Автор: Кошкина Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-СОШ №1
Населённый пункт: г.Красный Кут Саратовской области
Наименование материала: разработка урока окружающего мира в 3 классе
Тема: "Как рождались имена"
Раздел: начальное образование
Окружающий мир. 3 класс «Начальная школаXXI века»
Тема урока: «Как рождались имена».
Цель:
создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о том, как в старину рождались имена.
Задачи:
Образовательные:
- создание условий для знакомства учащихся с происхождением и многообразии имён, со значением имени для человека
- формирование исследовательских умений: работать с дополнительной литературой, выдвигать гипотезы, делать выводы, представлять
результаты исследовательской работы.
Развивающие:
- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах
- развитие речи (умения оформлять свои мысли в устной форме), мышления (умения устанавливать аналогии; обобщать и
классифицировать по признакам), и творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к своему имени, к традициям своего народа;
- формирование умения работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Тип урока: «открытие» нового знания
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
1.Самоопределен
ие к
деятельности.
Организационны
й момент
Здравствуйте, ребята.- Для того, чтобы сегодня всё у
нас получилось, предлагаю обратить внимание на
девиз урока, который, надеюсь, поможет нам
в
успешной
и
плодотворной
работе.
Давайте
возьмёмся за руки и хором проговорим эти слова.
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Проверяют готовность к
уроку.
Включаются в деловой
ритм.
Личностные: самоопределение,
готовность и способность
обучающихся к саморазвитию,
стремление к успешности в
учебной деятельности;
регулятивные:
умение
настраиваться на успешность
своей работы на уроке.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
Повторяют слова по слайду
2.Актуализация
знаний и
фиксация
затруднения в
деятельности
-
Ребята,
а
вы
любите
смотреть
мультфильмы?
Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма,
ко т о р ы й
п ом ож е т
н а м
о п р е д е л и т ь
т е м у
сегодняшнего урока.
Видео «Котёнок Гав» (щенок не знает своего имени
и вместе с котёнком пытается его найти)
- Чем озадачены герои мультфильма?
- А для людей так же важно иметь имя?
- Как вы думаете, какая же будет тема урока?
Дети отвечают на вопрос.
Отвечают на вопросы
Выводят тему урока.
Познавательные: умение
извлекать информацию из
различных источников, умение
делать выводы, постановка и
формулирование темы урока,
умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание
Коммуникативные:
умение
воспринимать информацию,
умение строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами,
умение слушать и понимать
других.
Регулятивные : умение
концентрировать своё внимание,
умение определять цель
деятельности. Личностные:
умение оценивать жизненные
ситуации с точки зрения
общепринятых норм и
ценностей.
3.Постановка
учебной задачи
- Каждый малыш при рождении от своих родителей
в первую очередь получает имя.
- Что же означает слово – имя. Где мы можем узнать
толкование слов. Обратимся к толковому словарю
С.И.Ожегова
Имя каждого человека – часть истории его народа. В
имени, как в зеркале, отражаются верования,
традиции, быт, фантазии наших далёких предков.
Огромное разнообразие имён встречается вокруг
нас! Какую же цель мы поставим на сегодняшний
В толковом словаре
(хорошо читающий ученик
зачитывает определение).
Выводят цель урока.
Познавательные: умение
извлекать информацию из
различных источников
(словарь), умение
структурировать знания,
формулирование цели урока.
Коммуникативные: умение
воспринимать информацию,
умение слушать и понимать
других. Регулятивные: умение
концентрировать своё внимание,
урок?
( (узнать как рождались
имена в Древней Руси)
умение определять цель
деятельности.
4.Построение
проекта выхода
из затруднений
(«открытие»)
- Ребята, подскажите мне, что же нужно делать, если
чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
-
Каким
путём
сегодня
на
уроке
вам
будет
интересней пойти: самим найти ответ на наш вопрос
или услышать готовый ответ от учителя?
-
Давайте превратимся с вами в исследователей и
будем работать в группах. Такой работой обычно
занимаются учёные. Хотите попробовать?
- Но для начала, давайте вспомним, какие правила
нужно
знать,
чтобы
работа
в
группах
была
успешной?
- Можно спросить у того,
кто знает, можно подумать
самому, а можно найти
ответ в учебнике, в
энциклопедии, в книгах,
Интернет
- Самостоятельно ответить
на вопрос
Повторяют правила работы
в группах
Коммуникативные: умение
воспринимать информацию,
умение слушать и понимать
других.
Личностные: умение
определять и высказывать самые
простые, общие для всех людей
правила.
5.Реализация
построенного
проекта
Задание 1.Прочитайте слова и разделите их на 3
группы: Ольга, Иванович, Стрельцов, Грамотей,
Иванов, Петрович, Денис, Четвертуня, Игорь,
Умник, Алексеевна.
- Какие группы у вас получились? Дайте название
каждой группе.
- Какие слова у вас остались?
- Предположите ,к какой группе можно эти слова
отнести.
- А какие это имена современные или старинные?
- Давайте выдвинем гипотезы (предположения) как
могли появиться такие имена?
(варианты детей записываются на листки и
выносятся на доску)
Чтобы подтвердить или опровергнуть наши
гипотезы, давайте выполним следующее задание
Задание 2. Прочитайте текст «Из истории имён» и
выполните задание в рабочих листах.
Читают тексты, а потом делят имена на группы в
Читают слова на карточках,
делят на группы,
объясняют, почему так
разделили
Имя, фамилия, отчество
Грамотей, Четвертуня,
Умник
Имена
Старинные
Учащиеся выдвигают
гипотезы
Каждая группа работает с
Познавательные: умение
извлекать информацию из
различных источников , умение
на основе анализа объектов
делать выводы; добывать новые
знания, находить ответы на
вопросы.
Коммуникативные: умение
строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами; умение совместно
договариваться о правилах
общения и поведения; умения
работать в группах,
контролировать действия
партнёра; уметь слушать
собеседника
Личностные: умение
определять и высказывать самые
простые, общие для всех людей
правила.
соответствии с их характеристиками:
Косой, Несмеяна, Пятыш, Кузнец, Суббота, Черныш,
Третьяк, Зима, Умник, Рыбак, Второй, Кудряш,
Пушкарь, Дорога, Молчан, Меньшак, Добр, Мал,
Скоморох.
- Какие имена у вас остались? На что эти имена
указывают? ( на место и время рождения человека)
текстом и отвечает на
вопросы
- внешность (Косой, Мал,
Черныш, Кудряш)
- место в семье (Пятыш,
Меньшак, Третьяк, Второй)
- черты характера (Молчан,
Добр, Умник, Несмеяна)
- род занятий родителей
(Кузнец, Пушкарь, Рыбак,
Скоморох)
Суббота, Зима, Дорога
6.Первичное
закрепление во
внешней речи
- Какие секреты имён вы узнали, выполнив свою
исследовательскую работу?
- Давайте проверим гипотезы, которые вы
выдвинули перед исследованием
Физминутка
Проверяют свои гипотезы,
если оказались правы,
оставляем на доске,
остальные убираем
Учащиеся поют песню
«Антошка» и выполняют
танцевальные движения
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция;
Познавательные: умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных
способов решения задач,
Коммуникативные: управление
поведением партнера –
контроль, коррекция, оценка
действий партнера
7.Самостоятельн
ая работа с
самопроверкой
по эталону
Учитель организует заполнение
схемы «Рождение
имён на Руси» (эталон для самопроверки на слайде)
Учащиеся выполняют
задание самостоятельно.
Осуществляют
самопроверку,
Проговаривание детьми
места ошибок и причин
ошибок.
Исправление ошибок.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено, осознание качеств и
уровня усвоения; Личностные:
самоопределение
8. Включение в
систему знаний и
повторение
1.Отгадывание старинных загадок
Старинные русские имена сохранились в русских
народных загадках:
Доведение до уровня
автоматизированного
Познавательные: умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных
- Я румяную Матрёшку от подруг не оторву.
Подожду пока Матрёшка упадёт сама в траву.
(яблоко)
- Стоит в углу Матрёна, здорова, ядрёна, пасть
открывает, что дают – глотает (печь)
- У носатого Фоки постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит и, как зеркало, блестит. (самовар)
2.Работа с картиной В.Васнецова «Богатыри».
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит
определённая личность, человек, который отличен от
всех других, единственный и неповторимый. Я
думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя
ассоциировалось у людей с чем-то хорошим,
добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные
люди в разные времена.
- Вспомните, какие имена носили былинные
богатыри?
- Почему у них такие имена? (Алёша– в переводе с
древнегреческого –помощник, защитник, Алексеем
его не называют – подчёркивают молодость
богатыря, его шаловливый характер. Добрыня –
доброта и ласковость, а Никитич (от Никиты) –
победитель, воин, Илья – крепость Господня). Имена
богатырей совпадают с их поведением и характером.
Их имена – сила, мощь, храбрость.
Предлагаю вам дома узнать, что же обозначают ваши
имена и имена ваших родителей. И, если у вас
возникнет желание, сочинить стихотворение про
своё имя.
Например, я вам зачитаю стихотворение о своём
имени.
- Сколько имён у подружки Татьяны?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
навыка ранее
сформированных умений.
Отгадывают загадки
Отвечают на вопросы по
картине Васнецова
Вывод: Не имя красит
человека, а человек имя
способов решения задач;
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания; определение
основной и второстепенной
информации.
Регулятивные: умение
определять успешность
выполнения своего задания в
диалоге с учителем
Коммуникативные: умение
строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами; умение слушать
собеседника
Таня зовут эту девочку в школе,
Танечкой папа и мама зовут.
Танюшечкой тетя её называет.
«Танька!» – кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у тёзки моей?
- А почему родственники называют её Танечка,
Танюшка?
- А почему озорник кричит «Танька». Это
культурная форма имени?
- А вы называете друг друга «Серёжка», «Анька»,
«Димка»? Я думаю, что нет. Ведь это неуважительно
по отношению к друзьям, одноклассникам.
- Имя одно, а другие формы
– это варианты имени.
Полное имя – Татьяна.
Называют уменьшительно –
ласкательными именами,
потому, что любят.
Нет, так называть не надо
8.Рефлексия
деятельности
(итог урока)
Наш урок подошёл к концу.
- Какую работу мы сегодня выполняли?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их
применить?
- Вы довольны своей работой? Если да, то
поднимите ладошки и поверните их ко мне. А если
не очень, то поверните ладошки к себе.
- Ребята, вы сегодня на уроке очень хорошо
работали. В знак благодарности я хочу вам подарить
свою ладошку. Это была моя ладошка, а сейчас она
станет вашей. Напишите на ладошках ласкательную
форму своего имени. Ваши ладошки напоминают
лучики солнышка. Давайте соединим их, и получим
солнышко, которое будем освещать своими лучами
ваш класс.
На части не делится солнце лучистое.
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья – луча серебристого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Осуществляют самооценку
собственной деятельности и
деятельности класса.
Соотносят цель и
результаты.
Записывают на ладошках
свои имена и приклеивают
на плакат, чтобы
получилось солнышко
Регулятивные: умение
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей; умение осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли; умение слушать
собеседника