Автор: Шморгунова Светлана Яновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№3 д/сад " Эрудит"
Населённый пункт: Тюменская обл. г. Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар-практикум для педагогов " Навстречу друг другу"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3
«Эрудит»
Семинар-практикум для педагогов
«Навстречу друг другу
Подготовил воспитатель:
Шморгунова С.Я.
Сургут, 2018
Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу
цель — формирование у педагогов психологической готовности к
взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями
здоровья, снятие психологических барьеров.
Задачи:
повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;
формирование представлений о психологических особенностях семьи
ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка
с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации;
обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому
сопровождению детей с особенностями развития;
оказание психотерапевтической помощи участникам.
Оборудование: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; музыкальный
центр; презентация «Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг
другу»; газета ленты и шарфы, мягкие игрушки; игрушечные ключи, шкатулка.
План проведения семинара-практикума:
Часть I Вступительная часть.
1) Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ.
2) Притча «Горчичное зерно».
Часть II. Практическая часть.
1) Упражнение «Котенок»
2) Упражнение «Мать инвалида»
3) Упражнение «Кенгуру»
4) Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что.»..
Часть IV. Рефлексия
1)
Упражнение «Ключи»
2) Вопрос-ответ
Часть V. Итоги семинара-практикума
Стихотворение Сони:
« Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”
Но рот мой на замке, а ключ к замку в мозгу-
И как его достать? Ну помогите ж мне!
Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят в мирах, что в голове я создаю…
И вот в конце концов и умирают.
Чтоб им жить, их надо в мир, вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя, изменятся слова, их мир не примет,
Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня?
Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.
(Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8
лет).
Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики
является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями
здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом
определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с
особенностями развития, так и с его семьей.
В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных
стадиях переживания. Перечислим основные стадии переживания ситуации
в семье: Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника). Отрицание
(это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью
выздоровеет). Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные
реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и
специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант —
пассивность, бездействие). Торги (родители надеются на чудо, перебирают
все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка
в обмен на добрые дела, пожертвования). Переживание и признание
проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и
бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это
самый тяжелый период). Принятие и возрождение (болезнь ребенка
воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция
родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается
ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).
Притча «Горчичное зерно» :
«Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за
своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь
ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не
знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда
отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина
полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла
ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она
ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей
необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её
собственного»
Часть II. Практическая часть.
1.
Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит
передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой
газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг
другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце
упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение
важно сохранять для общения с особыми детьми.
2.
Упражнение «Мать инвалида». Выбирается участник для роли матери
ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие
ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см.
таблицу). Группа участвует, отвечая на вопросы.
3.
Упражнение «Мать инвалида» Часть тела (завязываются лентами)
Символическое значение:
Глаза : Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким,
какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле
«быть на виду»
Рот: Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем,
рассказывать о своих трудностях и потребностях.
Уши :Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся
общественного мнения и осуждения .
Руки :Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во
многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить
ребенка, человек «опускает руки»
Сердце :Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее
(«сердце разрывается», «болит душа»)
Живот: Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии.
Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут
вполсилы», «дышат в полдыхания»
Бедра: Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются
супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии.
Ноги: Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном
смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от
самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается.
В такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей
с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая
тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с
особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно
важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька
общества и образования, которая может показать семье, что они
включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно
обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно
включать в мир отношений.
4.
Упражнение «Кенгуру» Игра развивает чувство сопереживания
другим, эмпатию, корректирует агрессивные тенденции в поседении.
Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку
кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По
команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту,
стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя.
Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.
5.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем
они похожи, для того, чтобы уже найти приятелей по интересам.
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга — внутренний и
внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах
одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам
напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем,
что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном
детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с
тобой отличаемся тем, что…». Например: что у нас разный цвет глаз,
разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники
внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя
партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник
внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего
круга.
Часть IV. Рефлексия
1.
Упражнение «Ключи».
В этом упражнении используйте большую связку ключей. Ключ в руке
человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и
одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть
или, наоборот, закрыть для себя.
Инструкция: В нашей встречи мы расстаемся со многими представлениями,
как бы «запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии,
отслужившие взгляды, устаревшие задачи, ненужные отношения и т. п. И в то
же время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на
вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям. Все это будет
символизировать связка ключей. Тот, кто захочет рассказать о своих целях,
будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине
больше всего подходит для его конкретных целей, а также, с чем именно
связана его цель: придется ли ему что-то «открывать» или, наоборот,
«запирать». После того, как вы расскажете о своих целях, передайте,
пожалуйста, связку следующему участнику.
Часть V. Итоги семинара-практикума
Как свидетельствует практический опыт, эффективным инструментом
формирования готовности педагога к взаимодействию с ребенком с
особенностями развития является совместное коллективное переживание
инсценированных ситуаций. Развитие эмпатии и возможности
взаимодействовать с семьей ребенка с ОВЗ выходит на иной уровень при
понимании педагогическим коллективом психологических особенностей
семей, находящихся на разных этапах принятия и переживания ситуации.