Напоминание

Организация и применение форм контроля по основам медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ


Автор: Конадчиков Денис Дмитриевич
Должность: студент кафедры МБДиБЖ факультет ФФКиС
Учебное заведение: СурГПУ
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и применение форм контроля по основам медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья по теме:

«Организация и применение форм контроля

по

основам медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ»

Публицист:

Конадчиков Денис Дмитриевич

.

Сургут 2019

Поиск

путей

совершенствования

качества

подготовки

специалистов

заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и

технологию

образовательного

процесса.

Разработка

новых

методов

и

приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса,

применение принципиально новых средств обучения открывает возможности

для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное

содержание,

применить

оптимальные

методы

и

средства

обучения

в

соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Что же такое педтехнология?

Педтехнология – это совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов,

приемов обучения, воспитательных средств.

Академик

Б.Т.Лихачев

сказал:

«Педагогическая

технология

это

инструментарий педагогического процесса».

Любая

педагогическая

технология

является

составной

частью

педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения

являются

элементами

любой

педагогической

технологии.

Использование

современных

образовательных

технологий

в

практике

обучения

является

обязательным условием интеллектуального, творческого развития учащихся.

Сейчас, когда в современном мире в любую минуты возникает вопрос:

«Жить или не жить?», главная задача учителей ОБЖ видится в том, чтобы

дать

учащимся

специальные

знания,

умения

и

навыки

выживания

в

различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных;

правильных

действий

в

случае

природных

и

техногенных

катастроф,

адекватного

поведения

в

условиях

острых

социальных,

социально-

политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности

в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое

Отечество.

Школа

призвана

стать

ключевым

звеном

в

формировании

человека

безопасного

типа

личности,

безопасной

для

самой

себя,

окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.

Учитель

должен

усовершенствовать

современные

педагогические

технологии методики преподавания первой медицинской помощи на уроках

ОБЖ учащимся .

1. Проанализировать педагогическую, методическую литературу по ОБЖ.

2. Проанализировать и систематизировать методы и формы, направленные на

формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений

оказания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ.

Анализ

проблемы

преподавания

интегрированного

курса

«Основы

медицинских

знаний»

в

составе

ОБЖ

вскрыл

ряд

противоречий,

среди

которых

особо

можно

выделить

следующие:

-

высокую

потребность

в

специалистах в преподавании данной дисциплины; - высокую потребность

общества в знаниях в области охраны здоровья и неспособность современной

системы

образования

обеспечить

должный

уровень

предоставления

соответствующих знаний. Для решения указанных противоречий необходимо

обеспечить должный уровень педагогов путем организации соответствующих

курсов повышения квалификации, тренингов для педагогов и привлечения

медиков для преподавания отдельных тем курса; разработать методическое

обеспечение курса с использованием современных интерактивных методик;

способствовать

улучшению

материально-технического

обеспечения

дисциплины. Введение в общеобразовательные учебные заведения нового

курса «Основы медицинских знаний» требует пересмотра педагогическими

коллективами

и

учителями

устоявшихся

норм

проведения

занятий.

Преподавать предмет необходимо на основании формирования жизненных

навыков школьников. Этому соответствуют интерактивные формы занятий –

уроки-тренинги.

И

учителя,

и

администрация

школ,

и

родители,

общественность должны быть заинтересованы в таких формах организации

учебно-воспитательного

процесса.

Кроме

этого,

все

заведение

должно

стимулировать здоровый образ жизни, и этот процесс должен проходить

через среду и моральный дух учебного заведения и быть неотъемлемой

частью

партнерства

и

сотрудничества

с

семьями,

а

также

обществом.

Пропаганда здорового образа жизни должна стать приоритетной задачей не

только школы, но и государства. Только в этом случае возможен прогресс в

развитии здорового поколения.

Поэтому первую медицинскую помощь должен уметь оказать каждый

человек, т е м

б о л е е

в ы п у с к н и к

с р е д н е г о

о б р а з о в а т е л ь н о г о

учреждения. Основная

задача

оказания

первой

помощи

при

несчастном

случае — сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб,

использовать любой шанс для его спасения. Эта аксиома неоспорима, но на

практике

мы

видим

явную

беспомощность

большинства

граждан

очевидцев происшествий.

Для снижения числа смертельных исходов и тяжести увечий в нашей стране

необходимо более активно вести работу по нескольким направлениям:

начать

повсеместное

устранение

причин

и

условий

травматизма

и

смертности (узкие дороги, устаревшее оборудование, недостаток культуры

безопасного поведения, труда и отдыха). На это потребуются многие-многие

годы;

♦ обучить всех граждан, особенно персонал опасных видов производства и

транспорта,

навыкам

не

только

знаниям)

оказания

первой

помощи

в

экстремальных ситуациях;

оснастить

все

здравпункты

предприятий

и

учреждений,

средства

транспорта, места отдыха и т.д. аптечками и медицинским оборудованием,

соответствующим современным требованиям оказания первой помощи на

месте происшествия.

Основное, что мешает решить проблему быстрого и эффективного

обучения — это формализм и преобладание вербализма в обучении приемам

первой медицинской помощи, а не практических занятий.

Даже изучение анатомии, физиологии, посещение отделений реанимации

не

могут

дать

человеку

без

медицинского

образования

навыков

и

психологической

подготовки

профессионального

медика.

Знать

теорию

и

методику оказания первой помощи — еще не значит уметь воспользоваться

этими знаниями в экстремальной ситуации.

Увидеть беспомощного, окровавленного пострадавшего, и тем более

близкого человека, колоссальный стресс для каждого. Любой человек, а тем

более

ребенок

или

подросток

в

этой

ситуации

испытывает

некоторую

растерянность

и

чувство

страха,

которые

мешают

оказанию

помощи.

Выявлена целая группа сомнений, страхов и аргументов, мешающих быстро

начать оказание помощи. Вот наиболее распространенные из них:

«Я боюсь навредить. Он может умереть по моей вине».

«Боюсь заразиться гриппом (туберкулезом, гепатитом)».

«Почему именно я должен подойти первым, что я — самый умный? Потом

мои

действия

будут

обсуждаться,

именно

я

должен

буду

принимать

решения и понесу всю тяжесть ответственности».

«Если я не смогу спасти пострадавшего, то мне придется оправдываться,

что я его не убил».

Чтобы потенциальному спасателю (а им должен стать каждый) не мешали

эти

естественные

сомнения

и

страхи,

необходимо

вложить

в

его

руки

достаточно твердые навыки, а в сознание — уверенность в важности и

правильности его действий. Но именно навыкам и выработке установки на

непременное

оказание

помощи

в

условиях

традиционного

школьного

обучения (информирования о знаниях) уделяется недостаточно внимания [3,

c. 61-62].

Таким образом, обучение первой медицинской помощи на уроках ОБЖ

играет огромную роль. В современных условиях повышенной опасности

необходимо

учить

подростков

оказывать

первую

медицинскую

помощь,

применяя различные формы контроля по данной проблеме.

Список используемой литературы:

1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ

жизни: учеб пособие для

высшей школы. 3-е изд. / Г.П. Артюнина., С.А. Игнатькова. М.:

Академический проект, 2005. 560 с.

2. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей

школы / В.Г. Бубнов М.:АСТ:

Астрель, 2005. 256 с.

3. Волокитина Т.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей

школы / Т.В. Волокитина, Г.Г.

Бральнина, Н.И. Никитинская. М.: Академия, 2008. 224 с.

4. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. М.:

Академия, 2008.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе

учителя и школы. М.:

Академия, 2009.

6. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник. 4-е изд. / Е.Е. Тен. М.:

Академия, 2008. 256 с



В раздел образования