Напоминание

Рекомендации по развитию речи детей 3-4 года


Автор: Зиновьева Анастасия Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации по развитию речи детей 3-4 года
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации по развитию речи детей 4-5 лет

Средний дошкольный возраст - очень важный этап в речевом развитии

вашего ребенка. В следующем году ему предстоит открыть для себя

увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В

старшей группе начнётся подготовка ребенка к новому этапу в его жизни-

подготовка к школе, а от ее успешности будет зависеть очень многое, начиная

от успеваемости и заканчивая успешной социализацией вашего малыша в

новом, незнакомом коллективе. Ведь именно овладение чтением и письмом,

которое так затруднительно при нарушениях в речевом развитии, -та основа,

на которой строится весь процесс обучения. Вот почему так важно уже

сейчас прислушаться к речи вашего малыша.

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

словарный запас,

грамматический строй речи,

связная речь,

речевой слух.

Опыт работы с детьми 4-5 лет позволил мне выделить основные

затруднения, которые возникают практически у всех детей при освоении

программных требований (которые, как мы понимаем, основаны на речевой

норме).

Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми

на признаки предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету,

величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно

выразить словом.

Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые

дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и

цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) в совместном общении

уделите внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем

работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен

это знать.

Грамматический строй речи. Уделите особое внимание ошибкам

детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного

числа (игра "Один-много": это - дерево, а это -деревья; это -ухо, а это-уши) и

при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не

стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья-не стало платьев).

Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный

речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет

допускать ребенок в школе.

Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по

серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки),

предложив перед этим ребенком подумать и разложить их в нужной

последовательности слева направо.

Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять

первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением

согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук.

Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается

представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим и

поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы.

Буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот

букву Ъ услышать трудно.

Конечно, правильная речь - это не самое важное в жизни. Но

подумайте, если у ребенка беден словарный запас, предложения состоят из 2-

3 слов и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли

ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа

усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой? Помните, что от

владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в

дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.



В раздел образования