Автор: Червякова Елена Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование
Народная музыка как средство воспитания патриотических
чувств
и развития музыкальных способностей детей
младшего школьного возраста.
«Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь родину – такую,
Какой ее ты с детства увидал»
Константин Симонов
Родина.
Отчизна.
Отечество.
Отчий
край.
Так
называют
люди
ту
з е м л ю ,
н а
которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота
которой открылась однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть
это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края.
Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет
чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее,
тем
лучше
поймут
значение
того,
что
происходит
сегодня,
и
тем
яснее
представят будущее.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю,
на
которой
живешь,
поэтому
детям
необходимо
знать
и
изучать
культуру
своих
предков.
Именно
акцент
на
знание
истории
народа,
его
культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным
традициям
других
народов.
Таким
образом,
патриотическое
воспитание детей младшего школьного возраста является одной из основных
задач.
В
последние
годы
идет
переосмысление
сущности
патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая
все большее общественное значение, становится задачей государственной
важности.
Современные
исследователи
в
качестве
основополагающего
фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом
воспитании
школьников
рассматривают
национально-региональный
компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому,
природе, культуре малой Родины. В связи с этим естественным образом
меняется
позиция
взрослого:
поскольку
ни
один
человек
не
может
«представительствовать от лица всей культуры» (Э.Н. Гусинский), то он
становится соучастником совместного познания окружающего мира. В этом
контексте
патриотическое
воспитание
является
не
самоцелью,
а
естественным
процессом
и
результатом
всей
проводимой
работы
по
ознакомлению детей с родным краем.
Моя малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является
той
путеводной
звездой,
которая
на
протяжении
всей
жизни
определяет
очень многое, если не сказать – все!
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.
У каждого народа свои сказки, песни, танцы, и все они передают от
поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу,
взаимопомощь,
трудолюбие.
«Это
–
первые
блестящие
попытки
русской
народной педагогики, — писал К.Д.Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-
нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением
народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если
оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую
педагогическую
литературу
термин
«народная
педагогика»,
видя
в
фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый
материал для воспитания любви к Родине.
Фольклор.… Все чаще это слово радует слух взрослых и вызывает
восторг у детей. Воспитание на народных традициях несет школьникам не
только
радость,
эмоциональный
и
творческий
подъем,
но
и
становится
неотъемлемой
частью
развития
музыкальных
способностей.
Ребенку
доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Народное
искусство
издавна
–
и
в
высшей
степени
справедливо
–
считается
и
источником, и средством развития речи: народ всегда создавал специально
для
детей
так
называемые
малые
формы
фольклора
–
кладезь
мудрой
народной педагогики.
Музыка дает возможность даже самому маленькому ребенку проявить
себя.
И
задача
учителя
музыки
быть
не
только
музыкантом,
но
и
обязательно
педагогом:
не
быть
в
плену
типовой
программы,
уметь
улавливать
настроения
детей,
считаться
с
их
желаниями,
действовать
в
реальных условиях.
Цель. Воспитывать патриотические чувства в процессе ознакомления
ш ко л ь н и ко в
с
м у з ы к а л ь н о й
к у л ь т у р о й
р у с с ко г о
н а р о д а .
Задачи.
Воспитывать
любовь
к
родному
краю
на
основе
музыкального
фольклора
русской
народной
музыки;
знакомить
с
р а з н ы м и
жанрами
народного
творчества
(песни,
попевки,
заклички,
хороводы,
музыкальные игры, танцы); ввести в репертуар (для слушания и исполнения)
произведения
русских
композиторов,
песни
о
родном
крае,
о
столице;
п р и о б щ а т ь
к
к у л ь т у р е
и
т р а д и ц и я м
р у с с к о г о
н а р о д а ,
воспитывать лучшие качества присущие им: трудолюбие, взаимовыручку,
у в а ж е н и е
к
с т а р ш и м ;
знакомить
детей
с
фактами
и
явлениями
окружающей
жизни
с р е д с т в а м и
м у з ы к и ,
р а с ш и р я т ь
к р у г о з о р ;
воспитывать любовь к народному искусству и с его помощью развивать
музыкальные способности не одной группы особо одаренных детей, а всего
детского коллектива с разным уровнем музыкальных способностей.
Перспективно спланировать работу с детьми так, чтобы материал был
равномерно распределен в течение учебного года, обеспечивая тем самым
последовательное решение поставленных задач в комплексе с другими.
Одной
из
форм
проявления
патриотических
чувств,
является
повышение интереса к своей национальной культуре, искусству,
К р а с о т у
и
с в о е о б р а з и е
р у с с к о й
м е л о д и к и
дети
познают
на
уроках
музыки,
на
внеурочных
занятиях,
а
также
в
повседневной
жизни.
Работа
в
этом
направлении
включает
слушание
русской
народной
музыки;
рассказ
о
русских
народных
музыкальных
и н с т р у м е н т а х
в
сравнении
с
инструментами
других
народов;
разучивание
элементов
русских
народных
танцев,
с
последующим
построением
их
в
танец;
танцевальные импровизации: сольные и в парах.
Ощущение красоты возникает у ребенка очень рано, когда он делает
первые шаги по родной земле. И уже в это время важно подсказать ему:
остановись, прислушайся, взгляни, как это прекрасно.
Работа над вокально-хоровыми навыками и над чистотой интонации
очень
трудоемка.
В
первую
очередь
–
собственный
показ.
Младшие
школьники
не
всегда могут чисто спеть звук с инструмента, а с голоса берут гораздо
быстрее и чище.
Важный момент при работе над интонацией – найти яркое сравнение
для звука: «дотянемся голосом до солнца, до вершины горы, до листика на
дереве, голосок взлетает вверх, как огоньки на елке, голос звенит как горный
ручей» и т.д.
С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому
месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту
окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края;
формировать стремление оказывать посильную помощь, людям живущим
рядом.
Маленький
ребенок
еще
не
в
силах
разобраться
в
вопросах
политического,
исторического,
социального
характера.
Для
него
важны
конкретные примеры и наглядность, которые являются залогом понимания.
Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают
народную
песню
исключительно
ценным
средством
художественного
воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию и поют ее чисто
и
без
поддержки
музыкального
инструмента.
Воспитательное
значение
народной
песни
велико.
Она
становится
не
только
средством
познания
окружающего мира, но и одним из путей нравственного и патриотического
воспитания
детей.
В
ней
воспевается
любовь
к
родному
краю,
Родине,
народу.
Как и любой вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в
художественных
образах,
следовательно,
танцу
свойствен
образный,
сюжетный характер. Песня и танец, объединенные в народном творчестве,
обогащают
друг
друга.
Так,
русский
народный
танец
от
содружества
с
песней,
музыкой
приобрел
мелодическую
напевность,
внутреннюю
музыкальную
организованность,
особую
образность.
Одно
из
основных
условий
успешной
работы
по
разучиванию
танцев
–
целенаправленный
выбор движений и правильная их последовательность. Прежде чем дети
познакомятся
с
композицией
танца,
они
должны
освоить
все
элементы
танцевальных движений под слово, пение, музыку, желательно в игровой
форме.
Огромную
роль
в
развитии
духовности
детей
играет
фольклор,
вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы,
воплотившиеся в целую систему художественных образов. Народные песни,
игры,
танцы,
народные
сказки,
малые
фольклорные
жанры
–
это
то
неоценимое
богатство,
которое
способно
помочь
ребенку
преодолеть
скованность,
застенчивость,
стать
творческой
личностью.
Порой
две
коротенькие строчки песни могут сделать больше, чем скучная беседа и
наставления.
Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни,
потешки,
попевки,
играя
в
народные
игры,
ребенок
эмоционально
раскрывается и активно включается в предложенную на занятии ситуацию.
Особенно нравятся детям комплексные и интегрированные занятия,
построенные полностью на фольклорном материале. Одно из них – «Русская
ярмарка».
Разве
можно
устоять
на
месте,
когда
звенят
бубенцы,
трещат
ложки,
развлекают
народ
разудалые
скоморохи?
Бойко
распродают
товар
продавцы. И здесь же, на глазах у всех работают мастера – это сами дети.
Проведение
этих
праздников
потребовало
серьезной
подготовки.
Только
в
этом
случае
—
в
атмо сфере
всеобщего
в н и м а н и я ,
з а и н т е р е с о в а н н о с т и ,
п р о ф е с с и о н а л и з м а
взрослых – ребенок воспринимает окружающий мир и народное искусство.
В
результате
систематической
и
целенаправленной
работы
мы
воспитываем у детей любовь к своей малой Родине, желание знать свои
корни и традиции, беречь их и приносить пользу людям, родной природе,
своему краю.
Детство – это то, что дается каждому из нас только, на очень короткий
промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю
жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых,
зависит,
что
именно
наши
воспитанники
пронесут
с
собой
по
жизни
и
передадут
своим
детям,
а
значит,
следует
очень
бережно
относиться
к
периоду детства, поддерживать, деликатно направлять естественный путь
развития.
Народная музыка с ее глубоким содержанием и могучим воздействием
на духовный мир человека очень важна для всестороннего развития ребенка.
МБОУ СОШ №23
Г. Новосибирск
учитель музыки
Червякова Елена Николаевна