Автор: Осыкина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с №29
Населённый пункт: с.Атепцево Нарофоминский р–н Московской обл.
Наименование материала: конспект открытого занятия с родителями
Тема: Шел малыш знакомиться с правами...
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
по теме «Наши права»
Цель: Развивать у детей основы правового сознания.
Задачи:
1) Формировать представление о правах человека в соответствии с возрастными
особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2) Знакомить детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с
популярным изложением международных документов по защите прав человека
(«Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»).
3) Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого
человека.
4) Направить работу на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения
и взаимоотношений в социуме на основе литературных произведений с последующим
обсуждением.
5) Способствовать умению детей взаимодействовать в коллективе сверстников и
взрослых.
Ход занятия
Звучит фонограмма «Топ, топ топает малыш…»
Воспитатель:
По извилистой дорожке\
Шли по миру чьи-то ножки
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.
Ребята, вы хотите узнать о правах, когда и почему они появились?
Знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и
появились главные вопросы: что могут люди делать и что не могут делать? Что они
обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со
временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В
результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой
записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу
взрослые написали для себя, а заботясь о детях написали другую книгу – «Конвенцию
о правах детей». И сегодня мы поговорим о ваших правах.
(Воспитатель вносит доску с солнышком лучики у солнышка обозначены цифрами от
1 до 8).
Воспитатель: Наш детский сад называется «солнышко и именно оно поможет нам
вспомнить ваши права. Каждым лучиком обозначено какое-то право .и наша задача
сегодня собрать правовое солнышко .
.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как у меня картинка… Что же это за право, которое
обозначено солнышком?
Ребенок: Это право на жизнь.
Воспитатель: Это главное право любого человека. Почему?
Ответы детей
Воспитатель: Важнейшее право, которое имеют все дети на Земле – это право на
жизнь. Берем второй лепесток.
(Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «2», символ – изображение
свидетельства о рождении).
Воспитатель: Что же это за документ?
Дети: Свидетельство о рождении.
Воспитатель: Первый документ, который получает ребенок после рождения – это
свидетельство о рождении. В нем записаны имя, фамилия, отчество, родители и
гражданином какой страны является ребенок. А мы с вами граждане какой страны?
Дети: России.
Воспитатель: Значит под вторым лучиком скрывалось право на гражданство и имя.
Каждому человеку дано имя. Его выбирают для вас родители. А вы знаете, что
обозначают ваши имена?
Ответы детей и взрослых.
Воспитатель: Можно ли придумывать человеку клички? Какое право мы нарушаем?
Берем третий лепесток. (на третьем лепестке схематично изображена семья) Что же
это за право?
Дети: Каждый ребенок имеет право жить с родителями, иметь семью.
Воспитатель: Давайте пофантазируем. Представьте, что вы взрослые люди. Какую
семью вы бы хотели иметь?
Воспитатель: раньше люди жили большими семьями, любили, заботились и
помогали друг другу, уважали друг друга. И сложили о семье немало пословиц. Вот и
задание: чья команда больше назовет пословиц о семье?
(Далее берется четвертый лепесток, символ – дом).
Воспитатель: Какое право обозначает этот символ?
Дети: Право на жилище.
Воспитатель: Назовите сказки, в которых нарушалось это право.
(Команды по очереди называют сказки «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.).
(Пятый лепесток, символ – книга).
Воспитатель: Что же это за право?
Дети: Право на образование.
Воспитатель: А где человек получает образование?
Дети: В детском саду, в школе, в институте.
Воспитатель: Образование необходимо человеку всегда и вы сейчас это доказали. А
знаете ли вы пословицы об образовании?
Воспитатель предлагает взять шестой лепесток и объяснить какое право спрятано за
ним.
Воспитатель: Каждый человек имеет право на отдых и развлечения и я предлагаю
вам отдохнуть и вспомнить ,что у вас есть не только права но и обязанности
(Проводится игра). С мячом кинь мяч – обязанности вспомни.
Воспитатель предлагает взять седьмой лепесток, уточняет что такое право на
медицинскую помощь и предлагает командам доказать, что прививки необходимы и
обратное, что можно прожить без прививок.
Далее берется восьмой лепесток, дети объясняют что такое защита от жестокого
обращения. Педагог читает вредные советы Г.Остера и предлагает уточнить
правильные они или нет и почему. (по совету каждой команде).
Воспитатель: Сегодня мы вспомнили с вами важные права. Если их нарушают, то
дети растут несчастными. Поэтому и необходимо не нарушать права друг друга ведь
мы все с вами люди и все имеем равные права и свободы. Я предлагаю закончить
наше занятие стихами, которые приготовили сегодня наши ребята.
1-й ребенок:
Мы на свет родились,
Чтобы вместе жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы вместе дружить,
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
2-й ребенок:
Пусть дети смеются звонко
Подрастают с каждым днем,
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом.
3-й ребенок:
Детство только раз бывает
У ребят любой страны,
Пусть никто из них не знает
Горя черного – войны.
4-й ребенок:
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить,
Чтобы горе исчезло,
Пропала беда,
Чтобы яркое солнце
Светило всегда.