Автор: Хмуркина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: село Большие Кемары
Наименование материала: конспект ООД
Тема: "Что мы знаем о металле"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Перевозского
муниципального района Нижегородской области «Детский сад «Теремок»
Конспект
организованной образовательной деятельности
в старшей разновозрастной группе
ТЕМА:
Воспитатель: Хмуркина И.А.
2017 год
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие
речевое развитие
социально-коммуникативное развитие
физическое развитие
художественно-эстетическое развитие
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе проекта.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить детей узнавать предметы из металла, определять его
качественные характеристики (структура поверхности, цвет), свойства
(теплопроводность, металлический блеск, твёрдость, магнетизм), дать
информацию о применении металла человеком;
Учить детей зарисовывать и отмечать результаты экспериментов в
таблице;
Развивающие:
Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,
мыслительную активность, творческие способности, речь.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность и самостоятельность детей во время
проведения экспериментов.
Словарная работа: металл, металлические предметы, теплопроводность,
магнетизм, звук, звучание, сталевар.
Предварительная работа: экспериментальная деятельность на занятиях и в
свободное время, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций,
дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Наведи
порядок», создание выставки металлических предметов, п/и «Попади в
колокольчик».
Материал и оборудование: костюм робота, магниты, металлические,
деревянные, пластмассовы мелкие предметы, ржавый и чистый гвозди,
одноразовые тарелки, тазик с водой, ноутбук, проектор, экран, колокольчик,
свеча.
Организационный момент.
Воспитатель настраивает детей на занятие: игра «Иголочка и ниточка».
Бежит свинка, золотая спинка,
Носик стальной, хвостик льняной,
Между детьми проходит, конец себе находит.
Где пробегает, там к себе детей созывает.
Воспитатель-иголочка, за ним стоят два ребёнка изображают нитку. Они
бегут между детьми и собирают их в длинную нитку (воспитатель усаживает
детей на стульчики).
Воспитатель: - Ребята, чем я была в этой игре? (иголкой) Из чего сделана
иголка? (из металла) Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о
свойствах металла.
Основная часть.
Раздаётся стук в дверь. Входит робот Умелкин.
- Здравствуйте, ребята! Сколько лет существую, а не знаю, из чего я сделан.
Но знаю, что есть предметы, похожие на меня по происхождению. Если вы
отгадаете загадки, то мы отгадаем материал, из которого я сделан. А если
отгадки будут правильными, то они появятся на экране. Готовы? Слушайте
первую загадку.
1. Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (гвоздь)
2. В Полотняной стране по реке Простыне
Плавает пароход то назад, то вперёд.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать (утюг)
3. Всех на свете обшивает, что сошьёт не надевает. (иголка)
4. Два конца, два кольца, а посередине - гвоздик. (ножницы)
5. Две стройные сестрицы в руках у мастерицы
Весь день ныряли петельки…И вот он шарф для Петеньки. (спицы)
6. Он в хозяйстве нужен, он с гвоздями дружен.
Я гвозди забиваю, маму с папой забавляю. (молоток)
7. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (пила)
Дети отгадывают загадки – отгадки появляются на экране.
- Ребята, из чего сделаны все эти предметы? (из металла)
- Значит, из чего сделан Умелкин? (тоже из металла)
- Если и Умелкин и все эти предметы сделаны из металла, значит они какие?
(металлические)
Умелкин: - Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что я сделан из металла. Но у
меня ещё проблема: когда я шёл к вам в детский сад наступил одной ногой в
лужу и теперь эта нога не двигается.
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, что случилось с Умелкиным?
(ответы детей) Если металл некоторое время полежит в воде или будет
находиться во влажной среде – он заржавеет (показывает ржавый и чистый
гвоздь) Вот и наш Умелкин заржавел. Чтобы он опять стал ходить как
раньше, мы накормим его маслом, т.е. смажем (смазывают Умелкина).
Умелкин: - Ребята, какие вы молодцы! Я хожу как прежде! Давайте вместе со
мной сделаем зарядку, посмотрим, как двигаются мои ноги и руки, не буду ли
я скрипеть.
Физкультминутка «Зарядка».
Ровно встали, подтянулись.
Руками к солнцу потянулись.
Руки в стороны, вперёд.
Делай вправо поворот,
Делай влево поворот.
Приседаем и встаём,
Руками пол мы достаём.
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Воспитатель: - Умелкин, а наши ребята ещё многое знают о металле и могут
тебе рассказать и показать опыты о свойствах материала, из которого ты
сделан, чтобы ты не попал в неприятную ситуацию.
Умелкин: - Конечно! Я очень рад узнать о себе!
Воспитатель: - Давайте, ребята, поделимся своими знаниями. Результаты
экспериментов мы будем зарисовывать в таблице.
Дети по желанию рассказывают о свойствах и показывают опыты с металлом.
Эксперимент 1. «Магнетизм»
Дети водят магнитом под тарелкой, на которой двигаются мелкие
металлические предметы. Дети объясняют, почему это происходит. Это
свойство называется магнетизмом. (в первой графе поставим букву «М»)
Воспитатель: - Умелкин, ты будь внимательным, т.к. существуют большие,
промышленные магниты, которые могут притянуть и тебя (воспитатель
показывает слайд на экране).
Эксперимент 2. «Теплопроводность металла»
Дети берут любой металлический предмет, определяют и называют его
состояние (холодный). Затем подходят к горящей свече и нагревают.
Сравнивают. Делают вывод: металл нагревается, т.е. проводит тепло – это
называется теплопроводностью. (во второй графе рисуем огонёк)
Воспитатель: - Для тебя, Умелкин, огонь тоже опасен. Если ты попадёшь в
промышленную печь, то ты превратишься в бесформенный ком металла.
Эксперимент 3. «Вес металла»
Дети опускают в тазик с водой металлические, пластмассовые, деревянные
предметы, пенопласт. Делают вывод: металлические предметы тонут – они
тяжёлые, а остальные предметы плавают – они лёгкие. (рисуем стакан с
утонувшим предметом)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете: можно ли Умелкину купаться? (нет,
он утонет и заржавеет)
Эксперимент 4. «Звук металла»
Детям предлагается постучать по металлическому предмету деревянной и
железной палочкой. Сравниваем, какой звук был громче и почему. (рисуем
колокольчик)
Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, давайте прощаться с Умелкимым. Погладим, какой
он? (гладкий, холодный, блестящий) Также давайте напомним Умелкину его
свойства: ржавеет, проводит тепло, магнитится, тяжёлый, издаёт громкий
звук.
Умелкин прощается с детьми, уходит.