Автор: Усик Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №63
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: ,,Фонетическая ритмика,,
Раздел: дошкольное образование
Фонетическая ритмика в ДОУ
Фонетическая ритмика- это система двигательных упражнений, в которых различные
движения (корпуса, головы, рук и ног) сочетаются с произнесением материала (фраз, слов,
слогов, звуков).
Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями
работы:
1.
Развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного
звукопроизношения
2.
Формирования навыков естественной речи с выраженной интонационной
насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой
функции, темпа и ритма речи.
3.
Развитие основных психических процессов (внимания, восприятия, памяти) и
пространственных представлений.
Упражнения на ориентировку в пространстве являются составным элементом
каждого занятия, его организующим началом. Они направлены на то, чтобы научить
детей организованности во время проведения занятий, например: строиться в
шеренгу, колонну, цепочку, быстро находить свое место в строю, сохранять
правильную дистанцию.
Ритмико- гимнастические упражнения способствуют развитию мышц шеи, плечевого
пояса, корпуса, ног, туловища, головы, выработке координации движений.
Творческие занятия позволяют каждому ребенку реализовать свои индивидуальные
двигательные, ритмические, театральные и другие способности, делают занятия
эмоционально богаче, способствуют у детей выработке уверенности в себе и
повышению самооценки.
При работе над ритмизованными текстами и стихотворениями последовательность
работы может быть такой: прослушивание ритма стихотворения, отхлопывание его
ладонями, воспроизведение текста стихотворения с движениями. В процессе работы
над стихотворными текстами особое внимание уделяется формированию ориентации
детей в схеме собственного тела и в окружающем пространстве. Для этого многие
выученные движения и стихотворные тексты воспроизводятся с закрытыми глазами,
чтобы обратить внимание детей на слуховые, тактильные и двигательные ощущения.
После того, как дети усвоили ориентировку в координатах пространства, приступают к
формированию понятий ,,выше,, ,,ниже,, ,,дальше,, ,,ближе,,.
Благодаря ритмике происходит дифференциация ощущений от работы
речедвигательного аппарата в верхнем, нижнем и среднем регистре.
Необходимо помнить и о психолого- педагогических условиях – создание
благоприятной атмосферы проведения занятий, постоянное привлечение внимания
детей, пробуждение интереса к выполнению упражнений.
Также можно использовать упражнения с музыкальным сопровождением.
Например ,,Косари,, сопровождается соответствующими пантомимическими
движениями с произнесением на выходе междометий ух, эх, ах. Это дыхательное
упражнение можно выполнять под мелодию марша.
Постепенно в систему занятий по ритмике можно включить более сложный речевой
материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги, слова)
Развитию работоспособности мышц и выносливости способствуют упражнения на
сопротивление ,,Кто сильнее,, ( ребенок сцепляет руки перед собой в замок, педагог
пытается их разъединить). Сначала упражнения предполагают чередование активных
движений со статистическими позами : ,,Море волнуется,,. Более сложными являются
задания, в которых требуется чередовать активные движения разного характера:
,,Зайка умывается,, ,,Прыг, стоп, хлоп,,
Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами (обручами, лентами, палками).
Эти упражнения являются достаточно сложными, развивают статистическую и
динамическую согласованность движений, точность и пластику движений.
Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных
мимических движений: ,,Плакса,,- зажмуривание глаз; ,,Надуваем шарик,,- надувание
щек; ,,Тигренок,,- оскаливание зубов. Сначала движения даются в замедленном темпе
с переходом на средний и быстрый.
Ритм- это онова правильного формирования речи и восприятия.