Напоминание

Семинар-практикум для педагогов " Навстречу друг другу"


Автор: Шморгунова Светлана Яновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№3 д/сад " Эрудит"
Населённый пункт: Тюменская обл. г. Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар-практикум для педагогов " Навстречу друг другу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3

«Эрудит»

Семинар-практикум для педагогов

«Навстречу друг другу

Подготовил воспитатель:

Шморгунова С.Я.

Сургут, 2018

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу

цель — формирование у педагогов психологической готовности к

взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями

здоровья, снятие психологических барьеров.

Задачи:

повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;

формирование представлений о психологических особенностях семьи

ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка

с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации;

обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому

сопровождению детей с особенностями развития;

оказание психотерапевтической помощи участникам.

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; музыкальный

центр; презентация «Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг

другу»; газета ленты и шарфы, мягкие игрушки; игрушечные ключи, шкатулка.

План проведения семинара-практикума:

Часть I Вступительная часть.

1) Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ.

2) Притча «Горчичное зерно».

Часть II. Практическая часть.

1) Упражнение «Котенок»

2) Упражнение «Мать инвалида»

3) Упражнение «Кенгуру»

4) Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что.»..

Часть IV. Рефлексия

1)

Упражнение «Ключи»

2) Вопрос-ответ

Часть V. Итоги семинара-практикума

Стихотворение Сони:

« Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

Но рот мой на замке, а ключ к замку в мозгу-

И как его достать? Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят в мирах, что в голове я создаю…

И вот в конце концов и умирают.

Чтоб им жить, их надо в мир, вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя, изменятся слова, их мир не примет,

Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.

(Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8

лет).



Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики

является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями

здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом

определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с

особенностями развития, так и с его семьей.

В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных

стадиях переживания. Перечислим основные стадии переживания ситуации

в семье: Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника). Отрицание

(это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью

выздоровеет). Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные

реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и

специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант —

пассивность, бездействие). Торги (родители надеются на чудо, перебирают

все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка

в обмен на добрые дела, пожертвования). Переживание и признание

проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и

бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это

самый тяжелый период). Принятие и возрождение (болезнь ребенка

воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция

родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается

ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

Притча «Горчичное зерно» :

«Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за

своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь

ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не

знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда

отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина

полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла

ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она

ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей

необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её

собственного»

Часть II. Практическая часть.

1.

Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит

передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой

газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг

другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце

упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение

важно сохранять для общения с особыми детьми.

2.

Упражнение «Мать инвалида». Выбирается участник для роли матери

ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие

ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см.

таблицу). Группа участвует, отвечая на вопросы.

3.

Упражнение «Мать инвалида» Часть тела (завязываются лентами)

Символическое значение:

Глаза : Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким,

какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле

«быть на виду»

Рот: Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем,

рассказывать о своих трудностях и потребностях.

Уши :Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся

общественного мнения и осуждения .

Руки :Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во

многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить

ребенка, человек «опускает руки»

Сердце :Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее

(«сердце разрывается», «болит душа»)

Живот: Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии.

Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут

вполсилы», «дышат в полдыхания»

Бедра: Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются

супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии.

Ноги: Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном

смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от

самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается.

В такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей

с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая

тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с

особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно

важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька

общества и образования, которая может показать семье, что они

включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно

обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно

включать в мир отношений.

4.

Упражнение «Кенгуру» Игра развивает чувство сопереживания

другим, эмпатию, корректирует агрессивные тенденции в поседении.

Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку

кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По

команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту,

стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя.

Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.

5.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем

они похожи, для того, чтобы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга — внутренний и

внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах

одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам

напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем,

что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном

детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с

тобой отличаемся тем, что…». Например: что у нас разный цвет глаз,

разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники

внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя

партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник

внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего

круга.

Часть IV. Рефлексия

1.

Упражнение «Ключи».

В этом упражнении используйте большую связку ключей. Ключ в руке

человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и

одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть

или, наоборот, закрыть для себя.

Инструкция: В нашей встречи мы расстаемся со многими представлениями,

как бы «запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии,

отслужившие взгляды, устаревшие задачи, ненужные отношения и т. п. И в то

же время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на

вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям. Все это будет

символизировать связка ключей. Тот, кто захочет рассказать о своих целях,

будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине

больше всего подходит для его конкретных целей, а также, с чем именно

связана его цель: придется ли ему что-то «открывать» или, наоборот,

«запирать». После того, как вы расскажете о своих целях, передайте,

пожалуйста, связку следующему участнику.

Часть V. Итоги семинара-практикума

Как свидетельствует практический опыт, эффективным инструментом

формирования готовности педагога к взаимодействию с ребенком с

особенностями развития является совместное коллективное переживание

инсценированных ситуаций. Развитие эмпатии и возможности

взаимодействовать с семьей ребенка с ОВЗ выходит на иной уровень при

понимании педагогическим коллективом психологических особенностей

семей, находящихся на разных этапах принятия и переживания ситуации.



В раздел образования