Напоминание

"Волшебные страницы бумажного листа"


Автор: Шитова Эллина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 15"
Населённый пункт: Город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: дополнительная общеразвивающая программа по оригами
Тема: "Волшебные страницы бумажного листа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

Программа

дополнительного образования воспитанников

по оригами для детей старшего дошкольного возраста

«Волшебные страницы бумажного листа»

Новокузнецк, 2018

1

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Организационно-методическое обеспечение программы……………………..6

Учебно-тематический план………………………………………………………8

Перспективный план……………………………………………………………. 9

Список литературы ……………………………………………………………..18

Приложение ……………………………………………………………………..19

2

Японская мудрость издревле гласит:

«Великий квадрат не имеет пределов».

Попробуй простую фигурку сложить,

И вмиг увлечет интересное дело.

А мир оригамский подобен горам,

Оригамист – альпинисту подобен.

Осилив вершину, задаешься не раз

Вопросом: «На что я способен?»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого

человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими

сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит

приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любо-

знательность, формируется интерес к творчеству.

Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую

притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жиз-

ни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бу-

маги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко

овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими

как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами

развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.

Прежде всего, он учиться общаться с бумагой, укладывать ее качества,

развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важ-

но для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малы-

шам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно

чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить,

играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный

простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень

важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки.

У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к не-

пропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами коорди-

нируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами

производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у

ребенка.

Оригами

имеет

огромное

значение

в

развитии

конструктивного

мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол,

сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, од-

новременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Ори-

гами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у

ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ

приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и пере-

вод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выпол-

3

нение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процес-

се изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки

животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами стано-

вятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное

искусство оригами.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображе-

ние, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисова-

нию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические

чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобрази-

тельного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваи-

вают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или

модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребе-

нок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность

выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позво-

ляют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить инфор-

мированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения

и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе

освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук,

что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях до-

школьного учреждения комбинированного вида.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который на-

клеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными

в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нуж-

ную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в

пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое

оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или со-

стояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы

на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенны-

ми в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, созда-

ние композиций при обучении оригами способствует применению знаний,

полученных, на занятиях по формированию элементарных математических

знаний и рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения

не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен

в совместную деятельность с детьми.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо

обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и за-

дач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегруз-

ки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближа-

ясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на

комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных

областей дает возможность достичь этой цели.

4

Построение всего образовательного процесса вокруг одной централь-

ной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают ор-

ганизовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появ-

ляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования,

развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический подход позволяет оптимально организовывать образователь-

ный процесс для детей в учреждении комбинированного вида.

Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет

обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное

благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя.

Поэтому в кружковой работе занято 10 детей.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое раз-

витие детей в процессе овладение элементарными приемами техники орига-

ми, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол,

сторона, квадрат, треугольник и т. д.).

Научить ребенка общаться с бумагой.

Развивать глазомер при работе с бумагой.

Научить ребенка аккуратно из квадрата складывать различные базо-

вые формы оригами, четко следуя основным правилам.

Научить проговаривать свои действия при работе с бумагой, исполь-

зуя специальную терминологию.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Обогащать словарный запас детей.

Активизировать мыслительную деятельность.

Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображе-

ние, художественный вкус.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное вообра-

жения.

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Расширять коммуникативные способности детей путем создания иг-

ровых ситуаций.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

5

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРО-

ГРАММЫ

Программа «Волшебные страницы бумажного листа» рассчитана на 2

года обучения(старший дошкольный возраст, с 5 до 7 лет).

Для успешного освоения программы численность детей в группе круж-

ка должна составлять не более 10 человек. Занятия проводятся четыре раза в

месяц, с сентября по май, продолжительностью 25 и 30 минут соответственно

каждому году обучения.

Год обу-

чения

Количество занятий в ме-

сяц

В год

Кол-во детей в

группе

1

4

34

10

2

4

34

10

Методы, используемые на занятиях кружка:

- беседа, рассказ, сказка;

- рассматривание иллюстраций;

- показ образца выполнения последовательности работы, интеграция об-

разовательных областей в соответствии с федеральными государственными

требованиями.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты:

При успешном освоении Программы ребенком достигается следующий

уровень развития интегративных качеств:

- улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки

работы в коллективе;

- овладевает различными приемами работы с бумагой;

- знает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать уст-

ным инструкциям;

- способен предложить собственный замысел и воплотить его в изделия

оригами и композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;

- формируются мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус,

творческие способности и фантазия;

- владеет навыками культуры труда.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы:

Составление альбома тематических работ.

Проведение выставок детских работ.

Инсценировка детских художественных произведений.

6

Учебно-тематический план

1-ый год обучения

п/

п

Наименование тем

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Форма контроля

теория

прак-

тика

1

Знакомство с оригами

1

25мин.

Беседа, обсуждение

2

Знакомство с условными знака-

ми и приемами оригами

2

50мин.

Беседа, обсуждение

3

Бумага. Учимся складывать

2

20мин.

30мин.

Беседа, обсуждение

4

Базовая форма «Треугольник»

8

1ч 20м

2 часа

Беседа, выставка, сказка

5

Базовая форма «Воздушный

змей»

4

40мин.

1 час

Беседа, выставка, сказка

6

Базовая форма «Книжечка»

3

30мин.

45мин.

Обсуждение, выставка,

сказка

7

Базовая форма «Конверт»

3

30мин.

45мин.

Обсуждение, выставка

8

Базовая форма «Двойной квад-

рат»

4

40мин.

1 час

Беседа, выставка, сказка

9

Базовая форма «Рыба»

2

20мин.

30 мин

Обсуждение, выставка

10

Итоговые занятия

5

25мин.

1ч 40 м

Беседы, обсуждение, вы-

ставки

34

6 час.

8ч 10м

2-ой год обучения

п/п

Наименование тем

Кол-во

занятий

Кол-во часов

Форма контроля

теория,

(мин)

прак-

тика

1

Фрукты и овощи

2

20 мин.

40 мин.

Беседы, обсуждение, выставки

2

Осень

4

40 мин.

1ч.20 м

Беседы, обсуждение, выставки

3

Откуда хлеб пришел

4

40 мин.

1ч.20м

Беседы, обсуждение, выставки

4

Новый год

2

20мин.

40мин.

Беседы, обсуждение, выставки

5

Зима

2

20мин.

40мин.

Беседы, обсуждение, выставки

6

Зимние забавы

4

40мин.

1ч.20м

Беседы, обсуждение, выставки

7

День защитников Отече-

ства

4

40мин.

1ч.20м

Беседы, обсуждение, выставки

8

8 марта

4

40мин.

1ч.20м

Беседы, обсуждение, выставки

9

День космонавтики

2

20мин.

40мин.

Беседы, обсуждение, выставки

10

Весна

2

20мин.

40мин.

Беседа, выставка, сказка

11

9 мая «День Победы»

4

40мин.

1ч.20м

Беседы, обсуждение, выставки

34

5ч.40 м

11ч.20

7

Перспективный план

1-ый

год обучения

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Художественное слово

Сентябрь

1.Знакомство с оригами.

2.Знакомство с условны-

ми знаками и приемами

оригами.

3 (4).Бумага. Учимся

складывать и резать.

Ознакомление детей с но-

вым видом искусства «ори-

гами».

Познакомить с условными

знаками и основными прие-

мами складывания бумаги.

Научить детей складывать

прямоугольный лист бума-

ги по диагонали, с помо-

щью отреза получать квад-

рат.

Каждый очень будет рад

Смастерить такой квадрат.

Он основа для игрушек,

Разных масок, кошек, хрю-

шек.

Октябрь

Базовая форма «Тре-

угольник»

1. «Лягушка»

2. «Мышка»

3. «Заяц»

4. «Лиса»

Преобразование базовой

формы в разные поделки.

Развивать навыки выполне-

ния точечных, аккуратных

сгибов.

Отрабатывать выполнение

базовой формы «треуголь-

ник». Учить украшать по-

делку, «оживлять» ее с по-

мощью рисования.

Славный ротик до ушей –

Хоть завязки к ним при-

шей.

Сильно выпучены глазки –

То лягушечка из сказки.

Наш ушастый зайка

Ходит, как зазнайка.

Ушки длинные торчат,

Зубки крепкие стучат.

8

Ноябрь

Базовая форма «Тре-

угольник»

1. «Волк»

2. «Медведь»

3. «Петушок»

4. Базовая форма «Книж-

ка» - теремок.

Преобразование базовой

формы в разные поделки.

Научить складывать квад-

ратный лист бумаги по диа-

гонали, находить острый

угол, делать складку «мол-

ния». Закрепить прием пе-

регибание треугольника

пополам, с опусканием

острых углов вниз.

Под корягой в буреломе

Спит медведь, как будто в

доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосет.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходить – бродит волк молч-

ком,

Уши серые торчком.

Ожившая сказка «Тере-

мок»

Развивать диалогическую

речь.

Развитие эстетического

вкуса.

Закрепить умение масте-

рить поделки, использую

базовую форму «книжка»

для изготовления домика –

теремка.

А в деревне есть домок –

Прямо терем – теремок

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком жи-

вет?

Может мышка норушка?

Нет!

Ну, лягушка – квакушка?

Нет!

Ну, зайчишка трусишка?

Нет!

Ну, лисичка сестричка?

Декабрь

Базовая форма «Воздуш-

ный змей»

1.

«Елочка»

2.

«Лиса»,

3.

«Береза»,

Развитие глазомера, мел-

кой моторики рук, объяс-

нительной речи.

Научить детей делать но-

вую игрушку, используя но-

вую базовую форму «воз-

душный змей».

В рыжем платьице из ситца

раскрасавица - лисица.

Хвостик с белым кончиком,

краска, что ли, кончилась?

9

4.

«Петушок»

Январь

Базовая форма «Книж-

ка», «Воздушный змей»

1.

«Домик для пе-

тушка»

Сказка «Петушок - зо-

лотой гребешок»

Повышение интереса к за-

нятиям оригами через по-

каз сказки «Лиса и пету-

шок».

Научить изготавливать но-

вую поделку домик, ис-

пользуя базовую форму

«книжка», и «воздушный

змей».

Закрепить навыки декора-

тивного украшения готово-

го дома.

Ах, красавец-петушок!

На макушке – гребешок,

А под клювом – то бородка,

Очень гордая походка.

Февраль

Базовая форма

«Треугольник»

1.

«Тюльпан»

2.

« Ирис»

3.

« Веточка»

4.

Панно «Цветущие

цветы»

Развитие воображение,

умение создавать

живописную композицию,

красиво и выразительно

оформить ее.

Научить преобразовывать

базовую форму в разные

поделки, отрабатывать

выполнение базовой формы

«треугольник».

Построить предметную

композицию из цветов и

листьев.

Вот букет тюльпанов

Красных, без изъянов!

Лепестки расправь,

В вазу их поставь.

Смешной цветок поставлен

в вазу

Его не полили ни разу,

Ему не нужно влаги,

Он сделан из бумаги,

А почему такой он

важный?

А потому что он

бумажный!

Март

Базовая форма

Развитие воображение,

Использовать новую

Муравей был очень смел,

10

«Конверт», «Воздушный

змей»

1. «Рыбка»

2. «Лодка»

3. «Пароход»

4. «Лодка под парусом»

умение создавать

живописную композицию,

красиво и выразительно

оформить ее.

базовую форму «конверт»;

учить детей изготавливать

модель парохода.

Продолжать работу с

квадратом, закреплять

прием складывания; учить

работать по линиям.

С детства он мечту имел –

Моряком стать! Хоть он

мал,

Парусник наш оседлал.

Это рыбка золотая

В нашей книжке обитает.

Золотой трепещет хвостик,

Рыбка ждет подружку в

гости.

Апрель

Базовая форма

«Конверт», «Двойной

квадрат», «Рыба»

1.

«Катер»

2.

«Краб»

3.

«Акула»

4.

Панно «На Море»

Знакомство с предметной

композицией.

Использовать новую

базовую форму «двойной

квадрат», «рыба». Научить

детей делать новую

поделку. Построить

предметную композицию

из корабликов, пароходов,

морских обитателей.

Развивать воображение,

умение выразительно

оформить морскую

композицию.

Лодочка под парусами.

Посмотрите, дети, сами,

Ветер если дуть начнет,

Лодка быстро поплывет.

Май

Базовая форма «Двойной

квадрат» «Воздушный

змей»

1.

«Уточка»

2.

« Лиса»

3.

«Елки»

Повышение интереса к

занятиям оригами через

показ сказки «Серая

Шейка».

Продолжать работу с

квадратом, закреплять

прием складывания; учить

работать по линиям

Изготовить уточку,

используя базовую форму

Вот утиная семейка.

С ними – Серая Шейка.

Утки крякают: «Кряк –

кряк!

Кто не утка – тот чудак!»

11

Фрагмент сказки «Се-

рая Шейка»

«воздушный змей»,

«елочку», «двойной

квадрат».

2-ой год обучения

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Девиз занятия

Сентябрь

Ваза с фруктами

1.

«Ваза»

2.

«Фрукты»

3.

«Листики»

Закрепление приемов скла-

дывания в стиле оригами; со-

вершенствование навыков ра-

боты ножницами; воспитание

самостоятельности и усидчи-

вости.

Продолжать работу с

квадратом,

закреплять прием

складывания; учить

работать по линиям;

использовать

базовую форму

«воздушный змей»

Как хорош он, летний сад,

Фруктами всегда богат.

Вишен стройных целый ряд -

Рубином ягоды горят.

Рядом здесь растёт и слива,

Плодами сочными красива.

Груш и яблок аромат,

Съесть одно бы каждый рад.

Октябрь

Ваза с осенними цвета-

ми

1.

«Ваза»

2.

«Листики»

Закрепление приемов склады-

вания; умения работать по

линиям; развитие мелкой мо-

торики, фантазии и воображе-

ния.

Закрепить умения

детей складывать

знакомые базовые

формы; делать заго-

товки для цветов, со-

единять детали меж-

ду собой, создавая

цветочную компози-

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый –тополям,

Фрукты осень дарит нам.

12

цию.

Ноябрь

Колоски

1.

«Колоски»

2.

«Цветы»

Закрепление приемов склады-

вания базовой формы «тре-

угольник».

Создание общей компози-

ции. Развитие мелкой мотори-

ки, фантазии и воображения.

Научить делать заго-

товки, соединяя дета-

ли

используя новую ба-

зовую форму «моду-

ли».

Расскажу тебе, дружок,

Про чудесный колосок.

Тот, что зреет на полях –

Попадет на стол в хлебах.

Сушки, плюшки и батон–

Хлеб приходит в каждый дом.

Был он зернышком в земле

Вот, красавец, на столе!

Декабрь

Новогодняя открытка

1.

«Ветка – елки»

2.

«Новогодние

шары»

Изготовление новогодней

открытки - многомодульная

модель

Продолжать учить

детей складывать

квадратный лист бу-

маги новым спосо-

бом модули, следуя

указаниям; соединять

детали в единое це-

лое.

Что такое Новый год?

Это все наоборот:

Елки в комнате растут,

Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком

На колючей елке!

Дождик даже не простой,

В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,

Никого не мочит,

Даже Дедушка Мороз

Никому не щиплет нос!

Декабрь

Снежинка

1.

«Елки»

2.

«Дом»

3.

«Береза»

Знакомство с предметной

композицией

Научить детей

складывать

квадратный лист

бумаги новым

способом

«гармошка»,

Летят и кружатся снежинки

И в небе радостно танцуют.

На солнышке горят искринки,

Волшебник добрый их рисует.

13

отрабатывать навыки

перегибания и

умение соединять в

единую поделку.

Январь

Снеговик

1.

«Снеговик»

2.

«Метелка»

Продолжить знакомство с

предметной композицией.

Продолжать учить

складывать квадрат-

ный лист «гармош-

кой» следуя указани-

ям; соединять детали

в единое целое; так-

же

использовать

базовую форму

«воздушный змей»,

«двойной квадрат».

Мы слепили снеговик.

Он не мал и не велик.

Носик из моркошки.

Вместо глаз - картошки.

Очень милый и смешной.

Привели его домой. Поутру

растаял.

Мыть полы заставил.

Февраль

День защитников

Отечества

1.

«Легковая маши-

на»

2.

«Самолет - истре-

битель»

Воспитывать у детей чувство

уважения к защитникам на-

шей Родины – своим отцам и

дедам, побуждать делать им

приятное.

Закрепить умения

детей складывать

знакомые базовые

формы; делать заго-

товки для создания

поздравительной

открытки.

Совершенствовать

навыки работы с бу-

магой, развивать гла-

зомер, мелкую мото-

рику рук.

Ах, какие здесь машины!

Шины их не из резины.

Не из кожи их сиденья.

Из бумаги все изделия.

Самолетик - истребитель.

Ловко дружно смастерите.

Самолет наш совершенный,

Потому что он военный.

Март

Ваза с ромашками

Закрепление приемов скла-

Использовать базо-

- Эй, ромашки, дайте мне от-

14

1.

«Ваза»

2.

«Ромашки»

3.

«Листья»

дывания в стиле оригами; со-

вершенствование навыков ра-

боты ножницами; воспитание

самостоятельности и усидчи-

вости.

вую форму «воздуш-

ный змей»; отработка

навыков соединения

деталей между со-

бой; составление кра-

сивого букета.

вет. Вы откуда, если не секрет?

- Не секрет, - ответили ромаш-

ки. - Нас носило солнышко в

кармашке!

Апрель

День космонавтики

1.

«Космонавт»

2.

«Ракета»

Сказка «Сестрица

Алёнушка и братец

Иванушка»

1.

«Сестрица Але-

нушка»

2.

«Братец Ивануш-

ка»

Создание сказочной компози-

ции.

Закреплять умения

самостоятельно скла-

дывать базовую фор-

му «воздушный

змей»; изготавливать

заготовки на опреде-

ленную тему, соеди-

нять детали в единое

целое

Мы с хорошей сказкой нераз-

лучны,

Ну, а песен в сказке – до небес!

Вы представляете, как бы было

скучно,

Если б не было ни песен, ни

чудес.

Май

Модульное оригами

«Тюльпан»

Изготовление модульного

оригами.

Использовать базо-

вую форму «воздуш-

ный змей»; отработка

навыков соединения

деталей между со-

бой; составление кра-

сивого букета.

Гордый вид и строгий стан –

Это

солнечный

т юл ь п а н .

Он

на

клумбе

поселился,

И весною распустился.

15

16

Литература

1.

Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова,

М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Та-

лантливому педагогу – заботливому родителю»).

2.

Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю.

Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с.

3.

Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е.

Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.

4.

Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. −

М.: Просвещение, 1992. – 208 с.

5.

Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тема-

тические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми

5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.

6.

От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразователь-

ная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304

с.

7.

Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-

6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.

8.

Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сер-

жантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.

9.

Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соко-

лова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.

10. Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Ва-

лери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).

11. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С.

В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия

«Я расту!»).

12. Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. –

Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.

13. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]: тематиче-

ские, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Ря-

бова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.

14. Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей

[текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154

с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).

17



В раздел образования