Автор: Кочедыкова Татьяна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №25 "КОЛОКОЛЬЧИК"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район, ЖК "Бутово–Парк"
Наименование материала: статья
Тема: "Квест – современная игровая технология развития дошкольников в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Квест – современная игровая технология развития
дошкольников в условиях ФГОС
Педагогическая
технология
«Квест
-
игра»
как
средство
развития
социально-коммуникативных
качеств
дошкольника
в
образовательном
процессе.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
дошкольное
образование
стало
самостоятельным
уровнем
общего
образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования.
Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является
основной
дидактической
технологией
ФГОС
дошкольного
образования.
Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его
жизнь через «ворота детской игры».
Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу
в
дошкольном
образовании,
предполагают
тесную
интеграцию
всех
образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской
деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как
равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно
построенной и проведенной квест-игре.
В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается
задание,
в
котором
необходимо
что-то
разыскать:
предмет,
подсказку,
сообщение,
чтобы
двигаться
дальше
дети
проходят
по
заранее
разработанному
маршруту,
разгадывая
ребусы,
головоломки
и
другие
интеллектуальные
загадки,
выполняя
двигательные
или
творческо-
ориентированные коллективные задания и находя подсказки.
При
этом
основным
фоном
такой
игры
является
собственно
познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует
игру-квест
как
уникальную
форму
образовательной
деятельности,
объединяющей
в
себе
различные
виды
двигательной,
познавательно-
исследовательской,
продуктивной,
коммуникативной
и
музыкально-
художественной деятельностей.
В
каких
бы
условиях
ни
проводился
квест,
будь
то
отдельное
помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная
площадка, основными задачами его будут:
Способствовать всестороннему развитию детей;
Развитие
социально-коммуникативных
качеств
путем
коллективного
решения общих задач;
Побуждение
к
познавательно-исследовательской
деятельности
благодаря погружению в различные игровые ситуации;
Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей
(согласно рекомендациям ФГОС):
- социально-коммуникативного,
- познавательного,
- речевого,
- художественно-эстетического и физического развития;
Создание положительного эмоционального настроя.
Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной
тематикой,
а
так
же
решением
конкретной
педагогической
проблемы.
Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и
необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.
План
подготовки
игры
-
квест
включает
в
себя
следующие
обязательные пункты:
написание
сценария,
содержащего
информацию
познавательного
характера;
подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная
грамота,
подсказки и т.д.);
разработка
маршрута
передвижений:
во-первых,
он
должен
быть
непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса
детей, способы передвижений могут быть различными, в третьих, их должно
быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»;
при методической разработке заданий необходимо опираться не только
на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего
развития ребенка.
Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно
соответствовать
тематике
и
содержать
в
себе
подсказку-направление
для
продолжения пути.
Благодаря проведению квестов предметно-развивающая среда (ПРС)
учреждения
всегда
мобильна,
что
соответствует
требованиям
ФГОС.
Изменения в ПРС, согласно заданной тематике, могут быть заранее созданы с
помощью
детей
и
их
родителей,
что
в
свою
очередь
способствует
поддержанию
постоянного
интереса
к
продуктивной
деятельности
и
развитию наблюдательности у детей.
Подготовка реквизита для проведения каждого задания.
Основа
успеха
проведения
любого
квеста
зависит
от
выбранной
темы,
насколько актуальной и интересной будет она для 5-7 летних детей. Обладая
даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу
мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети
смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном
случае
сводится
к
ненавязчивому
направлению
детских
рассуждений
в
нужное
русло,
а
не
к
прямой
подсказке!
Таким
образом,
квест-игра
стимулирует
педагогов
к
переходу
от
авторитарного
стиля
работы
со
старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.
Результаты:
Во время проведения игры - квеста, получив большой эмоциональный
заряд,
дети
становятся
более
раскрепощенными
в
общении,
повышают
познавательно-речевую
активность,
учатся
вместе
решать
задачи,
что
приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической
формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий.
Огромным
плюсом
в
проведении
такого
мероприятия,
является
совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой
команды
(воспитатель,
педагог-организатор,
инструктор
по
физической
культуре, психолог, музыкальный руководитель).