . 1 1 .
3.
Михайленко
Н.Я.,
Короткова
Н.А.
Как
играть
с
ребенком
/
Н.Я.
М и х а й л е н ко ,
Н . А .
Ко р о т ко в а .
–
М . ,
1 9 9 0 .
–
С . 1 3 3 - 1 3 7 .
4.
Стронин
М.Ф.
Обучающие
игры
на
уроке
английского
языка
/
М.Ф.
С т р о н и н .
–
М . ,
1 9 8 1 .
–
С . 1 1 8 - 1 3 1 .
5.
Петрова
Л.В.
Игровые
технологии
на
уроках
английского
языка.
А н г л и й с к и й
я з ы к ,
№
1 1
,
2 0 0 8
–
с .
5 - 6 .
6. Бурдина М.И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней
с т у п е н я х
о б у ч е н и я .
И Я Ш . - 1 9 9 6 . - № 3 . -
с . 5 0
–
5 5 .
7. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯШ.-
1 9 8 9 . - № 4 . -
с .
1 4
–
1 6 .
8.
Маслыко
Е.А.
Настольная
книга
преподавателя
иностранного
языка.
С п р а в о ч н о е
п о с о б и е .
М и н с к ,
2 0 0 1 .
9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.
М.,1991.
10. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе
обучения английскому языку. ИЯШ,1984,№4,с.82