Автор: Ваганова Елена Ивановна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ дс "Солнышко"
Населённый пункт: город Яранск Кировской области
Наименование материала: занятие по познавательному развитию
Тема: изучение птичьего пера
Раздел: дошкольное образование
Занятие по познавательному развитию с детьми 5-6 лет.
Тема: «Пёрышко»
Цель: Знакомство детей дошкольного возраста с птичьим пером и его предназначением.
Задачи:1. Познакомить детей со строением птичьего пера.
2.Развивать интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности.
3.Воспитывать социальные навыки: умение работать в группах, парах.
Оборудование: радио приёмник, микроскоп, фартуки.
Демонстрационный материал: перо, вода, одноразовые ёмкости.
Раздаточный материал: бумага, материя, перо, шерсть, кисточка, лупа, карандаши, блокнот, ёмкости
с чернилами.
Ход занятия:
В: Здравствуйте, дорогие, гости мы рады Вас видеть!
В: Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Я вам предлагаю послушать запись, которую я очень люблю. Что вы услышали? Как выдумаете, о
чём мы с вами поговорим?
Д: Пение птиц. Разговаривать будем о птицах.
В: Ребята скажите, а где можно услышать голоса птиц.
Д: В лесу, у речки, в поле.
В: А какое время года можно полюбоваться таким пением? Каких птиц вы слышали? Все ли голоса
были одинаковые?
Д: Кукушка, воробьи, сорока, ворона. Птицы поют, когда наступает весна, голоса у всех птиц
разные.
Ребята сегодня в почтовом ящике я обнаружила письмо, но читать не стала. Решила подождать вас,
чтобы открыть конверт.
Здравствуйте ребята. Я орнитолог. Мне нужна ваша помощь. Я знаю, что вы умеете наблюдать и
экспериментировать. Помогите мне, только птицы вашего края остались, не исследованы.
Наступила весна, я уехал в командировку и не могу приехать. Я вам посылаю каждому блокнот,
чтобы вы записали для меня результаты своих наблюдений.
В: Ребята, а как мы поможем помочь?
Д: ответы детей
В: Вспомните и скажите кто такие орнитологи?
Д: Это учёные, которые занимаются изучением птиц.
В: Вы правильно догадались. Молодцы! Правильно таких учёных называют орнитологами.
В: Сегодня речь пойдёт о птицах. Я вас приглашаю в лабораторию, проходите.
Ребята скажите, пожалуйста, что одевают учёные для наблюдений.
Д: Белые халаты.
В: Я одену халат, а вы фартуки.
В: Какие правила, мы соблюдаем в лаборатории?
Д.Нельзя ничего трогать без разрешения.
Каждый работает на своём рабочем месте, не мешает друг другу.
Работай аккуратно.
Закончив наблюдение, сделай вывод.
В: Что мы будем исследовать вы узнаете, отгадав мою загадку.
Поднимешь – легко, а бросишь – не далеко. (Перо)
Молодцы! Правильно отгадали.
В: (убирает салфетку с коробок)
В: Перья мы будем изучать, рассматривать, а свои наблюдения будем записывать в блокноты. А что
нам нужно для работы?
Д. (ответы детей)….
В: А для работы всё лежит у вас на столе.
В: Ребята посмотрите, потрогайте перья, что вы видите? Какие они?
Д: Перья разные: большие и маленькие, разноцветные, гладкие, пушистые.
В: Скажите для чего нужны перья?
Д: для тепла, чтобы летать.
В: Я хочу рассмотреть перо под лупой.
Д: (действия детей)
Эсперимент№1.
В: Возьмите лупы и рассмотрите. Можно рассмотреть под микроскопом.
(дети рассматривают)
В: Перо птицы состоит из стержня, опахала и бородков. (показ воспитателя)
В: Ребята я думаю, что все пёрышки можно увидеть и в нашем крае. Это перо голубиное, а это перо
попугая, курицы, петуха, индюка.
Что мы делали с пером?
Д: Мы рассматривали перо под лупой.
В: Что мы можем зарисовать после наблюдения. Я нарисую лупу, а вы можете нарисовать своё
наблюдение.
В.: Зарисуем наши наблюдения в блокноты. (Нарисуем лупу)
Переходим к следующему исследованию.
Эксперимент№2.
Ребята, если маленькое пуховое пёрышко положим на ладонь и дунем. Что произошло?
Д: Перо улетело.
В: Почему перо улетело?
Д: Потому что оно лёгкое.
В: А если на ладони у нас будет бумага, а затем ткань и мы подуем на них. Что мы увидим?
Ткань и бумага далеко не летит, потому, что они тяжелее пера. Какую запись мы можем сделать в
блокноты?
Д.ответы
В.:В своих блокнотах мы сделаем запись. Перо легкое, как воздушный шарик.
В.Я (Нарисую воздушный шарик). Хорошо! Молодцы!
Переходим к следующему исследованию.
Эксперимент №3.(У каждого воспитанника по 1 одноразовой ёмкости)
Дети отпускают в 1ёмкость перышки и смотрят, утонули ли они?
Затем отпускают во 2 ёмкость комочки шерсти и наблюдают.
Что мы видим? Перья не намокли и не утонули, а шерсть намокла и стала тяжелее и утонула.
Значит, шерсть тяжёлая и утонула.
Я нарисую кораблик он тоже не утонет. (Рисуем кораблик)
Переходим дальше экспериментировать.
Эксперимент№4.
Возьмём сырой кисточкой проведём по перу. Что мы видим? Перо отталкивает воду.
(нарисуем капельку и зачеркнём её)
Ребята, что мы сегодня узнали из наблюдений?
Кто может рассказать по своим записям?
Тело птицы покрыто перьями, которые состоят из стержня, опахала и бородков. Перо птицы очень
лёгкое, не тонет, отталкивает воду. Перо птицы бывает разного цвета, большие и маленькие, гладкие
и пушистые. Перья очень важны для птиц, потому что именно перья позволяют птицам летать.
Понравилось вам заниматься в лаборатории? Какое из исследований понравилось вам больше
всего??
Д: (ответы детей)
В: Свои записи мы отправим учёным-орнитологам.
В: Молодцы!!! Каждому из вас я подарю наклейку за работу, (наклейки птиц).
В: Я хочу вам рассказать, что когда не было ручек и карандашей Люди писали гусиными перьями,
обмакивая кончик пера в чернила. Я вам предлагаю таким способом нарисовать перо.
Листок положите на клеёнку, осторожно, аккуратно обмакивайте перо в чернила. После окончания
работы положите перо на подставку. После того, когда наши рабочие места будут убраны, мы
возвращаемся в детский сад.