Автор: Гриценко Евгения Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Саранпаульская СОШ филиал Щекурьинская начальная школа с группой детского сада
Населённый пункт: село Саранпауль, Ханты–Мансийский А О
Наименование материала: Доклад
Тема: «Формирование речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка »
Раздел: начальное образование
«Формирование речевой деятельности младших школьников
на уроках мансийского языка »
Учитель начальных классов
Гриценко Евгения Андреевна
2018 год
План.
1.Введение. Актуальность проблемы.
2.Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках
мансийского языка.
3. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности.
Заключение.
I.
Введение. Актуальность проблемы.
Проблема изучения родного языка особенно важна сегодня, когда
растёт значение сохранения национальной культуры. Современная школа
должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не
только имеетзнания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который
сможет общаться на своем родном языке.
Овладение родным языком, речью – необходимое условие формирования
разносторонне-развивающейся личности. Научиться ясно и грамматически
правильно говорить на родном языке, излагать собственные мысли в
свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме,
уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными
средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться
необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на
современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой
деятельности.
1
Гриценко Евгения Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саранпаульская
среднеобразовательная школа филиал«Щекурьинская начальная школа с группой детского сада»
В соответствие с вышеизложенным была определена цель:
- развитие речевой деятельности младших школьников на уроках
мансийского языка
II.
Развитие речевой деятельности младших школьников
на уроках мансийского языка.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям вих
совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в
познании. Она обогащает человека, служит предметомискусства.
Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют три
уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся:
произносительный уровень, лексический уровень, грамматический уровень.
1.
Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к
моменту поступления ребёнка в школу. У некоторых детей есть
трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная
работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.
У ребёнка-первоклассника, который слышит и воспринимает лишь
устную форму речи родного языка, навыки говорения складываются
неосознанно под влиянием естественногоречевого окружения. С приходом
ребёнка в школу основным механизм овладения произносительными
нормами продолжает оставаться имитация,подражание речи окружающих,
причём важнейшим фактором становится звучащая речь учителя.
Задача учителя родного языка состоит в предупреждении и устранении
речевых ошибок. Следует учить детей правильно читать напечатанное и
грамотно записывать диктуемое.
2. Лексический уровень. Словарная работа.
2
Гриценко Евгения Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саранпаульская
среднеобразовательная школа филиал«Щекурьинская начальная школа с группой детского сада»
Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря
личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения
механизмов речи перед школьником стоят две задачи:
1) Количественное накопление в памяти слов с пониманием его
значения.
2) Задача активности, готовности словаря к речевой деятельности,
то есть быстрого и точного выбора слов, включения их в
предложения и текст.
Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по
степенивлияния на речь детей:
1. Речевая среда в семье, среди друзей.
2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).
Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная
и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается
семантически и художественно.
Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:
а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова
выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю;
б) с помощью учителя: объяснение значений слов учителем; введение
слова в собственный текст, который проясняет его значение; помощь
учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей.
Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и
составление своих), ребусы. Игровой характер принимают поисковые
задачи:
исследование происхождения фамилий, имён, топонимов – названий
городов,деревень, рек, озёр и так далее (Ятрия, Сыкурья,
Манья,Хурумпавыл, Саранпавыл,Халь юс,туйтойка,янгуй, маньуй).
3
Гриценко Евгения Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саранпаульская
среднеобразовательная школа филиал«Щекурьинская начальная школа с группой детского сада»
Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы
учащихся:
1) Знакомство с словами.
2) Семантизация – занесение в словарик, формирование
соответствующего понятия.
3) Выполнение ряда упражнений со словами.
4) Введение новых слов в текст, в свою речь, то есть
их активизация, употребление в коммуникативных
целях.
3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место
выдвигается механизм построения синтаксических конструкций:
словосочетанияи предложения. Это достигается упражнениями,
тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений
разнообразных типов.
Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не
выражающее законченной мысли. Виды речевых упражнений со
словосочетаниями:
- установление связей внутри словосочетания,
фиксация этих связей на письме;
- толкование значений словосочетаний вне
предложения и в нём;
- систематическое изображение связей между
словами в словосочетании, то есть
моделирование;
- исправление речевых ошибок в словообразовании.
Предложение – минимальная единица речи. Виды упражнений с
4
Гриценко Евгения Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саранпаульская
среднеобразовательная школа филиал«Щекурьинская начальная школа с группой детского сада»
предложениями подразделяются на аналитические (разбор предложений)
исистематические (построение, конструирование предложений).
По степени активности учащихся и их познавательной
самостоятельности упражнения разделяются на упражнения: «по образцу»,
конструктивные, коммуникативно-творческие.
Упражнения на основе образцов:
- чтение и запись образцов, анализ их смысла и
формы, выбор слов, изобразительных средств,
выразительное чтение, например:
- заучивание стихов и прозы;
- составление предложений по вопросам, как
простейший приём, так как вопрос подсказывает
структуру ответа;
- составление предложений, аналогичных данному.
Например:
Запишите слова по образцу.
Хотьют? (кто?) Маныр варен? (Что делает?)
Аги ловиньты. (Девочка читает.)
Пыгрись ханисьтахты. (Мальчик учится)
Атя алысьлы. (Папа рыбачит.)
Конструктивные упражнения – опираются полностью или частично
на правила или модели, придающие целенаправленность работе
школьников всоставлении или в перестройке предложений.
Виды конструктивных упражнений:
- восстановление деформированного текста;
- деление текста, напечатанного без заглавных
букв и без знаков препинания на конце;
- ступенчатое, по вопросам, распространение
данного предложения.
5
Гриценко Евгения Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саранпаульская
среднеобразовательная школа филиал«Щекурьинская начальная школа с группой детского сада»
Например:
Разделите текст на предложения.
Ома унлы ома миспосымис пум сунсы.
(Ома унлы. - Мама сидит. Ома миспосы. - Мама корову доит. Мис пум сунсы.
- Корова на траву смотрит.)
Творческие упражнения имеют целью свободное составление
предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым
ситуациям.
Виды творческих упражнений:
- задаётся тема, предлагается картина, что
облегчает работу школьников;
- даются опорные слова или сочетания;
Например:
- составь предложения по картинке;
- составь предложение со словом «амп» (собака).
III.
Пути повышения эффективности в развитии речевой
деятельности. Заключение.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно
говорить на мансийском языке – сложное и кропотливое дело, требующее от
учителя напряжённого труда, а главное – эффективнодействующего
подхода к развитию речевой деятельности в самом широком
понимании, его организации и корректировке.
В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой
деятельности учащихся. Повышению эффективности развития речевой
деятельности способствует целенаправленная подготовка урока (мансийский
язык).
Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны
6
Гриценко Евгения Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саранпаульская
среднеобразовательная школа филиал«Щекурьинская начальная школа с группой детского сада»
познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они
должны овладеть на уровне практического применения. Эта
целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.
1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить,
запомнить, научиться).
2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на
организационный момент часто планирую нестандартное начало
урока:
- Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова:
тор пинункве – платок одевать, тор пины – платок одевает;
- Скажи наоборот: асирма (холодно)– регын (тепло) ;атын (сладкий) –
солвалын, восьрамын (соленный, горький).
3. Продуманность отбора материала:
- Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать
словарный запас, группировать слова по темам.
- Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их
может принести Мудрая Сова или можно получить способом
словообразования.
Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное
отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной,
содержательнойречи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно
готовлюсь к уроку, продумываю ход изложения материала, вопросы к
учащимся, работаю над точностью формулировок. Контролирую речь
учащихся, исправляю недочёты произношения.
Свою работу строю следующим образом. Тематика заданий
ориентирована ,прежде всего, на обогащение словарного запаса
младших школьников, восприятие окружающего мира.
Начинаю с обогащения словаря детей. Стараюсь пробудить интерес к
отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав),
7
Гриценко Евгения Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саранпаульская
среднеобразовательная школа филиал«Щекурьинская начальная школа с группой детского сада»
произношение, написание, его лексическое значение. И здесь на помощь
приходит игра. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое
занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё.
- Среди слов найди лишнее: « охсар (лиса), вортолнут (медведь), салы
пурнэ уй (волк), мис (корова)».
- Поставь слова в алфавитном порядке: суп, аги, массы, тор.
- Назови слово, поменяв порядок слогов, букв: рисьпыг (пыгрись –
мальчик), вырос (совыр – заяц).
Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой
деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом –
объяснениедетям незнакомых слов. Поэтому на уроках мансийского
знакомлю детей с историей возникновения того или иного слова (Манья –
маленькая река, Саранпавыл – зырянский поселок, Хурумпавыл – третья
деревня). Очень часто за такими словами,оборотами лежит целый мир,
историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное событие нашего
прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное
значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.
Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет
учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их
рождения. Известно, что смысл слова зависит от его частей: корня,
суффикса. Вкачестве материала для наблюдений, я использую
производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова
предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать
непосредственное употребление их вречи. Например:
Совыркве, пум маныгтэн:
Тысир, тасир пум маныгтэн.
Совыркве, пасса саген:
Тысир, тасир пасса саген.
8
Гриценко Евгения Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саранпаульская
среднеобразовательная школа филиал«Щекурьинская начальная школа с группой детского сада»
Затем идёт беседа:
- О ком идёт речь в стихотворении? ( совыркве).
- Объясните значение слова «совыркве» (маленький зайчонок).
- Благодаря какой части в составе слова «совыркве (зайчонок)», его
значение отличается от слова «совыр (заяц)». (суффикс).
Провожу различные упражнения, направленные на формирование
умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их,
определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их
значение. Например: «олункве (жить) – олы (живет) – олэгум (живу)».
В отличие от слова, предложение обладает смысловой и интонационной
законченностью. Исключительно широкие возможности для усвоения
детьми признаков предложения заключает в себе такой вид заданий как
«Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют по одному слову в
предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы. Например:
«Ома пины (Мама одевает)».
«Ома тор пины (Мама платок одевает) ».
«Ома нётнэ тор пины. (Мама красивый платок одевает)».
Ещё в практике использую такой вид работы с предложением, как:
- Составь предложение по схеме:
Манхурип? (Какой?) Хотьют? (Кто?) Маныр варен? (Что делает?)
Выгыр охсар хайты. (Рыжая лиса бежит.)
- Подбери и напиши подходящие по смыслу слова:
9
Гриценко Евгения Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саранпаульская
среднеобразовательная школа филиал«Щекурьинская начальная школа с группой детского сада»
- Манхурип вор олы? (Какой лес стоит?)
- Нётнэ вор олы. (Красивый лес стоит.)
В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой
деятельности учащихся - это целенаправленная подготовка урока,
чёткая цель, продуманность отбора материала, ежеурочное введение
новых слов.
10
Гриценко Евгения Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саранпаульская
среднеобразовательная школа филиал«Щекурьинская начальная школа с группой детского сада»
11
Гриценко Евгения Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саранпаульская
среднеобразовательная школа филиал«Щекурьинская начальная школа с группой детского сада»