Автор: Вагина Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 481 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы активизации деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях
Раздел: дошкольное образование
Методы и приемы активизации деятельности детей с тяжелыми
нарушениями речи на логопедических занятиях
Стандарты
ФГОС
ДОО
предполагают,
что
выпускник
дошкольного
образовательного
учреждения
должен
быть
коммуникабельным,
любознательным,
проявляющим
исследовательский
интерес;
активно
познающим мир, доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнера,
проявляющим
уважительное
отношение
к
окружающим,
умеющим
и
любящим познавать, способным к самоорганизации, готовым самостоятельно
действовать, имеющим точку зрения, имеющий навыки самоорганизации и
здорового образа жизни.
Требования
к
выпускнику
детского
сада
предполагают
наличие
коммуникативно - языковых компетенций, а именно: четко проговаривать
звуки
и
слова,
конкретно
формулировать
речевой
замысел
и
трансформировать его в связную речь, иметь достаточный словарный запас и
представления об окружающем мире и процессах, происходящих в нем.
Одним из основных принципов обучения в специальной педагогике
является принцип сознательности и активности. Согласно этому
принципу «обучение эффективно только тогда, когда дети проявляют
познавательную активность».
Одна из актуальных проблем на современном уровне развития
педагогической теории и практики - активизация познавательной
деятельности детей.
Одной из особенностей детей с проблемами в развитии, является низкий
уровень активности всех психических процессов: познавательной
активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная
способность к приёму и переработке информации, недоразвитие аналитико-
синтетической деятельности, быстрая утомляемость. Все эти
особенности определяют как медленный темп усвоения речи, так и
качественное недоразвитие всех ее компонентов: фонетико-фонематической
стороны, лексики и грамматического строя речи. Поэтому поиск и
использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним
из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-
развивающего процесса в работе учителя-логопеда.
Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий
являются: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование,
создание нестандартных ситуаций.
Следующим важным средством активизации
являются методы и приемы обучения.
Поэтому работу на каждом занятии организовывать нужно так, чтобы
материал становился предметом активных действий ребенка. В ходе занятия
использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее
соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям
детей, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Используются следующие методы:
- Метод проблемного обучения. На занятиях создаются проблемные
ситуации, т.е. ставится перед ребенком проблема - это можно сделать с
помощью вопросов (может быть один вопрос, система вопросов), таже
проблема может быть поставлена с помощью загадки, ребуса, кроссворда,
рисунков, фотографий (зависит от возраста и индивидуальных особенностей
ребенка). Использование такого метода направляет деятельность ребенка на
максимальное овладение изучаемым материалом и повышает мотивацию.
- Метод самостоятельной работы – дается задание, например,
самостоятельно придумать слова с заданным звуком или придумай
предложение с определенным количеством слов. Потом предлагается оценить
выполненную работу (самопроверка).
- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Ребенок
самостоятельно выбирает разно уровневые задания (зависит от
индивидуальных особенностей) . Это могут быть карточки для закрепления и
карточки с целью контроля, практические задания, сюжетные картинки,
логопедическое лото и т.д.
Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет
чередовать различные виды работы, что также является эффективным
средством активизации деятельности детей.
Например:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с
одной стороны на ней изображен плюс, с другой минус, круги разного
цвета по звукам, карточки с буквами) Дети выполняют задания, либо
оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении
любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в
пройденном материале. Удобство и эффективность их заключается в том, что
сразу видна работа каждого ребенка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова)при выполнении
задания, разгадывании кроссворда и т.д. Детям очень нравится
соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к.,
чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на
вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску
основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный прием можно использовать в конце изучения темы – для
закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания
помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определенном этапе занятия с
закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия,
внимания, памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе
занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после
выполнения задания повышенной трудности и т.д.
5. Использование кинезиологических упражнений на логопедических
з а н я т и й . Сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
я вл я е т с я
основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с
детьми
с
ОВЗ.
Кинезиология
–
это
наука
о
развитии
умственных
способностей
и
физического
здоровья
через
определенные
двигательные
упражнения.
Кинезиологические
методы
влияют
не
только
на
развитие
умственных
способностей
и
физического
здоровья,
они
позволяют
активизировать
различные
отделы
коры
больших
полушарий,
что
способствует
развитию
способностей
человека
и
коррекции
проблем
в
различных
областях
психики. Кинезиология
–
это
методика
сохранения
здоровья
путём
воздействия
на
мышцы
тела,
т.
е.
путём
физической
активности.
Комплексы
упражнений
включают
в
себя:
растяжки,
дыхательные
упражнения,
глазодвигательные
упражнения,
телесные
упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на
релаксацию и массаж.
Двигательные упражнения.
Развивают
тонкую
моторику,
межполушарное
взаимодействие,
снимаются непроизвольные движения (синкенезии).
• Кулак-ребро-ладонь. Положить ладони на стол, затем зажать кулаки,
затем поставить ладони ребром на стол, положить ладони на стол. Повторить
8-10 раз. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно.
Выполнение
перекрёстных
движений
способствует
активизации
вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
•
Ухо-нос.
Левой
рукой
взяться
за
кончик
носа,
а
правой
–
за
противоположное
ухо.
Одновременно
отпустите
ухо
и
нос,
хлопните
в
ладоши,
поменяйте
положение
рук
“с
точностью
до
наоборот”.
6. Использование презентаций – офтальмотренажеров, отдельной
презентации и фрагментов презентаций по ходу логопедических
занятий. Внедрение современных компьютерных технологий в
логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более
эффективной и продуктивной. Использование ИКТ органично дополняет
традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности
организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками
образовательного процесса.
7. Использование картинного материала для смены вида
деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания,
памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
8. Активные методы рефлексии. Слово рефлексия происходит от
латинского и означает обращение назад. Толковый словарь русского языка
трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии,
самоанализ.
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материла (ее можно использовать,
чтобы выяснить, как дети осознали содержание пройденного материала)
3) рефлексия деятельности (ребенок должен не только осознать
содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы,
уметь выбрать наиболее рациональные).
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У детей две карточки разного цвета. Они показывают карточку в
соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае
можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в
процессе занятия. Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения
настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для
размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – детям предлагается повесить на дерево яблоки
красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного,
если ощущают дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по
своему настроению.
Рефлексия окончания логопедического занятия. Наиболее удачным на
сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов
занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.),
помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал
и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка
этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
9. Метод биоэнергопластики.
Биоэнергопластика –
это
содружественное
взаимодействие
руки
и
языка.
Движения
тела,
совместные
движения
руки
и
артикуляционного
аппарата,
если
они
пластичны,
раскрепощены
и
свободны,
помогают
активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это
оказывает
чрезвычайно
благотворное
влияние
на
активизацию
интеллектуальной
деятельности
детей
с
ОВЗ,
развивает
координацию
движений и мелкую моторику.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление
неправильно
произно симых
звуков
у
детей
с
н а ру ш е н н ы м и
кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз
усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Подбирается
движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что
будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку,
что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений
должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают
как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на
логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что
игровые
методики,
включая
в
себя
практически
все
формы
работы,
предоставляют
широкие
возможности
для
творческой
деятельности,
интеллектуального
развития
ребёнка.
Когда
знакомлю
детей
с
новым
артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки.
Заметила,
что
в
этом
случае,
ребятам
больше
нравится
выполнять
упражнения. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению
задания.
Предлагаю
примеры
некоторых артикуляционных
упражнений с
использованием биоэнергопластики:
“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет
влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той
или иной степени стимулируют познавательную активность детей с ОВЗ.
Таким
образом,
применение
активных
методов
и
приёмов
обучения
повышает
познавательную
активность
детей,
развивает
их
творческие
способности,
активно
вовлекает
детей
в
образовательный
процесс,
стимулирует самостоятельную деятельность детей с ОВЗ.
Разнообразие
существующих
методов
обучения
позволяет
учителю-
логопеду
чередовать
различные
виды
работы,
что
также
является
эффективным
средством
активизации.
Переключение
с
одного
вида
деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не
дает
отвлечься
от
изучаемого
материала,
а
также
обеспечивает
его
восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая,
объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы
организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты
коррекционно-развивающей деятельности у детей с ОВЗ.