Автор: Макашина Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Средняя школа 43
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру
Тема: Круговорот воды в природе с использованием ИКТ
Раздел: начальное образование
Ход урока
Использование ИКТ
Содержание урока
I.Организационный момент
1. Валеологическая минутка.
2.Приветствие учителя. Психологичес-
кий настрой.
-Улыбнитесь
друг
другу
и
скажите:
(повторяют за учителем)
У нас хорошее настроение
Мы будем внимательны на уроке
Мы успеем сделать все!
-Те
знания,
которые
вы
получили
на
прошлом уроке, и получите сегодня, нужно
будет продемонстрировать в конце урока.
Итак, слушаем, запоминаем, на вопросы
отвечаем, ни минуты не теряем.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
-Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В супе, в чае, в каждой капле.
Вы согласны? Это так ли?
-Можно
ли
сказать
,
что
вода
находится
«везде»?
(высказывания детей)
1.Проверка домашнего задания
-
Сколько
воды
содержится
в
вашем
организме? Как вы высчитали?(а : 3 х 2)
-Используя данную формулу, узнайте
сколько воды содержится в организме папы,
если он весит 90 кг?
-В организме мамы, которая весит 60 кг?
-В организме сына весом 30кг?
-Так сколько же воды носит в себе семья из
слайд №2
трех человек?
2. Повторяем свойства воды.(слайд № 2)
-Ответьте на вопрос или закончите фразу.
-Благодаря
этому
свойству,
мы
можем
наблюдать за рыбками в аквариуме. О каком
свойстве воды идет речь? (прозрачная)
-Мы
можем
ее
окрасить
в
любой
цвет,
потому что сама она…..(бесцветная)
-Яблоко
кислое,
сахар
сладкий,
соль
соленая, а вода….. ( не имеет вкуса).
-Что
происходит
с
водой,
когда
мы
каст рюлю
ст авим
на
огонь?
( в од а
нагревается и расширяется)
-Что происходит с водой, когда
чайник
остывает? (вода остывает и сжимается)
-Чем пахнет вода? (чистая вода не имеет
запаха)
слайд №3
Ш.Сообщение темы. (слайд №3)
-Мы повторили основные свойства воды.
-А все ли мы знаем о воде?
-
Впереди
еще
много
открытий
об
этом
удивительном веществе и
ее волшебных
превращениях.
-
Воду
называют
путешественницей.
Вы
согласны?
слайд №4
IV. Работа над новой темой.
1) Разгадывание загадок. (слайд №4)
(Загадки воспринимают на слух, отгадки -
кадры презентации; после каждой загадки
смена картинки по щелчку)
-Отгадайте
загадки,
и
у
вас
получится
«портрет» воды.
1. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Облака)
3. На дворе лежал горой,
В дом занес, он стал водой.(Снег)
4. Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
5.Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед)
6.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
а пошли искать их днем-
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
7.Он из носа самовара, из кастрюли и из
крана устремляется наверх.
А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз.
(Пар)
Итог.
- На какие на три группы можно разделить
отгадки?
-Что нового узнали о воде?
-В
каких
состояниях
встречается
вода
в
природе?
-В
какое время года мы встречаемся
с
водой в твердом состоянии? В жидком? В
газообразном?
2.Моделирование. Работа в парах.
а)(липкие полоски и «частицы» воды
( кружочки голубого цвета)
- Изобразить модель воды: частицы воды в
жидком состоянии и газообразном.
3.Физминутка (в группах по 4 человека).
- Представьте, что каждый из вас « молеку-
ла воды»
и изобразите, что происходит с
молекулами воды:
в паре над кипящим чайником;
в стакане воды, которую поставили
в холодильник;
в чайнике, который поставили на
огонь.
(Дети
должны
«изобразить»
молекулы
4.Решение познавательной задачи.
воды в разных состояниях).
-Катя налила воду в стакан и выставила на
балкон. Утром она обнаружила кусок льда и
разбитый
стакан.
Можете
объяснить,
что
произошло? (размышляют)
5.Объяснение учителя.
-0º С –граница, при которой вода замерзает,
а лед и снег начинают таять.
Когда вода охлаждается, то она начинает
сжиматься.
Но,
как
только
температура
воды понижается до 0 градусов, происходят
непонятные вещи: превращаясь в лед, вода
начинает
расширяться!
Вы
когда-нибудь
видели,
что
происходит
со
стеклянной
бутылкой, которую оставили с водой
на
морозе?
Она
лопается,
то
же
самое
происходит и с водопроводными трубами.
Если
в
них
вода
замерзнет,
то
они
разрываются. В сильные морозы из-за этого
происходят
аварии,
и
люди
остаются
без
тепла и воды.
Итог.
-Что нового узнали о воде?
-В
каких
состояниях
вода
встречается
в
природе?
-Что происходит с водой при температуре 0º
С? ниже нуля?
6. Проблемный вопрос.
-Много воды на планете. Идут дожди, тают
снега,
льды.
Образуются
ручейки.
Они
Слайд №5
впадают в реки. Реки несут свои воды в
моря. Почему же моря не переполняются и
не выходят из берегов?
7.Демонстрация опыта.
-Давайте проведем опыт. Будем нагревать
воду. Что с ней происходит? (испарение)
Что
нужно,
чтобы
вода
из
жидкого
состояния перешла в газообразное? Теперь
над пробиркой подержим блюдце со льдом.
Пронаблюдайте. Что происходит с водой?
Откуда появились капли на дне тарелки?
(конденсация
–охлаждение
пара,
переход
воды из газообразного состояния в жидкое)
-А в природе происходят
такие явления?
Докажите. (выпадение осадков)
-
Можно
сказать,
что
вода
совершила
путешествие по кругу? (слайд №5)
-В
природе это называют «круговоротом
воды» .
-Какие
слова
спрятались
в
слове
«круговорот»?
Круговорот состоит из двух слов «круг» и
«ворот»- вращение. Получается «вращение
по кругу».
слайд №6
V. Закрепление
1.Познавательная сказка «Путешествие
Капельки». (слайды №6-15)
-Послушайте
сказочную
историю
и
сделайте вывод,
как происходит кругово-
рот в природе.
Жила-была
Капелька
в
чистом-чистом
озере.
Вместе
с
ней
жили
ее
братья
и
конденсация
Выпадение осадков
испарение
слайд №7
слайды №8-9
слайд №10
слайд №11
слайды №12-13
сестры. И было их очень много. Жили они
весело и дружно. Однажды им захотелось
посмотреть на белый свет и они отправи-
лись в путешествие.
-Как вы думаете, кто им в этом помог?
- Конечно, солнце. Оно согрело их своими
лучами,
капельки
стали
очень
легкими,
совсем невесомыми и устремились высоко в
небо.
-Как называется этот процесс в природе?
(испарение)
-Как вы думаете, а что было дальше?
-Они поднимались все выше и выше. На
пути
им
стали
встречаться
такие
же
капельки-путешественницы.
- Откуда высоко в небе взялись капли?
Вверху было очень холодно, капельки стали
прижиматься друг к другу, и стало их уже
целое облако. Из газообразного состояния
капли
вернулись
в
жидкое.
Процесс
превращения пара в жидкость называется
«конденсацией». Так путешествовали наши
капельки
долго.
К
ним
присоединялись
новые капли. Облако становилось тяжелее и
тяжелее.
Вдруг
загремел
гром,
ударила
молния и наши путешественницы вместе с
другими
каплями
полились
дождем.
Они
оказались
в
незнакомом
месте.
Течение
н е с л о
и х
д а л ь ш е .
П у т е ш е с т в и е
продолжалось. Они попали в речку, берега,
которой были засыпаны снегом.
Так Капелька и ее друзья познакомились со
снежинками.
-Как
вы
думаете,
они
смогли
вместе
продолжить путешествие? Почему?
( нет, в разных состояниях находились)
-Течение
речки
понесло
Капельку
и
ее
друзей
дальше.
Они
оказались
в
очень
неприятном
месте.
Вокруг
было
грязно.
слайд №14
слайд №15
слайд №16
слайд №17
Капельке это очень не понравилось.
Откуда
берется
грязная
вода
мы
поговорим на следующем уроке.
А
наши
путешественники
поспешили
домой, в свое чистое, теплое озеро.
Выводы.
- Что сначала случилось с Капелькой и ее
подружками? (превратились в пар)
В каком состоянии находятся частицы воды
высоко в небе? Что там с ними происходит?
Как
частицы
воды
опять
оказываются
на
земле?
Капелька
с
подружками
совершила
круговое путешествие. Как называется их
путешествие в природе?
2.Учитель делает обобщение (слайд 16)
-Круговорот воды в природе начинается с
испарения.
Под
воздействием
солнечных
лучей
вода
испаряется
с
поверхности
земли,
водоемов,
растений.
Растения
поглощают
воду из почвы и испаряют ее
через листья в атмосферу. Пар поднимается
вверх, и, достигнув, более холодных слоев
атмосферы, конденсируется в облака. Ветер
несет их по небу над землей. Постепенно
капли
становятся
все
крупнее
и
тяжелее.
О б л а к а
п р е в р а щ а ю т с я
в
т у ч и .
Накопившаяся в них вода, выпадает обратно
на землю в виде осадков: дождя, снега.
Выводы: (слайд 17)
-Что происходит с водой под воздействием
солнечных лучей?
-Что
происходит
с
паром
высоко
над
поверхностью земли?
-Что происходит с облаками?
3.Проверка
РРО
(реальный
результат
обучения).
(рисунок в рабочих тетрадях)
слайд18
а) Работа с рисунком-схемой (
нарисовать
схему круговорота) в тетради на печатной
основе.
Взаимопроверка.
б) Тест ( на листах распечатан).
Ф.И.____________________________
Зачеркни «лишнее»
1.Дождь- это вода ….
в твердом жидком
газообразном состоянии
2.При температуре ниже нуля вода
находится в…..
в твердом жидком
газообразном состоянии
3.В воздухе всегда находится вода в…..
в твердом жидком
газообразном состоянии
4.Переход воды в природе из одного
состояния в другое называется……
нагревание круговорот
5.Вода в твердом состоянии – это …
роса снег пар лёд
6.Под действием солнечных лучей
происходит…
охлаждение испарение
выпадение осадков
7.В жидком состоянии находится …..
пар вода снег
Самопроверка (слайд 18)
VI. Информация о домашнем задании.
1.Учебник: с.53-56 прочитать, ответить на
вопросы.
2.Творческое задание : придумать рассказ о
путешествии Капельки
VII. Итог урока
-О
каком
явлении
говорится
в
строчках
этого стихотворения:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает, и снова в поход!
(вода совершает круговорот)
слайд №19
слайд №20
-Что
происходит
с
водой
под
действием
солнечных лучей?
-Что происходит с водяным паром высоко
над земной поверхностью?
-Что
происходит
с
облаками,
когда
скапливается большое количество водяных
капель или льдинок?
- Какое явление объединяет эти процессы в
природе?
(на доске)
VIII . Рефлексия
(у каждого ученика бумажная «капелька»)
-На капельке отразить свои ощущения от
урока.( слова, эмоции, смайлик) «Посадить»
капельку на облако.