Автор: Тарасенко Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: пгт Преображение Приморский край Лазовский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Развиваем речь детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное общеразвивающее учреждение детский сад
«Солнышко» Приморский край Лазовский район пгт. Преображение
Консультация для родителей
«Развиваем речь ребенка»
Воспитатель: Тарасенко Г.И.
К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и
формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не
четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и
шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной
речи я предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.
Упражнения направлены на выработку четкого и внятного
произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания,
речевого слуха, голосового аппарата.
Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести
с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и
плавного выдоха. Для этого можно использовать мыльные пузыри.
Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или
выдувать воздух через трубочку в стакан с водой.
Закреплению правильного произношения способствует повторение
чистоговорок , заучивание загадок, потешек, считалок и
стихотворений, насыщенных определенными звуками.
Упражнение: Опиши картинку
Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и
просим ребенка рассказать кого он видит, описать персонаж.
Например: зайка — серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка
возникли трудности с описанием, помогите ему.
Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть
составят рассказ не отдельными словами, а целыми
предложениями.
Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый.
Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и
способствует развитию мышления.
Чистоговорки:
Звуки М, П, Б
1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.
Звуки Т, Д, Н
1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.
Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
Звуки Ф, В
1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
Звук С(сь).
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
Звук З
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Звук Ц
1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.
Звук Ш
1.Нашей Маше дали мало каши.
Звук Ж
1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.
Звук Ч
1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.
Звук Щ
1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.
Звук Л (Ль)
1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Звук Р (рь)
1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.
Упражнения на смешанные звуки
Стоит воз овса, возле воза овца. Собака сидит на цепи. Заглянет
солнце и к нам в оконце. На крыше у Шуры жил журавль. Кошка
спит, а мышку видит. Ежик лежит под ёлкой. Лёжа хлеба не
добудешь. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. Мальчик
чистит лошадку щеткой. Щенок играет с мячом. Шесть мышат в
шалаше шуршат. Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Вымыли
мышки миски для мишки. У волчицы волчата, у курицы и цапли-
цыплята. Девочка пьет чай из чашки. Ща-са-са- под кустом сидит
лиса. У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь. Щи да каша -пищи
наша. Всякой вещи свое место. Рыбу ловит рыболов. Весь в реку
ушел улов. Вкусная халва, мастеру хвала. Римма и Тима шли мимо
тира. Можно и самому придумать шутливые фразы, типа: «да-да-да
— в огороде лебеда», «ду-ду-ду — растут яблоки в саду», «ша-ша-
ша — принесли домой ерша» «ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»
«жа-жа-жа — есть иголки у ежа» «чи-чи-чи — прилетели к нам
грачи» «жу-жу-жу — я на солнышке лежу»… и так далее.
Скороговорки:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Ехал Грека через реку, видит
Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку греку — цап.
Карл украл у Клары коралы, Клара у Карла украла кларнет. На
дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора. Кукушка кукушонку
купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он
смешон.