Напоминание

"Прямое и переносное значение"


Автор: Шестакова Елена Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Русский Юрмаш
Населённый пункт: Республика Башкортостан Уфимский район с. Русский Юрмаш
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Тема: "Прямое и переносное значение"
Раздел: среднее образование





Назад




Русский язык. 5 класс. Тема: Прямое и переносное значение слова

Тип урока. Урок открытия новых знаний. Форма урока. Урок-путешествие.

Цели как деятельность учеников.

Л: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; проявлять интерес к изучению языка, формировать сознание ответственности

за произнесенное и написанное слово.

М/П: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

М/К: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Пр.(языковая компетенция): различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова, устанавливать основания

для переноса наименований (сходство признаков).

Пр.(коммуникативная компетенция): наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

(универсальных учебных действий)

I. Оргмомент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

- Откройте,

пожалуйста,

рабочие

тетради

и

запишите число.

5 февраля. Классная работа.

- Ребята! Сегодня на уроке вас ожидает много

интересных знаний. А помощниками вам будут:

внимание, находчивость и смекалка.(слайд 2)

Мы

отправимся

в

морское

путешествие

на

паруснике,

во

время

которого

у

нас

будут

неожиданные

встречи. Чтобы преодолеть все

п р е п я т с т в и я ,

м ы

д ол ж н ы

хо р о ш е н ь ко

потренироваться.

Начнем с языковой разминки.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать.

Личностные:

формирование собственного мнения и позиции,

интереса к новому учебному материалу.

II. Языковая разминка.

1. Словарный творческий диктант (слайд 3).

– По лексическому значению определите слова и

запишите их:

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков,

выбор оснований и критериев для сравнения,

1) водитель машины (шофёр);

2) плод дуба (жёлудь);

3)откидной головной убор, пришитый к вороту

в е р х н е й

о д е ж д ы

(капюшон)

;

4) дорога с твёрдым покрытием (шоссе);

5) профессиональный наездник на скачках, бегах

(жокей).

Молодцы! А теперь посмотрите внимательно

и

определите,

на

какое

правило

в с е

записанные слова (буквы о/ё после шипящих в

корне:

под ударением буква пишется ё, если

можно подобрать однокоренное слово с е, буква

о,

если

такого

слова

нет,

а

также

в

заимствованных

словах

под

ударением

и

без

ударения). Правильно!

Ес ть

л и

как и е

то

ещё

значения

у

записанных

вами

слов?

Правильно,

нет.

Поэтому

такие

слова

называются……

(однозначными). А

какие

слова

называются

многозначными,

приведите

примеры (примеры

детей).

Замечательно!

Столько

повторили.

Теперь

смело

можем

отправляться

в

путь.

Вперед!

(слайд 4)

классификации объектов; осуществление

подведения под понятия; сравнивать, обобщать,

делать выводы.

Коммуникативные:

правильное выражение свои мыслей;

умение слушать и слышать других.

Регулятивные:

контроль в форме сличение результата с

эталоном.

III. Введение в тему урока с последующей

формулировкой проблемы.

Встреча первая. (слайд 5)

- На нашем пути дельфины. Они просят нас помочь

разобраться в проблеме... Давайте поможем!

Постановка проблемы.

М о т и в и р у ю щ и й

п р и ё м

- ка рт и н к и

с

изображением журавля (колодец и птица) (слайд

6)

Сравните значение слова журавль.

Какое из значений будет основным (прямым),

а

какое

вторичным

(переносным)?

Как

вы

думаете, над какой проблемой мы сегодня будем

работать? (Как определить прямое и переносное

значения? Чем они отличаются?)

Регулятивные:

высказывание предположения на основе

наблюдений;

формулировка вопроса (проблемы) урока.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез, их обоснование.

Коммуникативные: умение слушать и вступать

в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблемы

Значит,

тема

нашего

урока

«Прямое

и

переносное значение слова».

IV. Открытие нового знания.

Решаем проблему. Открываем новые знания.

-

Что

общего

есть

у

разных

значений

слова

журавль? Выберите нужный признак (действие,

форма, внешний вид, ощущения) (слайд 7)

Правильно!

А

сейчас

поработаем

в

парах (карточки

на

столах).

Определим, какие общие признаки у этих слов:

каша (блюдо) и каша (неразбериха), раковина

(морская) и раковина (ушная), булькать (о воде)

и булькать (о голосе)?

Сравним,

правильно

ли

мы

определили,

как

рассуждали? (ответы детей)! (слайд 8).

- Какие значения этих слов будут первичными,

т . е .

п р я м ы м и ?

А

в

какие

значения

можно

внести

компонент

«как

бы»,

«похоже»,

т.е.

произвести

перенос

названия на другой предмет? (ответы детей)

Обобщение.

Сделайте

вывод

об

особенностях

прямого

и

переносного значений слова.

Прямое

значение

первичное,

основное

значение слова.

Переносное значение (вторичное) возникает

у слова,

если между предметами (явлениями) есть

сходство.

(Проверьте свои предположения по учебнику- стр.

78)

Регулятивные:

поиск пути решения проблемы;

контроль в форме сличения с эталоном

Коммуникативные:

умение правильно и точно излагать свою точку

зрения по поставленной проблеме, строить

продуктивное речевое взаимодействие в группе,

умение слушать и слышать партнера,

планировать и согласованно выполнять

совместную деятельность, уметь договариваться,

оказывать поддержку друг другу.

Познавательные:

умение перерабатывать, систематизировать

информацию, классифицировать по заданным

критериям, предъявлять её в разных формах,

сравнивать, обобщать, делать выводы.

умение строить логические цепи рассуждений,

устанавливать причинно-следственные связи.

V. Развитие учебноязыковых и речевых

умений.

Молодцы! Разобрались в такой трудной

проблеме. Можно плыть дальше (слайды 9).

Мы приплыли к острову, который называется

«Поиграй-ка». Его жители очень любят играть.

Мы с вами тоже отдохнем от путешествия по

морю и поиграем (экран закрывается).(слайд 10)

Познавательные:

умение извлекать, перерабатывать,

систематизировать информацию,

классифицировать по заданным критериям,

сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

Перед вами словосочетания. Распределите их в

два столбика: прямое значение и переносное

значение (золотая медаль, золотая победа;

тяжелая сумка спортсмена, тяжелый финиш,

белая олимпиада, белая форма фигуриста)

(учащиеся выходят к доске и распределяют

карточки на доске магнитами в 2 столбика).

- Замечательно. Внимательно посмотрите на

доску и скажите, на какую тему эти

словосочетания? Правильно на спортивную тему.

А какое событие произойдет в нашей стране

через 2 дня. Верно. Открытие …… зимних

олимпийских игр в городе Сочи. Представим

себе, что мы тоже спортсмены

(физкультминутка).

- Молодцы! Садитесь. Отправляемся дальше в

наше путешествие.

Вторая встреча.

- Ой, смотрите, акула! Чтобы проплыть дальше,

нам нужно выполнить её задания (слайд 11).

Задание: спишите текст, вставьте пропущенные

буквы. Определите, в каком значении

употреблены глаголы

( в прямом или переносном). (слайд 12)

Н…чами разг…варивают реки,

Когда на скалах тучи отдыхают,

И сердце с сердцем г…ворит н…чами,

Когда ш…ги людские зат…хают.

( самопроверка по слайду) (слайд 13)

- В каком значении употреблены глаголы в этом

отрывке. (В переносном) О ком можно сказать

«отдыхает», «разговаривает»? (О живом

существе). Разве реки и тучи живые? Нет.

Оказывается, это особый прием, который

используют поэты и писатели в художественных

текстах. На слайде, например, отрывок из

умение правильно и точно излагать свою точку

зрения, анализировать, строить продуктивное

речевое взаимодействие в группе, умение

слушать и слышать других.

стихотворения нашего известного башкирского

поэта Мустая Карима.

Этот прием называется олицетворением

(наделение неживых предметов признаками и

свойствами одушевленных). Подробнее вы

будете говорить об этом художественном приеме

на уроках литературы. (слайд 14)

VI. Подведение итогов.

Встреча третья. (слайд 15)

Мы подплываем к конечному пункту нашего

путешествия. Давайте подведем итог: (слайд 16)

- Что нового мы узнали сегодня? (Сегодня мы

познакомились с понятием прямого и

переносного значения).

- На основе чего образуются слова с

переносным значением? (На основе сходства).

-Где используются слова с переносным

значением?

(В художественных текстах).

( экран закрывается) (слайд 17)

Чтобы убедиться, что вы достаточно хорошо

усвоили материал, заполните контрольные

карточки.

Проверьте правильность выполнения заданий

(слайд 18) и

оцените свою работу на уроке самостоятельно.

Перед вами смайлики. Нарисуйте им личико,

которое соответствует вашим ощущениям

( Когда будете рисовать, подумайте и мысленно

закончите предложения «Я хочу похвалить себя

за…», «Сегодня мне было трудно в…»)

Я считаю, что вы все молодцы (слайд 19) Мы

удачно завершили наше путешествие. Приплыли

в пункт назначения. Это гавань в городе Сочи.

Скоро олимпиада. Поэтому переверните ваши

смайлики – они превратились в золотые медали.

Это ваша символическая награда.

Личностные:

умение осознавать и определять свои эмоции;

развитие рефлексивных умений учащихся;

Регулятивные:

совершенствование навыков самоконтроля;

коррекция

Коммуникативные.

Спасибо за урок!

VII. Домашнее задание.

1. Представить определение по изученной теме в

виде схемы, уметь рассказать о них по схемам.

3. Придумать 3 – 5 предложений со словами в

переносном значении.

Коммуникативные



В раздел образования