Напоминание

Проектная деятельность детей в детском саду


Автор: Карелова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский саз № 232 ОАО ""РЖД"
Населённый пункт: г.Улан - Удэ, Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектная деятельность детей в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность детей в детском саду

в соответствии с учетом требований ФГОС ДО.

Проектная деятельность – это

разнообразные, основанные на текущих и перспек-

тивных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта,

складывающиеся с первых дней его жизни.

Проектная деятельность как вид культурной практики – это создание педагогом

таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым

открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым

путем, анализировать и преобразовывать его

Любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации!

Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем,

так и самим ребенком. Например, ребенок спрашивает: «Почему с неба идет

дождь? Откуда он берется? Почему иногда идет снег? А иногда и снег, и дождь

вместе?» – тогда эта проблемная ситуация разворачивается и воспитатель орга-

низует проектную деятельность.

Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена пря-

мым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку».

Суть проектной деятельности заключается

в активизации и поддержании интереса детей к обозначенным «здесь и сейчас» разно-

образным проблемам. В основе проектной деятельности – природная любознатель-

ность детей и задача дальнейшего развития их познавательного интереса, умения

самостоятельно применять полученные представления в типовых ситуациях, ориенти-

роваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания, приобре-

тать умения, развивать критическое мышление. Проектная деятельность стимулирует

надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углубле-

нию в проблему.

ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЛИЧАЕТ:

практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоя-

тельность и творчество дошкольников;

интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересо-

ванность в нем.

Классификация проектов (Е.С.Полат)

По предметно-содержательной области

По характеру доминирующей в проекте деятельности

По количеству участников

По продолжительности

Виды проектов по предметно-содержательной области:

Монопроекты (в рамках одной области знаний или образовательной области)

Межпредметные (на стыке различных образовательных областей)

Виды проектов по характеру доминирующей деятельности:

Творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Приемлем для

маленьких детей);

Исследовательско - творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, ана-

лизируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов,

в виде газет или журналов, драматизации, детского дизайна).

Виды проектов по количеству участников:

индивидуальные,

парные

групповые

коллективные

массовые

Виды проектов по продолжительности:

краткосрочные (1-3 дня)

средней продолжительности (неделя-месяц)

долгосрочные (от 3 месяцев)

Для детей младшего дошкольного возраста

актуальны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной

деятельности

тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии роди-

телей или совместно с ними (детско-родительские проекты).

Для детей старшего дошкольного возраста

проектная деятельность становится более продолжительным занятием: она может ак-

тивно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере

активности детей.

Проектная деятельность включает в себя:

задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

целенаправленную детскую деятельность;

формы организации взаимодействия детей с педагогом и друг с другом;

результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проек-

та;

презентацию результатов собственных усилий и творчества, переживание ситуа-

ции успеха за все придуманное и воплощенное вместе с детьми.

Позиция воспитателя в проектной деятельности

От транслятора готовых знаний к инициированию активизации поисковой актив-

ности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнару-

женной ими проблемы.

Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание

и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся само-

стоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения

найденного материала для сверстников, младших детей.

Этапы проектной деятельности (Н.Ю. Пахомова)

1.

Погружение в проект;

2.

Организация деятельности;

3.

Осуществление деятельности;

4.

Презентация результатов.

Этапы проекта для планирования

мотивационный (проблемный, организационный) – «зачин»

деятельностный – система мероприятий

презентационный (итоговый)

Варианты проектов для дошкольников (развитие проектной деятельности сего-

дня)

Проектно-исследовательская игра – геокешинг. Это туристический игровой

проект с применением спутниковых навигационных систем, состоящий в нахо-

ждении тайников, заложенных другими участниками или организаторами. Идея

проекта: одни игроки прячут клад, определяют координаты и сообщают о них

другим участникам. Те ищут клад по карте, по схеме, по моделям. Возможен ва-

риант такого проекта с изучением достопримечательностей, краеведческих идей,

доступных дошкольникам.

Культурологический проект «Капсулы культуры» по ознакомлению детей с

разными культурами, традициями, историей, наследием, языками, этносами.

Социальные

акции-проекты «Письмо (новогодняя открытка) неизвестному

другу», «Я – юный волонтер» и др.

Дизайн-проекты для дошкольников.

Веб-квесты – проектная деятельность детей и взрослых на основе ресурсов Ин-

тернета. Задача для ребенка вместе с родителем – найти нужную информацию по

интересной или актуальной теме. Внутри проекта детям предлагаются следую-

щие типы заданий (задания-загадки, поисковое исследовательское задание, ди-

зайн-задание, творческие задания).

ТИПИЧНАЯ

ОШИБКА

В

ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

«...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого

и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творче-

скую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии

связанной одной темой занятий и игр»

Л.В.Свирская



В раздел образования