Автор: Шаихова Ольга Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №126 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ, КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ВАРИАТИВНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ДЕТСКОМ САДУ, КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ВАРИАТИВНОГО
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шаихова Ольга Юрьевна, старший воспитатель
ЧДОУ «Детский сад №126 ОАО «РЖД», г. Екатеринбург.
Современные
дети
живут
в
эпоху
активной
информатизации,
компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее
проникают
во
все
сферы
человеческой
жизнедеятельности
и
вызывают
интерес детей к современной технике.
Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в
ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно-
ориентированные подходы в образовании. Не стало исключением и наше
дошкольное учреждение, коллектив которого находится в постоянном поиске
нового
содержания
образовательного
процесса,
и
интенсивно
внедряет
в
работу современные педагогические технологии.
Особенно
эффективными
в
работе
с
дошкольниками
является
использование
интерактивных
технологий,
которые
включают
достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса.
Использование
ИКТ
в
детском
саду
позволяет
перейти от
объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при
котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объекттом
педагогического
воздействия.
Это
способствует
осознанному
усвоению
знаний дошкольниками.
К.Д. Ушинский говорил, что самостоятельные мысли вытекают
только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и
явлениях которые окружают ребенка.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения
является
их
ориентация
на
результаты
образования,
причём
они
рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.
Деятельность
выступает
как
внешнее
условие
развития
у
ребёнка
познавательных
процессов.
Чтобы
ребенок
развивался,
необходимо
организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в
организации условий, провоцирующих детское действие.
Такую
стратегию
обучения
я
в
своей
работе
реализую
при
использовании робототехники в образовательной среде
Актуальность
введения
робототехники
в
образовательный
процесс
ДОО обусловлена: требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-
пространственной
развивающей
среды,
востребованностью
развития
широкого
кругозора
старшего
дошкольника,
формированию
предпосылок
универсальных учебных действий, робототехника успешно решает проблему
социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.
Основная цель занятий по робототехнике - воспитание творческой,
гармонично
развитой
личности,
обладающей
логическим
мышлением,
способной анализировать и решать задачи, связанные с программированием и
алгоритмизацией.
Занятия по робототехнике позволяют:
1.
Изучение основ алгоритмики и программирования.
2.
Формирование
когнитивных
навыков
и
развития
логического
мышления.
3.
Развитие пространственного мышления и воображения.
4.
Развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Робототехника
–
это
одно
из
инновационных
образовательных
средств развития познавательной активности у детей.
В
своей
работе
мы
используем робототехнический
набор
для
младшего возраста MATATALAB PRO SET
Это
набор
для
изучения
основ
алгоритмики
и
программирования.
Предназначен
для
формирования
когнитивных
навыков
и
развития
логического мышления у детей от 4 до 9 лет. Развивает логическое мышление
в
увлекательной
игровой
форме.
Учит
основам
программирования без
применения компьютера и мобильных устройств.
Дети наиболее эффективно приобретают необходимые навыки и знания
в процессе игровой деятельности, используя основные органы чувств (свои
руки, глаза и уши).
Во
время
игры
с
набором
дети
используют
пространственное
воображение, чтобы создавать алгоритмы движения с использованием блоков
для программирования.
Возможности
набора
позволяют
создавать
свои
квесты
и
истории,
соревноваться в умении программировать движение робота.
Отличительной
особенностью
набора
является
от сут ствие
необходимости
использовать
компьютер
или
мобильное
устройство
для
программирования.
Программа составляется из блоков с символами на специальном поле,
распознаётся
с
помощью
камеры
и
передаётся
на
робота,
который
ее
выполняет.
Применение
робототехники
в
образовательном
процессе
ДОО
позволило мне разработать методологическую основу развития элементов
технического
мышления
и
творчества
ребенка
на
деятельностном,
интегративном и средовом подходах.
В
своей
деятельности
я
смоделировала
образовательный
процесс,
который в своей структуре отражает содержание, формы, методы, приемы и
диагно стику
развития
техниче ских
спо собно стей
с р ед с т ва м и
образовательной робототехники.
Основные формы и методы образовательной робототехники:
рассказывание сказок, рассказов
просмотр презентаций, настольного театра, видеопросмотр
беседа о составлении алгоритма действий, объяснение
просмотр схемы
совместная работа по выполнению задания по инструкции;
сюжетно-ролевая игра, поощрение
творческое моделирование
выполнение вариативных заданий по алгоритму действий
соревнования роботов
разработка и реализация проекта.
Организация
непрерывной
образовательной
деятельности
по
робототехнике состоит из 3 этапов:
1.
Вводный этап – создание мотивации у детей; опора на личный
опыт детей; использование настольного театра и анимации, видеопросмотр;
введение персонажа; рассказывание сказок, притчи, басен; постановка цели;
обеспечение условий.
2.
Основной этап – инструктаж по сборке алгоритма движения
робота; ознакомление с блоками; чтение схемы; обдумывание, обговаривание;
сборка алгоритма движения; создание своего варианта алгоритма движения
робота с дополнением или изменениями.
3.
Заключительный этап – осмысливание итогов деятельности;
оценка
модели,
ее
возможностей;
игра
роботами;
по
ситуации
–
замена
алгоритма движения, изменение поведения модели; анализ достижений и
возможных путей решения проблем.
Образовательная деятельность с применением робототехники с детьми
строится
на
комплексно-тематиче ском,
событийном,
о п ы т н о -
экспериментальном принципах организации деятельности ребенка.
В этой деятельности дети все мотивированы довести работу до конца,
проявляют
большую
активность
т.к.
они
играют
собственной
созданной
ситуации
для
робота.
При
затруднениях,
непонимании
и
неумении
они
обращаются к взрослому, и дети открыты к восприятию его объяснений, т.к. у
них возникает реальная потребность в инструкциях взрослого. Возникает
настоящий
диалог
между
партнерами
в
практической
деятельности.
При
анализе итогов детской деятельности по робототехнике проявляются высокие
темпы развития творческих способностей и самостоятельности ребенка, его
результативность.