Автор: Симанкова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"Школа 44 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: Город Нижний Новгород
Наименование материала: сценирование урока
Тема: Окружающий мир 1 класс "Наши маленькие соседи" (насекомые)
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Симанкова И.В.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
Тема
Наши маленькие соседи (насекомые)
Цель
Узнать кто такие насекомые, какой существенный признак
насекомых
Задачи
Образовательные:
способствовать обогащению представлений учащихся о
многообразии мира насекомых; формировать новые понятия
отличительных особенностей строения насекомых; позна-
комить учащихся с различными видами насекомых; систе-
матизировать знания учащихся о группах животных этого
класса;
Развивающие:
Развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы
о том, чем отличаются насекомые от других видов живот-
ных; способствовать формированию умения выделять глав-
ное из информации учителя, развитию познавательного ин-
тереса, воображения;
Воспитательные:
Способствовать формированию эмоционально-ценностного
отношения к удивительным по своему разнообразию насе-
комым, воспитанию стремления бережно относиться к при-
роде в повседневной жизни.
УДД
Регулятивные УУД:
- формирование умения планировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условия-
ми ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно дей-
ствовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии.
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готов-
ность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку со-
бытий.
Личностные УУД:
1
Самоопределение: принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
Смыслообразование: наличие мотивации к творческому тру-
ду, работе на результат.
Ценностная ориентация: формирование целостного, соци-
ально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и рели-
гий.
Познавательные УУД:
- формирование умения извлекать информацию иллюстра-
ций, текстов, выделять главное;
- формирование умения на основе анализа объектов делать
выводы;
- формирование умения обобщать и классифицировать по
признакам.
Планируемые
результаты
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения.
Предметные результаты:
Различать насекомых среди всех животных, выделяя суще-
ственный признак:
- находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарк-
тиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извле-
кать из них информацию;
- приводить примеры;
- устанавливать связь между строением, образом жизни;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достиже-
ния на уроке.
Метапредметные результаты:
- процесс овладения способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осу-
ществления;
- процесс освоения начальных форм познавательной и лич-
ностной рефлексии;
- формирование умения активно использовать речевые сред-
ства для решения коммуникативных и познавательных за-
дач;
- формирование умения слушать собеседника и вести диа-
лог; готовность признавать возможность существования
2
различных точек зрения и права каждого иметь свою; изла-
гать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
- формирование умения определять общую цель и пути ее
достижения; умения договариваться о распределении функ-
ций и ролей в совместной деятельности; осуществлять вза-
имный контроль в совместной деятельности, процесс овла-
дения начальными сведениями о сущности и особенностях
природных объектов действительности.
Ресурсы
Компьютер, презентация, ролик «Насекомые», раздаточный
материал: карточки с вопросами, таблицы «З, Х, У». На дос-
ке правила работы в группах.
Формы урока
Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г –
групповая.
Тип урока по
целеполаганию
Урок «открытия» новых знаний.
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые универсаль-
ные учебные действия (УДД)
1. Организа-
ционный мо-
мент
Вот прозвенел звонок. На-
чинается урок. Поздоро-
вайтесь друг с другом
Дети здороваются
друг с другом
Регулятивные УУД:
целеполагание – постановка
учебной задачи на основе со-
отнесения того, что уже из-
вестно и усвоено учащимися,
и того, что еще неизвестно
Личностные УУД:
готовность и способность к
саморазвитию
2. Проверка
домашнего за-
дания. Актуа-
лизация зна-
ний
Кто дома узнал о какой-
либо удивительной птице и
хочет поделиться своими
знаниями
Ответы детей
Познавательные УУД:
поиск, подбор и структирова-
ние необходимой информации
3. Изучение
нового мате-
риала
С какими двумя группами
животных мы познакоми-
лись на предыдущих уро-
ках? Какие существенные
признаки у этих групп? (на
доске помещены карточки с
изображением млекопитаю-
щих и птиц, и одно насеко-
мое – муравей).
Распределите животных на
две группы
Мы познакомились с
млекопитающими и
птицами. Все млеко-
питающие вскармли-
вают своих детены-
шей молоком. Основ-
ное отличие птиц от
других животных –
это оперение.
Работа в парах (уча-
щиеся обнаружива-
ют, что одно живот-
ное не подходит ни к
одной из групп)
Познавательные УУД: пони-
мать прочитанное, развивать
умения анализировать и обоб-
щать полученные знания.
Познавательные УУД:
развивать умения анализиро-
вать и обобщать полученные
знания.
Коммуникативные УУД:
3
участвовать в совместных
действиях, контролировать
действия партнера, слушать
чужую точку зрения, догова-
риваться, приходить к общему
решению.
4. Постановка
проблемы
Итак, мы сегодня совершим
путешествие в удивитель-
ный мир живых существ.
Слайд 1.
«Мир живых существ»
А мир каких животных мы
посетим, вам предстоит
узнать самим.
5. Работа по
теме урока
(стадия
осмысления)
Слайд 2. КроссВорд
Ребята, послушайте внима-
тельно загадки и попробуй-
те отгадать, о ком идет речь:
1.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка.
С травы – на былинку,
С ветки – на тропинку.
2.Над цветком порхает, пля-
шет,
Веерком узорным машет.
3.Те, с кем рядом я жужжа-
ла,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса.
Потому что я - …
4.Звучит труба басисто.
Не трогайте солиста!
Пускай садится на цветок
И пьет в антракте сладкий
сок.
5.Не зверь, не птица – нос,
как спица.
Летит – пищит, сядет –
молчит.
Кто его убьет, тот кровь
свою прольет.
6.Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
7.Ходит ходок черед пото-
лок,
Всем надоедает, здоровью
угрожает,
А как осень придет, еще и
кусаться начнет.
4
8.Домовитые хозяйки проле-
тают над лужайкой.
Похлопочут над цветком –
он поделится медком.
9.Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
Молодцы, вы разгадали
кроссворд. Назовите одним
словом, как называются эти
животные?
Слайд 3.
Кластер (на кластере появ-
ляется объект - насекомые)
Насекомые – самые распро-
страненные обитатели жи-
вотного мира на Земле. Их
более 1 млн. видов. А назва-
ли их так потому, что на
теле этих животных есть
полосы – насечки. Посмот-
рите, какие они все разные
(просмотр фильма – «Насе-
комые»).
Это насекомые
Дети смотрят ролик
«Насекомые»
Познавательные УУД:
Установление причинно-след-
ственных связей, построение
логической цепи рассужде-
ний, выдвижение гипотез.
Коммуникативные УУД:
Умения договариваться и при-
ходиться к общему решению
в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столк-
новения интересов, строить
понятные для партнера вы-
сказывания, контролировать
действия партнера
6. Совместное
открытие зна-
ний (работа с
таблицей
«З, Х, У»)
Работа с таблицей
«З, Х, У)».
Ребята, а что вы знаете о на-
секомых? Что бы вы хотели
узнать?
Знаю
Хочу
узнать
Узнал
Работа с учебником стр. 44.
Рассмотрите внимательно
насекомых. Похожи они
между собой, есть ли у них
что-то общее?
По каким признакам будем
сравнивать?
Найдите сходство в строе-
нии тела этих животных.
Сколько у них ног? Усиков?
Частей тела?
По цвету, размеру,
количеству ног,
строению тела.
Главный признак на-
секомых – 6 ног. Их
тело состоит из голо-
вы, брюшка, груди. У
них есть крылья и
чувствительные уси-
ки.
Регулятивные УУД:
оценка – выделение и осозна-
ние учащимися того, что уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества
и уровня осознания.
Познавательные УУД:
установление причинно-след-
ственных связей, построение
логической цепи рассужде-
ний; выдвижение гипотез, их
обоснование, доказательство.
5
Коммуникативные УУД:
формирование умения оформ-
лять свои мысли в устной
форме; формирование умения
совместно договариваться о
правилах общения и поведе-
ния.
Личностные УУД:
Формирование умения опре-
делять и высказывать самые
простые, общие для всех лю-
дей правила.
7. Первичное
закрепление
материала (ра-
бота с тетра-
дью на печат-
ной основе №
2 стр. 19 №
13)
Укажите цифрами части
тела муравья и признаки на-
секомых
Слайд 4.
Кластер.
Итак, мы выяснили, что у
всех насекомых 6 ног, голо-
ва, грудь, брюшко и усики
(по мере объяснения на кла-
стере появляются назван-
ные объекты).
Каких насекомых вы еще
знаете? Где их видели?
Где же обитают насекомые?
(на кластере появляются
«Места обитания»- вода,
воздух, почва).
Слайд 5.
«Отгадай животное по их
описанию».
1.Отгадай по описанию, о
каком животном идет речь:
Животное плетет красивую
Работа в парах
Ответы детей.
В почве, в воде, в
воздухе
Познавательные УУД:
формирование умения извле-
кать информацию из схем, ил-
люстрация, текста, таблиц;
формирование умения на
основе анализа объектов де-
лать выводы; формирование
умения представлять инфор-
мацию в виде схему, таблицы.
Коммуникативные УУД:
формирование умения слу-
шать и понимать других; фор-
мирование умения совместно
договариваться о правилах
общения и поведения.
Личностные УУД:
формирование умения опре-
делять и высказывать самые
простые правила.
Регулятивные УУД:
формирование умения оцени-
вать учебные действия в соот-
ветствии с поставленной зада-
чей; формирование умения
определять успешность вы-
полнения своего задания в
диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
формирование умения извле-
кать информацию из схем, ил-
люстрация, текста, таблиц.
6
легкую сеть, чтобы поймать
себе на обед насекомых.
Оно не летает, а тихонько
ждет, когда кто-нибудь по-
падет в его ловушку. У него
восемь ног.
2.Это животное делает зем-
лю плодородной. Роет узкие
ходы, чтобы корни растений
могли дышать. Его можно
найти под старыми кореш-
ками. После дождя оно вы-
бирается на поверхность
земли подышать.
3.Тело этого животного по-
крыто пушком. Его звук –
жужжание. Только оно мо-
жет добраться до пыльцы
цветков клевера своим
длинным хоботком. У него
шесть ног и есть крылыш-
ки.
4.Это животное быстро ле-
тает и умеет бегать по по-
толку. Очень любит, когда
оставляют крошки на обе-
денном столе.
Это насекомые? Докажите?
Почему вы так решили? Кто
из них насекомые? (паук и
дождевой червяк исчезают
при щелчке по фото).
Слайд 6.
Кластер. Насекомые – самая
многочисленная группа жи-
вотных. Это и бабочки, и
муравьи, и жуки, и мухи.
Многие насекомые питают-
ся растениями, некоторые
бабочки – пыльцой. Но есть
среди насекомых и хищни-
ки. Например, божья коров-
ка поедает тлей, которые гу-
бят плодовые деревья. Стре-
коза охотится на комаров и
мошек.
Итак, чем питаются насеко-
мые? (Растениями, пыль-
цой, другими насекомыми.)
Как называются те, которые
питаются травой, пыльцой?
(Растительноядные.) А те,
Не все?
Выступления учени-
ков на основе зара-
нее подготовленного
материала или лич-
ных наблюдений.
Коммуникативные УУД:
формирование умения оформ-
лять свои мысли в устной
форме; формирование умения
совместно договариваться о
правилах общения и поведе-
ния.
Личностные УУД:
формирование умения опре-
делять и высказывать самые
простые, общие для всех лю-
дей правила.
Регулятивные УУД:
формирование умения осуще-
ствлять познавательную и
личностную рефлексию.
7
которые питаются другими
насекомыми? (Хищники.)
(появляются объекты кла-
стера – растительноядные,
хищники)
8. Обобщение
и закрепление
Игровая ситуация.
Ребята, сейчас мы с вами
поиграем в игру «Верите ли
вы, что…». У вас на столах
лежат листочки с номерами
вопросов. Я читаю вопрос,
который начинается со слов
«Верите ли вы, что…», а
вы, если верите, ставите
напротив номера вопроса
«+
≫
, если не верите – «-
≫
.
Игра
«Верите ли вы, что…»
1. «…муравьи бывают па-
стухами?»
2. «…есть жуки-«сани-
тары»?»
3. «…божья коровка умеет
прыгать?»
4. «в природе существует
жук-геркулес?»
5. «…жук-красотел поедает
гусениц?»
6. «…некоторые бабочки
улетают зимовать в теплые
края?»
7. «…надоедливые мухи
приносят людям пользу?!
8. «…пчелы и стрекозы в
полете могут обогнать вело-
сипедиста?»
А чтобы проверить, верно
ли вы ответили на все во-
просы, послушайте мой
рассказ.
Формируемые УУД:
Становление познавательных
процессов (внимания, памяти,
мышления), а также мысли-
тельных операций (анализа,
сравнения, обобщения); реше-
ние проблемных вопросов на
основе имеющихся знаний;
сравнение собственных выво-
дов с выводом в учебнике.
Слайд 7.
(появление объектов происхо-
дит по щелчку)
В отличие от божьей коровки,
которая поедает тлей, муравьи,
наоборот, охраняют это насе-
комое. Точнее, они «пасут»
тлей, как стадо коров, и при
этом, так же как мы получаем
от коров молоко, получают
сладкий нектар от тлей, кото-
рый затем съедают. Тлю так и
8
прозвали: «муравьиная коро-
ва». Надо заметить, что эта ме-
дяная роса, выделяемая тлей,
губит деревья.
Среди насекомых много жу-
ков. Они умеют быстро бегать
и могут летать. Среди них есть
хищники и растительноядные.
Например, красотел пахучий
спасает лес от разных гусениц.
Некоторые жуки питаются
остатками погибших растений
и животных, поэтому их назы-
вают «санитарами». Жуки бы-
вают разные и по размеру.
Длина жука-голиафа достигает
11 сам. А один из самых круп-
ных жуков – жук-геркулес. Его
длина бывает 18 сам, и поло-
вина его длины приходится на
рог.
Самые красивые насекомые –
это бабочки. Их крылья по-
крыты разноцветными чешуй-
ками. Осенью одни бабочки
улетают зимовать в теплые
страны, другие засыпают до
весны. Например, бабочка ма-
хаон занесена в Красную кни-
гу России. Как мы с вами мо-
жем позаботиться об охране
этой бабочки?
Очень опасное насекомое –
мужа. Она является разносчи-
ком многих заболеваний. На
лапках мухи можно обнару-
жить несколько миллионов
различных микробов. Мухи
садятся на продукты и остав-
ляют на них болезнетворные
бактерии. Человеку необходи-
мо защищать свое жилище от
мух.
А вот и интересный факт о на-
секомых. Пчела и стрекоза ле-
тают так быстро, что в полете
могут обогнать велосипедиста.
Итак, я повторяю вопросы, вы
отвечаете на них и обосновы-
ваете свой ответ, опираясь на
только что услышанные сведе-
ния.
Кто не допустил ни одной
ошибки? Молодцы!
Ответы детей.
Слайд 8.
Кластер. Давайте подумаем,
9
а зачем нужны насекомые в
природе? Приносят ли насе-
комые пользу человеку?
Появляются объекты «По-
мощники» и «Вредители».
Сообщение учителя о поль-
зе и вреде насекомых как
итог этой беседы.
9. Рефлексия
Работа с таблицей «З, Х, У»
Сегодня на уроке мы много
говорили о насекомых. Что
же нового вы для себя узна-
ли? (Устные ответы де-
тей.)
Итак, давайте ответим на
поставленный в начале уро-
ка вопрос. Кто такие насе-
комые?
Оценка урока.
У каждого на столе картин-
ки. Выберите нужную:
а) плод – «Я узнал много
нового»;
б) цветок – «Урок прошел
неплохо»;
в) зеленый листок – «Не со-
всем удовлетворен уроком»;
г) желтый листок – «Мне
было неинтересно».
Насекомые – это жи-
вые существа, у кото-
рых 6 ног, голова,
грудь, брюшко, чув-
ствительные усики.
Многие из них при-
носят пользу приро-
де и человеку, но
есть и такие, которые
вредят. Некоторые
виды насекомых ну-
ждаются в нашей за-
щите.
Каждый ученик при-
крепляет на яблоню
картинку, соответ-
ствующую оценке
его работы на уроке.
Достигнутые результаты
Личностные УУД:
дети учились определять и
высказывать самые простые,
общие для всех людей прави-
ла.
Познавательные УУД:
дети учились извлекать ин-
формацию из иллюстраций и
теста, представлять информа-
цию в виде таблицы, делать
вывод из полученной инфор-
мации.
Коммуникативные УУД:
дети учились слушать и пони-
мать других, совместно дого-
вариваться о правилах обще-
ния и поведения.
Регулятивные УУД:
дети учились оценивать учеб-
ные действия в соответствии
с поставленной задачей; опре-
делять успешность выполне-
ния своего задания в диалоге
с учителем; осуществлять по-
знавательную и личностную
рефлексию.
10. Дифферен-
цированное
домашнее за-
дание (на вы-
бор)
I уровень:
Отгадать загадки «Т № 2»
стр. 18 и найти разрезные
картинки – отгадки.
II уровень:
Разгадать кроссворд «Т № 2
стр. 19»
- В чем ошибка художника.
III уровень:
Нарисовать насекомое и
подготовить краткий
рассказ о его особенностях.
Познавательные УУД:
самостоятельное сознание
способов решения проблем
творческого и поискового ха-
рактера.
10