Автор: Хвостова Вера Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 588
Населённый пункт: Санкт – Петербург, Колпинский район
Наименование материала: татья
Тема: Рекомендации по устранению ошибок в словах с безударными гласными, проверяемых ударением
Раздел: начальное образование
Рекомендации по устранению ошибок в словах с безударными
гласными в коне слова, проверяемых ударением.
Работаю учителем начальных классов 19 лет. Одной из проблем на
уроках
русского
языка
–
это
грамотное
написание
слов
с
безударными
гласными в корне , проверяемыми ударением.
Я разделила свою работу над этим правилом на три этапа.
Первый этап. Дети должны четко осознать то, что есть слова, которые
произносятся и пишутся различно, а именно А можно перепутать с О, Е с И,
реже Я с И. Для этого изготавливаю карточки:
Неплохо, если на уроке труда дети сами изготовят подобные
карточки(сигнальные),
их
можно
будет
использовать
на
уроках
русского
языка, к тому же ребята значительно быстрее запомнят эти буквы, обратят на
них пристальное внимание.
Второй этап. Дети должны осознать , что эти буквы «ошибкоопасны » в
безударном положении.
С этой целью ввожу задания :
поставь ударение в слове
и подчеркни
безударные гласные , в тех местах , где можно сделать ошибку.
ИГО́
ЛКА ЛАБИРИ́
НТ МАГНИТОФО́
Н
Учим с детьми правило: Если в слове встречаются гласные: А, О, Е, И, Я –
стоп! Подумай!
Третий этап и самый главный – непосредственное вооружение детей
знаниями по проверке безударных гласных. Здесь четко надо пояснить три
случая:
Безударные
гласные
в
некоторых
случаях
просто
не
проверяются
( словарные слова), эти слова нужно запомнить, сверять правописание
по словарю;
А-О
Е-И
Я-И
А
О
Е
И
Я
И
Безударные гласные вне корня слова;
Безударные гласные в корне слова.
В последнем случае эту гласную можно проверить.
С понятием « корень слова» дети знакомятся во втором классе. А без этого
понятия очень трудно объяснить
детям правила проверки. Поэтому я не
боюсь как можно раньше ввести
это понятие: еще в первом классе, в
букварный
период
тренируемся
в
подборе
родственных
слов.
Задания
таковы: вспомним и назовем «зимние», «лесные», «красные», «снежные», и
тому
подобные
слова.
Такое
упражнение
способствует
тому,
что
дети
в
дальнейшем без особого труда находят корень слова. Здесь можно и ввести
правило по проверке безударной гласной: изменяй форму слова и командует
здесь ударение! Правило ребята
усваивают достаточно легко.
Трудности
здесь в ином:
Некоторые дети вообще плохо справляются с постановкой ударения в
слове, ошибаются. Какая уж тут проверка! Но и здесь выход есть:
научить ребенка «гонять» ударение по гласным. Тогда ученик увидит,
где правильно. Нужно иногда вводить такое упражнение: передвинь
ударение на другую гласную.
У многих детей скудный лексический запас
и они просто не могут
подобрать проверочное слово. Выход такой: ежедневное пополнение
лексического запаса. Некоторые этапы урока русского языка следует
отводить развитию речи , активно знакомить с неизвестными словами.
Проблема
пополнения
лексического
запаса
хорошо
решается
и
на
других уроках, особенно хорошо
на уроках литературного чтения.
Ведь не секрет, в основном, чем активнее и лучше ребенок читает, тем ,
как правило, меньше делает ошибок на письме. Зрительная память –
хороший помощник! Не жалею сил, заинтересовываю детей в чтении, а
именно:
Детские
книги
в
больших
количествах
стоят
на
полках
в
классе,
дети
берут
их
без
ограничения,
приношу
новые
книги,
рассказываю о них, прошу детей рассказать о почитанном. Дети любят
ходить в школьную и районную библиотеку.
И последнее. Работа с безударными гласными должна производиться на
каждом уроке русского языка и быть разнообразной.