Автор: Конадчиков Денис Дмитриевич
Должность: студент кафедры МБДиБЖ факультет ФФКиС
Учебное заведение: СурГПУ
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и применение форм контроля по основам медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ
Раздел: среднее профессиональное
Статья по теме:
«Организация и применение форм контроля
по
основам медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ»
Публицист:
Конадчиков Денис Дмитриевич
.
Сургут 2019
Поиск
путей
совершенствования
качества
подготовки
специалистов
заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и
технологию
образовательного
процесса.
Разработка
новых
методов
и
приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса,
применение принципиально новых средств обучения открывает возможности
для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное
содержание,
применить
оптимальные
методы
и
средства
обучения
в
соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Что же такое педтехнология?
Педтехнология – это совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов,
приемов обучения, воспитательных средств.
Академик
Б.Т.Лихачев
сказал:
«Педагогическая
технология
–
это
инструментарий педагогического процесса».
Любая
педагогическая
технология
является
составной
частью
педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения
являются
элементами
любой
педагогической
технологии.
Использование
современных
образовательных
технологий
в
практике
обучения
является
обязательным условием интеллектуального, творческого развития учащихся.
Сейчас, когда в современном мире в любую минуты возникает вопрос:
«Жить или не жить?», главная задача учителей ОБЖ видится в том, чтобы
дать
учащимся
специальные
знания,
умения
и
навыки
выживания
в
различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных;
правильных
действий
в
случае
природных
и
техногенных
катастроф,
адекватного
поведения
в
условиях
острых
социальных,
социально-
политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности
в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое
Отечество.
Школа
призвана
стать
ключевым
звеном
в
формировании
человека
безопасного
типа
–
личности,
безопасной
для
самой
себя,
окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
Учитель
должен
усовершенствовать
современные
педагогические
технологии методики преподавания первой медицинской помощи на уроках
ОБЖ учащимся .
1. Проанализировать педагогическую, методическую литературу по ОБЖ.
2. Проанализировать и систематизировать методы и формы, направленные на
формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений
оказания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ.
Анализ
проблемы
преподавания
интегрированного
курса
«Основы
медицинских
знаний»
в
составе
ОБЖ
вскрыл
ряд
противоречий,
среди
которых
особо
можно
выделить
следующие:
-
высокую
потребность
в
специалистах в преподавании данной дисциплины; - высокую потребность
общества в знаниях в области охраны здоровья и неспособность современной
системы
образования
обеспечить
должный
уровень
предоставления
соответствующих знаний. Для решения указанных противоречий необходимо
обеспечить должный уровень педагогов путем организации соответствующих
курсов повышения квалификации, тренингов для педагогов и привлечения
медиков для преподавания отдельных тем курса; разработать методическое
обеспечение курса с использованием современных интерактивных методик;
способствовать
улучшению
материально-технического
обеспечения
дисциплины. Введение в общеобразовательные учебные заведения нового
курса «Основы медицинских знаний» требует пересмотра педагогическими
коллективами
и
учителями
устоявшихся
норм
проведения
занятий.
Преподавать предмет необходимо на основании формирования жизненных
навыков школьников. Этому соответствуют интерактивные формы занятий –
уроки-тренинги.
И
учителя,
и
администрация
школ,
и
родители,
общественность должны быть заинтересованы в таких формах организации
учебно-воспитательного
процесса.
Кроме
этого,
все
заведение
должно
стимулировать здоровый образ жизни, и этот процесс должен проходить
через среду и моральный дух учебного заведения и быть неотъемлемой
частью
партнерства
и
сотрудничества
с
семьями,
а
также
обществом.
Пропаганда здорового образа жизни должна стать приоритетной задачей не
только школы, но и государства. Только в этом случае возможен прогресс в
развитии здорового поколения.
Поэтому первую медицинскую помощь должен уметь оказать каждый
человек, т е м
б о л е е
в ы п у с к н и к
с р е д н е г о
о б р а з о в а т е л ь н о г о
учреждения. Основная
задача
оказания
первой
помощи
при
несчастном
случае — сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб,
использовать любой шанс для его спасения. Эта аксиома неоспорима, но на
практике
мы
видим
явную
беспомощность
большинства
граждан
—
очевидцев происшествий.
Для снижения числа смертельных исходов и тяжести увечий в нашей стране
необходимо более активно вести работу по нескольким направлениям:
♦
начать
повсеместное
устранение
причин
и
условий
травматизма
и
смертности (узкие дороги, устаревшее оборудование, недостаток культуры
безопасного поведения, труда и отдыха). На это потребуются многие-многие
годы;
♦ обучить всех граждан, особенно персонал опасных видов производства и
транспорта,
навыкам
(а
не
только
знаниям)
оказания
первой
помощи
в
экстремальных ситуациях;
♦
оснастить
все
здравпункты
предприятий
и
учреждений,
средства
транспорта, места отдыха и т.д. аптечками и медицинским оборудованием,
соответствующим современным требованиям оказания первой помощи на
месте происшествия.
Основное, что мешает решить проблему быстрого и эффективного
обучения — это формализм и преобладание вербализма в обучении приемам
первой медицинской помощи, а не практических занятий.
Даже изучение анатомии, физиологии, посещение отделений реанимации
не
могут
дать
человеку
без
медицинского
образования
навыков
и
психологической
подготовки
профессионального
медика.
Знать
теорию
и
методику оказания первой помощи — еще не значит уметь воспользоваться
этими знаниями в экстремальной ситуации.
Увидеть беспомощного, окровавленного пострадавшего, и тем более
близкого человека, колоссальный стресс для каждого. Любой человек, а тем
более
ребенок
или
подросток
в
этой
ситуации
испытывает
некоторую
растерянность
и
чувство
страха,
которые
мешают
оказанию
помощи.
Выявлена целая группа сомнений, страхов и аргументов, мешающих быстро
начать оказание помощи. Вот наиболее распространенные из них:
«Я боюсь навредить. Он может умереть по моей вине».
«Боюсь заразиться гриппом (туберкулезом, гепатитом)».
«Почему именно я должен подойти первым, что я — самый умный? Потом
мои
действия
будут
обсуждаться,
именно
я
должен
буду
принимать
решения и понесу всю тяжесть ответственности».
«Если я не смогу спасти пострадавшего, то мне придется оправдываться,
что я его не убил».
Чтобы потенциальному спасателю (а им должен стать каждый) не мешали
эти
естественные
сомнения
и
страхи,
необходимо
вложить
в
его
руки
достаточно твердые навыки, а в сознание — уверенность в важности и
правильности его действий. Но именно навыкам и выработке установки на
непременное
оказание
помощи
в
условиях
традиционного
школьного
обучения (информирования о знаниях) уделяется недостаточно внимания [3,
c. 61-62].
Таким образом, обучение первой медицинской помощи на уроках ОБЖ
играет огромную роль. В современных условиях повышенной опасности
необходимо
учить
подростков
оказывать
первую
медицинскую
помощь,
применяя различные формы контроля по данной проблеме.
Список используемой литературы:
1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ
жизни: учеб пособие для
высшей школы. 3-е изд. / Г.П. Артюнина., С.А. Игнатькова. М.:
Академический проект, 2005. 560 с.
2. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей
школы / В.Г. Бубнов М.:АСТ:
Астрель, 2005. 256 с.
3. Волокитина Т.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей
школы / Т.В. Волокитина, Г.Г.
Бральнина, Н.И. Никитинская. М.: Академия, 2008. 224 с.
4. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. М.:
Академия, 2008.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе
учителя и школы. М.:
Академия, 2009.
6. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник. 4-е изд. / Е.Е. Тен. М.:
Академия, 2008. 256 с