Напоминание

Окружающий мир 1 класс "Наши маленькие соседи" (насекомые)


Автор: Симанкова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"Школа 44 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: Город Нижний Новгород
Наименование материала: сценирование урока
Тема: Окружающий мир 1 класс "Наши маленькие соседи" (насекомые)
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Ф.И.О. Симанкова И.В.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

Тема

Наши маленькие соседи (насекомые)

Цель

Узнать кто такие насекомые, какой существенный признак

насекомых

Задачи

Образовательные:

способствовать обогащению представлений учащихся о

многообразии мира насекомых; формировать новые понятия

отличительных особенностей строения насекомых; позна-

комить учащихся с различными видами насекомых; систе-

матизировать знания учащихся о группах животных этого

класса;

Развивающие:

Развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы

о том, чем отличаются насекомые от других видов живот-

ных; способствовать формированию умения выделять глав-

ное из информации учителя, развитию познавательного ин-

тереса, воображения;

Воспитательные:

Способствовать формированию эмоционально-ценностного

отношения к удивительным по своему разнообразию насе-

комым, воспитанию стремления бережно относиться к при-

роде в повседневной жизни.

УДД

Регулятивные УУД:

- формирование умения планировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условия-

ми ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения

результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха

учебной деятельности и способности конструктивно дей-

ствовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии.

Коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готов-

ность признавать возможность существования различных

точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое

мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку со-

бытий.

Личностные УУД:

1

Самоопределение: принятие и освоение социальной роли

обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и

формирование личностного смысла учения.

Смыслообразование: наличие мотивации к творческому тру-

ду, работе на результат.

Ценностная ориентация: формирование целостного, соци-

ально ориентированного взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии природы, народов, культур и рели-

гий.

Познавательные УУД:

- формирование умения извлекать информацию иллюстра-

ций, текстов, выделять главное;

- формирование умения на основе анализа объектов делать

выводы;

- формирование умения обобщать и классифицировать по

признакам.

Планируемые

результаты

Личностные результаты:

- овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование

личностного смысла учения.

Предметные результаты:

Различать насекомых среди всех животных, выделяя суще-

ственный признак:

- находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарк-

тиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извле-

кать из них информацию;

- приводить примеры;

- устанавливать связь между строением, образом жизни;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достиже-

ния на уроке.

Метапредметные результаты:

- процесс овладения способностью принимать и сохранять

цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осу-

ществления;

- процесс освоения начальных форм познавательной и лич-

ностной рефлексии;

- формирование умения активно использовать речевые сред-

ства для решения коммуникативных и познавательных за-

дач;

- формирование умения слушать собеседника и вести диа-

лог; готовность признавать возможность существования

2

различных точек зрения и права каждого иметь свою; изла-

гать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и

оценку событий;

- формирование умения определять общую цель и пути ее

достижения; умения договариваться о распределении функ-

ций и ролей в совместной деятельности; осуществлять вза-

имный контроль в совместной деятельности, процесс овла-

дения начальными сведениями о сущности и особенностях

природных объектов действительности.

Ресурсы

Компьютер, презентация, ролик «Насекомые», раздаточный

материал: карточки с вопросами, таблицы «З, Х, У». На дос-

ке правила работы в группах.

Формы урока

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г –

групповая.

Тип урока по

целеполаганию

Урок «открытия» новых знаний.

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые универсаль-

ные учебные действия (УДД)

1. Организа-

ционный мо-

мент

Вот прозвенел звонок. На-

чинается урок. Поздоро-

вайтесь друг с другом

Дети здороваются

друг с другом

Регулятивные УУД:

целеполагание – постановка

учебной задачи на основе со-

отнесения того, что уже из-

вестно и усвоено учащимися,

и того, что еще неизвестно

Личностные УУД:

готовность и способность к

саморазвитию

2. Проверка

домашнего за-

дания. Актуа-

лизация зна-

ний

Кто дома узнал о какой-

либо удивительной птице и

хочет поделиться своими

знаниями

Ответы детей

Познавательные УУД:

поиск, подбор и структирова-

ние необходимой информации

3. Изучение

нового мате-

риала

С какими двумя группами

животных мы познакоми-

лись на предыдущих уро-

ках? Какие существенные

признаки у этих групп? (на

доске помещены карточки с

изображением млекопитаю-

щих и птиц, и одно насеко-

мое – муравей).

Распределите животных на

две группы

Мы познакомились с

млекопитающими и

птицами. Все млеко-

питающие вскармли-

вают своих детены-

шей молоком. Основ-

ное отличие птиц от

других животных –

это оперение.

Работа в парах (уча-

щиеся обнаружива-

ют, что одно живот-

ное не подходит ни к

одной из групп)

Познавательные УУД: пони-

мать прочитанное, развивать

умения анализировать и обоб-

щать полученные знания.

Познавательные УУД:

развивать умения анализиро-

вать и обобщать полученные

знания.

Коммуникативные УУД:

3

участвовать в совместных

действиях, контролировать

действия партнера, слушать

чужую точку зрения, догова-

риваться, приходить к общему

решению.

4. Постановка

проблемы

Итак, мы сегодня совершим

путешествие в удивитель-

ный мир живых существ.

Слайд 1.

«Мир живых существ»

А мир каких животных мы

посетим, вам предстоит

узнать самим.

5. Работа по

теме урока

(стадия

осмысления)

Слайд 2. КроссВорд

Ребята, послушайте внима-

тельно загадки и попробуй-

те отгадать, о ком идет речь:

1.Прыгает пружинка -

Зеленая спинка.

С травы – на былинку,

С ветки – на тропинку.

2.Над цветком порхает, пля-

шет,

Веерком узорным машет.

3.Те, с кем рядом я жужжа-

ла,

Помнят – у меня есть жало

И на брюшке полоса.

Потому что я - …

4.Звучит труба басисто.

Не трогайте солиста!

Пускай садится на цветок

И пьет в антракте сладкий

сок.

5.Не зверь, не птица – нос,

как спица.

Летит – пищит, сядет –

молчит.

Кто его убьет, тот кровь

свою прольет.

6.Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

7.Ходит ходок черед пото-

лок,

Всем надоедает, здоровью

угрожает,

А как осень придет, еще и

кусаться начнет.

4

8.Домовитые хозяйки проле-

тают над лужайкой.

Похлопочут над цветком –

он поделится медком.

9.Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов?

Молодцы, вы разгадали

кроссворд. Назовите одним

словом, как называются эти

животные?

Слайд 3.

Кластер (на кластере появ-

ляется объект - насекомые)

Насекомые – самые распро-

страненные обитатели жи-

вотного мира на Земле. Их

более 1 млн. видов. А назва-

ли их так потому, что на

теле этих животных есть

полосы – насечки. Посмот-

рите, какие они все разные

(просмотр фильма – «Насе-

комые»).

Это насекомые

Дети смотрят ролик

«Насекомые»

Познавательные УУД:

Установление причинно-след-

ственных связей, построение

логической цепи рассужде-

ний, выдвижение гипотез.

Коммуникативные УУД:

Умения договариваться и при-

ходиться к общему решению

в совместной деятельности, в

том числе в ситуации столк-

новения интересов, строить

понятные для партнера вы-

сказывания, контролировать

действия партнера

6. Совместное

открытие зна-

ний (работа с

таблицей

«З, Х, У»)

Работа с таблицей

«З, Х, У)».

Ребята, а что вы знаете о на-

секомых? Что бы вы хотели

узнать?

Знаю

Хочу

узнать

Узнал

Работа с учебником стр. 44.

Рассмотрите внимательно

насекомых. Похожи они

между собой, есть ли у них

что-то общее?

По каким признакам будем

сравнивать?

Найдите сходство в строе-

нии тела этих животных.

Сколько у них ног? Усиков?

Частей тела?

По цвету, размеру,

количеству ног,

строению тела.

Главный признак на-

секомых – 6 ног. Их

тело состоит из голо-

вы, брюшка, груди. У

них есть крылья и

чувствительные уси-

ки.

Регулятивные УУД:

оценка – выделение и осозна-

ние учащимися того, что уже

усвоено и что еще подлежит

усвоению, осознание качества

и уровня осознания.

Познавательные УУД:

установление причинно-след-

ственных связей, построение

логической цепи рассужде-

ний; выдвижение гипотез, их

обоснование, доказательство.

5

Коммуникативные УУД:

формирование умения оформ-

лять свои мысли в устной

форме; формирование умения

совместно договариваться о

правилах общения и поведе-

ния.

Личностные УУД:

Формирование умения опре-

делять и высказывать самые

простые, общие для всех лю-

дей правила.

7. Первичное

закрепление

материала (ра-

бота с тетра-

дью на печат-

ной основе №

2 стр. 19 №

13)

Укажите цифрами части

тела муравья и признаки на-

секомых

Слайд 4.

Кластер.

Итак, мы выяснили, что у

всех насекомых 6 ног, голо-

ва, грудь, брюшко и усики

(по мере объяснения на кла-

стере появляются назван-

ные объекты).

Каких насекомых вы еще

знаете? Где их видели?

Где же обитают насекомые?

(на кластере появляются

«Места обитания»- вода,

воздух, почва).

Слайд 5.

«Отгадай животное по их

описанию».

1.Отгадай по описанию, о

каком животном идет речь:

Животное плетет красивую

Работа в парах

Ответы детей.

В почве, в воде, в

воздухе

Познавательные УУД:

формирование умения извле-

кать информацию из схем, ил-

люстрация, текста, таблиц;

формирование умения на

основе анализа объектов де-

лать выводы; формирование

умения представлять инфор-

мацию в виде схему, таблицы.

Коммуникативные УУД:

формирование умения слу-

шать и понимать других; фор-

мирование умения совместно

договариваться о правилах

общения и поведения.

Личностные УУД:

формирование умения опре-

делять и высказывать самые

простые правила.

Регулятивные УУД:

формирование умения оцени-

вать учебные действия в соот-

ветствии с поставленной зада-

чей; формирование умения

определять успешность вы-

полнения своего задания в

диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

формирование умения извле-

кать информацию из схем, ил-

люстрация, текста, таблиц.

6

легкую сеть, чтобы поймать

себе на обед насекомых.

Оно не летает, а тихонько

ждет, когда кто-нибудь по-

падет в его ловушку. У него

восемь ног.

2.Это животное делает зем-

лю плодородной. Роет узкие

ходы, чтобы корни растений

могли дышать. Его можно

найти под старыми кореш-

ками. После дождя оно вы-

бирается на поверхность

земли подышать.

3.Тело этого животного по-

крыто пушком. Его звук –

жужжание. Только оно мо-

жет добраться до пыльцы

цветков клевера своим

длинным хоботком. У него

шесть ног и есть крылыш-

ки.

4.Это животное быстро ле-

тает и умеет бегать по по-

толку. Очень любит, когда

оставляют крошки на обе-

денном столе.

Это насекомые? Докажите?

Почему вы так решили? Кто

из них насекомые? (паук и

дождевой червяк исчезают

при щелчке по фото).

Слайд 6.

Кластер. Насекомые – самая

многочисленная группа жи-

вотных. Это и бабочки, и

муравьи, и жуки, и мухи.

Многие насекомые питают-

ся растениями, некоторые

бабочки – пыльцой. Но есть

среди насекомых и хищни-

ки. Например, божья коров-

ка поедает тлей, которые гу-

бят плодовые деревья. Стре-

коза охотится на комаров и

мошек.

Итак, чем питаются насеко-

мые? (Растениями, пыль-

цой, другими насекомыми.)

Как называются те, которые

питаются травой, пыльцой?

(Растительноядные.) А те,

Не все?

Выступления учени-

ков на основе зара-

нее подготовленного

материала или лич-

ных наблюдений.

Коммуникативные УУД:

формирование умения оформ-

лять свои мысли в устной

форме; формирование умения

совместно договариваться о

правилах общения и поведе-

ния.

Личностные УУД:

формирование умения опре-

делять и высказывать самые

простые, общие для всех лю-

дей правила.

Регулятивные УУД:

формирование умения осуще-

ствлять познавательную и

личностную рефлексию.

7

которые питаются другими

насекомыми? (Хищники.)

(появляются объекты кла-

стера – растительноядные,

хищники)

8. Обобщение

и закрепление

Игровая ситуация.

Ребята, сейчас мы с вами

поиграем в игру «Верите ли

вы, что…». У вас на столах

лежат листочки с номерами

вопросов. Я читаю вопрос,

который начинается со слов

«Верите ли вы, что…», а

вы, если верите, ставите

напротив номера вопроса

«+

, если не верите – «-

.

Игра

«Верите ли вы, что…»

1. «…муравьи бывают па-

стухами?»

2. «…есть жуки-«сани-

тары»?»

3. «…божья коровка умеет

прыгать?»

4. «в природе существует

жук-геркулес?»

5. «…жук-красотел поедает

гусениц?»

6. «…некоторые бабочки

улетают зимовать в теплые

края?»

7. «…надоедливые мухи

приносят людям пользу?!

8. «…пчелы и стрекозы в

полете могут обогнать вело-

сипедиста?»

А чтобы проверить, верно

ли вы ответили на все во-

просы, послушайте мой

рассказ.

Формируемые УУД:

Становление познавательных

процессов (внимания, памяти,

мышления), а также мысли-

тельных операций (анализа,

сравнения, обобщения); реше-

ние проблемных вопросов на

основе имеющихся знаний;

сравнение собственных выво-

дов с выводом в учебнике.

Слайд 7.

(появление объектов происхо-

дит по щелчку)

В отличие от божьей коровки,

которая поедает тлей, муравьи,

наоборот, охраняют это насе-

комое. Точнее, они «пасут»

тлей, как стадо коров, и при

этом, так же как мы получаем

от коров молоко, получают

сладкий нектар от тлей, кото-

рый затем съедают. Тлю так и

8

прозвали: «муравьиная коро-

ва». Надо заметить, что эта ме-

дяная роса, выделяемая тлей,

губит деревья.

Среди насекомых много жу-

ков. Они умеют быстро бегать

и могут летать. Среди них есть

хищники и растительноядные.

Например, красотел пахучий

спасает лес от разных гусениц.

Некоторые жуки питаются

остатками погибших растений

и животных, поэтому их назы-

вают «санитарами». Жуки бы-

вают разные и по размеру.

Длина жука-голиафа достигает

11 сам. А один из самых круп-

ных жуков – жук-геркулес. Его

длина бывает 18 сам, и поло-

вина его длины приходится на

рог.

Самые красивые насекомые –

это бабочки. Их крылья по-

крыты разноцветными чешуй-

ками. Осенью одни бабочки

улетают зимовать в теплые

страны, другие засыпают до

весны. Например, бабочка ма-

хаон занесена в Красную кни-

гу России. Как мы с вами мо-

жем позаботиться об охране

этой бабочки?

Очень опасное насекомое –

мужа. Она является разносчи-

ком многих заболеваний. На

лапках мухи можно обнару-

жить несколько миллионов

различных микробов. Мухи

садятся на продукты и остав-

ляют на них болезнетворные

бактерии. Человеку необходи-

мо защищать свое жилище от

мух.

А вот и интересный факт о на-

секомых. Пчела и стрекоза ле-

тают так быстро, что в полете

могут обогнать велосипедиста.

Итак, я повторяю вопросы, вы

отвечаете на них и обосновы-

ваете свой ответ, опираясь на

только что услышанные сведе-

ния.

Кто не допустил ни одной

ошибки? Молодцы!

Ответы детей.

Слайд 8.

Кластер. Давайте подумаем,

9

а зачем нужны насекомые в

природе? Приносят ли насе-

комые пользу человеку?

Появляются объекты «По-

мощники» и «Вредители».

Сообщение учителя о поль-

зе и вреде насекомых как

итог этой беседы.

9. Рефлексия

Работа с таблицей «З, Х, У»

Сегодня на уроке мы много

говорили о насекомых. Что

же нового вы для себя узна-

ли? (Устные ответы де-

тей.)

Итак, давайте ответим на

поставленный в начале уро-

ка вопрос. Кто такие насе-

комые?

Оценка урока.

У каждого на столе картин-

ки. Выберите нужную:

а) плод – «Я узнал много

нового»;

б) цветок – «Урок прошел

неплохо»;

в) зеленый листок – «Не со-

всем удовлетворен уроком»;

г) желтый листок – «Мне

было неинтересно».

Насекомые – это жи-

вые существа, у кото-

рых 6 ног, голова,

грудь, брюшко, чув-

ствительные усики.

Многие из них при-

носят пользу приро-

де и человеку, но

есть и такие, которые

вредят. Некоторые

виды насекомых ну-

ждаются в нашей за-

щите.

Каждый ученик при-

крепляет на яблоню

картинку, соответ-

ствующую оценке

его работы на уроке.

Достигнутые результаты

Личностные УУД:

дети учились определять и

высказывать самые простые,

общие для всех людей прави-

ла.

Познавательные УУД:

дети учились извлекать ин-

формацию из иллюстраций и

теста, представлять информа-

цию в виде таблицы, делать

вывод из полученной инфор-

мации.

Коммуникативные УУД:

дети учились слушать и пони-

мать других, совместно дого-

вариваться о правилах обще-

ния и поведения.

Регулятивные УУД:

дети учились оценивать учеб-

ные действия в соответствии

с поставленной задачей; опре-

делять успешность выполне-

ния своего задания в диалоге

с учителем; осуществлять по-

знавательную и личностную

рефлексию.

10. Дифферен-

цированное

домашнее за-

дание (на вы-

бор)

I уровень:

Отгадать загадки «Т № 2»

стр. 18 и найти разрезные

картинки – отгадки.

II уровень:

Разгадать кроссворд «Т № 2

стр. 19»

- В чем ошибка художника.

III уровень:

Нарисовать насекомое и

подготовить краткий

рассказ о его особенностях.

Познавательные УУД:

самостоятельное сознание

способов решения проблем

творческого и поискового ха-

рактера.

10



В раздел образования