Автор: Орлова Лариса Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Воробушек" № 438
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи
Тема: "Секрет маленьких человечков"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 438 “Воробушек” общеразвивающего типа
город Нижний Новгород
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
( область “Речевое развитие”)
Тема: “Секрет Маленьких Человечков”
для подготовительной группы
( с использованием элементов ТРИЗ- технологии )
Составила:
Воспитатель- Орлова Лариса Валериевна
(первая квалификационная категория)
2019
год
ЦЕЛЬ: Посредством элементов ТРИЗ-технологии формировать у детей представления
о свойствах различных веществ; развивать связную речь детей при составлении
рассказов о свойствах предметов; развитие общения и взаимодействия детей
со взрослыми и сверстниками.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: активизировать и обогащать словарь детей существительными,
прилагательными, глаголами по теме занятия; развивать умения
содержательно и логично строить высказывания.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать логическое мышление, зрительное внимание, воображение,
фантазию детей; продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми
предложениями.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между
детьми; воспитывать умение слушать своего сверстника ,
не перебивая; воспитание активности, инициативности,
самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: “Речевое развитие”, “Познавательное
развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: игровая, коммуникативная.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакат “Необычный город человечков”; карточки-схемы: “Твердые
вещества”, “Жидкие вещества”, “Газообразные вещества”; мячик.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: - беседа “Маленькие Человечки”;
- дидактическая игра “Живое – неживое”;
- речевые игры “Какой? Какая? Какое?”
- игры – ТРИЗ: “ Наоборот “;
“ Но – не “;
“ На что похоже?”;
“ Оживление “.
ХОД
ЗАНЯТИЯ:
1 ВВОД В ТЕМУ
Вос- ль: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в удивительное путешествие в один сказочный
город, а в какой вы попробуете догадаться сами, прослушав сказку.
(сказка) В одном сказочном городе жили веселые маленькие человечки. Они были
очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и
любая работа была им не почем, их трудно было разлучить. Но вот однажды случилось
несчастье – на этот город напал злой волшебник. Он решил рассорить человечков, стал
им нашептывать всякую неправду, и человечки стали ссориться, дружба их стала
рушиться, т.к. они стали не так крепко держаться за руки. А человечки, которые поверили
всем небылицам волшебника, вообще разбежались в разные стороны. С тех пор город
превратился из сказочного в самый обыкновенный. И человечки стали жить среди нас –
людей. Но они так и остались: одни - дружны, другие- не очень, а третьи- сами по себе.
Вос- ль: Ребята, вы догадались, что это за город?
Дети: ( Да. Это город “ Маленьких Человечков”- твердых, жидких, газообразных)
( выставляется плакат “Город необычных человечков” )
2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Вос- ль: Правильно. И мы отправляемся на улицу “ Твердых человечков “, которые крепко
держатся за руки ( выставляется карточка- схема “Твердые вещества”).
Дети: ( Детям предлагается поиграть в игру “ Но – не “ про твердые предметы, которые
есть в окружающей обстановке. Например: дверь- большая, но не гора; прямоугольная,
но не кирпич; открывается, но не замок. Окно- прозрачное, но не воздух; стеклянное, но
не ваза; в мороз с узорами, но не картина. Карандаш- тонкий, но не веточка; деревянный-
но не стол; рисует, но не художник и т.п.) Дети сами составляют загадки.
Вос- ль: А сейчас мы отправляемся на другую улицу- улицу “ Жидких Человечков “
( выставляется карточка- схема “ Жидкие вещества “), которые не очень крепко держаться
за руки.
Дети: ( детям предлагается поиграть в игру с мячом “Назови только жидкое”. Например: вода,
сок, молоко, кефир, компот, чай, кофе, растительное масло, уксус, бульон т.п.).
Вос- ль: На этой улице человечки ведут себя по- разному в разное время года. Зимой они
превращаются в лед, становятся твердыми, а весной…
Дети: (ответы- рассуждения детей: весной солнце греет сильнее и лед начинает таять. Когда
становится тепло, твердые человечки отпускают руки, перестают держаться и превращаются
в жидких).
Вос- ль: Жидкость- это вода. Скажите, пожалуйста, а какая вода бывает?
Дети: (подбирают слова- признаки к слову “вода”. Например: холодная, прозрачная, безвкусная,
пресная, морская, дождевая, талая, родниковая, минеральная, колодезная, мутная,
чистая, горячая, свежая, целебная, ароматная и т.п.)
Вос- ль: Молодцы. А что вода умеет делать?
Дети: (подбирают слова- действия к слову “вода”. Например: бежит, течет, поливает, падает, моет,
капает, переливается, разливается, тает, замерзает, льется, струится, растворяет и т.п.)
Вос- ль: Молодцы. А теперь мы отдохнем:
Дети: игра- физминутка ( по ходу текста выполняются движения )
- К речке быстро мы спустились, ( шагаем )
- Наклонились и умылись. ( наклоны )
- 1,2,3,4- вот как славно освежились! ( потянулись )
- Как приятно в речке плавать ( плавательные движения )
- Берег- слева, берег- справа. ( повороты влево- вправо )
- Речка лентой впереди, ( ладошки вместе перед собой )
- Сверху мостик- погляди. ( рука ко лбу- “смотрим “)
- Чтобы плыть еще скорей, ( плавательные движения )
- Надо нам грести быстрей. ( как- будто гребем )
- Мы работаем руками ( показать руки )
- Кто угонится за нами? ( разводим руками )
- Вышли на берег крутой ( шагаем на месте )
- И отправились домой!
( вместо физминутки можно провести игру “ Замри “
Правила: дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал бубном
или колокольчиком- они превращаются в “ледяных”, т.е. должны замереть- “замерзнуть”,
когда подается двойной сигнал- дети снова “ тают “ и начинают двигаться)
Вос- ль: А теперь нам пора на улицу газообразных человечков ( выставляется карточка- схема
“ Газообразные вещества “)
Что это за человечки?
Дети: ( подбирают слова- воздух, запах, дым, пар и т.п.)
Вос- ль: Что они умеют делать?
Дети: ( подбирают слова- действия. Например: летать, дуть, разносить, шалить, раскачивать,
проникать , нагреваться и т.п.)
Вос- ль: ( предлагает поиграть в игру “ Маленькие Человечки “. Дети выполняют действия-
в каком веществе человечки “живут”. Камень- дети берутся за руки; сок- дети становятся
рядом друг с другом, соприкасаясь локтями; воздух- дети отбегают друг от друга,
махая руками)
Вос- ль: У человечков к вам есть “волшебные “ вопросы:
- Как не промокнуть под дождем?
- Как сделать необычную снежинку?
- Как можно использовать камешек?
- Придумайте новых человечков
Дети: ( предлагают свои варианты, выбирается самый интересный )
3 ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Вос- ль: Вот мы с вами и совершили путешествие в необычный город “ Маленьких Человечков”.
Вам понравилось путешествие? Чем? (подводятся итоги занятия, поощряются наиболее
активные дети)