Автор: Эсполова Зарема Ильясовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №10"
Населённый пункт: город Усинск, Р.Коми
Наименование материала: методическая разработка ООД
Тема: "Пересказ рассказа Чарушина "Лисята"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10» г.Усинск
Методическая разработка организованной
образовательной деятельности
«Пересказ рассказа И.Чарушина «Лисята».»
Воспитатель:
Эсполова Зарема Ильясовна
Организованная образовательная деятельность
«Пересказ рассказа И.Чарушина «Лисята».»
Цель: учить пересказывать, используя мнемодорожку. Развивать умение
придумывать загадки, расширить словарный запас детей. Привить интерес к
творчеству Чарушина и рассказам.
Оборудование: мнемодорожка, презентация.
Ход:
Воспитатель и дети входят в группу.
-Ребята, а у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с гостями.
Друг на друга посмотрели, крепко за руки взялись
Вправо, влево повернулись и друг другу улыбнулись!
(На полу наклеены следы. Дети обращают внимание на следы)
Воспитатель: Интересно, ребята, чьи это следы? (дети называют животных)
-А может, пойдем по следам и посмотрим, куда они нас приведут?
-Давайте мы по ним пойдем
Секрет наверно там найдем
Мы секретик разгадаем
Что нас ждет сейчас узнаем!
(Идут и находят корзину с мнемозагадкой про лису.)
Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной
След хвосточком заметает
А как его зовут, кто знает
Дети выставляя карточки читают загадку, отгадывают.
(Подходят к экрану, на экране небольшое видео с лисой). Дети называют
лису.
Воспитатель: Вам нравится лиса? А вы знаете сказки, где есть лиса? (дети
называют). слайд - лиса
-Молодцы! Ребята, скажите, а как зовут детеныша лисы (лисенок, а если у
лисы не один, а несколько) лисята слайд- лисята
И сегодня я хочу вас познакомить еще с одним рассказом Евгения Чарушина.
- А давайте вспомним кто такой Евгений Чарушин?
-А где мы в группе можем увидеть портрет Чарушина?
-Что вы о нем знаете?
-Какие его рассказы мы с вами читали?
-О чем он писал?
-А что еще он любил делать?
(Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г. Киров) жил
мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки,
цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них,
дружил
с
трёхногим
псом
Бобкой.
Мальчик
любил
читать
книги
о
путешествиях,
о
животных,
о
природе;
рисовал
птиц
и
зверей.
Женя
прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания,
умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много
рассказов о животных.
-Лиса всегда была одним из любимых героев сказок и рассказов. С одним из
таких рассказов я хочу вас познакомить. Называется рассказ «Лисята». Мне
он очень нравится, надеюсь, что понравится и вам, и вы захотите поделиться
им со своими друзьями или родными. А для этого сегодня мы научимся его
пересказывать.
-Присядьте на стульчики и внимательно послушайте. (Чтение рассказа)
Вопросы:
-Ребята, а что я вам прочитала- рассказ или сказку? Чем они отличаются?
-Вам понравился рассказ? Про кого говорится в этом рассказе? (про лисят)
-Какие были лисята? Как автор называет их? (шустрые, беспокойные) – если
не помнят: «Давайте посмотрим по тексту».
-Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф)
-Куда лисята однажды спрятались? (в сапог)
-Как охотник обнаружил лисят? (хвост высовывался)
- а как вы понимаете слова ловкачи, за шиворот?
-Чем заканчивается рассказ? (вот такие ловкачи!)
-Ребята, я предлагаю немного отдохнуть и поиграть
Физкультминутка «Как у наших у зверят»
Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши)
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топанье ногами)
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки в ладоши)
А потом вприсядочку (Приседания)
Пляшут звери рядышком.
А как пустятся бежать — (Бег на месте)
Никому их не догнать.
-А хотите услышать рассказ еще раз? Только запомнить его нам поможет
мнемодорожка. (проводится работа над мнемодорожкой, дети вместе с
воспитателем расшифровывают картинки)
Воспитатель: Теперь
я
прочитаю
еще
раз
текст,
и
мы
попробуем
его
пересказать.
1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожку.
-Ребята, тут у меня под рукой чудесный мешочек. Давайте положим в него
наши карточки. А теперь я предлагаю достать из мешочка по одной карточке
и постарайтесь определить по картинкам порядок следования рассказа и
встать правильно.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем рассказать про лисят.
При пересказе дети ориентируются на картинки.
Воспитатель (обращаясь к не принимавшим участия в пересказе): Как дети
пересказали? Использовали ли авторские слова?
-Что-то наши друзья загрустили, как вы думаете, почему?
-Правильно, они скучают по маме, своей по семье. А давайте попробуем с
вами придумать загадки о лисе.
Предлагает
самим
придумать
загадки.
Вызывает
2-3
детей,
если
дети
затрудняются,
воспитатель
напоминает,
какая
лиса
(хитрая,
рыжая,
пушистая), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и
курочек).
Ответы детей.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый, краса
А зовут ее (лиса)
-А может, кто из вас придумает загадку о маленьких лисятах?
-Вы сегодня просто молодцы! А где же лисята, я что-то их не вижу!
Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами».
-Рябята, смотрите, лисята вернулись к своей маме! (Ребята смотрят, делятся
мнениями и впечатлениями)