Напоминание

Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.


Автор: Червякова Елена Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование





Назад




Народная музыка как средство воспитания патриотических

чувств

и развития музыкальных способностей детей

младшего школьного возраста.

«Ты вспомнишь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспомнишь родину – такую,

Какой ее ты с детства увидал»

Константин Симонов

Родина.

Отчизна.

Отечество.

Отчий

край.

Так

называют

люди

ту

з е м л ю ,

н а

которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота

которой открылась однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть

это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края.

Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет

чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее,

тем

лучше

поймут

значение

того,

что

происходит

сегодня,

и

тем

яснее

представят будущее.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за

землю,

на

которой

живешь,

поэтому

детям

необходимо

знать

и

изучать

культуру

своих

предков.

Именно

акцент

на

знание

истории

народа,

его

культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным

традициям

других

народов.

Таким

образом,

патриотическое

воспитание детей младшего школьного возраста является одной из основных

задач.

В

последние

годы

идет

переосмысление

сущности

патриотического

воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая

все большее общественное значение, становится задачей государственной

важности.

Современные

исследователи

в

качестве

основополагающего

фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом

воспитании

школьников

рассматривают

национально-региональный

компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому,

природе, культуре малой Родины. В связи с этим естественным образом

меняется

позиция

взрослого:

поскольку

ни

один

человек

не

может

«представительствовать от лица всей культуры» (Э.Н. Гусинский), то он

становится соучастником совместного познания окружающего мира. В этом

контексте

патриотическое

воспитание

является

не

самоцелью,

а

естественным

процессом

и

результатом

всей

проводимой

работы

по

ознакомлению детей с родным краем.

Моя малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является

той

путеводной

звездой,

которая

на

протяжении

всей

жизни

определяет

очень многое, если не сказать – все!

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

У каждого народа свои сказки, песни, танцы, и все они передают от

поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу,

взаимопомощь,

трудолюбие.

«Это

первые

блестящие

попытки

русской

народной педагогики, — писал К.Д.Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-

нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением

народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если

оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую

педагогическую

литературу

термин

«народная

педагогика»,

видя

в

фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый

материал для воспитания любви к Родине.

Фольклор.… Все чаще это слово радует слух взрослых и вызывает

восторг у детей. Воспитание на народных традициях несет школьникам не

только

радость,

эмоциональный

и

творческий

подъем,

но

и

становится

неотъемлемой

частью

развития

музыкальных

способностей.

Ребенку

доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Народное

искусство

издавна

и

в

высшей

степени

справедливо

считается

и

источником, и средством развития речи: народ всегда создавал специально

для

детей

так

называемые

малые

формы

фольклора

кладезь

мудрой

народной педагогики.

Музыка дает возможность даже самому маленькому ребенку проявить

себя.

И

задача

учителя

музыки

быть

не

только

музыкантом,

но

и

обязательно

педагогом:

не

быть

в

плену

типовой

программы,

уметь

улавливать

настроения

детей,

считаться

с

их

желаниями,

действовать

в

реальных условиях.

Цель. Воспитывать патриотические чувства в процессе ознакомления

ш ко л ь н и ко в

с

м у з ы к а л ь н о й

к у л ь т у р о й

р у с с ко г о

н а р о д а .

Задачи.

Воспитывать

любовь

к

родному

краю

на

основе

музыкального

фольклора

русской

народной

музыки;

знакомить

с

р а з н ы м и

жанрами

народного

творчества

(песни,

попевки,

заклички,

хороводы,

музыкальные игры, танцы); ввести в репертуар (для слушания и исполнения)

произведения

русских

композиторов,

песни

о

родном

крае,

о

столице;

п р и о б щ а т ь

к

к у л ь т у р е

и

т р а д и ц и я м

р у с с к о г о

н а р о д а ,

воспитывать лучшие качества присущие им: трудолюбие, взаимовыручку,

у в а ж е н и е

к

с т а р ш и м ;

знакомить

детей

с

фактами

и

явлениями

окружающей

жизни

с р е д с т в а м и

м у з ы к и ,

р а с ш и р я т ь

к р у г о з о р ;

воспитывать любовь к народному искусству и с его помощью развивать

музыкальные способности не одной группы особо одаренных детей, а всего

детского коллектива с разным уровнем музыкальных способностей.

Перспективно спланировать работу с детьми так, чтобы материал был

равномерно распределен в течение учебного года, обеспечивая тем самым

последовательное решение поставленных задач в комплексе с другими.

Одной

из

форм

проявления

патриотических

чувств,

является

повышение интереса к своей национальной культуре, искусству,

К р а с о т у

и

с в о е о б р а з и е

р у с с к о й

м е л о д и к и

дети

познают

на

уроках

музыки,

на

внеурочных

занятиях,

а

также

в

повседневной

жизни.

Работа

в

этом

направлении

включает

слушание

русской

народной

музыки;

рассказ

о

русских

народных

музыкальных

и н с т р у м е н т а х

в

сравнении

с

инструментами

других

народов;

разучивание

элементов

русских

народных

танцев,

с

последующим

построением

их

в

танец;

танцевальные импровизации: сольные и в парах.

Ощущение красоты возникает у ребенка очень рано, когда он делает

первые шаги по родной земле. И уже в это время важно подсказать ему:

остановись, прислушайся, взгляни, как это прекрасно.

Работа над вокально-хоровыми навыками и над чистотой интонации

очень

трудоемка.

В

первую

очередь

собственный

показ.

Младшие

школьники

не

всегда могут чисто спеть звук с инструмента, а с голоса берут гораздо

быстрее и чище.

Важный момент при работе над интонацией – найти яркое сравнение

для звука: «дотянемся голосом до солнца, до вершины горы, до листика на

дереве, голосок взлетает вверх, как огоньки на елке, голос звенит как горный

ручей» и т.д.

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому

месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту

окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края;

формировать стремление оказывать посильную помощь, людям живущим

рядом.

Маленький

ребенок

еще

не

в

силах

разобраться

в

вопросах

политического,

исторического,

социального

характера.

Для

него

важны

конкретные примеры и наглядность, которые являются залогом понимания.

Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают

народную

песню

исключительно

ценным

средством

художественного

воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию и поют ее чисто

и

без

поддержки

музыкального

инструмента.

Воспитательное

значение

народной

песни

велико.

Она

становится

не

только

средством

познания

окружающего мира, но и одним из путей нравственного и патриотического

воспитания

детей.

В

ней

воспевается

любовь

к

родному

краю,

Родине,

народу.

Как и любой вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в

художественных

образах,

следовательно,

танцу

свойствен

образный,

сюжетный характер. Песня и танец, объединенные в народном творчестве,

обогащают

друг

друга.

Так,

русский

народный

танец

от

содружества

с

песней,

музыкой

приобрел

мелодическую

напевность,

внутреннюю

музыкальную

организованность,

особую

образность.

Одно

из

основных

условий

успешной

работы

по

разучиванию

танцев

целенаправленный

выбор движений и правильная их последовательность. Прежде чем дети

познакомятся

с

композицией

танца,

они

должны

освоить

все

элементы

танцевальных движений под слово, пение, музыку, желательно в игровой

форме.

Огромную

роль

в

развитии

духовности

детей

играет

фольклор,

вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы,

воплотившиеся в целую систему художественных образов. Народные песни,

игры,

танцы,

народные

сказки,

малые

фольклорные

жанры

это

то

неоценимое

богатство,

которое

способно

помочь

ребенку

преодолеть

скованность,

застенчивость,

стать

творческой

личностью.

Порой

две

коротенькие строчки песни могут сделать больше, чем скучная беседа и

наставления.

Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни,

потешки,

попевки,

играя

в

народные

игры,

ребенок

эмоционально

раскрывается и активно включается в предложенную на занятии ситуацию.

Особенно нравятся детям комплексные и интегрированные занятия,

построенные полностью на фольклорном материале. Одно из них – «Русская

ярмарка».

Разве

можно

устоять

на

месте,

когда

звенят

бубенцы,

трещат

ложки,

развлекают

народ

разудалые

скоморохи?

Бойко

распродают

товар

продавцы. И здесь же, на глазах у всех работают мастера – это сами дети.

Проведение

этих

праздников

потребовало

серьезной

подготовки.

Только

в

этом

случае

в

атмо сфере

всеобщего

в н и м а н и я ,

з а и н т е р е с о в а н н о с т и ,

п р о ф е с с и о н а л и з м а

взрослых – ребенок воспринимает окружающий мир и народное искусство.

В

результате

систематической

и

целенаправленной

работы

мы

воспитываем у детей любовь к своей малой Родине, желание знать свои

корни и традиции, беречь их и приносить пользу людям, родной природе,

своему краю.

Детство – это то, что дается каждому из нас только, на очень короткий

промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю

жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых,

зависит,

что

именно

наши

воспитанники

пронесут

с

собой

по

жизни

и

передадут

своим

детям,

а

значит,

следует

очень

бережно

относиться

к

периоду детства, поддерживать, деликатно направлять естественный путь

развития.

Народная музыка с ее глубоким содержанием и могучим воздействием

на духовный мир человека очень важна для всестороннего развития ребенка.

МБОУ СОШ №23

Г. Новосибирск

учитель музыки

Червякова Елена Николаевна



В раздел образования