Напоминание

Рекомендации по устранению ошибок в словах с безударными гласными, проверяемых ударением


Автор: Хвостова Вера Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 588
Населённый пункт: Санкт – Петербург, Колпинский район
Наименование материала: татья
Тема: Рекомендации по устранению ошибок в словах с безударными гласными, проверяемых ударением
Раздел: начальное образование





Назад




Рекомендации по устранению ошибок в словах с безударными

гласными в коне слова, проверяемых ударением.

Работаю учителем начальных классов 19 лет. Одной из проблем на

уроках

русского

языка

это

грамотное

написание

слов

с

безударными

гласными в корне , проверяемыми ударением.

Я разделила свою работу над этим правилом на три этапа.

Первый этап. Дети должны четко осознать то, что есть слова, которые

произносятся и пишутся различно, а именно А можно перепутать с О, Е с И,

реже Я с И. Для этого изготавливаю карточки:

Неплохо, если на уроке труда дети сами изготовят подобные

карточки(сигнальные),

их

можно

будет

использовать

на

уроках

русского

языка, к тому же ребята значительно быстрее запомнят эти буквы, обратят на

них пристальное внимание.

Второй этап. Дети должны осознать , что эти буквы «ошибкоопасны » в

безударном положении.

С этой целью ввожу задания :

поставь ударение в слове

и подчеркни

безударные гласные , в тех местах , где можно сделать ошибку.

ИГО́

ЛКА ЛАБИРИ́

НТ МАГНИТОФО́

Н

Учим с детьми правило: Если в слове встречаются гласные: А, О, Е, И, Я –

стоп! Подумай!

Третий этап и самый главный – непосредственное вооружение детей

знаниями по проверке безударных гласных. Здесь четко надо пояснить три

случая:

Безударные

гласные

в

некоторых

случаях

просто

не

проверяются

( словарные слова), эти слова нужно запомнить, сверять правописание

по словарю;

А-О

Е-И

Я-И

А

О

Е

И

Я

И

Безударные гласные вне корня слова;

Безударные гласные в корне слова.

В последнем случае эту гласную можно проверить.

С понятием « корень слова» дети знакомятся во втором классе. А без этого

понятия очень трудно объяснить

детям правила проверки. Поэтому я не

боюсь как можно раньше ввести

это понятие: еще в первом классе, в

букварный

период

тренируемся

в

подборе

родственных

слов.

Задания

таковы: вспомним и назовем «зимние», «лесные», «красные», «снежные», и

тому

подобные

слова.

Такое

упражнение

способствует

тому,

что

дети

в

дальнейшем без особого труда находят корень слова. Здесь можно и ввести

правило по проверке безударной гласной: изменяй форму слова и командует

здесь ударение! Правило ребята

усваивают достаточно легко.

Трудности

здесь в ином:

Некоторые дети вообще плохо справляются с постановкой ударения в

слове, ошибаются. Какая уж тут проверка! Но и здесь выход есть:

научить ребенка «гонять» ударение по гласным. Тогда ученик увидит,

где правильно. Нужно иногда вводить такое упражнение: передвинь

ударение на другую гласную.

У многих детей скудный лексический запас

и они просто не могут

подобрать проверочное слово. Выход такой: ежедневное пополнение

лексического запаса. Некоторые этапы урока русского языка следует

отводить развитию речи , активно знакомить с неизвестными словами.

Проблема

пополнения

лексического

запаса

хорошо

решается

и

на

других уроках, особенно хорошо

на уроках литературного чтения.

Ведь не секрет, в основном, чем активнее и лучше ребенок читает, тем ,

как правило, меньше делает ошибок на письме. Зрительная память –

хороший помощник! Не жалею сил, заинтересовываю детей в чтении, а

именно:

Детские

книги

в

больших

количествах

стоят

на

полках

в

классе,

дети

берут

их

без

ограничения,

приношу

новые

книги,

рассказываю о них, прошу детей рассказать о почитанном. Дети любят

ходить в школьную и районную библиотеку.

И последнее. Работа с безударными гласными должна производиться на

каждом уроке русского языка и быть разнообразной.



В раздел образования