Автор: Зиновьева Анастасия Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации по развитию речи детей 3-4 года
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации по развитию речи детей 4-5 лет
Средний дошкольный возраст - очень важный этап в речевом развитии
вашего ребенка. В следующем году ему предстоит открыть для себя
увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В
старшей группе начнётся подготовка ребенка к новому этапу в его жизни-
подготовка к школе, а от ее успешности будет зависеть очень многое, начиная
от успеваемости и заканчивая успешной социализацией вашего малыша в
новом, незнакомом коллективе. Ведь именно овладение чтением и письмом,
которое так затруднительно при нарушениях в речевом развитии, -та основа,
на которой строится весь процесс обучения. Вот почему так важно уже
сейчас прислушаться к речи вашего малыша.
Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:
словарный запас,
грамматический строй речи,
связная речь,
речевой слух.
Опыт работы с детьми 4-5 лет позволил мне выделить основные
затруднения, которые возникают практически у всех детей при освоении
программных требований (которые, как мы понимаем, основаны на речевой
норме).
Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми
на признаки предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету,
величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно
выразить словом.
Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые
дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и
цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) в совместном общении
уделите внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем
работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен
это знать.
Грамматический строй речи. Уделите особое внимание ошибкам
детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного
числа (игра "Один-много": это - дерево, а это -деревья; это -ухо, а это-уши) и
при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не
стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья-не стало платьев).
Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный
речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет
допускать ребенок в школе.
Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по
серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки),
предложив перед этим ребенком подумать и разложить их в нужной
последовательности слева направо.
Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять
первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением
согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук.
Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается
представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим и
поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы.
Буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот
букву Ъ услышать трудно.
Конечно, правильная речь - это не самое важное в жизни. Но
подумайте, если у ребенка беден словарный запас, предложения состоят из 2-
3 слов и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли
ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа
усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой? Помните, что от
владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в
дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.