Автор: Савченко Валентина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Тарбагатай
Населённый пункт: Петровск–Забайкальский район Забайкальский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия кружка «Моя малая Родина» Тема: Моя родословная. Создание генеалогического дерева.
Раздел: начальное образование
МОУ СОШ п. Тарбагатай Петровск - Забайкальского района
Забайкальского края
Конспект занятия кружка
«Моя малая Родина»
Тема: Моя родословная.
Создание генеалогического дерева.
Составил: Савченко Валентина Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ п. Тарбагатай
Петровск - Забайкальского района
Забайкальского края
1
Конспект занятия
Тема: Моя родословная. Создание генеалогического дерева.
Цель: создать условия для формирования исследовательских компетенций учащихся в процессе
изучения родословной
семьи и составления генеалогического древа; показать, что каждый
человек является частью семьи, а семья – это часть общества.
Задачи.
1.Познакомить с терминологией слов по теме «родословная», с историей происхождения имен и
фамилий, научить составлять генеалогическое древо семьи;
2.Развивать интерес к истории своей семьи, семейным ценностям, родословной; показать, что
история их семьи являются частью истории страны.
4.Способствовать развитию творческих инициатив детей и родителей по изучению фактов из
истории семьи, исследовательских умений и навыков.
5.Воспитывать уважение, чувство любви к близким людям и чувство гордости за свою семью.
6.Формировать УУД.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: учащиеся 1 – 5классы.
Технологии:
-проектно-исследовательская технология
-технология личностно-ориентированного обучения
- технологии развивающего обучения
-информационно-коммуникативные технологии
Методы: проблемный, частично - поисковый, исследовательский.
Способы организации: индивидуальный, фронтальный, групповой.
Основные понятия: генеалогия, семья, предки, поколение, род, родословная, потомки
Оборудование. Фонограммы песен: «Погода в доме», «Родительский дом»;
компьютеры,
детские презентации, презентация учителя по теме занятия; карточки для словарной работы,
словари, анкеты о семье, у детей шаблоны родословного дерева и материал о семье, картинки
яблочек, клей, фломастеры, салфетки, памятки о родственных связях; древо для класса.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по
фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов;
подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа
с
родителями
по
составлению
семейного
древа
и
презентаций;
чтение
художественной
литературы.
2
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Звучит фонограмма песни «Погода в доме». Дети стоят около стульев.
Учитель:
Добрый
день,
гости,
дорогие
ребята!
Я
рада
приветствовать
вас
в
нашем
гостеприимном школьном доме за круглым столом. Давайте, ребята, возьмемся за руки и
поприветствуем друг друга.
«Собрались мы в дружный круг.
Я- твой друг, и ты -мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
(Дети садятся на свои места)
2.Мотивация.
Учитель. Ребята, мы сегодня снова собрались все вместе за большим круглым столом как одна
большая дружная семья. А что такое семья? (ответы детей) Посмотрим на слайд
Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут
радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Что общего у людей, живущих одной семьей? (ответы детей) Посмотрим на слайд
В семье любят друг друга, заботятся друг о друге, состоят в родственных связях, живут
вместе, ведут общее хозяйство.
Учитель. Все мы живем в семьях, любим и гордимся своими близкими. Нет человека, который
бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители, бабушки, дедушки. Но мы забываем,
что наши родственники - это близкие и далекие предки, люди, которые жили много лет назад, и,
без которых не было бы нас с вами. Нельзя жить «Иванами, непомнящими родства». Вот что
сказали об этом А.С. Пушкин и Василий Песцов.
«Неуважение к предкам – есть первый признак безнравственности». А.С. Пушкин
« … Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу — тогда и
воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и
легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни». В. Песков
3.Введение в тему занятия.
Разговор о семье мы с вами начали на первом занятии нашей лаборатории. Вам нужно было
ответить на вопросы, которые вызвали у вас затруднение.
Проблемные вопросы. Что означает слово семья? Что означают ваша фамилия и имя? Что
такое родословная? Как составить генеалогическое дерево семьи?
3
Какую же проблему вы сформулировали? Мы не можем сказать, что такое семья, что такое
родословная, что означают наши имена и фамилии, и не знаем, как составить генеалогическое
дерево семьи. На основании этой проблемы была определена тема наших занятий.
Тема: Моя родословная. Создание генеалогического дерева.
Для решения проблемы вы сформулировали предположения. Назовите их.
Предположение: нужно при помощи методов исследовательской деятельности изучить историю
своей семьи, узнать свою родословную и научиться составлять генеалогическое дерево. Исходя
из данного предположения, сформулируйте гипотезу исследования.
Гипотеза: если я изучу историю своей семьи, узнаю свою родословную, научусь составлять
генеалогическое дерево моей семьи, то мне будет понятно мое происхождение, и я смогу
гордиться своею семьей.
Для подтверждения гипотезы мы решили
провести исследования.
Какую же цель исследования мы поставили перед собой?
Цель: используя методы исследовательской деятельности, изучить родословную своей семьи и
составить генеалогическое древо семьи.
Был составлен план исследования.
1.Провести опрос в семье о родственниках, чьи имена помнят родители, бабушки и дедушки.
2.Изучить семейные альбомы, семейные документы.
3.Изучить семейные традиции, обычаи, реликвии и предметы быта.
4.Написать
сочинение
или
стихотворение,
выпустить
газету
о
своей
семье,
составить
презентацию (по выбору)
5.Создать герб своей семьи.
6.Составить генеалогическое древо своей семьи.
Определены задачи.
1.Узнать значение слов по теме «Родословная»
2.Обобщить информацию о семье, собранную в результате самостоятельного исследования.
3.Составить генеалогическое древо своей семьи.
4.Представить результаты своего исследования по изучению родословной семьи
Учитель. «Хочешь все знать о своей семье?
Кто твои предки? Жили где?
Чем занимались и о чем мечтали?
Что за поступки в жизни совершали?
Вопросов много, так что поспеши,
Найди, узнай и для потомков запиши.»
4.Основная часть.
Что же вам предстоит узнать на сегодняшнем занятии?
4
«
Что такое генеалогия? Что такое родословная? Что такое род? По какой линии ведется
родословная? Что указывается в родословной? Источники, которые помогают воссоздать
историю семьи. Как история твоей семьи перекликается с историей страны?»
Готовясь к сегодняшнему занятию, вы уже провели большую работу. Каждый из вас был
исследователем, историком, литератором, лингвистом, художником, практиком.
Какими источниками информации вы пользовались?
(рассказы родственников, семейный
архив, интернет)
Словарная работа. (Работа в группах по выбору)
Учитель. Открывать новое мы начнем с нахождения значения слов, которые помогут нам в
дальнейшей
работе.
У
вас
карточки,
вы
должны
найти
значения
данных
слов.
Вы
уже
договорились между собой, кто работает со словарями, кто на компьютерах.
Самостоятельная работа.
Слова: родословная, род, предок, поколение, семья, генеалогия,
генеалогическое (родословное) древо, потомки, родоначальник. Проверка по слайду
Обобщение информации, собранной в процессе самостоятельного исследования.
Учитель. В ходе исследования вы собрали много интересной информации. Поделитесь с нами.
Ученик.
В газете под рубрикой «Сенсация» была напечатана заметка «Кто твой предок?».
Оказывается, каждого новорожденного человечество ждет в течение полутора веков и готовится
к
его
появлению
на
свет.
Исследования
доказывают,
что
отдаленные
предки
влияют
на
физическое развитие детей.
Рассказы детей об истории появления имён и фамилий.
Игра под музыку «Скажи, кто ты?»
Дети встают в круг, берутся за руки и называют себя, коротко объясняя значение своего имени и
своей фамилии.
5.Практическая часть. Создание родословного древа.
Учитель. Фамильная гордость, интерес к своему происхождению, мотивирует человека для
составления
своей
родословной.
Как
составлять
генеалогическое
древо,
вы
уже
немного
знакомы. Каким оно бывает?
Восходящее семейное древо начинается с потомков и идет к
истокам, то есть к предкам. Нисходящее семейное древо, наоборот, берет свое начало с предков
и продолжается потомками.
Учитель. Рассказывая об истории семьи, люди используют родословное дерево. Почему же
дерево? Как вы думаете, ребята?
Ученик. Да, испокон веков дерево было спутником русского человека, кормильцем и надежным
укрытием. Образ дерева дорог и близок каждому. Чем дерево напоминает смену поколений в
роду? (Семя, корни, ствол, листики, плоды)
5
Учитель. Деревья
бывают
разные.
Каким
будет
ваше
древо,
вы
уже
выбрали.
В
ходе
самостоятельного исследования вы собрали интересную информацию о своей семье, которая
вам потребуется для составления родословного древа.
Составление родословных.
Дети составляют родословные на компьютерах и на бумажных заготовками древа по выбору.
6. Защита родословных. Организация выставки.
Ученица.
«
Я не просто живу, я подобно реке
Начинаюсь в затерянном далеке.
Но всему вопреки, вьется ниточка кровная.
Где ж мои родники? Отвечай, родословная!»
Выступления детей по группам: с заготовками древа, на компьютере, показ презентаций.
План выступления:
Меня
зовут
……Родословная
моей
семьи
насчитывает
…родственников,
но
я
пока
узнал
историю….поколений. У меня есть…….(перечислить родственников, которые есть на древе)
Дополнительные вопросы: Сколько поколений насчитывает твоя родословная? Какие фамилии
носили
или
носят
твои
родственники?
Где
проживают
твои
родственники?
Как
вы
поддерживаете с ними отношения? В честь кого тебя назвали? Есть ли в вашей родословной
династии какой-либо профессии? О чем мечтаешь ты? Что вы любите делать вместе? Какие
песни поют в вашей семье? Какие книги читаете вместе? В какие игры играете? Есть ли
награды, памятные сувениры, книги, фотографии, старинные вещи, которые сохранились от
твоих предков.
7.Обобщение информации о родственниках и о семье.
Учитель. Сколько же родственников в вашей семье? Какие родственные связи вы теперь знаете?
Ребята, поделитесь информацией о своих родственниках.
Дети рассказывают о своих родственниках. (У каждого словарь родственных связей)
Учитель. А какие традиции есть в ваших семьях? Я знаю, что вы нашли много интересных
пословиц о семье. Назовите их. Что же мы должны сделать для сохранения своей семьи, своей
родословной? (Помнить своих предков, традиции семьи, передавать эту память
следующему поколению)
А как история вашей семьи связана с историей нашей малой Родины и с историей страны?
Ученик. «Каждый из нас частичка нашей огромной страны. У нашей Родины есть прошлое, есть
прошлое и у семьях. Значит, история нашей семьи является частью истории страны. Наши
предки создали и защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой – Россия.»
8. Итог. Чтобы подвести итог нашего занятия, я предлагаю вернуться к той проблеме и гипотезе,
которые мы сформулировали в начале нашего исследования. Доказали ли мы гипотезу? Сможете
6
ли вы теперь ответить на проблемные вопросы, которые поставили перед собой в начале нашего
исследования? (Дети читают вопросы и отвечают на них)
9.Рефлексия.
Учитель. Вот и подошла к концу наша встреча за круглым семейным столом. Но ведь мы с
вами тоже одна большая семья, так давайте создадим родословное дерево нашей школьной
семьи. У вас лежат фигурки яблочек, напишите на них свои имена и прикрепите на наше древо.
Кем будете вы? А кто будет внизу? ( прикрепляют слова: учитель, родители) Дети пишут свои
имена и прикрепляют фигурки на дерево под фонограмму песни «Родительский дом».
Учитель. Спасибо за работу, ребята. Я верю, что семейная история, которую вы узнали, помогла
вам взглянуть на себя со стороны, узнать что-то такое, чем вы будете гордиться. Берегите свою
родословную, чтобы следующее поколение знало, откуда оно родом и кто их предки. Одной
мы связаны судьбой.
Одной судьбой, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется веков связующая нить.
Вручаются именные медальки. Занятие завершено.
Литература
1. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж.
«Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.
2. В.К.Самсонов. Твоя родословная – М.: Салон-Пресс, 2008
3.
Духовно-нравственное
воспитание
как
составляющая
ФГОС-
тема
номера
журнала
«Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
4. Рыжова Н.А. Методика составления родословной. – М.: Просвещение, 1999.
5.
Твоя
родословная.
Мартышин
В.С.
Учебное
пособие
по
изучению
истории
семьи
и
составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная
пресса», 2000.
6. Источники информации для детей: интернет, семейные архивы, рассказы родственников.
7