Напоминание

«Совершенствование и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста с помощью игровых технологий»


Авторы: Балалова Надежда Валерьевна, Кавтаськина Маргарита Романовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №78 "Теремок" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Совершенствование и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста с помощью игровых технологий»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад № 78 «Теремок» комбинированного вида».

Самообразование

«Совершенствование и развитие сенсорных процессов у детей

раннего возраста с помощью игровых технологий »

Воспитатели:

Балалова Надежда Валерьевна

Кавтаськина Маргарита Романовна

г. Великий Новгород, 2019

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сенсорное

воспитание

означает

целенаправленное

совершенствование,

развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование

представлений

о

внешних

свойствах

предметов:

их

форме,

цвете,

величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного

развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить.

Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе,

воспринимает

многообразие

форм,

красок

и

других

свойств

предметов,

знакомится

с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой.

Надо

отметить,

что

если

усвоение

происходит

стихийно,

без

разумного

педагогического

руководства

взрослых,

то

оно

нередко

оказывается

поверхностным,

неполноценным.

Поэтому

необходимо

последовательное,

планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Работа с родителями ведется систематически и планово, коллективно и

индивидуально.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда,

когда

соблюдаются

единые

требования

детского

сада

и

семьи

в

вопросах

воспитания,

оздоровления,

распорядка

дня,

двигательной

активности,

гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без

которого

невозможно

нормальное

формирование

умственных

способностей

ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств,

накопления

представлений

об

окружающем

мире,

распознавания

творческих

способностей.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Проблема

Мониторинг

показал

у

моих

воспитанников

( 2 - 3 л е т ) ,

недостаточно

развиты

сенсорные

процессы

(ощущения,

восприятия, представления).

Тема

«Совершенствование и развитие сенсорных процессов детей

раннего возраста с помощью игровых технологий

»

Цель

Совершенствование сенсорного развития детей раннего

возраста с помощью игровых технологий.

Задачи

Изучение

актуальности

использования

игровых

технологий.

Подборка игровых технологий для

совершенствования

и развития сенсорных процессов детей раннего

возраста.

Обогащение

воспитанников

новыми представлениями,

понятиями и закрепление знаний.

Ожидаемы

е

результаты

Воспитанники:

называют свойства предметов;

устанавливают сходства и различия между предметами;

обследуют предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Выход

Картотека

дидактических

игр для детей раннего

возраста

на

обогащение непосредственно- чувственного

опыта детей в разных видах деятельности, включая все

виды восприятия.

Презентации по проблеме.

Консультации для родителей воспитанников по проблеме.

Печатание статьи:

«Игровые

технологии

как

средство совершенствования и

развития сенсорных процессов детей раннего возраста».

1.

Этап

Информационно-

Аналитический

1.

Проанализировать

психолого-педагогическую

литературу

по

данной проблеме.

Изучение методической литературы по данной проблеме:

Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной

культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-

Синтез», 2003;

Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» -

Ярославль «Академия развития», 2013

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

В

течение

года

2. Этап

Внедрение в

практику

Практический этап.

1.

Картотека

дидактических

игр для детей раннего

возраста

на

обогащение

непосредственно-

чувственного

опыта

детей

в

разных

видах

деятельности, включая все виды восприятия:

o

на формирование умения называть свойства

В

течение

года

Этап Предоставление опыта работы по теме

Дидактические игры

на развитие

тактильных

ощущений:

«Чудесный мешочек».

«Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному

признаку)

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре

материала, в данном случае определение типа ткани)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка

предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары

одинаковых предметов).

Сентябр

ь -

октябрь

Дидактические игры

и упражнения для

закрепления понятия

формы.

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти

картинки с изображением предметов, по форме похожих на

заданную форму)

«Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить, из

каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в

конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из

четырех геометрических фигур).

Ноябрь-

декабрь

Дидактические игры

и упражнения на

закрепления понятия

величины.

«Сравни предметы по высоте».

«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить

разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой

длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по

нескольким признакам)

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо

другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так

чтобы был виден цвет предыдущего кружка).

«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных

Январь-

февраль

Дидактические игры

и упражнения на

«Какого цвета не стало?»

«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый

цвет для предмета)

«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из

разноцветных кружков в соответствии с образцом)

«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов

одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два

оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов,

обозначающих цветовые оттенки)

Март-

апрель

Консультации для родителей

«Сенсорное развитие есть фундамент общего умственного развития ребенка»

«Игротека в кругу семьи»

«Воспитание дружеских отношений в игре»

«Научите ребенка узнавать цвета»

В

течение

года



В раздел образования