Напоминание

"Где живет электричество"


Автор: Попова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57 "Катюша"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности для детей 5-6 лет
Тема: "Где живет электричество"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Попова Оксана Викторовна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №57

«Катюша», г.Тамбов

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности

для детей от 5 до 6 лет.

Тема: «Где живет электричество?»

Цель: Формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего

дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи:

Обучающие:

-Учить устанавливать причинно – следственную зависимость;

-учить делать выводы.

-

Закрепить правила безопасного поведения в обращении с

электроприборами в быту.

Развивающие:

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

развивать познавательный интерес у детей в процессе

экспериментирования,

-развивать внимание, мелкую и общую моторику, координацию движения

рук;

-уточнить нахождение электричества в окружающем мире.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- Вызывать радость открытий, полученных из опытов,

- Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: коробка, будильник без батарейки, батарейка, тарелки для

каждого ребенка, бумажные бабочки, воздушные шарики на каждого

ребенка, расчески пластмассовые, линейки деревянные, ручки

пластмассовые, картинки с изображением электроприборов, конверты с

разрезными картинками на тему «Безопасное обращение с

электроприборами» на каждого ребенка, мяч

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»,

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вам вот эту коробку. Хотите

узнать, что здесь находится? Вы будете мне задавать вопросы, а я буду

отвечать «да» или « нет».

Игра «Да –нет».( Если дети затрудняются, можно загадать загадку:

Он на тумбочке стоит,

На весь дом с утра звенит:

"Эй, вставайте, детвора!

В садик вам идти пора… )

Воспитатель: Сейчас мы проверим, правильно вы отгадали или нет.

(Воспитатель открывает коробку и вынимает будильник).

Воспитатель: Ребята, что это? ( Будильник). Вы молодцы, все отгадали

верно! Но что-то он не работает. И стрелки стоят на месте? Как вы думаете,

почему? (Дети высказывают предположения)

Воспитатель: А давайте проверим, правы ли вы были? ( Открывают часы,

убеждаются, что нет батарейки.)

- Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас попробуем поставить

батарейку. Может кто-нибудь подскажет, как правильно это сделать?

(возможны подсказки детей из личного опыта). Здесь нужно не ошибиться,

поставить «плюс» к плюсу, «минус» к «минусу». (вставляют, стрелки

начинают двигаться)

Воспитатель: Что произошло с будильником? (Ответы детей)

Действительно, он заработал, стрелки стали двигаться. ( Предложить

детям послушать ход будильника.)

Воспитатель: Как вы считаете, что привело в движение будильник?

(Ответы детей: Стрелки будильника привело в движение батарейка)

Воспитатель : Я с вами согласна. Но что за сила такая скрывается в

батарейках? (варианты ответов).

Можно загадать загадку:

Вдаль, к деревням, городам

Он идёт по проводам,

Светлое величество!

Это … (Электричество)

Воспитатель: Я вам подскажу. В батарейке находится особая сила, которая

называется электричеством. Когда мы вставили в часы батарейку, через часы

пошел электрический ток, который заставил работать механизм будильника.

-Повторите, как называется эта сила, спрятанная в батарейке

(Электричество).

Какие еще предметы работают на батарейках? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а в природе можно встретить электричество? (Дети

высказывают свои предположения)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Вот тучи брызнули дождем.

Светло вдруг стало, словно днем.

Что ослепительно сверкает,

В лесу деревья поджигает? (Молния)

Молния – это тоже электричество. Оно очень опасное.

А сегодня я вам хочу показать электричество неопасное, тихое, незаметное,

оно живет повсюду, само по себе. Оно может обычные предметы, превратить

в волшебные. Хотите с ним познакомиться?

Тогда давайте пройдем к столам.

Опыт с шариком.

Воспитатель: Возьмите шарик и поднесите его к бумажным бабочкам. Что –

нибудь произошло?

А теперь поступим по-другому. Потрите шарик о волосы (или тряпочкой)

и поднесите этой стороной вновь к бабочке.

-Что теперь произошло? (Ответы детей: К шарику прилипли бабочки)

-После чего шарик стал притягивать бабочек? ( Шарик стал притягивать

бабочек, после того, когда мы его потерли о волосы)

Воспитатель: Вывод. Если натереть предметы о волосы или ткань, они

получают энергию, которая называется электричеством, которая притягивает

более легкие предметы.

Опыт с расческой и др.предметами

-На столах есть еще предметы, вы можете их использовать и попробовать

сделать такой же опыт?

(Дети пробуют)

Какие предметы при натирании получают электричество?

(ручка, расческа, линейка)

Из чего они сделаны?

( из пластмассы)

Воспитатель: А с другими предметами получается такой опыт?

-нет.

Воспитатель: Со всеми ли предметами можно обнаружить электричество.

Вывод: не все предметы могут обнаружить электричество.

1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель

предлагает повесить их на стену.(Дети пытаются повесить их на стену, у

них не получается.).

Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения

детей).

- Давайте и наши шарики превратим в «волшебные», а я вам покажу, как это

надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той

стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными.

Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы

его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим,

поэтому притянулся к стенке.

Вывод: в волосах тоже живет электричество

Воспитатель: Кто слышал, как потрескивает одежда,когда ее снимаешь?

Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество.

Расческа липнет к волосам и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше

тело электризуется.

Воспитатель: Сейчас мы говорили о слабом электричестве. Его называют

«статическим электричеством» Но есть более сильное электричество. И оно

тоже есть в нашей группе.

По каким предметам вы можете догадаться о наличии такого электричества.

(розетки, выключатели, лампочки, провода)

Воспитатель. - А теперь представьте себе, что ваши пальчики, маленькие

частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».

Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной

руки

Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки)

Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно на

Холодильник, мониторы, на обеих руках)

Кофемолки, пылесос

Ток энергию принёс (стучат кулаком одной руки о кулак

другой)

Воспитатель: Правильно. Электричество есть сейчас в каждом доме.

-Как вы думаете, можно ли электричество назвать нашим помощником?

(Можно)

Воспитатель: А почему вы так считаете?

Дети: С помощью электричества работают все электроприборы.

Воспитатель: А какие электроприборы вы знаете?(ответы).

Что перед вами на картинках?

Как назвать одним словом? (Бытовая техника)

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру с мячом «Для чего это

нужно?»

Я буду называть предмет, а вы называете какие действия совершают этим

электроприбором.

Утюгом – гладят белье,

Миксером – взбивают крем,

Феном – сушат волосы,

Лампой – освещают книгу,

Пылесосом – пылесосят ковры,

Вентилятором – охлаждают воздух,

В холодильнике – хранят продукты,

В микроволновое – разогревают еду,

В чайнике – кипятят воду,

На электроплите - готовят еду,

По телефону – звонят,

На магнитофоне - слушают музыку.

На фланелеграфе размещены карточки с изображением предметов

Воспитатель: Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет

заменял его до появления электричества?

1. Стиральная машина – таз

2. пылесос - веник

3. утюг – гладильная палка

4. швейная машина – игла

5. электролампа – свеча

6. электромясорубка – нож

А теперь посмотрим сколько бытовой техники усовершенствовал человек

благодаря электричеству.

Музыкальная физкультминутка Фиксики «Телевизор»

Воспитатель: Ребята, но электричество может быть не только добрым и

нашим другом. Оно может быть очень опасным. И каждый из вас должен

знать и помнить очень важные правила, как правильно обращаться с

электричеством, как пользоваться электроприборами.

Игра «Разрезные картинки»

Если соберете карточки, то узнаете эти правила.

1) Нельзя тянуть руками электр. провод, можно брать в руки

только вилку.

2) Не подходить к оголенным проводам.

3) Не прикасаться мокрыми руками к электр. приборам.

4) Нельзя вставлять незнакомые предметы в розетку.

Итог

Воспитатель: С чем мы сегодня познакомились на занятии? (Ответы

детей)

-Где живет электричество? (Ответы детей)

-Электричество наш друг или враг? (Ответы детей)

- Об электричестве написано много в книгах, о чем узнаете в школе более

подробно.



В раздел образования