Автор: Попова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57 "Катюша"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности для детей 5-6 лет
Тема: "Где живет электричество"
Раздел: дошкольное образование
Попова Оксана Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №57
«Катюша», г.Тамбов
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности
для детей от 5 до 6 лет.
Тема: «Где живет электричество?»
Цель: Формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего
дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи:
Обучающие:
-Учить устанавливать причинно – следственную зависимость;
-учить делать выводы.
-
Закрепить правила безопасного поведения в обращении с
электроприборами в быту.
Развивающие:
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
развивать познавательный интерес у детей в процессе
экспериментирования,
-развивать внимание, мелкую и общую моторику, координацию движения
рук;
-уточнить нахождение электричества в окружающем мире.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Вызывать радость открытий, полученных из опытов,
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: коробка, будильник без батарейки, батарейка, тарелки для
каждого ребенка, бумажные бабочки, воздушные шарики на каждого
ребенка, расчески пластмассовые, линейки деревянные, ручки
пластмассовые, картинки с изображением электроприборов, конверты с
разрезными картинками на тему «Безопасное обращение с
электроприборами» на каждого ребенка, мяч
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»,
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй, друг!
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вам вот эту коробку. Хотите
узнать, что здесь находится? Вы будете мне задавать вопросы, а я буду
отвечать «да» или « нет».
Игра «Да –нет».( Если дети затрудняются, можно загадать загадку:
Он на тумбочке стоит,
На весь дом с утра звенит:
"Эй, вставайте, детвора!
В садик вам идти пора… )
Воспитатель: Сейчас мы проверим, правильно вы отгадали или нет.
(Воспитатель открывает коробку и вынимает будильник).
Воспитатель: Ребята, что это? ( Будильник). Вы молодцы, все отгадали
верно! Но что-то он не работает. И стрелки стоят на месте? Как вы думаете,
почему? (Дети высказывают предположения)
Воспитатель: А давайте проверим, правы ли вы были? ( Открывают часы,
убеждаются, что нет батарейки.)
- Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас попробуем поставить
батарейку. Может кто-нибудь подскажет, как правильно это сделать?
(возможны подсказки детей из личного опыта). Здесь нужно не ошибиться,
поставить «плюс» к плюсу, «минус» к «минусу». (вставляют, стрелки
начинают двигаться)
Воспитатель: Что произошло с будильником? (Ответы детей)
Действительно, он заработал, стрелки стали двигаться. ( Предложить
детям послушать ход будильника.)
Воспитатель: Как вы считаете, что привело в движение будильник?
(Ответы детей: Стрелки будильника привело в движение батарейка)
Воспитатель : Я с вами согласна. Но что за сила такая скрывается в
батарейках? (варианты ответов).
Можно загадать загадку:
Вдаль, к деревням, городам
Он идёт по проводам,
Светлое величество!
Это … (Электричество)
Воспитатель: Я вам подскажу. В батарейке находится особая сила, которая
называется электричеством. Когда мы вставили в часы батарейку, через часы
пошел электрический ток, который заставил работать механизм будильника.
-Повторите, как называется эта сила, спрятанная в батарейке
(Электричество).
Какие еще предметы работают на батарейках? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а в природе можно встретить электричество? (Дети
высказывают свои предположения)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Вот тучи брызнули дождем.
Светло вдруг стало, словно днем.
Что ослепительно сверкает,
В лесу деревья поджигает? (Молния)
Молния – это тоже электричество. Оно очень опасное.
А сегодня я вам хочу показать электричество неопасное, тихое, незаметное,
оно живет повсюду, само по себе. Оно может обычные предметы, превратить
в волшебные. Хотите с ним познакомиться?
Тогда давайте пройдем к столам.
Опыт с шариком.
Воспитатель: Возьмите шарик и поднесите его к бумажным бабочкам. Что –
нибудь произошло?
А теперь поступим по-другому. Потрите шарик о волосы (или тряпочкой)
и поднесите этой стороной вновь к бабочке.
-Что теперь произошло? (Ответы детей: К шарику прилипли бабочки)
-После чего шарик стал притягивать бабочек? ( Шарик стал притягивать
бабочек, после того, когда мы его потерли о волосы)
Воспитатель: Вывод. Если натереть предметы о волосы или ткань, они
получают энергию, которая называется электричеством, которая притягивает
более легкие предметы.
Опыт с расческой и др.предметами
-На столах есть еще предметы, вы можете их использовать и попробовать
сделать такой же опыт?
(Дети пробуют)
Какие предметы при натирании получают электричество?
(ручка, расческа, линейка)
Из чего они сделаны?
( из пластмассы)
Воспитатель: А с другими предметами получается такой опыт?
-нет.
Воспитатель: Со всеми ли предметами можно обнаружить электричество.
Вывод: не все предметы могут обнаружить электричество.
1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель
предлагает повесить их на стену.(Дети пытаются повесить их на стену, у
них не получается.).
Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения
детей).
- Давайте и наши шарики превратим в «волшебные», а я вам покажу, как это
надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той
стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными.
Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы
его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим,
поэтому притянулся к стенке.
Вывод: в волосах тоже живет электричество
Воспитатель: Кто слышал, как потрескивает одежда,когда ее снимаешь?
Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество.
Расческа липнет к волосам и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше
тело электризуется.
Воспитатель: Сейчас мы говорили о слабом электричестве. Его называют
«статическим электричеством» Но есть более сильное электричество. И оно
тоже есть в нашей группе.
По каким предметам вы можете догадаться о наличии такого электричества.
(розетки, выключатели, лампочки, провода)
Воспитатель. - А теперь представьте себе, что ваши пальчики, маленькие
частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».
Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной
руки
Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки)
Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно на
Холодильник, мониторы, на обеих руках)
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс (стучат кулаком одной руки о кулак
другой)
Воспитатель: Правильно. Электричество есть сейчас в каждом доме.
-Как вы думаете, можно ли электричество назвать нашим помощником?
(Можно)
Воспитатель: А почему вы так считаете?
Дети: С помощью электричества работают все электроприборы.
Воспитатель: А какие электроприборы вы знаете?(ответы).
Что перед вами на картинках?
Как назвать одним словом? (Бытовая техника)
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру с мячом «Для чего это
нужно?»
Я буду называть предмет, а вы называете какие действия совершают этим
электроприбором.
Утюгом – гладят белье,
Миксером – взбивают крем,
Феном – сушат волосы,
Лампой – освещают книгу,
Пылесосом – пылесосят ковры,
Вентилятором – охлаждают воздух,
В холодильнике – хранят продукты,
В микроволновое – разогревают еду,
В чайнике – кипятят воду,
На электроплите - готовят еду,
По телефону – звонят,
На магнитофоне - слушают музыку.
На фланелеграфе размещены карточки с изображением предметов
Воспитатель: Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет
заменял его до появления электричества?
1. Стиральная машина – таз
2. пылесос - веник
3. утюг – гладильная палка
4. швейная машина – игла
5. электролампа – свеча
6. электромясорубка – нож
А теперь посмотрим сколько бытовой техники усовершенствовал человек
благодаря электричеству.
Музыкальная физкультминутка Фиксики «Телевизор»
Воспитатель: Ребята, но электричество может быть не только добрым и
нашим другом. Оно может быть очень опасным. И каждый из вас должен
знать и помнить очень важные правила, как правильно обращаться с
электричеством, как пользоваться электроприборами.
Игра «Разрезные картинки»
Если соберете карточки, то узнаете эти правила.
1) Нельзя тянуть руками электр. провод, можно брать в руки
только вилку.
2) Не подходить к оголенным проводам.
3) Не прикасаться мокрыми руками к электр. приборам.
4) Нельзя вставлять незнакомые предметы в розетку.
Итог
Воспитатель: С чем мы сегодня познакомились на занятии? (Ответы
детей)
-Где живет электричество? (Ответы детей)
-Электричество наш друг или враг? (Ответы детей)
- Об электричестве написано много в книгах, о чем узнаете в школе более
подробно.