Автор: Шестакова Елена Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Русский Юрмаш
Населённый пункт: Республика Башкортостан Уфимский район с. Русский Юрмаш
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Тема: "Прямое и переносное значение"
Раздел: среднее образование
Русский язык. 5 класс. Тема: Прямое и переносное значение слова
Тип урока. Урок открытия новых знаний. Форма урока. Урок-путешествие.
Цели как деятельность учеников.
Л: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; проявлять интерес к изучению языка, формировать сознание ответственности
за произнесенное и написанное слово.
М/П: преобразовывать информацию из одной формы в другую.
М/К: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Пр.(языковая компетенция): различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова, устанавливать основания
для переноса наименований (сходство признаков).
Пр.(коммуникативная компетенция): наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
(универсальных учебных действий)
I. Оргмомент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
- Откройте,
пожалуйста,
рабочие
тетради
и
запишите число.
5 февраля. Классная работа.
- Ребята! Сегодня на уроке вас ожидает много
интересных знаний. А помощниками вам будут:
внимание, находчивость и смекалка.(слайд 2)
Мы
отправимся
в
морское
путешествие
на
паруснике,
во
время
которого
у
нас
будут
неожиданные
встречи. Чтобы преодолеть все
п р е п я т с т в и я ,
м ы
д ол ж н ы
хо р о ш е н ь ко
потренироваться.
Начнем с языковой разминки.
Коммуникативные:
умение слушать и слышать.
Личностные:
формирование собственного мнения и позиции,
интереса к новому учебному материалу.
II. Языковая разминка.
1. Словарный творческий диктант (слайд 3).
– По лексическому значению определите слова и
запишите их:
Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков,
выбор оснований и критериев для сравнения,
1) водитель машины (шофёр);
2) плод дуба (жёлудь);
3)откидной головной убор, пришитый к вороту
в е р х н е й
о д е ж д ы
(капюшон)
;
4) дорога с твёрдым покрытием (шоссе);
5) профессиональный наездник на скачках, бегах
(жокей).
Молодцы! А теперь посмотрите внимательно
и
определите,
на
какое
правило
в с е
записанные слова (буквы о/ё после шипящих в
корне:
под ударением буква пишется ё, если
можно подобрать однокоренное слово с е, буква
о,
если
такого
слова
нет,
а
также
в
заимствованных
словах
под
ударением
и
без
ударения). Правильно!
–
Ес ть
л и
как и е
то
ещё
значения
у
записанных
вами
слов?
Правильно,
нет.
Поэтому
такие
слова
называются……
(однозначными). А
какие
слова
называются
многозначными,
приведите
примеры (примеры
детей).
Замечательно!
Столько
повторили.
Теперь
смело
можем
отправляться
в
путь.
Вперед!
(слайд 4)
классификации объектов; осуществление
подведения под понятия; сравнивать, обобщать,
делать выводы.
Коммуникативные:
правильное выражение свои мыслей;
умение слушать и слышать других.
Регулятивные:
контроль в форме сличение результата с
эталоном.
III. Введение в тему урока с последующей
формулировкой проблемы.
Встреча первая. (слайд 5)
- На нашем пути дельфины. Они просят нас помочь
разобраться в проблеме... Давайте поможем!
Постановка проблемы.
М о т и в и р у ю щ и й
п р и ё м
- ка рт и н к и
с
изображением журавля (колодец и птица) (слайд
6)
Сравните значение слова журавль.
Какое из значений будет основным (прямым),
а
какое
–
вторичным
(переносным)?
Как
вы
думаете, над какой проблемой мы сегодня будем
работать? (Как определить прямое и переносное
значения? Чем они отличаются?)
Регулятивные:
высказывание предположения на основе
наблюдений;
формулировка вопроса (проблемы) урока.
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений,
выдвижение гипотез, их обоснование.
Коммуникативные: умение слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблемы
–
Значит,
тема
нашего
урока
–
«Прямое
и
переносное значение слова».
IV. Открытие нового знания.
Решаем проблему. Открываем новые знания.
-
Что
общего
есть
у
разных
значений
слова
журавль? Выберите нужный признак (действие,
форма, внешний вид, ощущения) (слайд 7)
Правильно!
А
сейчас
поработаем
в
парах (карточки
на
столах).
Определим, какие общие признаки у этих слов:
каша (блюдо) и каша (неразбериха), раковина
(морская) и раковина (ушная), булькать (о воде)
и булькать (о голосе)?
Сравним,
правильно
ли
мы
определили,
как
рассуждали? (ответы детей)! (слайд 8).
- Какие значения этих слов будут первичными,
т . е .
п р я м ы м и ?
А
в
какие
значения
можно
внести
компонент
«как
бы»,
«похоже»,
т.е.
произвести
перенос
названия на другой предмет? (ответы детей)
Обобщение.
Сделайте
вывод
об
особенностях
прямого
и
переносного значений слова.
Прямое
значение
–
первичное,
основное
значение слова.
Переносное значение (вторичное) возникает
у слова,
если между предметами (явлениями) есть
сходство.
(Проверьте свои предположения по учебнику- стр.
78)
Регулятивные:
поиск пути решения проблемы;
контроль в форме сличения с эталоном
Коммуникативные:
умение правильно и точно излагать свою точку
зрения по поставленной проблеме, строить
продуктивное речевое взаимодействие в группе,
умение слушать и слышать партнера,
планировать и согласованно выполнять
совместную деятельность, уметь договариваться,
оказывать поддержку друг другу.
Познавательные:
умение перерабатывать, систематизировать
информацию, классифицировать по заданным
критериям, предъявлять её в разных формах,
сравнивать, обобщать, делать выводы.
умение строить логические цепи рассуждений,
устанавливать причинно-следственные связи.
V. Развитие учебноязыковых и речевых
умений.
Молодцы! Разобрались в такой трудной
проблеме. Можно плыть дальше (слайды 9).
Мы приплыли к острову, который называется
«Поиграй-ка». Его жители очень любят играть.
Мы с вами тоже отдохнем от путешествия по
морю и поиграем (экран закрывается).(слайд 10)
Познавательные:
умение извлекать, перерабатывать,
систематизировать информацию,
классифицировать по заданным критериям,
сравнивать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные:
Перед вами словосочетания. Распределите их в
два столбика: прямое значение и переносное
значение (золотая медаль, золотая победа;
тяжелая сумка спортсмена, тяжелый финиш,
белая олимпиада, белая форма фигуриста)
(учащиеся выходят к доске и распределяют
карточки на доске магнитами в 2 столбика).
- Замечательно. Внимательно посмотрите на
доску и скажите, на какую тему эти
словосочетания? Правильно на спортивную тему.
А какое событие произойдет в нашей стране
через 2 дня. Верно. Открытие …… зимних
олимпийских игр в городе Сочи. Представим
себе, что мы тоже спортсмены
(физкультминутка).
- Молодцы! Садитесь. Отправляемся дальше в
наше путешествие.
Вторая встреча.
- Ой, смотрите, акула! Чтобы проплыть дальше,
нам нужно выполнить её задания (слайд 11).
Задание: спишите текст, вставьте пропущенные
буквы. Определите, в каком значении
употреблены глаголы
( в прямом или переносном). (слайд 12)
Н…чами разг…варивают реки,
Когда на скалах тучи отдыхают,
И сердце с сердцем г…ворит н…чами,
Когда ш…ги людские зат…хают.
( самопроверка по слайду) (слайд 13)
- В каком значении употреблены глаголы в этом
отрывке. (В переносном) О ком можно сказать
«отдыхает», «разговаривает»? (О живом
существе). Разве реки и тучи живые? Нет.
Оказывается, это особый прием, который
используют поэты и писатели в художественных
текстах. На слайде, например, отрывок из
умение правильно и точно излагать свою точку
зрения, анализировать, строить продуктивное
речевое взаимодействие в группе, умение
слушать и слышать других.
стихотворения нашего известного башкирского
поэта Мустая Карима.
Этот прием называется олицетворением
(наделение неживых предметов признаками и
свойствами одушевленных). Подробнее вы
будете говорить об этом художественном приеме
на уроках литературы. (слайд 14)
VI. Подведение итогов.
Встреча третья. (слайд 15)
Мы подплываем к конечному пункту нашего
путешествия. Давайте подведем итог: (слайд 16)
- Что нового мы узнали сегодня? (Сегодня мы
познакомились с понятием прямого и
переносного значения).
- На основе чего образуются слова с
переносным значением? (На основе сходства).
-Где используются слова с переносным
значением?
(В художественных текстах).
( экран закрывается) (слайд 17)
Чтобы убедиться, что вы достаточно хорошо
усвоили материал, заполните контрольные
карточки.
Проверьте правильность выполнения заданий
(слайд 18) и
оцените свою работу на уроке самостоятельно.
Перед вами смайлики. Нарисуйте им личико,
которое соответствует вашим ощущениям
( Когда будете рисовать, подумайте и мысленно
закончите предложения «Я хочу похвалить себя
за…», «Сегодня мне было трудно в…»)
Я считаю, что вы все молодцы (слайд 19) Мы
удачно завершили наше путешествие. Приплыли
в пункт назначения. Это гавань в городе Сочи.
Скоро олимпиада. Поэтому переверните ваши
смайлики – они превратились в золотые медали.
Это ваша символическая награда.
Личностные:
умение осознавать и определять свои эмоции;
развитие рефлексивных умений учащихся;
Регулятивные:
совершенствование навыков самоконтроля;
коррекция
Коммуникативные.
Спасибо за урок!
VII. Домашнее задание.
1. Представить определение по изученной теме в
виде схемы, уметь рассказать о них по схемам.
3. Придумать 3 – 5 предложений со словами в
переносном значении.
Коммуникативные