Автор: Мингараева Гульнара Галимзяновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №167 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения"
Населённый пункт: Советского района г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: "Детский сад и семья – единое педагогическое пространство"
Раздел: дошкольное образование
В соответствии с законом «Об образовании», где записано, что родители
являются
первыми
педагогами,
они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального
развития
личности
ребенка
в
раннем
возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с
семьей.
В
основе
взаимодействия
дошкольного
учреждения
и
семьи
лежит
сотрудничество,
то
есть
совместное
планирование
предстоящей
работы,
совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени, в
соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка
результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество
педагогов
и
родителей
предлагает
равенство
позиций
партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с
учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Важнейшим
способом
реализации
сотрудничества
педагогов
и
родителей
является организация их совместной деятельности, в которой родители – не
пассивные
наблюдатели,
а
активные
участники
процесса,
то
есть
включение
родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы
понимаем их участие в:
- организации образовательного процесса;
- организации совместной социально-развивающей среды в группах;
- разработка занятий;
- совместной деятельности детей.
В нашей группе для реализации этой задачи проводится:
-
внедрение
методики
поэтапного
включения
родителей
в
деятельность
дошкольного учреждения;
-
создание
комплекса
необходимых
условий
на
всех
уровнях
и
этапах
организации
образовательного
процесса
для
перехода
родителей
от
роли
пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Показателем
степени
включения
родителей
в
деятельность
дошкольного
учреждения
является
сформированность
представлений
родителей
о
сфере
педагогической деятельности, то есть наличие представлений:
- о педагогической деятельности в целом;
- о специфике работы с детьми дошкольного возраста.
В
нашей
группе
большое
значение
уделяется
взаимодействию
с
семьей.
Важно
расположить
к
себе
родителей,
завоевать
их
доверие,
вызвать
на
откровенность,
разбудить
желание
поделиться
с
педагогом
своими
мыслями,
сомнениями.
С этой целью мы используем разнообразные формы работы. Это и «Дни
открытых
дверей»,
в
ходе
которых
родители
получают
возможность
взаимодействия
с
детьми
на
занятиях
и
в
свободной
деятельности
под
руководством
опытных
педагогов.
На
семинарах
для
родителей
они
совершенствуют теоретические знания и практические навыки воспитания детей.
На групповых и общих собраниях, которые проводятся в форме конференций,
игровых
тренингов,
дискуссионных
качелей
родители
и
родственники
детей
делятся интересными методами семейного воспитания с использованием музыки,
живописи, театра, литературы, народной педагогики.
Индивидуальное собеседование с родителями, показывает, что далеко не все
родители могут сформулировать свои проблемы в воспитании и обучении детей.
Чаще всего они задают конкретные вопросы типа: «Как создать развивающую
среду дома?», «Как обучить ребенка чтению» и тому подобное.
Все перечисленное позволяет рассматривать работу с родителями в качестве
одной
из
актуальных
проблем
деятельности
дошкольного
учреждения
на
современном этапе.
Работа с родителями всегда трудна, в ней много сложных ситуаций, но вместе
с
тем
сотрудничество
взаимопонимания
педагогов
и
родителей
поможет
воспитать ребенка свободной и счастливой личностью.