Автор: Карелова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский саз № 232 ОАО ""РЖД"
Населённый пункт: г.Улан - Удэ, Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектная деятельность детей в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность детей в детском саду
в соответствии с учетом требований ФГОС ДО.
Проектная деятельность – это
разнообразные, основанные на текущих и перспек-
тивных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта,
складывающиеся с первых дней его жизни.
Проектная деятельность как вид культурной практики – это создание педагогом
таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым
открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым
путем, анализировать и преобразовывать его
Любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации!
•
Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем,
так и самим ребенком. Например, ребенок спрашивает: «Почему с неба идет
дождь? Откуда он берется? Почему иногда идет снег? А иногда и снег, и дождь
вместе?» – тогда эта проблемная ситуация разворачивается и воспитатель орга-
низует проектную деятельность.
•
Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена пря-
мым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку».
Суть проектной деятельности заключается
в активизации и поддержании интереса детей к обозначенным «здесь и сейчас» разно-
образным проблемам. В основе проектной деятельности – природная любознатель-
ность детей и задача дальнейшего развития их познавательного интереса, умения
самостоятельно применять полученные представления в типовых ситуациях, ориенти-
роваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания, приобре-
тать умения, развивать критическое мышление. Проектная деятельность стимулирует
надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углубле-
нию в проблему.
ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЛИЧАЕТ:
•
практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
•
нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоя-
тельность и творчество дошкольников;
•
интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересо-
ванность в нем.
Классификация проектов (Е.С.Полат)
•
По предметно-содержательной области
•
По характеру доминирующей в проекте деятельности
•
По количеству участников
•
По продолжительности
Виды проектов по предметно-содержательной области:
•
Монопроекты (в рамках одной области знаний или образовательной области)
•
Межпредметные (на стыке различных образовательных областей)
Виды проектов по характеру доминирующей деятельности:
•
Творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Приемлем для
маленьких детей);
•
Исследовательско - творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, ана-
лизируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов,
в виде газет или журналов, драматизации, детского дизайна).
Виды проектов по количеству участников:
•
индивидуальные,
•
парные
•
групповые
•
коллективные
•
массовые
Виды проектов по продолжительности:
•
краткосрочные (1-3 дня)
•
средней продолжительности (неделя-месяц)
•
долгосрочные (от 3 месяцев)
Для детей младшего дошкольного возраста
актуальны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной
деятельности
тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии роди-
телей или совместно с ними (детско-родительские проекты).
Для детей старшего дошкольного возраста
проектная деятельность становится более продолжительным занятием: она может ак-
тивно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере
активности детей.
Проектная деятельность включает в себя:
•
задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
•
целенаправленную детскую деятельность;
•
формы организации взаимодействия детей с педагогом и друг с другом;
•
результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проек-
та;
•
презентацию результатов собственных усилий и творчества, переживание ситуа-
ции успеха за все придуманное и воплощенное вместе с детьми.
Позиция воспитателя в проектной деятельности
•
От транслятора готовых знаний к инициированию активизации поисковой актив-
ности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнару-
женной ими проблемы.
•
Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание
и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся само-
стоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения
найденного материала для сверстников, младших детей.
Этапы проектной деятельности (Н.Ю. Пахомова)
1.
Погружение в проект;
2.
Организация деятельности;
3.
Осуществление деятельности;
4.
Презентация результатов.
Этапы проекта для планирования
•
мотивационный (проблемный, организационный) – «зачин»
•
деятельностный – система мероприятий
•
презентационный (итоговый)
Варианты проектов для дошкольников (развитие проектной деятельности сего-
дня)
•
Проектно-исследовательская игра – геокешинг. Это туристический игровой
проект с применением спутниковых навигационных систем, состоящий в нахо-
ждении тайников, заложенных другими участниками или организаторами. Идея
проекта: одни игроки прячут клад, определяют координаты и сообщают о них
другим участникам. Те ищут клад по карте, по схеме, по моделям. Возможен ва-
риант такого проекта с изучением достопримечательностей, краеведческих идей,
доступных дошкольникам.
•
Культурологический проект «Капсулы культуры» по ознакомлению детей с
разными культурами, традициями, историей, наследием, языками, этносами.
•
Социальные
акции-проекты «Письмо (новогодняя открытка) неизвестному
другу», «Я – юный волонтер» и др.
•
Дизайн-проекты для дошкольников.
•
Веб-квесты – проектная деятельность детей и взрослых на основе ресурсов Ин-
тернета. Задача для ребенка вместе с родителем – найти нужную информацию по
интересной или актуальной теме. Внутри проекта детям предлагаются следую-
щие типы заданий (задания-загадки, поисковое исследовательское задание, ди-
зайн-задание, творческие задания).
•
ТИПИЧНАЯ
ОШИБКА
В
ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
«...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого
и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творче-
скую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии
связанной одной темой занятий и игр»
Л.В.Свирская