Автор: Проскура Татьяна Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ им.А.С.Попова
Населённый пункт: городской округ Власиха Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной самостоятельности обучающихся на уроках английского языка.
Раздел: среднее образование
Проскура Т.А.
у чи т ел ь
а н г л и й с ко г о
языка первой категории
М О У
С О Ш
им.А.С.Попова
п. Власиха
Московской области
Развитие познавательной самостоятельности обучающихся на уроках
английского языка.
Социально-экономические
изменения,
происходящие
в
течение
ряда
последних
лет
в
нашей
стране,
обусловили
востребованность
личности
творческой, ответственной, способной к самостоятельному принятию решений.
Поэтому именно в настоящее время в школе в качестве высшей формы
учебной
деятельности
востребована
самостоятельная
работа
учащихся.
Рациональная
организация
самостоятельной
работы,
по
мнению
многих
педагогов, является одной из наиболее мощных резервов совершенствования
образования, одним из центральных вопросов педагогической науки.
Следует отметить, что на протяжении многих веков вопросу формирования
и
развития
познавательной
самостоятельности
обучающихся,
характеру
самостоятельности, ее структуре и способах активизации уделяли внимание
многие
философы,
психологи,
педагоги,
просветители.
Актуальной
эта
проблема остается и в настоящее время.
Большой
вклад
в
создание
теории
развития
познавательной
самостоятельности
внесли
исследователи
дидактических
основ
процесса
обучения: С.И. Архангельский, М.А. Данилов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин
и др., а также создатели теории развивающего обучения: Л.С. Выготский, В.В.
Давыдов, Л.В. Занков и др.
Сущность понятия «самостоятельность» в научной литературе трактуется
по–разному:
как
интеллектуальные
способности
ученика
и
его
умения,
позволяющие ему самостоятельно учиться; как готовность учащегося своими
силами
продвигаться
в
овладении
знаниями;
как
свойство
личности,
проявляющееся в желании своими силами овладеть знаниями и способами
действий.
Современные учебные программы по школьным предметам, в том числе и
по
иностранному
языку,
содержат
требование
воспитывать
учебную
самостоятельность
и
формировать
умение
учиться
(то
есть
«учить
себя»).
Ребенок,
который
не
приобрел
этих
качеств,
не
справляется
с
растущими
требованиями
к
самостоятельности,
объемом
учебного
материала,
увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится значительно
ниже своих возможностей, а став выпускником, оказывается не в состоянии без
посторонней
помощи
творчески
выполнять
свою
работу,
обязанности
гражданина.
Можно
выделить
следующие
признаки
самостоятельной
деятельности
учащихся:
- наличие задания учителя;
- самостоятельность учащихся;
- выполнение задания без непосредственного участия педагога;
- активность, умственное напряжение учащихся.
Эффективность
выполнения
учащимися
самостоятельной
работы
в
процессе
обучения
английскому
языку
прямо
зависит
от
условий,
обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль. Под
организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и
учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых
для своевременного и успешного выполнения задания. Создание таких условий
требует от преподавателя знаний психолого-педагогической специфики методов
управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и
правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и
ценностные установки на учебную деятельность.
Иначе
говоря,
организуя
самостоятельную
деятельность
учащихся,
преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:
когда
целесообразно
вводить
самостоятельную
работу
при
изучении
любого учебного материала;
какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует
выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?
Организация
и
проведение
самостоятельной
деятельности
на
уроках
английского
языка
требует
особого
подхода.
Поэтому
учителю
необходимо
тщательно
продумывать
планы
уроков,
определять
содержание
и
место
самостоятельной работы, формы и методы ее организации. Только в этом случае
самостоятельная деятельность учащихся на уроках будет осознанной. При этом
педагог должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и
возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе ее выполнения.
При организации самостоятельной работы на уроках английского языка также
необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся.
Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание
на
то,
что
она
не
должна
быть
слишком
простой,
ниже
уровня
развития
умственных
способностей
учащихся.
Постепенное
нарастание
трудности
самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:
путем
увеличения
объема
заданий
и
длительности
самостоятельной
работы учащихся;
путем усложнения содержания задания;
путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения
объема помощи со стороны учителя.
Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроках английского
языка.
Фронтальные
самостоятельные
работы.
Классно-урочная
система,
как
известно,
предусматривает
организацию
познавательной
деятельности
одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и
самостоятельная
работа,
выполняемая
в
классе
под
непосредственным
наблюдением
и
руководством
учителя.
Особенности
фронтальной
формы
организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:
все учащиеся выполняют общее для всех задание (задания);
учитель дает общий инструктаж к выполнению задания;
используются
общие
приемы
организаций
и
руководства
действиями
учащихся.
Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь
возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач,
побуждающих
учащихся
к
сотрудничеству.
Промежуточные
и
конечные
результаты самостоятельной деятельности могут успешно обсуждаться всеми
учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное
влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и
активность учащихся.
При
правильной
педагогической
инструментовке
фронтальные
самостоятельные работы имеют большое воспитательное значение. Если весь
класс
работает
над
одним
заданием,
познавательный
процесс
обретает
некоторые
черты
коллективной
деятельности.
При
обсуждении
результатов
такой
работы
быстрее
вырабатывается
общее
мнение,
единая
позиция
по
отношению к изучаемому материалу, что создает основу для коллективных
переживаний, для формирования взглядов и убеждений школьников.
Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее
целесообразна тогда, когда учащиеся приступают к изучению темы, когда важно
создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также важна и
полезна
она
на
начальном
этапе
формирования
умений,
когда
учащиеся
овладевают способом выполнения задания по образцу Жарова Л. В. Учить
самостоятельности.- М.: Просвещение, 1993, с. 149-151..
Индивидуальная
само стоятельная
работа
-
работа,
кото р а я
предусматривает
выполнение
индивидуализированных
заданий
и
исключает
сотрудничество учащихся. Однако она открывает огромные возможности для
сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее
сложны
и
ответственны,
чем
ученика.
Необходим
тщательный
анализ
содержания учебного материала, на основе которого педагог может выделить те
вопросы,
которые
доступны
отдельным
учащимся
для
самостоятельной
проработки и важны для развития познавательного интереса.
Какие
же
задания,
когда
и
как
могут
все-таки
выполнять
школьники
индивидуально?
1. В структуру урока легко включаются небольшие по объему работы,
которые учитель предлагает отдельным ученикам или группам (2--4 человека).
Задания
выполняются
в
то
время,
когда
в
классе
проводится
фронтальная
работа. Проверяются они здесь же или после урока.
Каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое приносит
на
урок.
Классу,
таким
образом,
предлагаются
индивидуальные
задания,
составленные не учителем, а самими школьниками. Проверяют и корректируют
выполненную
работу
и
учащиеся,
и
учитель.
Это
--
интересный
прием
сотрудничества ребят и педагога.
Выполнение текущих индивидуальных домашних заданий, предложенных
учителем, но выбираемых учеником на альтернативной основе.
Подготовка
к
уроку
опережающих
заданий,
требующих
поисковой
деятельности: сообщений, докладов, опытов. На уроках для них выделяется 5--
10 минут в процессе изучения нового материала.
Подготовка и проведение учащимися старших классов отдельных уроков.
Длительная индивидуальная работа творческого характера, выполняемая
теми
учениками,
у
которых
сформировался
познавательный
или
профессиональный интерес в процессе изучения того или иного предмета.
Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся --
работа в парах постоянного состава. Ее можно одинаково успешно использовать
для совместной проработки материала учебника или документа, выполнения
практических
заданий,
взаимной
проверки
письменных
упражнений
и
др.
Такими парами постоянного состава являются два ученика, сидящие за одной
партой. Поэтому взаимодействие налаживается без особых организационных
затруднений и затрат времени. На выполнение единичных заданий учащиеся
затрачивают 5--10 минут, на работу с листами взаимоконтроля, включающими
материал
целой
темы,--
значительно
больше.
Установлено,
что
более
эффективной парная работа является там, где сотрудничают ученики разной
успеваемости, где роли партнеров постоянно меняются.
Применение вариантов групповой работы не только порождает различные
способы и механизмы сотрудничества учащихся, требует самоорганизации, но и
оказывает
влияние
на
мотивационную
сферу
учения.
Однако
комплексное
решение
учебно-воспитательных
задач
достигается
при
том
условии,
если
сочетаются
в
обучении
индивидуальная,
групповая
и
фронтальная
формы
организации самостоятельной работы.
И так, основная цель развития самостоятельной деятельности на уроках
английского языка -- научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и
усваивать учебный материал.
Список литературы:
1.Архангельский
С.
И.
Учебный
процесс
в
высшей
школе,
его
закономерные
основы
и
методы:
учебно-методическое
пособие
/
С.
И.
Архангельский. - М: Высшая школа, 2005. – 368 с.
2.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт,
2006. – 67 с.
3.Данилов
М.
А.
Воспитание
у
школьников
самостоятельности
и
творческой активности в процессе обучения / М. А. Данилов // Педагогика. -
2007. - № 8. – С. 32-42.
4.Жарова Л. В. Учить самостоятельности.- М.: Просвещение, 1993, с. 149-
151..
5. Занков Л. В. Дидактика и жизнь / Л. В. Занков. – М.: Просвещение, 2008.
– 175 .