Напоминание

Ритмика и танец


Автор: Елизарова Ирина Владимировна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ СОШ Образовательный центр "Южный город" СП "Лукоморье"
Населённый пункт: г Самара, Волжский район, поселок Придорожный
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: Ритмика и танец
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

хореографического объединения

основного общего образования художественно-эстетической направленности

(новая редакция)

Возраст детей – 4-7 лет

Срок реализации – 3 года

Автор: Елизарова И.В.

педагог дополнительного образования

1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Дополнительная образовательная

программа «Серпантин»

1.

По степени авторского

вклада

Адаптированная

2.

По направленности

Художественно-эстетическая

3.

По уровню освоения

содержания

Базовая

4.

По уровню организации

педагогической

деятельности

Предметная (учебная)

5.

По уровню освоения

теоретического материала

Познавательная

6.

По форме организации

детских формирований

Групповая

7.

По возрасту обучения

детей

основного общего образования 4-7

лет

8.

По приоритетному

целеполаганию

Учебная, развивающая,

воспитательная

9.

По сроку реализации

программы

3 года

10.

По масштабу

Учрежденческая

2

11.

По контингенту

обучающихся

Общая

12.

По степени творческого

подхода

Репродуктивно - творческая

13.

По степени реализации

программы

Освоена частично

Пояснительная записка

Актуальность,

педагогическая

целесообразность

образовательной

программы дополнительного образования детей

заключается в том, что

хореография, как искусство коллективное, способствует развитию с ранних

лет

чувства

коллективизма,

требовательности

друг

к

другу,

доброты,

принципиальности,

стойкости

и

мужества,

что

оказывает

существенное

влияние и на исполнительную деятельность, - ведь в танце проявляются

характер и духовные качества личности.

Программа

основана

на

программе

для

образовательных

учреждений

дополнительного

образования

детей

Московской

области

«От

ритмики

к

танцу»,

автор

Шершнев

Виктор

Григорьевич,

авторской

дополнительной

образовательной программе «Классический танец», автор Т.Н. Гришаенко

педагог МБОУ ДОД ДШИ № 8 «Радуга» Кировского района г.о. Самара,

программе по предмету «Народно-сценический танец» для хореографических

отделений

школ

и

гимназий

искусств,

автор

Г.В.

Бевзенко,

педагог

дополнительного

образования

хореографической

школы

Самарской

государственной академии культуры и искусств.

.

Ритмика

способствует

развитию

мышечной

выразительности

тела,

формирует фигуру и осанку, устраняет недостатки физического развития,

укрепляет

здоровье,

формирует

выразительные

движенческие

навыки,

3

ориентироваться

в

ограниченном

сценическом

пространстве,

воспитывает

общую музыкальную культуру, развивает слух, темпо-метро-ритм, формирует

личностные

качества

(силу,

выносливость,

смелость,

волю,

ловкость,

трудолюбие,

упорство

и

целеустремленность),

развивает

творческие

способности детей (внимание, мышление, воображению, фантазию).

Новизна

и

оригинальность

программы

заключается

в

ориентации

на

дифференциацию

и

индивидуализацию

детей,

что

позволяет

реализовать

принцип

личностной

ориентации

в

образовательном

процессе

через

определенные

условия,

способствующие

развитию

детей

с

разными

образовательными

возможностями

и

потребностями.

Данная

программа

предполагает

обучение

эмоциональной

выразительности

исполнения,

умению точно передавать национальный стиль и манеру народного танца.

Обучение

ритмике

совершенствует

координацию

движений,

способствует

дальнейшему укреплению мышечного аппарата.

Цель программы – создание условий для полноценного развития личности

обучающегося,

раскрытия

творческого

потенциала

ребенка

путем

приобщения его к хореографическому искусству.

Задачи:

Обучающие:

- обучение основам хореографии,

-

формирование практических умений и навыков исполнения движений

ритмики и танца;

- формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и

связочного аппарата;

- формирование базовых художественных знаний.

Воспитательные:

-

расширение

кругозора,

образно-художественного

восприятие

мира,

воспитание общей культуры.

- приобщение к нравственным устоям российского общества;

4

-

воспитание

целеустремленности,

взаимопомощи,

ответственности,

положительного отношения к труду и творчеству.

Развивающие:

- развивать физические возможности детей, умения согласовывать движения

тела с музыкой, ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве,

в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур;

-

формирование

и

развитие

художественно-творческих

способностей

обучающихся;

- развитие фантазии, воображения, изобретательности, образного мышления,

памяти, внимания.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Набор

в

объединение

осуществляется

для

детей

в

возрасте

4-5

лет

в

количестве 15 человек. Принимаются все желающие физически здоровые

дети, имеющие склонность к танцевальной деятельности. Необходимо также

заключение врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям.

Организация занятий в объединении по годам обучения

:

Возраст

детей,

лет

Год

обучен

ия

Предмет

Количество

занятий в

неделю

Количество

часов в

неделю

Количеств

о часов в

год

4-5

1

Ритмика

3

3

108

5-6

2

Ритмика

3

3

108

6-7

3

Ритмика

3

3

108

Примерное построение занятия:

1.

Вводная,

вступительная

часть.

Оргмомент,

построение,

поклон-

приветствие.

2.

Основная часть. 1. Ритмика. 2. Партерная гимнастика. 3. Учебный

блок (экзерсисные упражнения, движения, фрагменты, этюды, танцы).

4 .

Му з ы ка л ь н о - т а н ц е ва л ь н ы е

д и д а кт и ч е с к и е

и г р ы .

5 .

Самостоятельная работа и творческая импровизация.

3.

Заключение. Краткий анализ-оценка-занятия. Поклон-прощание.

5

Результаты учебно-воспитательной работы.

1.

Первый год обучения. Ритмика.

-

освоить

азы

ритмики:

«прохлопывать»

основной

метроритмический

рисунок музыки с последующим «протанцовыванием» притопами.

-

Освоить

«программный»

объем

движений

народно-сценического

танца:

основные шаги, ходы и бег, переступания, притопы, выносы ног на каблук,

ковырялочки,

галоп,

шаг-подскок

и

элементарный

хореографический

репертуар.

- Частично освоить пространство репетиционного и сценического зала (1-8

точки),

линейное,

круговое

построение,основные

фигуры-рисунки

танца,

положение в парах и массовых номерах.

- определять характер музыки, менять движения в соответствии со сменой

музыки

2.

Второй год обучения. Ритмика.

-

Научиться

самостоятельно

определять

основной

метроритмический

рисунок и адекватно воспроизводить его в танцевальной форме: хлопками,

притопами.

-

Уверенно

выполнять

основные

элементы

и

упражнения

партерной

гимнастики с усложненной координацией движений.

-

Выразительно

выполнять

программные

движения

нородного

танца

в

различных музыкальных размерах 2/4, 3/4, 4/4/

-

Ориентироваться

в

репетиционном,

сценическом

пространстве,

уметь

двигаться в танце по ходу часовой стрелки, по линии танца.

Определять характер и жанр музыкального произведения. Различать звучание

музукальных инструментов.

3.

Третий год обучения. Ритмика.

-

Адекватно

воспроизводить

метродинамический

узор

народной

музыки

средствами народно-сценического танца (длительности с точками,

паузы,

сильные и слабые доли, синкопы в различных сочетаниях)

6

-

Освоить

расширенный

и

координационной

усложненный

комплекс

движений и упражнений партерной гимнастики, максимально развивать свои

физические

и

специальные

данные:

подъем

стоп,

выворотность,

шаг,

гибкость спины, эластичность мышц и связок, силу и высоту прыжка и др.

- Грамотно исполнять основные элементы классического танца (экзерсис на

середине), сохраняя при этом устойчивость корпуса.

-Пластически

выразительно

и

эмоционально

исполнять

музыкально-

хореографические этюды.

- Освоить сценическое прогстранство, ортаментальные фигуры плясовых

хороводов, уметь держать интервалы, дистанцию в парно-массовых номерах,

эпольманы

ракурсы,

максимально

использовать

пространство

при

выполнении хореографических па.

-

Уметь

слушать

и

слышать

музыку,

воспринимать

через

осознание

драматургии, формы, стиля, характера, уметь передавать в мимике, жестах,

движениях, а так же импровизировать на предложенную музыкальную тему.

Способы проверки ожидаемых результатов

1.

Творческие постановочные работы.

2.

Зачетные

занятия

и

экзамены,

открытые

показы,

контрольные

и

итоговые занятия, концертные выступления.

3.

Метод педагогических наблюдений.

Учебно-тематический план 1 года обучения по ритмике

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1.

В в о д н о е

з а н я т и е .

Т е х н и к а

безопасности. «Радостные «поклоны»

2

1

1

2.

Знакомство

с

азбукой

ритмики

«от

простого хлопка к притопу»

6

-

6

3.

Основы

партерной

гимнастики

на

середине зала

9

-

9

4.

Основы русского народного танца

14

1

13

5.

Фольклорные

и

народно-сценические

14

1

13

7

формы позиций и положений рук

6.

Танцевальные игры

14

1

13

7.

Танец «Матрешки»

21

2

19

8.

З н а к о м с т в о

с

т а н ц у ю щ и м и

человечками- эмоциями

6

1

5

9.

Пространство и мы

9

-

9

10.

Музыка и танец: ритм и звук

8

1

7

11.

Концертный показ

3

-

3

12.

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО 108

8

100

Содержание программы первого года обучения по ритмике

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. «Радостные «поклоны». –

знакомство

с

техникой

безопасности,

«Радостные

поклоны»

-

психологическая установка на занятие – введение детей в мир музыки и

танца,

знакомство

с

музыкальными

инструментами,

линейное

и

круговое построение «Рассыпуха»

2.

Знакомство с азбукой ритмики «от простого хлопка к притопу». –

Простейшие виды хлопков – притопов в различных метроритмических

сочетаниях

3.

Основы

партерной

гимнастики

на

середине

зала.

Элементарные

формы растяжек, наклонов и слитных движений на середине зала

4.

Основы русского народного танца. – Элементарные основы народной

хореографии,

базисные

элементы:

ходы,

бег,

гармошка,

притопы,

переступания,

ковырялочка,

поочередные

выносы

ног

на

носок,

на

каблук, на воздух.

5.

Фольклорные и народно-сценические формы позиций

и положений

рук. – Основные позиции и положения рук в русском танце, важность

рук и верха корпуса в танцевальном движении.

6.

Танцевальные

игры.

«Рассыпуха»,

«Гуси

у

бабуси»,

«Веселые

человечки», «Антошка», «Паровозик» и др.

8

7.

Танец «Матрешки». – постановка танца «Матрешки».

8.

Знакомство с танцующими человечками- эмоциями. – Выработка и

воспитание

основного

спектра

эмоций.

Актерская

пятиминутка

:

«страшилки», «сопелки», «кривляки», «дразнилки», «кричалки» и др.

9.

Пространство

и

мы.-

Умение

ориентироваться

в

ограниченном

пространстве

репетиционного

зала,

сцены,

в

основных

фигурах

рисунках

танца,

в

паре

по

часовой

стрелки,

по

линии

танца,

по

«солнцу».

10.

Музыка и танец: ритм и звук. – основы музыкально-ритмического

движения, музыкальные инструменты, характер мелодии.

11.

Концертный показ. – Показы на открытых занятиях в конце первого и

второго полугодий, выступление на отчетном концерте.

12.

Итоговое занятие. – Подведение итогов за год. Повтор изученного,

оценивание работы за год.

Учебно-тематический план 2 года обучения по ритмике

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. «Радостные поклоны»

2

1

1

2.

«Ритмическая

мозаика»

на

основе

народного

т анца.

Р а з н о о б р а з и е

метроритмических рисунков

9

1

8

3.

Усложнение

формы

па рт не рс кой

гимнастики на середине зала (растяжки,

наклоны, слитные движения)

17

1

16

4.

Академические

основы

о своения

национальной хореографии. Основные

базисные движения

12

1

11

5.

Образная

пластика

рук

в

народных

т а н ц а х .

О с н о в ы

т а н ц е в а л ь н о й

импровизации

6

1

5

6.

Музыкально-танцевальные игры

14

1

13

9

7.

Освоение танцевального репертуара на

основе

народной

хореографии

с

элементами

свободной

образно-

тематической

пластики,

пантонимы

и

гротеска

14

1

13

8.

Освоение ограниченного сценического

п р о с т р а н с т в а ,

п р о с т ы х

хореографических рисунков-фигур

9

1

8

9.

Элементарная

хо р е о г р а ф и ч е с ка я

импровизация

11

1

10

10.

Эмоции в танце

5

1

4

11.

Музыка

и

танец.

Музыкальная

викторина

4

1

3

12.

Концертный показ

3

-

3

13.

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО 108

11

97

Содержание программы второго года обучения по ритмике

1.

Вводное

занятие.

Техника

безопасности.

«Радостные

«поклоны».

знакомство

с

техникой

безопасности,

«Радостные

поклоны»

-

психологическая установка на занятие – вариации национальных поклонов,

поклоны партнеру, педагогу, поклон – «улыбка».

2.

«Ритмическая

мозаика»

на

основе

народного

танца.

Разнообразие

мет роритмиче ских

рисунков.

учить

правильно

п о н и м ат ь

метроритмический рисунок музыки и выразить его в танце.

3.

Усложнение формы партнерской гимнастики на середине зала (растяжки,

наклоны,

слитные

движения).

растяжки,

наклоны

и

другие

слитные

гимнастические упражнения (шпагат, качалка, лодочка, корзиночка и тд.)

10

4.

Академические основы освоения национальной хореографии. Основные

базисные

движения.-

Ходовой

комплекс,

группа

«притопов»,

«переступаний»,

«Дробей»,

«веревочек»,

«хлопушек»,

«присядок»,

«ковырялочек»

5.

Образная

пластика

рук

в

народных

танцах.

Основы

танцевальной

импровизации. – руки-эмоции, руки-позиции, руки импровизируют.

6.

Музыкально-танцевальные игры –

7.

Освоение танцевального репертуара на основе народной хореографии с

элементами

свободной

образно-тематической

пластики,

пантонимы

и

гротеска. – «Топотуха», 2Калинка, «Макарена», «Ковбои» и др.

8.

Освоение

ограниченного

сценического

пространства,

простых

хореографических рисунков-фигур.- дальнейшее освоение репетиционного

и сценического пространства, танцевальных рисунков-фигур, положений

тела исполнителя.

9.

Элементарная

хореографическая

импровизация.

–элементарные

формы

т а н ц е в а л ь н о й

и м п р о в и з а ц и и ,

с а м о с т оя т е л ь н о е

с о ч и н е н и е

хореографического фрагмента на предлагаемую музыку.

10. Эмоции

в

танце.-

Этюд

на

заданную

эмоцию,

предлагаемые

обстоятельства-эмоции, актерская пятиминутка: «кричалки», «смешилки»,

«страшилки», «вопилки», «дразнилки», «плакалки», «удивлялки».

11.

Музыка

и танец. Музыкальная викторина.- музыкальные ступеньки –

сильные и слабые доли в танце, синкопы – движения.

12. Концертный показ. – Показы на открытых занятиях в конце первого и

второго полугодий, выступление на отчетном концерте.

13. Итоговое

занятие.

Подведение

итогов

за

год.

Повтор

изученного,

оценивание работы за год.

Учебно-тематический план 3 года обучения по ритмике

№ Тема

Всего

часов

Теория

Практика

11

В в о д н о е

з а н я т и е .

Т е х н и к а

безопасности. «Радостные «поклоны»

3

1

2

Ритмика

в танцевальных фрагментах

как

вход

в

народную

хореографию.

О с н о в н ы е

м е т р о д и н а м и ч е с к и е

рисунки-аналоги

в

системе

«музыка-

танец»

9

1

8

Расширение и усложнение экзерсисных

у п р а ж н е н и й - з а д а ч

п а р т е р н о й

гимнастики на середине зала

15

1

14

Элементарные

основы

классического

танца на середине зала

19

2

17

Знакомство с простейшими элементами

и с п ол н и т е л ь с ко й

т ех н и к и ,

д л я

мальчиков, для девочек

5

1

4

О с в о е н и е

х о р е о г р а ф и ч е с к о г о

репертуара.

От

игровых

этюдов

к

танцам с игровыми элементами

6

1

5

Музыкально-танцевальные игры.

12

2

10

Освоение

ограниченного

кулисами

пр о с т р а нс т ва .

О р н а м е н т а л ь н ы е

образные фигуры-рисунки. Эпольман

9

-

9

Хореографическая импровизация

10

-

10

10.

Слушаем

и

слышим

музыку.

Жанры

м у з ы к и ,

е е

ф о р м ы ,

с т и л е в ы е

особенности.

9

1

8

Эмоциональная сфера танца и развитие

выразительности исполнения

5

-

5

12.

Концертный показ

5

-

5

13.

Итоговое занятие

1

-

1

ИТОГО:

108

10

98

Содержание программы третьего года обучения по ритмике

12

1.

Вводное

занятие.

Техника

безопасности.

«Радостные

«поклоны».

знакомство с техникой безопасности, «Радостные поклоны» - земные,

поясные, головные поклоны, мужские и женские поклоны.

2.

Ритмика в танцевальных фрагментах как вход в народную хореографию.

Основные

метродинамические

рисунки-аналоги

в

системе

«музыка-

танец».- адекватное воспроизведение метроритма музыки в хлопках, в

притопах, в танцевальном движении.

3.

Расширение

и

усложнение

экзерсисных

упражнений-задач

партерной

гимнастики на середине зала.-

развитие гибкости тела, растянутости,

эластичности мышц и связок.

4.

Элементарные основы классического танца на середине зала.- Постановка

корпуса, элементы экзерсиса классического танца на середине зала (demi-

plie по 1,2 поз. Battements tendus в сторону и вперед по 1 поз., Battements

tendus jetes? Rond de jambes par terre (demi rond en dehors en dedans), port

de bras, sauté по 1, 2 поз.).

5.

Знакомство с простейшими элементами исполнительской техники, для

мальчиков, для девочек.-

6.

Освоение хореографического репертуара. От игровых этюдов – к танцам с

игровыми элементами.-

7.

Музыкально-танцевальные игры.

8.

Освоение

ограниченного

кулисами

пространства.

Орнаментальные

образные фигуры-рисунки. Эпольман.- первые, вторые и третьи линии

репетиционного зала, шахматный порядок построения.

9.

Хореографическая

импровизация.-

образные

вариации

движения,

танцевальные блоки.

10. Слушаем

и

слышим

музыку.

Жанры

музыки,

ее

формы,

стилевые

особенности.- Марш, танец, песня, простые музыкальные формы.

11.

Эмоциональная сфера танца и развитие выразительности исполнения.-

новые эмоции – зеркальные пиктограммы, комната смеха, комната страха,

живое лицо.

13

12. Концертный показ. – Показы на открытых занятиях в конце первого и

второго полугодий, выступление на отчетном концерте.

13. Итоговое

занятие.

Подведение

итогов

за

год.

Повтор

изученного,

оценивание работы за год.

Формы и методы обучения.

Основная

форма

обучения

групповая,

предусмотрены

индивидуальные

занятия и занятия в малых группах.

Содержание

занятий

и

практический

материал

подбирается

с

учетом

возрастных

особенностей

и

физических

возможностей

детей.

Занятие

предполагает

постепенное

увеличение

физической

нагрузки

на

организм

ребёнка и сопровождается объяснением, показом движений, самостоятельной

работой,

анализом.

Каждое

занятие

включает

в

себя

теоретическую

и

практическую часть. Основное место отводится практической репетиционной

работе. Особое внимание уделяется сводной репетиции, где собирается весь

состав объединения, групповой работе, индивидуальным занятиям, которые

проводятся

с

солистами

для

работы

над

отдельными

эпизодами

танца,

сольными элементами.

Методы обучения, используемые в хореографической работе можно условно

разделить на теоретические, наглядно-иллюстративные и практические.

14

Список литературы

1.

Бондаренко

Л.

Методика

хореографической

работы

в

школе

и

вне

школьных заведениях. –Киев, 1985

2.

Власенко Г. танцы народов Поволжья – Самара, 1992

3.

Климов А. Основы русского народного танца – М., 1981

4.

Хореографическая

школа

в

системе

дополнительного

образования

детей/

сост

Косяченко

Г.С.,

Черникова

Н.М.

Самара.:

Изд-во

СИПКРО, 2003

5.

Остапенко С.В. Русский народный танец. - Ставрополь, 2006

6.

Селезнёв В.И. Краткий курс хореографа Самара 2013

7.

Выготский Л.С.Педагогическая психология.-М.,1991

8.

Давыдов

В.В.

Гене зис

и

развитие

лично сти

в

д е т с ко м

возрасте//Вопросы психологии.-1992.-№1-2.

15

9.

Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом

развитии детей4-8лет,-М..1998

10. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей,.-Киев

1961

11. Ладыгин Л.А. Музыкальное содержание уроков танца//Современный

балетный танец.-М.,1976

12. Ладыгин Л.А. Музыкальное оформление уроков танца.-М.,1980

13.

Колодницкий

Г.А.

Музыкальные

игры,ритмические

упражнения

и

танцы для детей.-М..1988

14. Базарова Н. Классический танец..Методика четвёртого и пятого года

обучения.-Л..1984

15. Базарова Н. ,Мей В. Азбука классического танца. Первые три года

обучения-Л.-И..1983

16.

Борисов-Дрондин

А.И.Коррекционная

гимнастика

для

учащихся

хореографических школ.-Самара;НТЦ 2003

17. Давыдов В.В. Развивающее обучение.-М.Педагогика,1992

18. Звёздочкин В.А. Классический танец.-Ростов-на-Дону.2003

19. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца.-М.,2000

20. Панасюк Н.Б.Методические основы провидения уроковклассического

танца.-Ярославль.,2000

21.

Черникова

Н.М.

К лассич е ский

т анец

и

метод ика

е г о

преподования.Система

движений

классического

танца

и

пути

еёизучения.-Самара,1997

22. Бочаров А.. Лопухов А.Ширяев А.Основы характерного танца.-М.-

Л.,1939

23.

Гребенщиков

С.Белорусская

народно-сценическая

хореография.-

Минск..1976

24. Зацепина К. и др.Народно-сценический танец.-М.,1976

25. Надеждина Н. Русские танцы.М.,1951

26. Ткаченко Т.Народные танцы.-М..1975

16

27. Чурко Ю. Белорусский народный танец.-Минск.,1972

28. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика.Хореография в детском саду.-

М.;ЛИНКА-ПРЕСС,2006

29. Устинова Т.Русские народные танцы.-М.,1964

30. Устинова Т. Русские хороводы.-М.,1955

Литература ,рекомендуемая для учащихся и родителей

1. Валукин Е. Русский балет и мировая хореография.-М..1996

2. Деген А..,Ступникова И. Мастера балета (1917-1973).-Л.,1974

3. Дешкова И.Загадки Терпсихоры.-М.,1965

4. Захаров Р.В. Беседы отанце.-М.,1970

5. Львов-Анохин Б. Галина Уланова.-М..1970

6. Секрет танца/сост.Т.К.Васильева.-СПб..1997

17



В раздел образования