Напоминание

Круговорот воды в природе с использованием ИКТ


Автор: Макашина Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Средняя школа 43
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру
Тема: Круговорот воды в природе с использованием ИКТ
Раздел: начальное образование





Назад




Ход урока

Использование ИКТ

Содержание урока

I.Организационный момент

1. Валеологическая минутка.

2.Приветствие учителя. Психологичес-

кий настрой.

-Улыбнитесь

друг

другу

и

скажите:

(повторяют за учителем)

У нас хорошее настроение

Мы будем внимательны на уроке

Мы успеем сделать все!

-Те

знания,

которые

вы

получили

на

прошлом уроке, и получите сегодня, нужно

будет продемонстрировать в конце урока.

Итак, слушаем, запоминаем, на вопросы

отвечаем, ни минуты не теряем.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

-Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В супе, в чае, в каждой капле.

Вы согласны? Это так ли?

-Можно

ли

сказать

,

что

вода

находится

«везде»?

(высказывания детей)

1.Проверка домашнего задания

-

Сколько

воды

содержится

в

вашем

организме? Как вы высчитали?(а : 3 х 2)

-Используя данную формулу, узнайте

сколько воды содержится в организме папы,

если он весит 90 кг?

-В организме мамы, которая весит 60 кг?

-В организме сына весом 30кг?

-Так сколько же воды носит в себе семья из

слайд №2

трех человек?

2. Повторяем свойства воды.(слайд № 2)

-Ответьте на вопрос или закончите фразу.

-Благодаря

этому

свойству,

мы

можем

наблюдать за рыбками в аквариуме. О каком

свойстве воды идет речь? (прозрачная)

-Мы

можем

ее

окрасить

в

любой

цвет,

потому что сама она…..(бесцветная)

-Яблоко

кислое,

сахар

сладкий,

соль

соленая, а вода….. ( не имеет вкуса).

-Что

происходит

с

водой,

когда

мы

каст рюлю

ст авим

на

огонь?

( в од а

нагревается и расширяется)

-Что происходит с водой, когда

чайник

остывает? (вода остывает и сжимается)

-Чем пахнет вода? (чистая вода не имеет

запаха)

слайд №3

Ш.Сообщение темы. (слайд №3)

-Мы повторили основные свойства воды.

-А все ли мы знаем о воде?

-

Впереди

еще

много

открытий

об

этом

удивительном веществе и

ее волшебных

превращениях.

-

Воду

называют

путешественницей.

Вы

согласны?

слайд №4

IV. Работа над новой темой.

1) Разгадывание загадок. (слайд №4)

(Загадки воспринимают на слух, отгадки -

кадры презентации; после каждой загадки

смена картинки по щелчку)

-Отгадайте

загадки,

и

у

вас

получится

«портрет» воды.

1. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Облака)

3. На дворе лежал горой,

В дом занес, он стал водой.(Снег)

4. Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

5.Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лед)

6.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

а пошли искать их днем-

Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

7.Он из носа самовара, из кастрюли и из

крана устремляется наверх.

А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз.

(Пар)

Итог.

- На какие на три группы можно разделить

отгадки?

-Что нового узнали о воде?

каких

состояниях

встречается

вода

в

природе?

какое время года мы встречаемся

с

водой в твердом состоянии? В жидком? В

газообразном?

2.Моделирование. Работа в парах.

а)(липкие полоски и «частицы» воды

( кружочки голубого цвета)

- Изобразить модель воды: частицы воды в

жидком состоянии и газообразном.

3.Физминутка (в группах по 4 человека).

- Представьте, что каждый из вас « молеку-

ла воды»

и изобразите, что происходит с

молекулами воды:

в паре над кипящим чайником;

в стакане воды, которую поставили

в холодильник;

в чайнике, который поставили на

огонь.

(Дети

должны

«изобразить»

молекулы

4.Решение познавательной задачи.

воды в разных состояниях).

-Катя налила воду в стакан и выставила на

балкон. Утром она обнаружила кусок льда и

разбитый

стакан.

Можете

объяснить,

что

произошло? (размышляют)

5.Объяснение учителя.

-0º С –граница, при которой вода замерзает,

а лед и снег начинают таять.

Когда вода охлаждается, то она начинает

сжиматься.

Но,

как

только

температура

воды понижается до 0 градусов, происходят

непонятные вещи: превращаясь в лед, вода

начинает

расширяться!

Вы

когда-нибудь

видели,

что

происходит

со

стеклянной

бутылкой, которую оставили с водой

на

морозе?

Она

лопается,

то

же

самое

происходит и с водопроводными трубами.

Если

в

них

вода

замерзнет,

то

они

разрываются. В сильные морозы из-за этого

происходят

аварии,

и

люди

остаются

без

тепла и воды.

Итог.

-Что нового узнали о воде?

каких

состояниях

вода

встречается

в

природе?

-Что происходит с водой при температуре 0º

С? ниже нуля?

6. Проблемный вопрос.

-Много воды на планете. Идут дожди, тают

снега,

льды.

Образуются

ручейки.

Они

Слайд №5

впадают в реки. Реки несут свои воды в

моря. Почему же моря не переполняются и

не выходят из берегов?

7.Демонстрация опыта.

-Давайте проведем опыт. Будем нагревать

воду. Что с ней происходит? (испарение)

Что

нужно,

чтобы

вода

из

жидкого

состояния перешла в газообразное? Теперь

над пробиркой подержим блюдце со льдом.

Пронаблюдайте. Что происходит с водой?

Откуда появились капли на дне тарелки?

(конденсация

–охлаждение

пара,

переход

воды из газообразного состояния в жидкое)

-А в природе происходят

такие явления?

Докажите. (выпадение осадков)

-

Можно

сказать,

что

вода

совершила

путешествие по кругу? (слайд №5)

природе это называют «круговоротом

воды» .

-Какие

слова

спрятались

в

слове

«круговорот»?

Круговорот состоит из двух слов «круг» и

«ворот»- вращение. Получается «вращение

по кругу».

слайд №6

V. Закрепление

1.Познавательная сказка «Путешествие

Капельки». (слайды №6-15)

-Послушайте

сказочную

историю

и

сделайте вывод,

как происходит кругово-

рот в природе.

Жила-была

Капелька

в

чистом-чистом

озере.

Вместе

с

ней

жили

ее

братья

и

конденсация

Выпадение осадков

испарение

слайд №7

слайды №8-9

слайд №10

слайд №11

слайды №12-13

сестры. И было их очень много. Жили они

весело и дружно. Однажды им захотелось

посмотреть на белый свет и они отправи-

лись в путешествие.

-Как вы думаете, кто им в этом помог?

- Конечно, солнце. Оно согрело их своими

лучами,

капельки

стали

очень

легкими,

совсем невесомыми и устремились высоко в

небо.

-Как называется этот процесс в природе?

(испарение)

-Как вы думаете, а что было дальше?

-Они поднимались все выше и выше. На

пути

им

стали

встречаться

такие

же

капельки-путешественницы.

- Откуда высоко в небе взялись капли?

Вверху было очень холодно, капельки стали

прижиматься друг к другу, и стало их уже

целое облако. Из газообразного состояния

капли

вернулись

в

жидкое.

Процесс

превращения пара в жидкость называется

«конденсацией». Так путешествовали наши

капельки

долго.

К

ним

присоединялись

новые капли. Облако становилось тяжелее и

тяжелее.

Вдруг

загремел

гром,

ударила

молния и наши путешественницы вместе с

другими

каплями

полились

дождем.

Они

оказались

в

незнакомом

месте.

Течение

н е с л о

и х

д а л ь ш е .

П у т е ш е с т в и е

продолжалось. Они попали в речку, берега,

которой были засыпаны снегом.

Так Капелька и ее друзья познакомились со

снежинками.

-Как

вы

думаете,

они

смогли

вместе

продолжить путешествие? Почему?

( нет, в разных состояниях находились)

-Течение

речки

понесло

Капельку

и

ее

друзей

дальше.

Они

оказались

в

очень

неприятном

месте.

Вокруг

было

грязно.

слайд №14

слайд №15

слайд №16

слайд №17

Капельке это очень не понравилось.

Откуда

берется

грязная

вода

мы

поговорим на следующем уроке.

А

наши

путешественники

поспешили

домой, в свое чистое, теплое озеро.

Выводы.

- Что сначала случилось с Капелькой и ее

подружками? (превратились в пар)

В каком состоянии находятся частицы воды

высоко в небе? Что там с ними происходит?

Как

частицы

воды

опять

оказываются

на

земле?

Капелька

с

подружками

совершила

круговое путешествие. Как называется их

путешествие в природе?

2.Учитель делает обобщение (слайд 16)

-Круговорот воды в природе начинается с

испарения.

Под

воздействием

солнечных

лучей

вода

испаряется

с

поверхности

земли,

водоемов,

растений.

Растения

поглощают

воду из почвы и испаряют ее

через листья в атмосферу. Пар поднимается

вверх, и, достигнув, более холодных слоев

атмосферы, конденсируется в облака. Ветер

несет их по небу над землей. Постепенно

капли

становятся

все

крупнее

и

тяжелее.

О б л а к а

п р е в р а щ а ю т с я

в

т у ч и .

Накопившаяся в них вода, выпадает обратно

на землю в виде осадков: дождя, снега.

Выводы: (слайд 17)

-Что происходит с водой под воздействием

солнечных лучей?

-Что

происходит

с

паром

высоко

над

поверхностью земли?

-Что происходит с облаками?

3.Проверка

РРО

(реальный

результат

обучения).

(рисунок в рабочих тетрадях)

слайд18

а) Работа с рисунком-схемой (

нарисовать

схему круговорота) в тетради на печатной

основе.

Взаимопроверка.

б) Тест ( на листах распечатан).

Ф.И.____________________________

Зачеркни «лишнее»

1.Дождь- это вода ….

в твердом жидком

газообразном состоянии

2.При температуре ниже нуля вода

находится в…..

в твердом жидком

газообразном состоянии

3.В воздухе всегда находится вода в…..

в твердом жидком

газообразном состоянии

4.Переход воды в природе из одного

состояния в другое называется……

нагревание круговорот

5.Вода в твердом состоянии – это …

роса снег пар лёд

6.Под действием солнечных лучей

происходит…

охлаждение испарение

выпадение осадков

7.В жидком состоянии находится …..

пар вода снег

Самопроверка (слайд 18)

VI. Информация о домашнем задании.

1.Учебник: с.53-56 прочитать, ответить на

вопросы.

2.Творческое задание : придумать рассказ о

путешествии Капельки

VII. Итог урока

каком

явлении

говорится

в

строчках

этого стихотворения:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и снова в поход!

(вода совершает круговорот)

слайд №19

слайд №20

-Что

происходит

с

водой

под

действием

солнечных лучей?

-Что происходит с водяным паром высоко

над земной поверхностью?

-Что

происходит

с

облаками,

когда

скапливается большое количество водяных

капель или льдинок?

- Какое явление объединяет эти процессы в

природе?

(на доске)

VIII . Рефлексия

(у каждого ученика бумажная «капелька»)

-На капельке отразить свои ощущения от

урока.( слова, эмоции, смайлик) «Посадить»

капельку на облако.



В раздел образования