Автор: Зверкова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №232" ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Улан–Удэ
Наименование материала: Авторская парциальная рабочая программа по экологическому воспитанию
Тема: "Тропинка в природу"
Раздел: дошкольное образование
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №232 ОАО «РЖД»
Авторская парциальная рабочая
программапо экологическому
воспитанию
«Тропинка в природу»
Пояснительная записка
Экологическое
воспитание
дошкольников
–
это
ознакомление
детей
с
природой,
в
основу
которого
положен
экологический
подход,
и
педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия
экологии.
В
экологическом
воспитании
детей
дошкольного
возраста
необходимо
не
только
наблюдать
за
природой,
но
и
общаться
с
ней,
ухаживать за растениями и животными. Всё это можно выразить при помощи
игры,
творчества,
музыки,
экспериментирования,
именно
поэтому
происходит
закрепление
впечатлений
и
знаний,
полученных
ребенком.
Именно в дошкольном возрасте ребенок выделяет себя из предметного мира,
начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей. Уже
осознанно
ориентироваться
в
окружающем
предметно-природном
мире,
способен вычленять его ценности. У ребенка именно дошкольного возраста
закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых
ребенок
начинает
осознавать
взаимодействие
с
природой,
как
общую
ценность для всех людей.
Дошкольное
воспитание
и
есть
начальное
звено
в
экологическом
образовании,
поэтому
в
дошкольном
детстве
ребенок
получает
эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных
формах
жизни.
У
детей
формируются
первые
основы
экологического
мышления,
сознания,
так
же
закладываются
начальные
элементы
экологической культуры. Все это происходит только при одном условии –
если взрослые, которые воспитывают ребенка, сами обладают экологической
культурой. Они понимают общие проблемы и беспокоятся по их поводу,
показывают
маленькому
человечку
прекрасный
мир
природы,
помогают
наладить взаимоотношения с ним.
Очень большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет
программа,
которая
направлена
на
становление
начал
экологической
культуры через познание экологических закономерностей природы.
Моя
программа
«Тропинка
в
природу»,
которая
нацелена
на
воспитание
доброй, социально-активной и творческой личности ребенка дошкольного
возраста,
с
единым
взглядом
на
природу,
с
пониманием
места
самого
человека в ней. Дети получают представления о взаимосвязях в природе,
которые и помогают им обрести начало начал экологического мировоззрения
и
культуры,
ответственного
отношения
к
окружающей
среде
и
своему
здоровью. Программа «Тропинка в природу» предусматривает выработку у
детей дошкольного возраста самых первых навыков экологически грамотного
и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в
природоохранной деятельности в своем родном крае.
Большую
роль
в
экологическом
образовании
дошкольников
играет
практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Наши
дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А
экологическое
образование
должно
начинаться
с
объектов
ближайшего
окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, потому
что,
процесс
обучения
будет
непродуктивным
без
эмоционального
восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов. Всё это не случится, если
изучать природу по картинкам и фотографиям.
Цель программы:
Повысить уровень экологической воспитанности дошкольников.
Задачи:
- Формирование экологических представлений.
- Развитие познавательных умений.
- Овладение умениями и навыками ухода за живыми существами.
- Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.
Система педагогического взаимодействия:
- Организованное обучение.
- Совместная деятельность взрослого с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
Экологические досуги Целевые прогулки
и праздники.
Диагностика
экологической
воспитанности детей
Наблюдение в уголке
Природы
Создание книг- Труд в уголке природы
самоделок.
Игры
Различные виды
изобразительной Просмотр фильмов
деятельности
Совместная деятельность
Работа с
моделями
воспитателя и детей.
Работа с календарями
природы,
дневниками наблюдений
Опытно-поисковая Сбор коллекций семян и камней.
Деятельность Разговоры с детьми на
экологические темы
Беседы, чтение худ
.литературы Рассматривание дидактических
картинок, иллюстраций
Работа с
литературой
Создание проблемных
ситуаций
Задания для
самостоятельных
наблюдений
Самостоятельная
деятельность
детей
Разные виды игр
Разные виды
экспериментирования
Уход за растениям
и в уголке природы
Стимулирование педагогом
самостоятельной деятельности
Составляющие образовательного процесса
Накопление
познавательного опыта
детей через их
исследовательскую
деятельность в
естественных и
специально созданных
условиях:
экспериментирование
наблюдение,
рассматривание,
чтение,
труд,
общение.
Обобщение и
систематизация
познавательного опыта
через дидактические
игры и на занятиях
Использование и
преобразование опыта
детей в специально
созданных условиях в
детских видах
деятельности:
игре,
в движении,
экспериментировании,
конструировании,
продуктивной и
музыкальной
деятельности.
Формы работы
Познавательные
занятия
Совместная
исследовательская
деятельность
Наблюдения и
труд в природе
Самостоятельная
деятельность детей
Кружковая работа
Развлечения и
досуги