Напоминание

Методы и приемы активизации деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях


Автор: Вагина Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 481 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы активизации деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы и приемы активизации деятельности детей с тяжелыми

нарушениями речи на логопедических занятиях

Стандарты

ФГОС

ДОО

предполагают,

что

выпускник

дошкольного

образовательного

учреждения

должен

быть

коммуникабельным,

любознательным,

проявляющим

исследовательский

интерес;

активно

познающим мир, доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнера,

проявляющим

уважительное

отношение

к

окружающим,

умеющим

и

любящим познавать, способным к самоорганизации, готовым самостоятельно

действовать, имеющим точку зрения, имеющий навыки самоорганизации и

здорового образа жизни.

Требования

к

выпускнику

детского

сада

предполагают

наличие

коммуникативно - языковых компетенций, а именно: четко проговаривать

звуки

и

слова,

конкретно

формулировать

речевой

замысел

и

трансформировать его в связную речь, иметь достаточный словарный запас и

представления об окружающем мире и процессах, происходящих в нем.

Одним из основных принципов обучения в специальной педагогике

является принцип сознательности и активности. Согласно этому

принципу «обучение эффективно только тогда, когда дети проявляют

познавательную активность».

Одна из актуальных проблем на современном уровне развития

педагогической теории и практики - активизация познавательной

деятельности детей.

Одной из особенностей детей с проблемами в развитии, является низкий

уровень активности всех психических процессов: познавательной

активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная

способность к приёму и переработке информации, недоразвитие аналитико-

синтетической деятельности, быстрая утомляемость. Все эти

особенности определяют как медленный темп усвоения речи, так и

качественное недоразвитие всех ее компонентов: фонетико-фонематической

стороны, лексики и грамматического строя речи. Поэтому поиск и

использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним

из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-

развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий

являются: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование,

создание нестандартных ситуаций.

Следующим важным средством активизации

являются методы и приемы обучения.

Поэтому работу на каждом занятии организовывать нужно так, чтобы

материал становился предметом активных действий ребенка. В ходе занятия

использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее

соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям

детей, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Используются следующие методы:

- Метод проблемного обучения. На занятиях создаются проблемные

ситуации, т.е. ставится перед ребенком проблема - это можно сделать с

помощью вопросов (может быть один вопрос, система вопросов), таже

проблема может быть поставлена с помощью загадки, ребуса, кроссворда,

рисунков, фотографий (зависит от возраста и индивидуальных особенностей

ребенка). Использование такого метода направляет деятельность ребенка на

максимальное овладение изучаемым материалом и повышает мотивацию.

- Метод самостоятельной работы – дается задание, например,

самостоятельно придумать слова с заданным звуком или придумай

предложение с определенным количеством слов. Потом предлагается оценить

выполненную работу (самопроверка).

- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Ребенок

самостоятельно выбирает разно уровневые задания (зависит от

индивидуальных особенностей) . Это могут быть карточки для закрепления и

карточки с целью контроля, практические задания, сюжетные картинки,

логопедическое лото и т.д.

Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет

чередовать различные виды работы, что также является эффективным

средством активизации деятельности детей.

Например:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с

одной стороны на ней изображен плюс, с другой минус, круги разного

цвета по звукам, карточки с буквами) Дети выполняют задания, либо

оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении

любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в

пройденном материале. Удобство и эффективность их заключается в том, что

сразу видна работа каждого ребенка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова)при выполнении

задания, разгадывании кроссворда и т.д. Детям очень нравится

соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к.,

чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на

вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску

основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Данный прием можно использовать в конце изучения темы – для

закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания

помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определенном этапе занятия с

закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия,

внимания, памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе

занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после

выполнения задания повышенной трудности и т.д.

5. Использование кинезиологических упражнений на логопедических

з а н я т и й . Сохранение

и

укрепление

здоровья

детей

я вл я е т с я

основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с

детьми

с

ОВЗ.

Кинезиология

это

наука

о

развитии

умственных

способностей

и

физического

здоровья

через

определенные

двигательные

упражнения.

Кинезиологические

методы

влияют

не

только

на

развитие

умственных

способностей

и

физического

здоровья,

они

позволяют

активизировать

различные

отделы

коры

больших

полушарий,

что

способствует

развитию

способностей

человека

и

коррекции

проблем

в

различных

областях

психики. Кинезиология

это

методика

сохранения

здоровья

путём

воздействия

на

мышцы

тела,

т.

е.

путём

физической

активности.

Комплексы

упражнений

включают

в

себя:

растяжки,

дыхательные

упражнения,

глазодвигательные

упражнения,

телесные

упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на

релаксацию и массаж.

Двигательные упражнения.

Развивают

тонкую

моторику,

межполушарное

взаимодействие,

снимаются непроизвольные движения (синкенезии).

• Кулак-ребро-ладонь. Положить ладони на стол, затем зажать кулаки,

затем поставить ладони ребром на стол, положить ладони на стол. Повторить

8-10 раз. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно.

Выполнение

перекрёстных

движений

способствует

активизации

вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Ухо-нос.

Левой

рукой

взяться

за

кончик

носа,

а

правой

за

противоположное

ухо.

Одновременно

отпустите

ухо

и

нос,

хлопните

в

ладоши,

поменяйте

положение

рук

“с

точностью

до

наоборот”.

6. Использование презентаций – офтальмотренажеров, отдельной

презентации и фрагментов презентаций по ходу логопедических

занятий. Внедрение современных компьютерных технологий в

логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более

эффективной и продуктивной. Использование ИКТ органично дополняет

традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности

организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками

образовательного процесса.

7. Использование картинного материала для смены вида

деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания,

памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

8. Активные методы рефлексии. Слово рефлексия происходит от

латинского и означает обращение назад. Толковый словарь русского языка

трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии,

самоанализ.

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материла (ее можно использовать,

чтобы выяснить, как дети осознали содержание пройденного материала)

3) рефлексия деятельности (ребенок должен не только осознать

содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы,

уметь выбрать наиболее рациональные).

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У детей две карточки разного цвета. Они показывают карточку в

соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае

можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в

процессе занятия. Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения

настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для

размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – детям предлагается повесить на дерево яблоки

красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного,

если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по

своему настроению.

Рефлексия окончания логопедического занятия. Наиболее удачным на

сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов

занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.),

помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал

и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка

этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

9. Метод биоэнергопластики.

Биоэнергопластика

это

содружественное

взаимодействие

руки

и

языка.

Движения

тела,

совместные

движения

руки

и

артикуляционного

аппарата,

если

они

пластичны,

раскрепощены

и

свободны,

помогают

активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это

оказывает

чрезвычайно

благотворное

влияние

на

активизацию

интеллектуальной

деятельности

детей

с

ОВЗ,

развивает

координацию

движений и мелкую моторику.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление

неправильно

произно симых

звуков

у

детей

с

н а ру ш е н н ы м и

кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз

усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Подбирается

движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что

будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку,

что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений

должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают

как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на

логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что

игровые

методики,

включая

в

себя

практически

все

формы

работы,

предоставляют

широкие

возможности

для

творческой

деятельности,

интеллектуального

развития

ребёнка.

Когда

знакомлю

детей

с

новым

артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки.

Заметила,

что

в

этом

случае,

ребятам

больше

нравится

выполнять

упражнения. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению

задания.

Предлагаю

примеры

некоторых артикуляционных

упражнений с

использованием биоэнергопластики:

“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет

влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той

или иной степени стимулируют познавательную активность детей с ОВЗ.

Таким

образом,

применение

активных

методов

и

приёмов

обучения

повышает

познавательную

активность

детей,

развивает

их

творческие

способности,

активно

вовлекает

детей

в

образовательный

процесс,

стимулирует самостоятельную деятельность детей с ОВЗ.

Разнообразие

существующих

методов

обучения

позволяет

учителю-

логопеду

чередовать

различные

виды

работы,

что

также

является

эффективным

средством

активизации.

Переключение

с

одного

вида

деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не

дает

отвлечься

от

изучаемого

материала,

а

также

обеспечивает

его

восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая,

объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы

организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты

коррекционно-развивающей деятельности у детей с ОВЗ.



В раздел образования