Напоминание

проект "Театр и дети"


Автор: Волкова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18"
Населённый пункт: г.о. Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Театр и дети"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект по театральной

деятельности в рамках реализации ФГОС

в подготовительной группе «Театр и дети»

Педагогический проект по театральной деятельности в рамках реализации ФГОС в

подготовительной группе «Театр и дети»

Актуальность

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

Почему именно театрализованная деятельность?

Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее

полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся

с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и

научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом,

являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само

детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о

том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства,

праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не

сложно.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного

образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,

прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме

творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия

творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем

комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной

деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния,

личностные качества, оценка поступков и пр.);

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами

жизни в обществе.

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра,

профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи

символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития

динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения

результата.

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов

и пр. ;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа,

громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой,

позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма,

декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития

образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки,

снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Система работы по организации театрализованной деятельности:

1. Предметно-пространственная развивающая среда

2. Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации,

театрализованные представления, развлечения.

3. Взаимодействие с педагогами

4. Работа с детьми

5. Взаимодействие с родителями

6. Взаимодействие с социумом

Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей

театрализованную деятельность детей мы учитываем:

• предметно-пространственная среда - основа самостоятельного творчества каждого

ребенка.

• соблюдение принципов построения развивающей игровой среды

• соответствие возрастным особенностям детей

• выполнение правил техники безопасности

• эстетическое оформление игрового оборудования

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с

ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации

различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-

художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе

режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Цель проекта: создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой,

познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности

каждого ребенка.

Задачи проекта:

Образовательные: пробудить интерес детей к театру; привить детям первичные навыки в

области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения);

заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать

сведения о способах обыгрывания дома с детьми; расширить взаимодействие с

родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской.

Развивающие: развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас,

формировать правильное звукопроизношение.

Воспитательные: воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение

преодолевать комплексы.

Методы реализации задач

• Поиск информации в специальных источниках, интернет – ресурсах;

• Информационно-образовательная работа с детьми.

Участники проекта

• Дети от 5 до 7 лет

• Воспитатели группы: реализация проекта, активное внедрение нетрадиционных форм

работы с детьми, совместное обсуждение планирования мероприятий по

театрализованной деятельности;

• Музыкальный руководитель: активное, тесное сотрудничество;

• Старший воспитатель: помощь в подборе научной и методической литературы,

консультаций и методических рекомендаций;

• Родители воспитанников: помощь в изготовлении атрибутов.

Ожидаемые результаты

Дети

• Формирование навыков вежливого поведения;

• Формирование доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками и

взрослыми в разных ситуациях;

• Формирование представлений о театральном искусстве; об отличиях театрального

искусства от других видов искусств.

• Развитие способности придумывания и рассказывания сказки, истории;

• Развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии,

воображения, быстроты реакции, инициативности и выдержки, повышение самооценки;

• Развитие мыслительного процесса и познавательного интереса;

• Развитие речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики; формирование

четкой и правильной речи;

• Воспитание зрительской культуры;

Формы работы с детьми

• Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера;

• Диагностика уровня готовности восприятия материала по

театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным

задачам;

• Посещение детьми театров;

• Просмотр кукольных театров и работа по ним;

• Проведение игр - превращений (учимся владеть собой);

Чтение художественной и познавательной литературы;

• Продуктивная деятельность детей;

• Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»;

• Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;

• Театрализовано - познавательные праздники.

Формы работы с родителями

• Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей

среды;

• Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий;

• Открытые показы занятий и театральных представлений;

• Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам;

• Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

Формы и методы реализации проекта

• Игры – драматизации, импровизации

• Упражнения для социально – эмоционального развития

• Коррекционно – развивающие игры

• Упражнения для развития интонационной выразительности речи

• Игры – превращения (учимся владеть своим телом)

• Логоритмическая гимнастика

• Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук (для свободного вождения кукол)

• Театральные этюды

• Упражнения по этике во время драматизаций

• Постановка разнообразных сказок, инсценировок.

Этапы реализации проекта

Организационный

• Подбор методической литературы;

• Подбор диагностического инструментария;

• Подбор дидактического материала для создания предметно – развивающей среды.

Практический

• Определение содержания работы;

• Составление плана мероприятий на год;

• Создание условий для театрализованных игр в группе;

• Создание предметно – развивающей среды.

Итоговый

• Подведение итогов работы;

• Определение задач на будущее;

• Определение практической значимости проекта.

Методика работы с детьми старшего возраста.

Работа с детьми старшего возраста осуществляется по двум взаимосвязанным

направлениям:

- первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей,

снятию их сценического волнения и т. д. ;

- второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ

художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение

особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку

мизансцен и т. д.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей

деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно

сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи

различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей

элементарными приёмами актёрской техники.

Упражнения

Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных

упражнений (имитирующих те или иные действия, которые после разучивания можно

ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжения мышц:

- рубить дрова;

- нести тяжёлый ящики или чемодан;

- дотянуться до высоко висящей яблони и т. п.

Упражнения на расслабления мышц:

- заснуть на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т. п.

Упражнения на развитие воображения:

- передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое

и обыгрывать это;

- в виде игры «испорченный телефон» передавать эмоции – злость, радость, грусть и т. п.

Работа над ролью строится следующим образом:

• Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);

• Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их

внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т. п. ,

• Распределение ролей

• Непосредственная работа над ролью:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями,

придумывание его любимых блюд и т. д.

- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков героя;

- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент).

Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами

текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий,

движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене,

темпоритма исполнения, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно

овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха,

почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Перспективный план работы

с детьми старшего возраста

Месяц Вид деятельности Сроки

Сентябрь • Игры по развитию диалогической речи

• Работа у зеркала (мимика)

• Самостоятельная театральная деятельность (настольный театр)

• Пальчиковые игры.

Игра – драматизация «Заюшкина избушка» 1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь • Ознакомление с окружающим «Знакомство с театром»

• Обучение основам кукловождения

• Самостоятельная театральная деятельность (театр на фланелеграфе)

• Пальчиковые игры.

• Работа у зеркала (жесты) 1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь • Работа у зеркала (жесты)

• Настольный театр по стихам А. Барто

• Самостоятельная театральная деятельность (пальчиковый театр)

• Пальчиковые игры.

• Обучение основам кукловождения

• Кукольный театр «Козлята и волк» 1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь • Импровизация на детских музыкальных инструментах «Потешки»

• Самостоятельная театральная деятельность (куклы би-ба-бо)

• Работа у зеркала (мимика)

• Пальчиковые игры.

• Театральная игра «Путешествие по сказкам»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь • Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство с русской народной

куклой»

• Работа у зеркала (артикуляция)

• Самостоятельная театральная деятельность (теневой театр)

• Пальчиковые игры.

• Обучение основам кукловождения

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль • Непосредственно образовательная деятельность «Загадки старичка-лесовичка»

• Самостоятельная театральная деятельность (настольный театр)

• Пальчиковые игры.

• Обучение основам кукловождения

• Вечер развлечений «Кошкин дом»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март • Танцевальные импровизации по сказке «Колобок»

• Самостоятельная театральная деятельность (кукольный театр)

• Пальчиковые игры.

• Закрепление навыков кукловождения

• Тематический вечер развлечений «Колобок»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель • Ознакомление с окружающим «Мы славяне. История возникновения сказочных

героев: домового, водяного, лешего»

• Самостоятельная театральная деятельность (сюжетно-ролевая игра «Театр»)

Пальчиковые игры. 1 неделя

2-3 неделя

4 неделя

Заключение

• Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми

средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения,

повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и

размышлению.

• Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём,

проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь,

смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли,

целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость,

любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках,

кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

• Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и

проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее

ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

• С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы

развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей

можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

• Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится

многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в

повседневной жизни.

Список используемой литературы

1. Радуга: Прогр. и руководтво для воспитателей старшей, подготовительной групп

детского сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; Сост. Т. Н. Доронова. – М.

: Просвещение, 1993.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада

М., КНОРУС", 2003г.

3. Бочкарева Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб. : Воспитание детей

в игре. М., "КНОРУС", 2007.

4. Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей. – М. :

Просвещение, 2000 г.



В раздел образования