Авторы: Абсатарова Наталья Валерьевна, Шмелёва Наталия Георгиевна
Должность: студентка
Учебное заведение: СФ БАШГУ
Населённый пункт: РБ, город Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Формирование элементарных геометрических представлений у дошкольников с помощью информационных технологий.
Раздел: дошкольное образование
Формирование элементарных геометрических представлений у
дошкольников с помощью информационных технологий.
Актуальность исследования. На территории Российской Федерации в
системе
дошкольного
образования
был
утвержден
федеральный
государственный образовательный стандарт (далее ФГОС ДО) в котором
предлагается особое внимание уделять именно интеллектуальному развитию
ребенка. Именно формирование познавательных интересов и познавательных
действий
является
центральным
принципом
дошкольного
образования.
В
данном
стандарте
ФГОС
ДО
само
понятие
«математики»
отсутствует.
Математические
представления
составляет
содержательное
соответствие,
относя
которое
к
познавательному
развитию.
В
аспекте
познавательного
развития воспитатель формирует у ребенка представление о форме, части,
целом,
пространстве, - это так называемые элементарные геометрические
представления,
которые
составляют
базис
формирования
у
детей
дошкольного возраста элементарных математических представлений.
Целью исследования в данной статьи является вопрос формирования
элементарных геометрических представлений у дошкольников посредством
ИКТ.
Теоретическая база исследования. Данную тему в своих исследованиях
прорабатывали такие исследователи как: Белошистая А.В., Леушина А.М.,
Метлина Г.М., Тихеева Е.И., Микляева Н.В., Рихтерманов Т.Д., и др.
Постановка
проблемы.
Основным
условием
профессиональной
деятельности
педагога
является
обучение
дошкольников
владения
ИКТ,
использование
которого
способствует
формированию
у
дошкольников
элементарных
геометрических
представлений,
дошкольники
учатся
сравнивать предметы форме, величине, расположение, все это развивает у
дошкольников
логическое
мышление,
которое
и
будет
фундаментом
умственного развития дошкольника [2].
Формирование
элементарных
геометрических
предсавлений
соотнесено к образовательной области «Познавательное развитие» [5], где
педагог
должен
развивать
интерес
детей,
воображение
и
творческую
активность,
должен
формировать
первичные
представления
об
объектах
окружающего мира.
Принципы,
которые
должны
быть
соблюдены
при
формировании
элементарных геометрических представлений у детей дошкольного возраста:
-
сознательности
и
активности
(данный
принцип
находит
выражение
в
осмысленном самостоятельном знании ребенка, в активности сознательной
дошкольника;
- принцип наглядности (средством обучения является именно наглядность,
которую очень легко формировать посредством ИКТ;
-
принцип
последовательности
обозначает
логическую
систематизацию
и
определенность [6, c. 71].
Процесс формирования элементарных геометрических представлений,
к примеру, у детей старшего дошкольного возраста включает следующие
разделы: «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве». В разделе
«Величина»
педагог
формирует
у
дошкольника
посредством
ИКТ
представления о величинах, о способах, при использовании которых эти
величины можно сравнивать, а так же изменять, демонстрируя изображение
на
компьютере,
педагог
знакомит
ребенка
с
такими
геометрическими
измерениями как: площадь, толщина, ширина, время, длина, объем, высота. В
разделе который называется «Форма» содержатся методические указания в
вопросе
как
развивать
представления
дошкольников
о
геометрических
фигурах, точнее какие фигуры следует отнести фигурам плоским, а какие
фигуры – к объемным, воспитатель должен ознакомить детей со свойствами
плоских и объемных геометрических фигур, а так же с существующими
отношениями [4, c. 54].
Выводы. Таким образом, формирование элементарных геометрических
представлений у детей старшего дошкольного возраста представляет собой
целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний,
приемов и способов умственной деятельности детей в сфере математики.
Список использованной литературы
1. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федеральный закон : Ф
32 текст с изм. и доп. на 2014г. [принят Гос. Думой 29.12.2012.] – М. : Эксмо,
2014. – 208с.
2. Алексеева, Г. Ю. Использование компьютерных технологий в практике
работы дошкольного образовательного учреждения / Г. Ю. Алексеева, Н. А.
Мишукова // Детский сад от А до Я. – 2015. - № 4. С. 132-139.
3.
Белошистая,
А.
В.
Теория
и
методика
организации
математического
развития дошкольников / А. В. Белошистая. – Мурманск. : МГПУ, 2010. – 140
с.
4.
Веракс,
Н.
Е.
Основная
образовательная
программа
дошкольного
образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2016. – 333 с.
5.
Долинский,
М.
С.
Компьютерные
средства
развития
мышления
у
дошкольников и младших школьников / М. С. Долинский, М. А Кугейко. //
Информаника и обоазование. - 2011.- № 6. - С. 71 – 75.