Напоминание

,,Фонетическая ритмика,,


Автор: Усик Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №63
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: ,,Фонетическая ритмика,,
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фонетическая ритмика в ДОУ

Фонетическая ритмика- это система двигательных упражнений, в которых различные

движения (корпуса, головы, рук и ног) сочетаются с произнесением материала (фраз, слов,

слогов, звуков).

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями

работы:

1.

Развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного

звукопроизношения

2.

Формирования навыков естественной речи с выраженной интонационной

насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой

функции, темпа и ритма речи.

3.

Развитие основных психических процессов (внимания, восприятия, памяти) и

пространственных представлений.

Упражнения на ориентировку в пространстве являются составным элементом

каждого занятия, его организующим началом. Они направлены на то, чтобы научить

детей организованности во время проведения занятий, например: строиться в

шеренгу, колонну, цепочку, быстро находить свое место в строю, сохранять

правильную дистанцию.

Ритмико- гимнастические упражнения способствуют развитию мышц шеи, плечевого

пояса, корпуса, ног, туловища, головы, выработке координации движений.

Творческие занятия позволяют каждому ребенку реализовать свои индивидуальные

двигательные, ритмические, театральные и другие способности, делают занятия

эмоционально богаче, способствуют у детей выработке уверенности в себе и

повышению самооценки.

При работе над ритмизованными текстами и стихотворениями последовательность

работы может быть такой: прослушивание ритма стихотворения, отхлопывание его

ладонями, воспроизведение текста стихотворения с движениями. В процессе работы

над стихотворными текстами особое внимание уделяется формированию ориентации

детей в схеме собственного тела и в окружающем пространстве. Для этого многие

выученные движения и стихотворные тексты воспроизводятся с закрытыми глазами,

чтобы обратить внимание детей на слуховые, тактильные и двигательные ощущения.

После того, как дети усвоили ориентировку в координатах пространства, приступают к

формированию понятий ,,выше,, ,,ниже,, ,,дальше,, ,,ближе,,.

Благодаря ритмике происходит дифференциация ощущений от работы

речедвигательного аппарата в верхнем, нижнем и среднем регистре.

Необходимо помнить и о психолого- педагогических условиях – создание

благоприятной атмосферы проведения занятий, постоянное привлечение внимания

детей, пробуждение интереса к выполнению упражнений.

Также можно использовать упражнения с музыкальным сопровождением.

Например ,,Косари,, сопровождается соответствующими пантомимическими

движениями с произнесением на выходе междометий ух, эх, ах. Это дыхательное

упражнение можно выполнять под мелодию марша.

Постепенно в систему занятий по ритмике можно включить более сложный речевой

материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги, слова)

Развитию работоспособности мышц и выносливости способствуют упражнения на

сопротивление ,,Кто сильнее,, ( ребенок сцепляет руки перед собой в замок, педагог

пытается их разъединить). Сначала упражнения предполагают чередование активных

движений со статистическими позами : ,,Море волнуется,,. Более сложными являются

задания, в которых требуется чередовать активные движения разного характера:

,,Зайка умывается,, ,,Прыг, стоп, хлоп,,

Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами (обручами, лентами, палками).

Эти упражнения являются достаточно сложными, развивают статистическую и

динамическую согласованность движений, точность и пластику движений.

Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных

мимических движений: ,,Плакса,,- зажмуривание глаз; ,,Надуваем шарик,,- надувание

щек; ,,Тигренок,,- оскаливание зубов. Сначала движения даются в замедленном темпе

с переходом на средний и быстрый.

Ритм- это онова правильного формирования речи и восприятия.



В раздел образования