Напоминание

"Секрет маленьких человечков"


Автор: Орлова Лариса Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Воробушек" № 438
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи
Тема: "Секрет маленьких человечков"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 438 “Воробушек” общеразвивающего типа

город Нижний Новгород

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

( область “Речевое развитие”)

Тема: “Секрет Маленьких Человечков”

для подготовительной группы

( с использованием элементов ТРИЗ- технологии )

Составила:

Воспитатель- Орлова Лариса Валериевна

(первая квалификационная категория)

2019

год

ЦЕЛЬ: Посредством элементов ТРИЗ-технологии формировать у детей представления

о свойствах различных веществ; развивать связную речь детей при составлении

рассказов о свойствах предметов; развитие общения и взаимодействия детей

со взрослыми и сверстниками.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: активизировать и обогащать словарь детей существительными,

прилагательными, глаголами по теме занятия; развивать умения

содержательно и логично строить высказывания.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать логическое мышление, зрительное внимание, воображение,

фантазию детей; продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми

предложениями.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между

детьми; воспитывать умение слушать своего сверстника ,

не перебивая; воспитание активности, инициативности,

самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: “Речевое развитие”, “Познавательное

развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”.

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: игровая, коммуникативная.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакат “Необычный город человечков”; карточки-схемы: “Твердые

вещества”, “Жидкие вещества”, “Газообразные вещества”; мячик.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: - беседа “Маленькие Человечки”;

- дидактическая игра “Живое – неживое”;

- речевые игры “Какой? Какая? Какое?”

- игры – ТРИЗ: “ Наоборот “;

“ Но – не “;

“ На что похоже?”;

“ Оживление “.

ХОД

ЗАНЯТИЯ:

1 ВВОД В ТЕМУ

Вос- ль: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в удивительное путешествие в один сказочный

город, а в какой вы попробуете догадаться сами, прослушав сказку.

(сказка) В одном сказочном городе жили веселые маленькие человечки. Они были

очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и

любая работа была им не почем, их трудно было разлучить. Но вот однажды случилось

несчастье – на этот город напал злой волшебник. Он решил рассорить человечков, стал

им нашептывать всякую неправду, и человечки стали ссориться, дружба их стала

рушиться, т.к. они стали не так крепко держаться за руки. А человечки, которые поверили

всем небылицам волшебника, вообще разбежались в разные стороны. С тех пор город

превратился из сказочного в самый обыкновенный. И человечки стали жить среди нас –

людей. Но они так и остались: одни - дружны, другие- не очень, а третьи- сами по себе.

Вос- ль: Ребята, вы догадались, что это за город?

Дети: ( Да. Это город “ Маленьких Человечков”- твердых, жидких, газообразных)

( выставляется плакат “Город необычных человечков” )

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вос- ль: Правильно. И мы отправляемся на улицу “ Твердых человечков “, которые крепко

держатся за руки ( выставляется карточка- схема “Твердые вещества”).

Дети: ( Детям предлагается поиграть в игру “ Но – не “ про твердые предметы, которые

есть в окружающей обстановке. Например: дверь- большая, но не гора; прямоугольная,

но не кирпич; открывается, но не замок. Окно- прозрачное, но не воздух; стеклянное, но

не ваза; в мороз с узорами, но не картина. Карандаш- тонкий, но не веточка; деревянный-

но не стол; рисует, но не художник и т.п.) Дети сами составляют загадки.

Вос- ль: А сейчас мы отправляемся на другую улицу- улицу “ Жидких Человечков “

( выставляется карточка- схема “ Жидкие вещества “), которые не очень крепко держаться

за руки.

Дети: ( детям предлагается поиграть в игру с мячом “Назови только жидкое”. Например: вода,

сок, молоко, кефир, компот, чай, кофе, растительное масло, уксус, бульон т.п.).

Вос- ль: На этой улице человечки ведут себя по- разному в разное время года. Зимой они

превращаются в лед, становятся твердыми, а весной…

Дети: (ответы- рассуждения детей: весной солнце греет сильнее и лед начинает таять. Когда

становится тепло, твердые человечки отпускают руки, перестают держаться и превращаются

в жидких).

Вос- ль: Жидкость- это вода. Скажите, пожалуйста, а какая вода бывает?

Дети: (подбирают слова- признаки к слову “вода”. Например: холодная, прозрачная, безвкусная,

пресная, морская, дождевая, талая, родниковая, минеральная, колодезная, мутная,

чистая, горячая, свежая, целебная, ароматная и т.п.)

Вос- ль: Молодцы. А что вода умеет делать?

Дети: (подбирают слова- действия к слову “вода”. Например: бежит, течет, поливает, падает, моет,

капает, переливается, разливается, тает, замерзает, льется, струится, растворяет и т.п.)

Вос- ль: Молодцы. А теперь мы отдохнем:

Дети: игра- физминутка ( по ходу текста выполняются движения )

- К речке быстро мы спустились, ( шагаем )

- Наклонились и умылись. ( наклоны )

- 1,2,3,4- вот как славно освежились! ( потянулись )

- Как приятно в речке плавать ( плавательные движения )

- Берег- слева, берег- справа. ( повороты влево- вправо )

- Речка лентой впереди, ( ладошки вместе перед собой )

- Сверху мостик- погляди. ( рука ко лбу- “смотрим “)

- Чтобы плыть еще скорей, ( плавательные движения )

- Надо нам грести быстрей. ( как- будто гребем )

- Мы работаем руками ( показать руки )

- Кто угонится за нами? ( разводим руками )

- Вышли на берег крутой ( шагаем на месте )

- И отправились домой!

( вместо физминутки можно провести игру “ Замри “

Правила: дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал бубном

или колокольчиком- они превращаются в “ледяных”, т.е. должны замереть- “замерзнуть”,

когда подается двойной сигнал- дети снова “ тают “ и начинают двигаться)

Вос- ль: А теперь нам пора на улицу газообразных человечков ( выставляется карточка- схема

“ Газообразные вещества “)

Что это за человечки?

Дети: ( подбирают слова- воздух, запах, дым, пар и т.п.)

Вос- ль: Что они умеют делать?

Дети: ( подбирают слова- действия. Например: летать, дуть, разносить, шалить, раскачивать,

проникать , нагреваться и т.п.)

Вос- ль: ( предлагает поиграть в игру “ Маленькие Человечки “. Дети выполняют действия-

в каком веществе человечки “живут”. Камень- дети берутся за руки; сок- дети становятся

рядом друг с другом, соприкасаясь локтями; воздух- дети отбегают друг от друга,

махая руками)

Вос- ль: У человечков к вам есть “волшебные “ вопросы:

- Как не промокнуть под дождем?

- Как сделать необычную снежинку?

- Как можно использовать камешек?

- Придумайте новых человечков

Дети: ( предлагают свои варианты, выбирается самый интересный )

3 ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Вос- ль: Вот мы с вами и совершили путешествие в необычный город “ Маленьких Человечков”.

Вам понравилось путешествие? Чем? (подводятся итоги занятия, поощряются наиболее

активные дети)



В раздел образования