Напоминание

"Как рождались имена"


Автор: Кошкина Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-СОШ №1
Населённый пункт: г.Красный Кут Саратовской области
Наименование материала: разработка урока окружающего мира в 3 классе
Тема: "Как рождались имена"
Раздел: начальное образование





Назад




Окружающий мир. 3 класс «Начальная школаXXI века»

Тема урока: «Как рождались имена».

Цель:

создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о том, как в старину рождались имена.

Задачи:

Образовательные:

- создание условий для знакомства учащихся с происхождением и многообразии имён, со значением имени для человека

- формирование исследовательских умений: работать с дополнительной литературой, выдвигать гипотезы, делать выводы, представлять

результаты исследовательской работы.

Развивающие:

- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на

вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах

- развитие речи (умения оформлять свои мысли в устной форме), мышления (умения устанавливать аналогии; обобщать и

классифицировать по признакам), и творческих способностей.

Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к своему имени, к традициям своего народа;

- формирование умения работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Тип урока: «открытие» нового знания

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределен

ие к

деятельности.

Организационны

й момент

Здравствуйте, ребята.- Для того, чтобы сегодня всё у

нас получилось, предлагаю обратить внимание на

девиз урока, который, надеюсь, поможет нам

в

успешной

и

плодотворной

работе.

Давайте

возьмёмся за руки и хором проговорим эти слова.

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Проверяют готовность к

уроку.

Включаются в деловой

ритм.

Личностные: самоопределение,

готовность и способность

обучающихся к саморазвитию,

стремление к успешности в

учебной деятельности;

регулятивные:

умение

настраиваться на успешность

своей работы на уроке.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

Повторяют слова по слайду

2.Актуализация

знаний и

фиксация

затруднения в

деятельности

-

Ребята,

а

вы

любите

смотреть

мультфильмы?

Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма,

ко т о р ы й

п ом ож е т

н а м

о п р е д е л и т ь

т е м у

сегодняшнего урока.

Видео «Котёнок Гав» (щенок не знает своего имени

и вместе с котёнком пытается его найти)

- Чем озадачены герои мультфильма?

- А для людей так же важно иметь имя?

- Как вы думаете, какая же будет тема урока?

Дети отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы

Выводят тему урока.

Познавательные: умение

извлекать информацию из

различных источников, умение

делать выводы, постановка и

формулирование темы урока,

умение осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание

Коммуникативные:

умение

воспринимать информацию,

умение строить речевое

высказывание в соответствии с

поставленными задачами,

умение слушать и понимать

других.

Регулятивные : умение

концентрировать своё внимание,

умение определять цель

деятельности. Личностные:

умение оценивать жизненные

ситуации с точки зрения

общепринятых норм и

ценностей.

3.Постановка

учебной задачи

- Каждый малыш при рождении от своих родителей

в первую очередь получает имя.

- Что же означает слово – имя. Где мы можем узнать

толкование слов. Обратимся к толковому словарю

С.И.Ожегова

Имя каждого человека – часть истории его народа. В

имени, как в зеркале, отражаются верования,

традиции, быт, фантазии наших далёких предков.

Огромное разнообразие имён встречается вокруг

нас! Какую же цель мы поставим на сегодняшний

В толковом словаре

(хорошо читающий ученик

зачитывает определение).

Выводят цель урока.

Познавательные: умение

извлекать информацию из

различных источников

(словарь), умение

структурировать знания,

формулирование цели урока.

Коммуникативные: умение

воспринимать информацию,

умение слушать и понимать

других. Регулятивные: умение

концентрировать своё внимание,

урок?

( (узнать как рождались

имена в Древней Руси)

умение определять цель

деятельности.

4.Построение

проекта выхода

из затруднений

(«открытие»)

- Ребята, подскажите мне, что же нужно делать, если

чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

-

Каким

путём

сегодня

на

уроке

вам

будет

интересней пойти: самим найти ответ на наш вопрос

или услышать готовый ответ от учителя?

-

Давайте превратимся с вами в исследователей и

будем работать в группах. Такой работой обычно

занимаются учёные. Хотите попробовать?

- Но для начала, давайте вспомним, какие правила

нужно

знать,

чтобы

работа

в

группах

была

успешной?

- Можно спросить у того,

кто знает, можно подумать

самому, а можно найти

ответ в учебнике, в

энциклопедии, в книгах,

Интернет

- Самостоятельно ответить

на вопрос

Повторяют правила работы

в группах

Коммуникативные: умение

воспринимать информацию,

умение слушать и понимать

других.

Личностные: умение

определять и высказывать самые

простые, общие для всех людей

правила.

5.Реализация

построенного

проекта

Задание 1.Прочитайте слова и разделите их на 3

группы: Ольга, Иванович, Стрельцов, Грамотей,

Иванов, Петрович, Денис, Четвертуня, Игорь,

Умник, Алексеевна.

- Какие группы у вас получились? Дайте название

каждой группе.

- Какие слова у вас остались?

- Предположите ,к какой группе можно эти слова

отнести.

- А какие это имена современные или старинные?

- Давайте выдвинем гипотезы (предположения) как

могли появиться такие имена?

(варианты детей записываются на листки и

выносятся на доску)

Чтобы подтвердить или опровергнуть наши

гипотезы, давайте выполним следующее задание

Задание 2. Прочитайте текст «Из истории имён» и

выполните задание в рабочих листах.

Читают тексты, а потом делят имена на группы в

Читают слова на карточках,

делят на группы,

объясняют, почему так

разделили

Имя, фамилия, отчество

Грамотей, Четвертуня,

Умник

Имена

Старинные

Учащиеся выдвигают

гипотезы

Каждая группа работает с

Познавательные: умение

извлекать информацию из

различных источников , умение

на основе анализа объектов

делать выводы; добывать новые

знания, находить ответы на

вопросы.

Коммуникативные: умение

строить речевое высказывание в

соответствии с поставленными

задачами; умение совместно

договариваться о правилах

общения и поведения; умения

работать в группах,

контролировать действия

партнёра; уметь слушать

собеседника

Личностные: умение

определять и высказывать самые

простые, общие для всех людей

правила.

соответствии с их характеристиками:

Косой, Несмеяна, Пятыш, Кузнец, Суббота, Черныш,

Третьяк, Зима, Умник, Рыбак, Второй, Кудряш,

Пушкарь, Дорога, Молчан, Меньшак, Добр, Мал,

Скоморох.

- Какие имена у вас остались? На что эти имена

указывают? ( на место и время рождения человека)

текстом и отвечает на

вопросы

- внешность (Косой, Мал,

Черныш, Кудряш)

- место в семье (Пятыш,

Меньшак, Третьяк, Второй)

- черты характера (Молчан,

Добр, Умник, Несмеяна)

- род занятий родителей

(Кузнец, Пушкарь, Рыбак,

Скоморох)

Суббота, Зима, Дорога

6.Первичное

закрепление во

внешней речи

- Какие секреты имён вы узнали, выполнив свою

исследовательскую работу?

- Давайте проверим гипотезы, которые вы

выдвинули перед исследованием

Физминутка

Проверяют свои гипотезы,

если оказались правы,

оставляем на доске,

остальные убираем

Учащиеся поют песню

«Антошка» и выполняют

танцевальные движения

Регулятивные: контроль,

оценка, коррекция;

Познавательные: умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных

способов решения задач,

Коммуникативные: управление

поведением партнера –

контроль, коррекция, оценка

действий партнера

7.Самостоятельн

ая работа с

самопроверкой

по эталону

Учитель организует заполнение

схемы «Рождение

имён на Руси» (эталон для самопроверки на слайде)

Учащиеся выполняют

задание самостоятельно.

Осуществляют

самопроверку,

Проговаривание детьми

места ошибок и причин

ошибок.

Исправление ошибок.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже

усвоено, осознание качеств и

уровня усвоения; Личностные:

самоопределение

8. Включение в

систему знаний и

повторение

1.Отгадывание старинных загадок

Старинные русские имена сохранились в русских

народных загадках:

Доведение до уровня

автоматизированного

Познавательные: умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных

- Я румяную Матрёшку от подруг не оторву.

Подожду пока Матрёшка упадёт сама в траву.

(яблоко)

- Стоит в углу Матрёна, здорова, ядрёна, пасть

открывает, что дают – глотает (печь)

- У носатого Фоки постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит и, как зеркало, блестит. (самовар)

2.Работа с картиной В.Васнецова «Богатыри».

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит

определённая личность, человек, который отличен от

всех других, единственный и неповторимый. Я

думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя

ассоциировалось у людей с чем-то хорошим,

добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные

люди в разные времена.

- Вспомните, какие имена носили былинные

богатыри?

- Почему у них такие имена? (Алёша– в переводе с

древнегреческого –помощник, защитник, Алексеем

его не называют – подчёркивают молодость

богатыря, его шаловливый характер. Добрыня –

доброта и ласковость, а Никитич (от Никиты) –

победитель, воин, Илья – крепость Господня). Имена

богатырей совпадают с их поведением и характером.

Их имена – сила, мощь, храбрость.

Предлагаю вам дома узнать, что же обозначают ваши

имена и имена ваших родителей. И, если у вас

возникнет желание, сочинить стихотворение про

своё имя.

Например, я вам зачитаю стихотворение о своём

имени.

- Сколько имён у подружки Татьяны?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

навыка ранее

сформированных умений.

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы по

картине Васнецова

Вывод: Не имя красит

человека, а человек имя

способов решения задач;

осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания; определение

основной и второстепенной

информации.

Регулятивные: умение

определять успешность

выполнения своего задания в

диалоге с учителем

Коммуникативные: умение

строить речевое высказывание в

соответствии с поставленными

задачами; умение слушать

собеседника

Таня зовут эту девочку в школе,

Танечкой папа и мама зовут.

Танюшечкой тетя её называет.

«Танька!» – кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имён у тёзки моей?

- А почему родственники называют её Танечка,

Танюшка?

- А почему озорник кричит «Танька». Это

культурная форма имени?

- А вы называете друг друга «Серёжка», «Анька»,

«Димка»? Я думаю, что нет. Ведь это неуважительно

по отношению к друзьям, одноклассникам.

- Имя одно, а другие формы

– это варианты имени.

Полное имя – Татьяна.

Называют уменьшительно –

ласкательными именами,

потому, что любят.

Нет, так называть не надо

8.Рефлексия

деятельности

(итог урока)

Наш урок подошёл к концу.

- Какую работу мы сегодня выполняли?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их

применить?

- Вы довольны своей работой? Если да, то

поднимите ладошки и поверните их ко мне. А если

не очень, то поверните ладошки к себе.

- Ребята, вы сегодня на уроке очень хорошо

работали. В знак благодарности я хочу вам подарить

свою ладошку. Это была моя ладошка, а сейчас она

станет вашей. Напишите на ладошках ласкательную

форму своего имени. Ваши ладошки напоминают

лучики солнышка. Давайте соединим их, и получим

солнышко, которое будем освещать своими лучами

ваш класс.

На части не делится солнце лучистое.

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья – луча серебристого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Осуществляют самооценку

собственной деятельности и

деятельности класса.

Соотносят цель и

результаты.

Записывают на ладошках

свои имена и приклеивают

на плакат, чтобы

получилось солнышко

Регулятивные: умение

оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной

задачей; умение осуществлять

познавательную и личностную

рефлексию

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли; умение слушать

собеседника



В раздел образования